1. Пояснительная записка
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет с учетом возрастных и индивидуальных особенностей контингента детей и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей. А также обеспечивает разностороннее развитие детей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.
Возрастные и индивидуальные особенности контингента воспитанников
В ДОУ функционирует 6 групп, из них:
2 группы детей в возрасте с 2 до 3 лет;
1 группа детей в возрасте с 3 до 4 лет;
1 группа детей в возрасте с 4 до 5 лет;
1 группа детей в возрасте с 5 до 6 лет;
1 группа детей в возрасте с 6 до 7 лет.
Списочный состав
|
170
|
Группы здоровья:
- первая
|
57
|
- вторая
|
106
|
- третья
|
7
|
Физическое развитие
Основная норма
|
119
|
Подготовительная норма
|
24
|
Основная норма +ЛФК
|
22
|
Специальная норма
|
5
|
Педагогический коллектив состоит из 14 человек из них воспитателей – 10;
специалистов – 4
заведующий – Ноженко Надежда Николаевна;
заместитель заведующего по воспитательно-методической работе – Бурковская Ольга Николаевна; педагог – психолог – Хурсенко Татьяна Львовна;
музыкальный руководитель – Новак Наталья Валентиновна;
|
2009-2010
|
Всего педагогов
|
14
|
Всего воспитателей
|
10
|
Совместителей, человек
|
1
|
Средний возраст педагогов (лет)
|
45
|
Образование, человек от общего числа
|
высшее
|
3
|
среднее специальное
|
9
|
среднее
|
1
|
ученая степень
|
-
|
Аттестация человек от общего числа педагогов
|
высшая квалификационная категория
|
2
|
первая квалификационная категория
|
7
|
вторая квалификационная категория
|
3
|
без категории
|
2
|
Педагогический стаж, человек
|
1 – 3 года
|
0
|
3 – 10 лет
|
3
|
10 – 20 лет
|
4
|
Свыше 20 лет
|
7
|
Повышение квалификации, человек
|
Всего воспитателей
|
10
|
ПИППКРО
|
1
|
Курсы при других ОУ
|
0
|
Педагог-психолог
|
|
1
|
музыкальный руководитель
|
|
1
|
Учитель-логопед
|
|
0
|
Сведения о семьях воспитанников.
Количество семей
|
170
|
Многодетные
|
3
|
Опекаемые
|
0
|
Сотрудники МВД
|
7
|
Военнослужащие
|
5
|
Одинокие
|
6
|
Неполные семья
|
16
|
Иные
|
133
|
Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с комплексной программой развития и воспитания детей в детском саду «Детство» авторы В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова, (2001 года). Основным приоритетным направлением в деятельности ДОУ является познавательно - речевое развитие детей.
Цели и задачи деятельности ДОУ
по реализации основной общеобразовательной программы
Цель:
- формирование всесторонне развитой личности ребенка с учетом его физического и психического развития, индивидуальных возможностей, интересов и способностей, готовности к обучению к школе;
Задачи:
- укреплять физическое и психологическое здоровье детей, создавать условия для эмоционального и душевного комфорта;
- создавать условия для познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;
- воспитывать у детей гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье с учетом возрастных категорий;
- осуществлять необходимую коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;
- взаимодействовать с семьями по вопросам обеспечения полноценного развития детей.
Содержание общеобразовательной программы соответствует основным положениям возрастной психологии и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечение единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
Особенности образовательного процесса
Основная общеобразовательная программа рассчитана на 5 возрастных ступеней физического и психического развития детей дошкольного возраста:
младший дошкольный возраст:
- от 2 до 3 лет (первая младшая группа)
- от 3 до 4 лет (вторая младшая группа)
средний дошкольный возраст - от 4 до 5 лет (средняя группа)
старший дошкольный возраст: - от 5 до 6 лет (старшая группа)
- от 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа).
Основная общеобразовательная программа реализуется через специфичные для каждого возраста воспитанников виды деятельности: игровая; художественная; трудовая; образовательная; двигательная.
В основу образовательного процесса определен комплексно – тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.
Учебный план составлен с учетом методических рекомендаций комплексной программы «Детство» (автор Логинова В.И., Бабаева Т.И. и др), «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» (СанПиН 2.4.1.1249-03, утвержденного Главным гос.сан.врачом РФ 20.06.2003г).
Сохраняется блочная система построения воспитательно-образовательного процесса:
Б-1 – совместная деятельность взрослого с детьми, которая обязательная для всех детей; Б-2 – совместная деятельность с детьми (по инициативе взрослого и при желании детей); Б-3 – самостоятельная деятельность детей (педагог создает только условия для деятельности), а также кружковая работа – «занятия по интересам». Перерыв между занятиями составляет 10 минут в каждой возрастной группе для организации двигательной активности. В середине занятий статического характера проводится физ. минутка.
Распределение нагрузки на детей осуществляется с учетом гигиенических требований и максимальной нагрузки на детей дошкольного возраста. Учебная нагрузка распределяется не в ущерб прогулкам и дневному отдыху. В середине учебного года (январь-февраль) организуются недельные каникулы, во время которых проводят развлечения только эстетически-оздоровительного цикла. В дни каникул и в летний период учебные занятия не проводятся. Организуются спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии, музыкальные вечера и др., а также увеличивается продолжительность прогулок.
Содержание основной общеобразовательной программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому:
«Физическая культура»,
«Здоровье»,
«Безопасность»,
«Социализация»,
«Труд»,
«Познание»,
«Коммуникация»,
«Чтение художественной литературы»,
«Художественное творчество»,
«Музыка».
Принципы и подходы к формированию общеобразовательной программы
Содержание основной общеобразовательной программы основывается на следующих принципах: принцип гуманистических ценностей в образовании и педагогических отношениях;
научность и практическая ориентированность как средство формирования в образовательном процессе творческих, исследовательских подходов к изучаемому материалу, ориентация образования на передовые достижения современной научной мысли, стимулирование самостоятельной познавательной активности воспитанника в единстве с умением использовать знания в нестандартных, жизненных ситуациях;
- строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей
- учёт международного, федерального и регионального опыта в построении содержания образования;
- рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм работы с детьми.
А также содержание основной общеобразовательной программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
Нормативно - правовая база реализации основной общеобразовательной программы
Образовательная программа МДОУ «Детский сад № 19»» - документ, определяющий специфику организации воспитательно-образовательного процесса с учетом стандарта дошкольного уровня образования. Разработана в соответствии:
- Конституцией РФ от 12.12.1993г.,
- Законом РФ от 10.07.1992г. №3266-1 «Об образовании»;
- Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г № 666;
- Конвенцией ООН о правах ребенка (1989);
- Устав ДОУ,
Образовательная программа охватывает все основные моменты жизнедеятельности детей в каждом возрастном периоде. Обеспечивает построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное и всестороннее развитие ребенка: физическое, социально-нравственное, художественно-эстетическое, интеллектуальное, а также ориентируется на цели и задачи программы развития и воспитания детей в детском саду, материально-техническое и методическое оснащение детского сада.
2. I часть (обязательная)
2.1. Организация режима пребывания детей в ДОУ
В МДОУ составлен гибкий режим деятельности в зависимости от социального заказа родителей, наличия специалистов – педагогов и медицинских работников, предусмотрены личностно-ориентинованные подходы к организации всех видов детской деятельности.
Особое внимание уделяется:
- соблюдению баланса между различными видами активности (умственной, физической и др.), виды активности целесообразно чередуются;
- организация гибкого режима посещения детьми групп для детей в адаптационном периоде;
- проведению гигиенических мероприятий по профилактике утомления отдельных детей с учетом холодного и теплого времени года;
Режим дня
|
1мл гр
|
2мл гр
|
Средняя гр
|
Старшая гр
|
Подготовит.
|
Прием, осмотр, игры
|
7.00 – 8.25
|
7.00-8.25
|
7.00-8.25
|
7.00-7.30
|
7.00-7.30.
|
Утренняя гимнастика
|
8.15-8.20
(группа)
|
8.15-8.20
(группа)
|
8.00-8.06
(физ.зал)
|
7.50-8.20
8.10-8.20
(физ.зал)
|
7.50-8.20
8.20-8.35
(физ. зал)
|
Завтрак
|
8.25.-8.55
|
8.25-8. 55
|
8.25-8.55
|
8.30- 8.50
|
8.30- 8.50
|
занятия
|
9.00. – 9.10.
|
9.00-9. 15
9.30. – 9.45.
|
9.00-9.20
9.00. – 9.50
|
9.00 – 9.25
9.35. – 10.00.
10.10 – 10.35
|
9.00 – 9.30.
9.40. – 10.10.
10.20. – 10.50.
|
Прогулка
|
9.25. – 11.25
|
9.45. – 11.45.
|
9.45. – 11.45.
|
10.35-12.35
|
10.35. – 12.35
|
Обед
|
11.25. – 12.00
|
11.45-12.30
|
11.45-12.30
|
12.35-12.55
|
12.35-12.55
|
Дневной сон
|
12.00. – 15.00
|
12.30. – 15.00
|
12.30. – 15.00
|
12.55. – 15.00
|
12.55. – 15.00
|
Самостоятельная деятельность
|
15.00 – 15.25
|
15.00 – 15.25.
|
15.00 – 15.25.
|
15.00 – 15.25.
|
15.00 – 15.25.
|
Полдник
|
15.25. – 15.50
|
15.25-15.50
|
15.25-15.50
|
15.25-15.40
|
15.25-15.40
|
2 занятие, самостоятельная художественная деятельность
|
16.10. – 16.20
|
15.50-16.20
|
15.50-16.20
|
15.40-16.30
|
15.40-16.30
|
Прогулка
|
16.20. – 18.20
|
16.20 – 18.20.
|
16.20 – 18.20
|
16.30 – 18.30.
|
16.30 – 18.30
|
Ужин
|
18.20. – 18.45
|
18.20. -18.45.
|
18.20. –18.45.
|
18.30. –18.45.
|
18.30. – 18.45.
|
Игры, уход домой
индивидуальная работа с детьми,
самостоятельная деятельность,
совместная деятельность.
|
18.45. – 19.00
|
18.45. – 19.00
|
18.45. – 19.00
|
18.45. – 19.00
|
18.45. – 19.00
|
2.1.1.Схема взаимодействия воспитателей и специалистов ДОУ
по развитию функциональных качеств детей
2.1.2.Учебный план
|
Название занятий
|
1 младшая
|
2 младшая
|
Средняя
|
Старшая
|
Подготовительная
|
Комплексная программа «Детство» В.И.Логинова
Требования СанПиН 2.4.1.1249-03
|
Мир музыки
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
Физическое развитие
-
Физкультурный зал
-
Физкультура на воздухе
|
2
1
|
2
1
|
2
1
|
2
1
|
2
1
|
Мир искусства и художественная деятельность
|
2
|
2
|
3
|
4
|
4
|
Социальный мир
|
1
|
1
|
1
|
2
|
2
|
Природный мир
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
Математическое развитие
|
0
|
1
|
1
|
1
|
2
|
Развитие речи
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
ВСЕГО занятий:
|
10
|
11
|
12
|
14
|
16
|
Занятия по программам дополнительного образования (кружки)
|
«Природа и фантазия»
|
|
|
|
1
|
|
«Оригами»
|
|
|
|
|
1
|
Итого:
|
|
|
|
15
|
17
|
При планировании комплексных занятий используются методические рекомендации, разработанные Т.М. Бондаренко (г. Воронеж) для дошкольных учреждений, реализующих программу «Детство». В комплексные занятия включено содержание таких разделов программы, как социальный и природный мир, речевое развитие. Продуктивная деятельность проводится ежедневно, как составная часть комплексных занятий. Для проведения занятий с детьми используется интегрированная форма. Интегрирующие элементы различных видов деятельности: тематика, содержание окружающего мира (природа, предметы), свойства и качества. Содержательные связи между разными разделами программы позволяют педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач. Это дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферу личности ребенка.
Распределение занятий (видов деятельности) в течение недели происходит следующим образом:
следующая страница>