1. Пояснительная записка
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет с учетом возрастных и индивидуальных особенностей контингента детей и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей. А также обеспечивает разностороннее развитие детей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.
Возрастные и индивидуальные особенности контингента воспитанников
В ДОУ функционирует 6 групп, из них: 
2 группы детей в возрасте с 2 до 3 лет;
1 группа детей в возрасте с 3 до 4 лет;
1 группа детей в возрасте с 4 до 5 лет;
1 группа детей в возрасте с 5 до 6 лет;
1 группа детей в возрасте с 6 до 7 лет. 
     
 Списочный состав
  |   
 170
  |  
   
 Группы здоровья:
- первая
   |   
 57
  |  
   
 - вторая
  |   
 106
  |  
   
 - третья
  |   
 7
  |  
   
 Физическое развитие
Основная норма 
  |   
 119
  |  
   
 Подготовительная норма
  |   
 24
 
  |  
   
 Основная норма +ЛФК
  |   
 22
 
  |  
   
 Специальная норма
  |   
 5
  |  
 
 
Педагогический коллектив состоит из 14 человек из них воспитателей – 10;
специалистов – 4 
заведующий – Ноженко Надежда Николаевна;
заместитель заведующего по воспитательно-методической работе – Бурковская Ольга Николаевна; педагог – психолог – Хурсенко Татьяна Львовна;
музыкальный руководитель – Новак Наталья Валентиновна;
      
 
 
  |   
 2009-2010
  |  
   
 Всего педагогов
  |   
 14
  |  
   
 Всего воспитателей
  |   
 10
  |  
   
 Совместителей, человек 
  |   
 1
  |  
   
 Средний возраст педагогов (лет)
  |   
 45
  |  
   
 Образование, человек от общего числа
  |   
 высшее
  |   
 3
  |  
   
 среднее специальное
  |   
 9
  |  
   
 среднее
  |   
 1
  |  
   
 ученая степень
  |   
 -
  |  
   
 Аттестация человек от общего числа педагогов
  |   
 высшая квалификационная категория
  |   
 2
  |  
   
 первая квалификационная категория
  |   
 7
  |  
   
 вторая квалификационная категория
  |   
 3
  |  
   
 без категории
  |   
 2
  |  
   
 Педагогический стаж, человек 
  |   
 1 – 3 года
  |   
 0
  |  
   
 3 – 10 лет
  |   
 3
  |  
   
 10 – 20 лет
  |   
 4
  |  
   
 Свыше 20 лет
  |   
 7
  |  
   
 Повышение квалификации, человек 
  |   
 Всего воспитателей
  |   
 10
  |  
   
 ПИППКРО
  |   
 1
  |  
   
 Курсы при других ОУ
  |   
 0
  |  
   
 Педагог-психолог
  |   
 
 
  |   
 1
  |  
   
 музыкальный руководитель
  |   
 
 
  |   
 1
  |  
   
 Учитель-логопед
  |   
 
 
  |   
 0
  |  
 
 
Сведения о семьях воспитанников.
     
 Количество семей
  |   
 170
  |  
   
 Многодетные
  |   
 3
  |  
   
 Опекаемые
  |   
 0
  |  
   
 Сотрудники МВД
  |   
 7
  |  
   
 Военнослужащие
  |   
 5
  |  
   
 Одинокие
  |   
 6
  |  
   
 Неполные семья
  |   
 16
  |  
   
 Иные
  |   
 133
  |  
 
 
Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с комплексной программой развития и воспитания детей в детском саду «Детство» авторы В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова, (2001 года). Основным приоритетным направлением в деятельности ДОУ является познавательно - речевое развитие детей.
Цели и задачи деятельности ДОУ
по реализации основной общеобразовательной программы
Цель: 
- формирование всесторонне развитой личности ребенка с учетом его физического и психического развития, индивидуальных возможностей, интересов и способностей, готовности к обучению к школе;
Задачи:
- укреплять физическое и психологическое здоровье детей, создавать условия для эмоционального и душевного комфорта;
- создавать условия для познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей; 
- воспитывать у детей гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье с учетом возрастных категорий; 
- осуществлять необходимую коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей; 
- взаимодействовать с семьями по вопросам обеспечения полноценного развития детей.
Содержание общеобразовательной программы соответствует основным положениям возрастной психологии и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечение единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
Особенности образовательного процесса
Основная общеобразовательная программа рассчитана на 5 возрастных ступеней физического и психического развития детей дошкольного возраста:
младший дошкольный возраст:
- от 2 до 3 лет (первая младшая группа) 
- от 3 до 4 лет (вторая младшая группа)
средний дошкольный возраст - от 4 до 5 лет (средняя группа)
старший дошкольный возраст: - от 5 до 6 лет (старшая группа)
- от 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа).
Основная общеобразовательная программа реализуется через специфичные для каждого возраста воспитанников виды деятельности: игровая; художественная; трудовая; образовательная; двигательная.
В основу образовательного процесса определен комплексно – тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей. 
Учебный план составлен с учетом методических рекомендаций комплексной программы «Детство» (автор Логинова В.И., Бабаева Т.И. и др), «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» (СанПиН 2.4.1.1249-03, утвержденного Главным гос.сан.врачом РФ 20.06.2003г).
Сохраняется блочная система построения воспитательно-образовательного процесса: 
Б-1 – совместная деятельность взрослого с детьми, которая обязательная для всех детей; Б-2 – совместная деятельность с детьми (по инициативе взрослого и при желании детей); Б-3 – самостоятельная деятельность детей (педагог создает только условия для деятельности), а также кружковая работа – «занятия по интересам». Перерыв между занятиями составляет 10 минут в каждой возрастной группе для организации двигательной активности. В середине занятий статического характера проводится физ. минутка. 
Распределение нагрузки на детей осуществляется с учетом гигиенических требований и максимальной нагрузки на детей дошкольного возраста. Учебная нагрузка распределяется не в ущерб прогулкам и дневному отдыху. В середине учебного года (январь-февраль) организуются недельные каникулы, во время которых проводят развлечения только эстетически-оздоровительного цикла. В дни каникул и в летний период учебные занятия не проводятся. Организуются спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии, музыкальные вечера и др., а также увеличивается продолжительность прогулок. 
Содержание основной общеобразовательной программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому:
«Физическая культура», 
«Здоровье», 
«Безопасность», 
«Социализация», 
«Труд», 
«Познание», 
«Коммуникация», 
«Чтение художественной литературы», 
«Художественное творчество», 
«Музыка».
Принципы и подходы к формированию общеобразовательной программы
Содержание основной общеобразовательной программы основывается на следующих принципах: принцип гуманистических ценностей в образовании и педагогических отношениях;
научность и практическая ориентированность как средство формирования в образовательном процессе творческих, исследовательских подходов к изучаемому материалу, ориентация образования на передовые достижения современной научной мысли, стимулирование самостоятельной познавательной активности воспитанника в единстве с умением использовать знания в нестандартных, жизненных ситуациях;
- строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей
- учёт международного, федерального и регионального опыта в построении содержания образования;
- рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм работы с детьми.
А также содержание основной общеобразовательной программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
Нормативно - правовая база реализации основной общеобразовательной программы
Образовательная программа МДОУ «Детский сад № 19»» - документ, определяющий специфику организации воспитательно-образовательного процесса с учетом стандарта дошкольного уровня образования. Разработана в соответствии: 
- Конституцией РФ от 12.12.1993г., 
- Законом РФ от 10.07.1992г. №3266-1 «Об образовании»; 
- Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г № 666; 
- Конвенцией ООН о правах ребенка (1989);
- Устав ДОУ, 
Образовательная программа охватывает все основные моменты жизнедеятельности детей в каждом возрастном периоде. Обеспечивает построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное и всестороннее развитие ребенка: физическое, социально-нравственное, художественно-эстетическое, интеллектуальное, а также ориентируется на цели и задачи программы развития и воспитания детей в детском саду, материально-техническое и методическое оснащение детского сада.
2. I часть (обязательная)
2.1. Организация режима пребывания детей в ДОУ
В МДОУ составлен гибкий режим деятельности в зависимости от социального заказа родителей, наличия специалистов – педагогов и медицинских работников, предусмотрены личностно-ориентинованные подходы к организации всех видов детской деятельности.
Особое внимание уделяется:
- соблюдению баланса между различными видами активности (умственной, физической и др.), виды активности целесообразно чередуются;
- организация гибкого режима посещения детьми групп для детей в адаптационном периоде;
- проведению гигиенических мероприятий по профилактике утомления отдельных детей с учетом холодного и теплого времени года;
Режим дня
         
 
 
  |   
 1мл гр
  |   
 2мл гр
  |   
 Средняя гр
  |   
 Старшая гр
  |   
 Подготовит.
  |  
   
 Прием, осмотр, игры
  |   
 7.00 – 8.25
  |   
 7.00-8.25
  |   
 7.00-8.25
  |   
 7.00-7.30
  |   
 7.00-7.30.
  |  
   
 Утренняя гимнастика
  |   
 8.15-8.20
(группа)
   |   
 8.15-8.20
(группа)
  
  |   
 8.00-8.06
(физ.зал) 
  |   
 7.50-8.20
8.10-8.20 
(физ.зал)
   |   
 7.50-8.20
8.20-8.35 
(физ. зал)
   |  
  |  
 Завтрак
   |   
 8.25.-8.55
  |   
 8.25-8. 55
  |   
 8.25-8.55
  |   
 8.30- 8.50
  |   
 8.30- 8.50
  |  
   
 занятия
  |   
 9.00. – 9.10.
  |   
 9.00-9. 15
9.30. – 9.45. 
 
  |   
 9.00-9.20
9.00. – 9.50 
  |   
 9.00 – 9.25
9.35. – 10.00. 
10.10 – 10.35
   |   
 9.00 – 9.30.
9.40. – 10.10. 
10.20. – 10.50.
   |  
   
 Прогулка
  |   
 9.25. – 11.25
  |   
 9.45. – 11.45.
  |   
 9.45. – 11.45.
  |   
 10.35-12.35
  |   
 10.35. – 12.35
  |  
   
 Обед
  |   
 11.25. – 12.00
  |   
 11.45-12.30
  |   
 11.45-12.30
  |   
 12.35-12.55
  |   
 12.35-12.55
  |  
   
 Дневной сон
  |   
 12.00. – 15.00
  |   
 12.30. – 15.00
  |   
 12.30. – 15.00
  |   
 12.55. – 15.00
  |   
 12.55. – 15.00
  |  
   
 Самостоятельная деятельность
  |   
 15.00 – 15.25
  |   
 15.00 – 15.25.
  |   
 15.00 – 15.25.
  |   
 15.00 – 15.25.
  |   
 15.00 – 15.25.
  |  
   
 Полдник
  |   
 15.25. – 15.50
  |   
 15.25-15.50
  |   
 15.25-15.50
  |   
 15.25-15.40
  |   
 15.25-15.40
  |  
   
 2 занятие, самостоятельная художественная деятельность
  |   
 16.10. – 16.20
  |   
 15.50-16.20
  |   
 15.50-16.20
  |   
 15.40-16.30
  |   
 15.40-16.30
  |  
   
 Прогулка
  |   
 16.20. – 18.20
  |   
 16.20 – 18.20.
  |   
 16.20 – 18.20
  |   
 16.30 – 18.30.
  |   
 16.30 – 18.30
  |  
   
 Ужин
  |   
 18.20. – 18.45
  |   
 18.20. -18.45.
  |   
 18.20. –18.45.
  |   
 18.30. –18.45.
  |   
 18.30. – 18.45.
  |  
   
 Игры, уход домой
индивидуальная работа с детьми, 
самостоятельная деятельность,
 
совместная деятельность. 
  |   
 18.45. – 19.00
  |   
 18.45. – 19.00
  |   
 18.45. – 19.00
  |   
 18.45. – 19.00
  |   
 18.45. – 19.00
  |  
 
 
2.1.1.Схема взаимодействия воспитателей и специалистов ДОУ
по развитию функциональных качеств детей

 
2.1.2.Учебный план
          
 
 
  |   
 Название занятий
  |   
 1 младшая
  |   
 2 младшая
  |   
 Средняя
  |   
 Старшая  
  |   
 Подготовительная  
  |  
   
 Комплексная программа «Детство» В.И.Логинова
Требования СанПиН 2.4.1.1249-03 
 
  |   
 Мир музыки
  |   
 2
  |   
 2
  |   
 2
  |   
 2
  |   
 2
  |  
   
 Физическое развитие
  - 
 Физкультурный зал
  - 
 Физкультура на воздухе
     |   
 2
 1 
  |   
 2
 1 
  |   
 2
 1 
  |   
 2
 1 
  |   
 2
 
 1 
  |  
   
 Мир искусства и художественная деятельность
  |   
 2
  |   
 2
  |   
 3
  |   
 4
  |   
 4
  |  
   
 Социальный мир
  |   
 1
  |   
 1
  |   
 1
  |   
 2
  |   
 2
  |  
   
 Природный мир
  |   
 1
  |   
 1
  |   
 1
  |   
 1
  |   
 1
  |  
   
 Математическое развитие
  |   
 0
  |   
 1
  |   
 1
  |   
 1
  |   
 2
  |  
   
 Развитие речи
 
  |   
 1
  |   
 1
  |   
 1
  |   
 1
  |   
 2
  |  
   
 ВСЕГО занятий:
  |   
 10
  |   
 11
  |   
 12
  |   
 14
  |   
 16
  |  
   
 Занятия по программам дополнительного образования (кружки)
  |   
 «Природа и фантазия»
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 1
  |   
 
 
  |  
   
 «Оригами»
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 1
  |  
   
 Итого:
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 
 
  |   
 15
  |   
 17
  |  
 
 
При планировании комплексных занятий используются методические рекомендации, разработанные Т.М. Бондаренко (г. Воронеж) для дошкольных учреждений, реализующих программу «Детство». В комплексные занятия включено содержание таких разделов программы, как социальный и природный мир, речевое развитие. Продуктивная деятельность проводится ежедневно, как составная часть комплексных занятий. Для проведения занятий с детьми используется интегрированная форма. Интегрирующие элементы различных видов деятельности: тематика, содержание окружающего мира (природа, предметы), свойства и качества. Содержательные связи между разными разделами программы позволяют педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач. Это дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферу личности ребенка.
Распределение занятий (видов деятельности) в течение недели происходит следующим образом:
следующая страница>