МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия № 18
«Родничок» городского округа г. Шарья Костромской обл.
Программа
«Палитра»
Автор: Журавлева Ирина Владимировна
г. Шарья
2011г
Программа разработана для дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста. Программа «Палитра» содержит занятия по специально разработанным индивидуальным маршрутам. Составление индивидуального маршрута на каждого ребёнка предполагает раскрытие его индивидуальных способностей, интересов и возможностей.
В Программе изложены задачи, содержание, схема построение индивидуального маршрута, критерии психолого-педагогической диагностики. А также прилагается практический материал в виде конспектов игр, технологий применяемых в работе, разработки детского проекта.
Программа «Палитра» адресована широкому кругу читателей: педагогам дополнительного образования, воспитателям дошкольных групп, преподавателям изостудий, студентам, а так же всем кто интересуется вопросами художественного развития детей дошкольного возраста.
-
Пояснительная записка.
«Детская художественная одарённость – не прерогатива редких гениев,
а весьма распространённое явление, практически всегда возникающее
в благоприятной среде обучения и воспитания».
Мелик – Пашаев А,
Нолявская З.Н.
-
Цель программы:
Обеспечить возможность самореализации одарённой личности в различных изобразительных видах деятельности.
-
Задачи:
-
Создать систему работы вне занятий, дополнительного образования дошкольников.
-
Дать детям дополнительные, более глубокие сведения изобразительной грамоты.
-
Создать условия для дальнейшего личностного роста детей, реализации их творческих способностей.
-
Актуальность.
Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Известна мысль ученого Н.Дубинина о том, “что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг”. Огромные возможности открываются перед человеком в случае максимального использования и развития заложенных в нем природных данных. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми. Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Образование обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ребёнка. Жизнь требует от системы образования подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г.Томпсон, говоря: “Способности – объяснение вашего успеха”. Новая политика в образовании России выдвигает задачу демократизации образования и воспитания. Стратегией образовательного пространства является создание образовательного процесса, направленного на гармоническое развитие личности, создание обогащенной Среды для развития каждого ребенка. Необходима "перестройка системы обучения, которая позволила бы одаренному ребенку свободно проявлять свои особенности, развиваться в силу своего дарования как уникальной личности". Эти тезисы, произнесенные более десяти лет назад, актуальны и в настоящее время, когда с новой силой выдвигается проблема одаренности, которая рассматривается с позиций процессов образования, воспитания и развития.
-
Новизна.
Программа «Палитра» разработана для удовлетворения социального заказа общества в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста и с целью пропедевтической работы в рамках муниципального проекта «Одаренные дети». Программа позволит, развивать способности одарённых детей, осуществляя личностно-ориентированный подход. Одаренные дети с художественными наклонностями смогут в полной мере реализовать свои возможности и способности, проявляя активность, инициативу, творчество.
Программа индивидуального сопровождения по изобразительной деятельности поможет одаренному ребенку раскрыть свои способности и таланты в данном виде деятельности.
В основу Программы положены следующие концептуальны положения:
-
возможность существования разрыва между потенциальными возможностями (способностями) ребёнка и тем конкретным, актуальным уровнем развития его способностей, который достигается к определённому моменту времени.
-
существование некоторого (возможно, весьма длительного) временного интервала, по истечении которого одарённый ребёнок начинает обнаруживать и проявлять свои способности.
-
необходимость специальных форм работы с одарёнными детьми и помощи им, выходящие за рамки традиционного обучения.
Карта индивидуального сопровождения ребёнка.
Наименование учреждения МОУ Прогимназия №18 «Родничок»
Адрес пос. Ветлужский, ул. Победы 8.
-
Сведения о ребёнке
-
Ф.И.О. Кузнецов Василий Сергеевич
-
Дата рождения 28.02.03
-
Адрес кв. Победы 1а-19
-
Краткая характеристика ребёнка, сильные стороны ребёнка
Мальчик хорошо развит всесторонне, активен, очень подвижен, самостоятелен, любит и умеет рисовать, придумывает свои интересные темы, выбирает разнообразные способы изображения. Любимые темы в изобразительной деятельности: «Техника», «Животные». Хорошо изображает различные сюжеты, чётко и правильно прорисовывает человека, людей в движении. Правильно передаёт пропорции в изображении, рисунок изображает по всему листу, соблюдая пропорции. Адекватно реагирует на замечания взрослого, старается исправить ошибки. Активно посещает кружки прогимназии, а также дополнительные занятия по «вольной борьбе». В данное время начал заниматься в музыкальной школе.
-
Литература.
-
Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 120с.ю: цв.вкл.
-
Топалова Е.П. Художники с пелёнок. – М.: Айрис – пресс, 2004. – 128с. + цв. Вклейка 8с. – Как развивать художественные способности у детей.
-
Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / Под. ред. П.И.Педкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 608с.
-
Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству: Обучение дошкольников технике коллажа: Методическое пособие. – СПб.: «Детство – пресс», 2002. – 128 с.
-
Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 192 с.
-
Мелик-Пашаев А. Ребёнок любит рисовать: как способствовать художественному развитию детей. – М.: Чистые пруды, 2007. – 32 с.: ил. Серия «Дошкольное образование».
-
М.Г. Дрезнина О.А. Куревина Навстречу друг другу (программа совместно-творческой деятельности педагогов, родителей и детей старшего дошкольного возраста) – М., ЛИНКА_ПРЕСС, 2007 – 248с.