Перейти на главную страницу
Давайте осознаем, что школа является первым институтом социализации ребенка – институтом, в котором ребенок осваивает необходимый ему в последующем социальный опыт. И в этом опыте можно выделить три главных момента.
Понятно, что главное выделить невозможно: успешность их освоения взаимосвязана.
Итак, мы выделили три важнейших взаимосвязанных аспекта, освоение которых предполагает накопление необходимого по возрасту социального опыта. Однако на практике взрослые обращают внимание лишь на один из них, который обычно называют «учебной деятельностью», другие два остаются в тени, потому что их трудно оценить и не всегда легко увидеть. А важность их неоспорима и влияние на так называемую учебную деятельность также теперь ясно. Поэтому сегодня уделим внимание именно им и назовем их «позицией школьника». Еще раз скажем, что в позицию школьника будет включаться умение организовать учебное и внеучебное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Важно отметить, что фундаментом этого умения является опыт взаимодействия ребенка в семье. Он основывается на ролевых позициях, в которых ребенок общается со своими родителями. Можно условно выделить шесть основных родительских ролевых позиций для ребенка младшего школьного возраста:
«Забота – опека».
«Контроль – требования».
«Сверхзабота, беспокойство, сверхопека».
«Суперконтроль – супертребования».
«Наблюдение – отстранение».
«Слияние: ребенок – смысл жизни».
Интересно, что и педагог тоже чаще всего реализует одну из таких же ролей. Понятно, что ребенок, привыкший к взаимодействию с определенной родительской ролью, будет ожидать того же от педагога и испытывать трудности при встрече с другой позицией взрослого.
Давайте подумаем. Какие ролевые позиции чаще встречаются дома и реже – в школе и поэтому являются источником трудностей в школе? Совершенно верно – позиции «суперконтроль» и «сверхзабота», а так же «слияние: ребенок – смысл жизни».
А как же отношения со сверстниками? Если у детей не было опыта детского сада, то и на взаимодействие с ними будут влиять ролевые позиции родителей. Давайте подумаем, как будет общаться со сверстниками ребенок, родители которого реализуют различные ролевые позиции. Вы совершенно правы, что родительские позиции «суперконтроль» и «сверхзабота», «слияние: ребенок – смысл жизни» осложнят взаимодействие ребенка со сверстниками.
Получается, что от того, как мы взаимодействуем с детьми дома, во многом зависит успешность ребенка в школе. Поэтому давайте совместно «нарисуем картинку» оптимального домашнего взаимодействия родителей и других воспитателей (бабушек, нянь) с ребенком.
(Далее идет групповое обсуждение этого вопроса.)
Подготовка к школе
Когда начинать готовиться к школе? Кто должен это делать? Чему учить ребенка до школы? Одни считают, что надо начинать готовить малыша, начиная с трех лет, другие — за год до поступления в школу.
Но вообще-то вся дошкольная жизнь ребенка — это и есть подготовка к школе.
Самое главное — не впадать в крайности, не переусердствовать с занятиями, заранее внушив отвращение к учению. Но и нельзя пускать все на самотек, надеясь, например, на воспитателя детского сада. Тем более, если вы выбрали школу, поступление в которую сродни конкурсу в престижный вуз.
Оценить развитие будущего первоклассника можно или самим, или проконсультироваться у детского психолога.
Специальные тесты для диагностики готовности к школе сейчас вполне доступны, они продаются во многих книжных магазинах. Но одна отдельно взятая методика не позволяет полностью оценить все стороны развития ребенка. И все же такая проверка покажет, над, чем стоит еще поработать до 1 сентября.
Такие тесты обычно проверяют:
• развитие памяти (запоминание 10 слов; норма — 6 и более слов);
• чистоту произношения; умение повторить сложное слово; умение различать звуки в словах;
• развитие речи (богатство словаря, способность составить рассказ по картинкам, пересказать услышанное и т. п.);
• произвольное внимание (умение работать над учебным заданием в течение 10 минут, не отвлекаясь);
• готовность руки к письму (скопировать несложный рисунок, несложную фразу);
• умение действовать по инструкции (нарисовать узор по клеточкам под диктовку, сложить узор из кубиков по образцу);
• развитие логического мышления (умение найти сходство-различие, обобщать, назвать лишнее; расположить картинки, связанные сюжетом, в нужной последовательности и т. д.);
• пространственную ориентацию (умение назвать, где находится предмет — справа, слева, за, над, под и т.д.);
• общую осведомленность ребенка об окружающем мире;
• элементарные математические навыки (порядковый счет до 10, прямой и обратный счет; умение решить несложную задачу с помощью палочек).
Оценивают также, что привлекает ребенка в школе (возможность получить новые знания или чисто внешние атрибуты — новый ранец и т. п.); как он контактирует с незнакомыми взрослыми и детьми; какой у него личный темп работы (замедленный или наоборот) и многое другое.
Ребенка считают неготовым к школе, если он:
• слишком игрив;
• недостаточно самостоятелен;
• чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем;
• не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию;
• мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может обобщать и др.;
• имеет проблемы с речью;
• не умеет общаться со сверстниками;
• не хочет контактировать со взрослыми или, наоборот, слишком развязен.
При любом уровне готовности ваш ребенок будет принят в первый класс. Но вполне возможно, что при поступлении в школу повышенного уровня (гимназия, лицей и др.) ребенку предстоит тестирование. Запомните:
• У школы обязательно должно быть разрешение от органов образования на эту процедуру.
• Родители имеют право присутствовать на собеседовании с ребенком или на тестировании.
• Узнайте заранее, есть ли у школы особые требования к поступающему: умение бегло читать и т. п., чтобы не было неожиданностей.
• Заранее подготовьте малыша к тестированию. Для многих такая проверка готовности к школе — настоящее испытание. Даже если у ребенка хороший интеллектуальный уровень и он многое умеет, в ситуации экзамена он может растеряться. Обратитесь к опытному психологу-диагносту: он знает, какие тесты, методики используются при приеме в школу. Или попробуйте подготовить ребенка сами, специальную литературу по диагностике сейчас найти несложно. Да, это иногда выглядит как натаскивание. Ребенок может заявить на самом тестировании: «А это задание я уже раньше делал!» И все же лучше, если он будет готов к самым разным заданиям и вопросам.
1. Только в союзе со школой можно добиться желаемых результатов в воспитании и обучении детей. Учитель – Ваш первый советчик. Поддерживайте его авторитет.
2. Старайтесь посещать каждое родительское собрание и занятие. Оперативно реагируйте на приглашение прийти в школу. Если не можете прийти, сообщите, пожалуйста, об этом учителю заблаговременно.
3. Систематически интересуйтесь школьными делами ребенка. Радуйтесь успехам маленького школьника. Не огорчайтесь его временными неудачами.
4. В случае необходимости оказывайте ребенку разумную помощь. Помощь и контроль не должны обижать ребенка Главная задача сейчас помочь ему обрести уверенность в своих силах, полюбить учение.
5. Нацеливайте ребенка на умение отвечать на вопросы «Почему?». «Как?», «Можно ли было сделать это по-другому?»
6. Терпеливо и заинтересованно выслушивайте рассказы ребенка. Делиться с близкими своими переживаниями – естественная потребность младших школьников.
7. Оказывайте школе посильную помощь в организации досуга детей. Не ждите просьбы учителя. Проявите инициативу. Ваша помощь школе поможет Вам овладеть искусством семейного воспитания и положительно скажется на Ваших отношениях с детьми.
8. Важное условие повышения уровня педагогической культуры семьи - регулярное педагогическое самообразование. Не жалейте времени на чтение книг по семейному воспитанию. Они помогут Вам избежать ошибок.
Советы родителям:
«Как помочь детям подготовиться к экзаменам?»
Не тревожьтесь об оценке, которую ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что полученная оценка не является совершенным измерением его возможностей.
Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов – это может отрицательно сказаться на результате. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".
Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.
Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.
Подготовьте различные варианты заданий по предмету.
Заранее во время тренировки приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего экзамена, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
· Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:
пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время экзамена – не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его написать);
если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.
Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте его с утра и не дергайте по пустякам.
Не торопите. Умение рассчитать время — ваша задача, и, если она вам плохо удается - это не вина ребенка.
Не говорите малышу на прощание фразы типа «смотри, не балуйся» Лучше пожелайте ему удачи и подбодрите ласковым словом — ведь у него впереди трудный день.
Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться.
Не торгуйтесь, говоря: «Если ты сделаешь хорошо уроки, то я дам тебе...» У малыша может выработаться неправильное представление о цели учебы.
Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать ребенку взбучку. Постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил наедине.
Помните о периодах, в течение которых учиться сложнее: малыш быстро утомляется, у него снижается работоспособность. Для первоклашки это первые 4-6 недель, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти.
После школы не торопитесь сажать ребенка за уроки, надо два- три часа отдохнуть (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков - с 15 до 17 часов.
Посвятите своему ребенку хотя бы полчаса в день, чтобы он почувствовал, что вы его любите и дорожите им.
Помните, что первоклассники — это еще маленькие дети. Для них все так же важны игры и игрушки, они любят, чтобы им прочитали на ночь сказку, спели колыбельную или просто подержали на ручках. Все это поможет снять напряжение, почувствовать им себя спокойно и уверенно.
Завтра новый учебный день и вы должны сделать все, чтобы Ваш ребенок был спокойным, добрым и радостным.
• Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.
• Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.
• Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.
• Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок.
• Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.
• Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
• Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах.
• Подбадривайте ребенка, хвалите за то, что он делает хорошо. Посвятите своему ребенку хотя бы полчаса в день, чтобы он почувствовал, что вы его любите и дорожете им.
• Посвятите своему ребенку хотя бы полчаса в день, чтобы он почувствовал, что вы его любите и дорожете им.
Завтра новый учебный день и вы должны сделать все, чтобы Ваш ребенок был спокойным, добрым и радостным.
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ДЕСЯТИКЛАССНИКОВ
• Не ставьте завышенных требований, намечайте то, что по силам вашему ребенку.
• Не повышайте тревожность ребенка, что плохо скажется на обучении, волнение родителей передается детям.
• Чаще хвалите, подбадривайте своего ребенка.
• Контролируйте режим подготовки, не допускайте перегрузок.
• Всегда находите время для беседы со своим сыном или дочерью.
• Интересуйтесь друзьями, увлечениями ребенка.
• Станьте другом, советчиком для подростка.
• Принимайте его таким, каков он есть, с его успехами и неуспехами.
• Отношения со своим взрослым ребенком стройте на основе доверия и понимания.
(раздаточный материал дл родителей)
Поддержка- воздействие |
Поддержка- реакция | |||
Цель |
Помощь в конкретной ситуации |
Цель |
Эмоциональная поддержка, установление отношений | |
Алгоритм |
1.Описание ситуации или действий ребенка. 2.Описание результата этих действий. 3.Собственные чувства и возможные чувства других людей в контексте данной ситуации. 4.Ваши предложения по поводу дальнейших действий ребенка. |
Алгоритм |
1.Сообщение о том, что вы разделяете чувства ребенка. 2.Присоединение к модели мира ребенка (На твоем месте я бы тоже…). 3.Описание ситуации на языке чувств (Это действительно…) 4.Вопрос об уместности помощи (Скажи, могу я тебе чем-то помочь?) 5.Уточнение характера и масштаба помощи. |
Цель: способствовать осознанию родителями позиции школьника и ее влияния на учебную деятельность; мотивировать их к помощи в формировании позиции школьника у своих детей
24 09 2014
1 стр.
«1 ученик: 1 компьютер», позволяющую индивидуализировать учебную деятельность учащихся первой ступени обучения и развивать их одаренность
17 12 2014
1 стр.
25 12 2014
1 стр.
Теоретическая часть: Влияние микроволнового излучения сотовых телефонов на человека. Мобильный телефон и дети
08 10 2014
1 стр.
Маргиева – член Народной партии Республики Южная Осетия, редактор газеты «Позиция» и старший
27 09 2014
1 стр.
Вопрос: Понятна позиция ваша, понятна позиция Госнарконтроля, но я нигде не видел объяснения: толуол, другие вещества – их можно использовать как наркотические вещества?
10 09 2014
1 стр.
Ая позиция положение человека в обществе, необходимое ему для дальнейших действий, устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в с
12 10 2014
1 стр.
Психологические типы личности: влияние на музыкальную деятельность и обучение музыке
15 09 2014
16 стр.