Перейти на главную страницу
______________________________________________________________
НАГИБИНА НАТАЛИЯ ЛЬВОВНА
19.00.07 - Педагогическая психология (психологические науки);
19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии.
Диссертация на соискание ученой степени
доктора психологических наук
Научный консультант
- доктор психологических наук, профессор Ильясов И.И.
Москва – 2002
Содержание
Введение
Глава 1. Анализ литературы и постановка проблемы психологических типов.
1.1. Обзор работ по особенностям познавательной сферы.
1.2. Обзор работ по особенностям мотивационной сферы.
1.3. Постановка проблем исследования психологических типов.
Глава 2. Теоретическая и эмпирическая разработка психологической типологии.
2.1. Соотношение рациональной и иррациональной функции как основание для типологии личности
2.2. Соотношение рациональной и иррациональной функции как основание для типологии личности. Родственные типологии.
2.3. Метод психологического портрета
2.4. Психологические типы личности: особенности когнитивной сферы
2.5. Психологические типы личности: особенности ценностно-мотивационной сферы
2.6. Психологические типы личности: особенности музыкальной деятельности
Глава 3. Обзор литературы и постановка проблемы индивидуально-психологических особенностей музыкальной деятельности.
3.1. Обзор работ по музыкальным способностям.
3.2. Типологии музыкальных склонностей.
3.3. Проблемы исследования индивидуально-типологических особенностей музыкальной деятельности.
Глава 4. Исследование стратегий восприятия и переживания музыки.
4.1. Метод «Музыкальная пиктограмма».
4.2. Стратегии восприятия и переживания музыки: результаты эмпирического исследования.
4.3. Возрастные особенности использования стратегий восприятия и переживания музыки.
4.4. Восприятие и переживание стилистически разного музыкального материала.
4.4. Профессиональные особенности стратегий восприятия и переживания музыки.
4.5. Половые особенности стратегий восприятия и переживания музыки.
4.6. Психологические типы в методике «Музыкальная пиктограмма»
4.7. Обсуждение результатов исследования стратегий восприятия и переживания музыки методом «Музыкальная пиктограмма».
Глава 5. Обзор литературы и постановка проблемы дифференцированного обучения музыке
Глава 6. Исследование особенностей деятельности обучения-учения музыке в контексте дифференцированного подхода
6.1. Психологические типы личности: педагогические системы обучения фортепианному искусству
6.2. Анализ совместимости типов преподавателя и учеников. Тактика действий преподавателя в системе подготовки музыкантов.
Выводы
Библиография
Приложения
Введение
Актуальность исследования определяется значимостью проблемы эффективного обучения, максимально учитывающего индивидуальные особенности и потенциал учащегося. Как показывает практика педагогической деятельности, без учета ценностно-мотивационной и когнитивной сферы каждого конкретного ученика продуктивность обучения остается невысокой.
С другой стороны, когнитивный стиль, ценностные установки преподавателя также, как правило, достаточно устойчивы, и с этим необходимо считаться. На практике часто возникает диссонанс между психологическим типом учащегося и психологическим типом учителя. Как решить данную проблему?
Как показывает практика, подавляющее большинство оригинальных педагогических систем несет на себе яркую печать особенностей психологического типа учителя. Такие системы часто претендуют на всеобщность, истину в последней инстанции. Необходимо, чтобы преподаватель всякий раз понимал ограниченность своих претензий. Умел найти свое место в ряду рядоположных педагогических систем с принципиально иными установками, ориентированными на другие ценности и когитивный стиль.
Весьма сложно учитывать также индивидуальность ученика в условиях больших учебных групп. Обучение музыке, в этом отношении, наиболее благодатная сфера для реализации принципов дифференцированного обучения, так как занятия проводятся индивидуально. Вместе с тем, творческий характер получаемой учеником (студентом) специальности предполагает поиск собственного почерка в искусстве. Чтобы грамотно осуществить педагогический процесс в творческом вузе, также необходима психологическая осведомленность преподавателя, который должен быть в состоянии соотнести особенности своих требований со спецификой музыкальной одаренности ученика.
Актуальность создания стройной типологии личности, где во главу угла ставится субъект, с присущей ему «картиной мира» (установкой или определенным отношением к объектам, другим субъектам и к самому себе, реализуемая в конкретных склонностях) представляется очевидной.
В педагогике всегда существовала проблема индивидуально-дифференцированного подхода к обучению. Во многих работах утверждается, что эффективность обучения зависит от соответствия психологического типа учащегося типу преподавателя (В.В.Гуленко, В.П. Тыщенко, Бетти Лу Ливер, С.А. Печерская и др.). Однако эти утверждения до сих пор не получили своей эмпирической верификации. Особенно остро она выступала в изучении различных видов творческой деятельности и обучения ей. Одним из таких видов деятельности выступает музыкальная деятельность.
Несмотря на довольно широкий фронт исследований по психологии музыкальной деятельности и обучения ей (Л.Л. Бочкарев, А.Л. Готтсдинер, В.А. Петрушин, Г.С. Тарасов, Ю.А. Цагорелли, Г.М. Цыпин и др.) до сих пор остаются мало изученными многие вопросы. Работы, касающиеся психолого-типологических особенностей музыкальной деятельности и ее формирования относительно немногочисленны (А.Л. Готсдинер, Л.Я. Дорфман, В.П. Морозов, Э.А. Голубева, Б.М. Теплов, и др.). Такие типологии зависят, как правило, от общепсихологических оснований. Например, типология В.П. Морозова (Морозов, 1994), который выделяет, вслед за И.П. Павловым «художественный», «мыслительный» и «смешанный» тип и показывает связь этих типов с особенностями стилистики музыканта и его способностей к обучению музыке. «Три типа руководителей (авторитарный, либеральный и демократический) в музыкально-педагогической деятельности проявляются достаточно рельефно», - замечает А.Л. Готсдинер (Готсдинер, 1993). Градацию по шкале «безликость - яркая личность» вводит для исполнительского стиля Г. Нейгауз (Нейгауз, 1987). Многие пианисты играют то, чему их научили, а не то, что они пережили сами, над чем подумали и поработали. «На противоположном полюсе исполнение большого пианиста с яркой индивидуальностью, страстной волей» (с.190). Большое число типологий слушателей имеет социолого-психологический характер (Т. Адорно, У. Гарней, Д.А. Леонтьев, Ф. Ли, А.Сохор и др.). Пестрота оснований для классификации типов музыкальной деятельности не только не сохраняется, но увеличивается, создавая трудности практической реализации найденных исследователями закономерностей. Существующие исследования не восполняют недостаток соответствующих данных, в большей мере это обусловлено отсутствием психологической типологии личности более высокого уровня интеграции и недостаточной изученностью влияния психологических типов на музыкальную деятельность и обучение ей.
Таким образом, наличие типов, как наиболее ярких выразителей определенных психологических характеристик ни у кого не вызывает сомнений. Подтверждаемость и согласованность результатов у разных исследователей свидетельствуют в пользу реального существования психологических типов, с которыми необходимо считаться в обучении творческой деятельности.
Анализ современного состояния проблемы психологических типов показывает, что стабильные механизмы (рациональности-иррациональности), стабильные интенции (априорные организации сознания – по Э.Гуссерлю) объективно существуют. Они отмечаются практически всеми психологами, занимающимися проблемами личности и проблемами когнитивных стилей. Однако, до сих пор, большинством ученых не осознан тот факт, что существует подчиненность психологических характеристик законам и отношениям более высокого порядка. То есть, каждый человек представляет собой не комбинаторно-случайный набор психологических черт и особенностей, а достаточно фиксированные и заданные «целостности», «зерна», «смысловые узлы», содержащие в себе все свойства конкретного психологического типа. Назрела необходимость создания концепции более высокого уровня интеграции, которая позволила бы учесть основные наработки и достижения современной науки.
Существующие типологии принципиально различаются по своим классификационным основаниям. К сожалению, все попытки создания интегративной модели, объединяющей типологические системы, остаются реализованными в основном для темпераментального уровня психики человека. Собственно личность в ее многообразии проявлений ускользает из таких типологических конструкций, а сила прогноза остается очень ограниченной.
Дополнение и уточнение типологии познавательной сферы личности и изучение влияния познавательных типов личности на музыкальную деятельность и обучение музыке.
Теоретико-методологическими основаниями диссертационного исследования были субъектно-деятельностный подход (С.Л.Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский и др.), системный подход (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, В.А. Барабанщиков и др.), психолого-типологическая концепция К.Г. Юнга и его школы, индивидуально-дифференцированный подход в обучении (Н.А. Алексеев, И.И. Ильясов, И.С. Якиманская, и др.).
Показано, что тип проявляется не только в качественных особенности когнитивных составляющих (восприятия, памяти, мышления), но и в иерархии ценностно-мотивационных характеристик человека, конкретизируясь в определенных склонностях. наличие данных связей также проверено и подтверждено опытным путем.
Предложенная психологическая типология особенностей познавательных и связанных с ними мотивационно-ценностных характеристик личности дала возможность изучить влияние психологических типов на музыкальную деятельность и обучение ей. Впервые эмпирически подтверждены существовавшие предположения и показано, что на музыкальную деятельность влияют индивидуальные особенности всех сфер психики человека - когнитивной, ценностно-мотивационной, эмоциональной, рефлексивно-самооценочной.
Утверждения о том, что эффективность обучения зависит от учета психологического типа не только учащегося, но и преподавателя, а также соответствия психологического типа учащегося типу преподавателя получили в работе свою эмпирическую верификацию.
Для проведения всех отмеченных выше эмпирических исследований и опытной проверки утверждений и положений, выдвинутых в работе, разработаны два метода эмпирического исследования:
1) метод психологического портрета личности, призванный изучать психику и поведение человека в его целостности, учитывая особенности взаимодействия его с миром. он позволяет реконструировать...
2) метод, названный нами "Музыкальная пиктограмма", по сути проективный, позволяющий более наглядно и глубоко вскрывать особенности реагирования на музыку. Отличительной чертой метода является безоценочность, отсутствие связи с теоретико-нормативными моделями музыкального восприятия. В качестве типологического критерия мы выбрали доминирующий способ реагирования, позволяющий человеку решать задачу наиболее для него удобным, привычным образом.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что реализованы принципы системного подхода к исследованию индивидуальности человека. Педагогические системы рассматриваются в контексте индивидуального когнитивного стиля и ценностно-мотивационной сферы педагога. Предлагаемый подход к исследованию музыкального восприятия реализует парадигму научного плюрализма в психолого-педагогическом и музыковедческом цикле дисциплин. Классификация субъектов музыкального восприятия на основе его доминирующего способа восприятия и переживания музыки позволяет по-новому взглянуть на процесс музыкального обучения и развития.
Операционализированная техника создания комплексных крупномасштабных психологических портретов конкретизирует субъектно-деятельностную парадигму в психологии.
Результаты исследования актуальны и для музыковедения. Предлагаемая классификация стратегий восприятия и переживания музыки позволит по-новому взглянуть на ряд ключевых проблем развития музыкальной культуры, ставя во главу угла мировосприятие личности. В частности, такой подход делает возможным рассматривать характерные для каждого композитора черты стиля в рамках более общей тенденции, выражающей особенности функционирования и проявления доминирующего способа восприятия композитора и исполнителя.
Практическая значимость исследования
Особое значение выполненная работа имеет для музыкального образования. К сожалению, в сложившейся практике подготовки музыкантов разных уровней индивидуальность учащегося и педагога учитывается недостаточно. Выполненное исследование, ставя акцент на индивидуальном, особенном, раскрывает значимость личностных факторов в когнитивной и мотивационной сфере, создает предпосылки для разработки новых методов и методик развития музыкальных способностей.
Предложенная система типов позволяет осуществлять психологическую (диагностическую, коррекционную) работу, а также обучение и воспитание на всех уровнях системы образования с учетом индивидуально-типологических различий. Она позволяет разрабатывать рекомендации по профессиональному консультированию, отбору и расстановке кадров.
Методика «Музыкальная пиктограмма» может использоваться как эффективное средство диагностики типов личности. Предложенная методика лишена оценочности, заложенной практически во всех работах, относящихся к диагностике музыкального восприятия. Эта особенность позволяет более объективно отнестись к вариативно-типологическим характеристикам слушателей и исполнителей музыки.
В Эстрадно-джазовом колледже «Консорт» ведется консультации учащихся и преподавателей. Творческий стиль музыканта определяется его психотипом.
Метод психологического портрета реализован в монографиях «Мастера российского джаза. Психологические портреты)», ИП РАН, 1999 и «Мастера российского джаза. Психологические портреты. Данилин, Кузнецов, Ростоцкий». ИП РАН, 2000.
Основное содержание диссертации отражено в монографии «Психология типов. Системный подход. Психодиагностические методики» В 4-х частях. М., 2000 - 2002 и других публикациях автора.
Работа состоит из введения, трех частей (в каждой две главы). Одна часть каждой главы посвящена обзору литературы и постановке проблемы, а вторая ее исследованию.
Часть первая. Психологические типы личности
Глава 1. Анализ литературы и постановка проблемы психологических типов
Родоначальником дифференциальной психологии по праву считают Френсиса Гальтона, который считал возможным классифицировать людей на основании измерения скорости «образования суждений» и разработал для этого специальный тест.
Дифференциальная психология, как и психология личности, пошла по двум исследовательским традициям: психологии эмпирических качеств личности и психологии типов.
В рамках первой традиции существовал набор характеристик, которые имели ту или иную выраженность. Такой подход наиболее ярко был реализован в концепциях Векслера и Амтхауэра. Ими отработан диагностический инструментарий, позволяющий для каждого человека обрисовать «уникальное созвездие» интеллектуальных особенностей.
Так Амтхауэр при создании теста, рассматривал интеллект как специализированную подструктуру в целостной структуре личности. В интеллекте обнаруживается наличие определенных «центров тяжести» – речевого, счетно-математического интеллекта, пространственных представлений, памяти. Каждый такой «центр», имеет свои особенности. Например, в рамках вербального интеллекта выделяются такие способности как «логический отбор» (чутье языка, связанное с индуктивным мышлением), «определение общих черт» (способность к абстрагированию, оперированию вербальными понятиями), «аналогии» (анализ комбинаторных способностей), «классификация» (оценка способности выносить суждение).
Профильная характеристика давала возможность описать индивидуальные особенности структуры интеллекта.
Поиск наиболее существенных характеристик познавательной сферы осуществлялся в рамках традиции психологии типов.
Типологизация - один из основных приемов, применяемых психологами для описания различий между людьми. Проблема удачного, то есть наиболее базового (определяющего более широкий спектр производных характеристик) основания для классификации психологических типов всегда была краеугольной для дифференциальной психологии.
Многочисленные типологии, касающиеся сферы воображения, мышления, памяти описаны Теодюлем Рибо. В рамках данного исследования наиболее интересна типология памяти и музыкального воображения. Исследуя память, Рибо просил испытуемых вспомнить какое-либо яркое событие и записать его. Собрав протоколы, исследователь разделил их на три группы:
Исследуя детские рисунки, Герберт Рид заметил, что их можно разложить в некоторые группы. Каждую такую группу рисунков можно представить как проекцию черт какой-либо из восьми типологических групп по Юнгу. Вид изображения и отнесенность его к типу были следующими:
В психологической и педагогической литературе очень распосранена типология, предложенная И.П. Павловым. В зависимости от взаимодействия двух сигнальных систем Павлов различал три «специально человеческих» типа: с относительным преобладанием первой сигнальной системы – художественный тип, с относительным преобладанием второй сигнальной системы – мыслительный тип и средний тип, который образуется при относительной уравновешенности обеих сигнальных систем. Для представителей художественного типа характерны целостность восприятия, образность мышления, богатство воображения, преимущественная эмоциональная окраска в отражении действительности. У обладателей мыслительного типа эмоциональный фонд представлен слабо. Для них характерно стремление к анализу, систематизации, к обобщению и теоретическом осмыслению. Средний тип соединяет в себе черты художественного и мыслительного типа в различных сочетаниях.
Обсуждая вопрос склонностей и способностей, Э.А. Голубева дает следующую дихотомическую схему Голубева, 1993, с. 157):
Соотношение сигнальных систем | |
«Художники» (преобладание первой сигнальной системы) |
«Мыслители» (преобладание второй сигнальной системы) |
Ориентировочный рефлекс | |
Менее выраженная ориентировочная реакция на первый стимул; более медленное угашение ориентировочной реакции |
Более выраженная ориентировочная реакция на первый стимул; более быстрое угашение ориентировочной реакции |
Память | |
Преобладание памяти-запечатления |
Преобладание памяти-перекодирования |
Интеллект | |
Преобладание невербальных способностей |
Преобладание вербальных способностей |
Соотношение непроизвольной и произвольной сфер | |
Преобладание непроизвольной сферы |
Преобладание произвольной сферы |
Психологические типы личности: влияние на музыкальную деятельность и обучение музыке
15 09 2014
16 стр.
Лаврова Наталия Григорьевна, родилась 24 ноября 1973 года в г. Новочебоксарске Чувашской Республики. Она является членом Новочебоксарской Городской Организации Инвалидов
07 10 2014
1 стр.
От первого лица. Разговоры с Владимиром Путиным Наталия Геворкян, Наталья Тимакова, Андрей Колесников
02 10 2014
10 стр.
Так, согласно статье 36 израильского Закона о наследовании, «если завещатель уничтожил завещание, то презюмируется, что при этом он хотел отменить завещание»3
01 10 2014
1 стр.
Данная статья представляет собой попытку применить институциональную теорию Д. Норта к описанию практик, сложившихся в российской экономике вокруг соблюдения экономического законод
18 12 2014
1 стр.
23 09 2014
1 стр.
Защита состоится «8» ноября 2007 г в 14 часов на заседании Диссертационного совета Д. 212. 208. 11 по философским наукам при Южном Федеральном университете по адресу: 344038, г. Ро
10 09 2014
3 стр.
14 12 2014
1 стр.