Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
ПРАГМАТИКА АСЕМАНТИЧНЫХ РЕЧЕВЫХ АКТОВ

В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КОММУНИКАЦИИ


Бацевич Флорий Сергеевич
Львовский национальный университет им. И.Франко

кафедра общего языкознания

Львов, Украина

[email protected]
В художественной (эстетической) коммуникации встречаются речевые акты (РА), на первый взгляд, не имеющие связи с речежанровой организацией общения и тем не менее являющиеся носителями сложной информации прагматического характера. Пример из пьесы А.П.Чехова «Три сестры»:

Ирина. А вам [Чебутыкину] надо бы изменить жизнь, голубчик. Надо бы как-нибудь.

Чебутыкин. Да. Чувствую. Тарара… бумбия… сижу на тумбе я

Кулыгин. Неисправим Иван Романыч! Неисправим!

С позиций семантического (тематического) развертывания диалога, движения пропозициональных смыслов фраза Чебутыкина тарара… бумбия… сижу на тумбе я бессмысленна, находится вне семантического контекста речевого жанра совета изменить стиль жизни. Однако этому высказыванию, равному РА, участники общения приписывают определенный коммуникативный смысл. Подобные речевые акты, опустошенные с позиций логики движения пропозициональных смыслов, наполнены дополнительными смыслами, характеризующими коммуникантов, ситуацию общения и т.п., то есть смыслами прагматического характера.

Важнейшими функционально-коммуникативными особенностями асемантических РА являются:

1. Интенциональное (целенаправленное, осознанное) употребление адресантом. Этим они противопоставлены словам-паразитам и различным высказываниям, автоматически, неосознанно употребляемым в речи.

2. Они рассчитаны на сознательное восприятие и интерпретацию адресатом (слушателем, читателем).

3. Являются носителями индивидуального коммуникативного прагматического смысла, связанного со сложными духовными и душевными проявлениями человека. Этим они противопоставлены узуализированным прагматическим смыслам псевдовысказываний, подобным йоханабабай, йокалемене.

4. Не связаны с текущим развертыванием семантических (пропозитивно-тематических) аспектов коммуникации, а тем самым с категориальными признаками «истинность/неистинность» в общении.

5. Внежанровы в плане тематико-пропозитивной организации текущего коммуникативного акта. При этом могут быть полной мерой семантически наполненными в пределах иных («своих») типов коммуникации, к примеру знаменитое Дыр бур щил / убещур скум / вы со бу / р л эз.

6. Будучи асемантичными, нарушают «нормальное» течение пропозициональных смыслов общения, делают невозможным его в целом или переводят его движение на уровень «вычитывания» слушателями (читателями) личностных коммуникативных смыслов адресанта.



7. Нарушают максимы общения, прежде всего максимы Отношения и Способа, согласно которым в кооперативном общении говорящий не должен отклоняться от темы, а также должен избегать непонятных адресату высказываний. В этом аспекте рассмотрения исследуемый тип речевых актов может быть сопряжен с проблемой языковых и коммуникативных девиаций.

С позиций общей типологии РА можно говорить о двух типах проявления таковых в коммуникации: (1) семантичные РА, которые объединяют все типы, выделяемые в пределах стандартной теории РА, и (2) асемантичные (внежанровые) РА. Исследование последних, выявление их роли в коммуникации, типология прагматических коммуникативных смыслов, которые стоят за ними, – актуальная проблема современной теории РА, лингвистической прагматики в целом.

Прагматика асемантичных речевых актов в художественной коммуникации

В художественной (эстетической) коммуникации встречаются речевые акты (РА), на первый взгляд, не имеющие связи с речежанровой организацией общения и тем не менее являющиеся носител

26.98kb.

30 09 2014
1 стр.


Прагматика интернет-коммуникации в социальной группе фотографов

Интернет. Данный вид виртуального общения приобретает большую значимость и становится одним из основных видов коммуникации людей в современном мире. Изучение виртуального общения т

43.54kb.

30 09 2014
1 стр.


Прагматика предложения

Гораздо важнее то, что паралинг­вистика помещает звуковой аспект речи в более широкий контекст языковой коммуникации. Сегодня фонология и парафонология успешно развиваются, сосущес

274.7kb.

26 09 2014
1 стр.


Теория речевых актов

Он рассмотрел понятие речевого акта и разложил его на три сущности: локутивный, иллокутивный и перлокутивный акты. Основное внимание Остин и его последователи сосредо­точили на илл

183.36kb.

23 09 2014
1 стр.


Шумоочистка речевых сигналов проблемы и решения г. Зубов, С. Коваль, М. Столбов

Голос и речь являются основным средством коммуникации во всех сферах человеческой деятельности, а передаваемая с их помощью информация может иметь исключительную ценность в обеспеч

133.04kb.

15 12 2014
1 стр.


Лекция Типология коммуникации Единицы анализа коммуникации

Разумеется, сам по себе коммуникативный процесс представляет собой континуум, непрерывное взаимодействие участников коммуникации. Однако, в целях анализа и описания

1212.35kb.

04 09 2014
7 стр.


Причины речевых нарушений

Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные), внутренние (эндогенные) и условия окружающей среды

16.1kb.

25 09 2014
1 стр.


Экзаменационные вопросы по курсу "основы теории коммуникации"

Объект и предмет теории коммуникации. Соотношение предмета теории коммуникации с предметными областями смежных наук

34.95kb.

13 10 2014
1 стр.