Экзаменационные вопросы по курсу "основы теории коммуникации" 2008/9 уч. Год
специальности «связи с общественностью, реклама»
Проф.д.п.гавра
1. Объект и предмет теории коммуникации. Соотношение предмета теории коммуникации с предметными областями смежных наук.
2. Основные методологические подходы в теории коммуникации
3. Общее понимания коммуникации. Обыденное содержание понятия. Дедуктивный под ход. Первый фундаментальный вопрос о сущности коммуникации.
4. Второй фундаментальный вопрос о сущности коммуникации. Типология коммуникативных субстанций.
5. Первый и третий фундаментальные вопросы о сущности коммуникации.
6. Понятие и типология коммуникативного действия. Примеры.
7. Понятие и типология коммуникационного взаимодействия (коммуникативных актов). Примеры.
8. Виды и типы социальных коммуникаций: методологические подходы. Типология социальных коммуникаций по критериям типа канала, типа сообщения, эффекта, наличия обратной связи, дополнительным критериям.
9. Типология социальных коммуникаций по критерию соотношения источника и получателя. Примеры.
10. Типология социальных коммуникаций по критериям типа канала, типа сообщения, эффекта, наличия обратной связи, дополнительным критериям. Примеры.
11. Модель социальной коммуникации Шеннона-Вивера. Понятие и типология коммуникативных шумов.
12. Модель социальной коммуникации Вестли-Маклина.
13. Модель социальной коммуникации Ньюкомба.
14. Трансакционная модель социальной коммуникации.
15. Коммуникативные шумы в моделях информационного подхода: понятие, типология, факторы порождения коммуникативных шумов. Примеры.
16. Семиотический подход: общая характеристика. Объект и предмет семиотики социальной коммуникации. Понятие и структура знака по Соссюру. Понятие парадигмы и синтагмы. Примеры.
17. Понятие и структура знака. Модели Фреге и де Соссюра. Примеры использования моделей.
18. Понятие и структура знака. Модели де Соссюра и Огдена – Ричардса. Примеры использования моделей.
19. Понятие и структура знака. Модель Пирса. Типология знаков по Пирсу. Примеры.
20. Свойства и характеристика знаков -1.Свойства принципиальной арбитрарности знака, полифункциональности знака, системно-исторической обусловленности знака, асимметричной дуальной динамики знака.
21. Свойства и характеристики знаков – 2. Свойства асимметричной дуальной динамики знака, принцип бинарной оппозиции элементарных знаковых систем, принцип многоуровневости и ограниченности знаковых систем, принцип релятивности семиотического отношения и многоуровневости семиозиса.
22. Семиозис, понятие и структура. Семиотические подходы Морриса и Грайса.
23. Типология знаков. Типология знаков Пирса. Парадигма и синтагма.
24. Понятие кода. Типология кодов.
25. Понятие и структура личности. Модель коммуникативной личности Конецкой.
26. Понятие коммуникативной личности. Трансакционная модель коммуникативной Параметры коммуникативной личности.
27. Информационно-коммуникативное общество в системе этапов общественного развития. Основные теоретические подходы.
28. Проблемы и противоречия информационно-коммуникативного общества.
29. Понятие и основные характеристики массовой коммуникации.
30. Социальные функции коммуникации.
31. Функции знаков. Понятия значения, имени. Смысловое и экспрессивное значение знака.
32. Понятие и структура семиозиса. Модель эффективной коммуникации Грайса.
Дополнительные вопросы
-
. Коммуникация у животных. Виды и функции коммуникации. Роль коммуникации в животном мире. Коммуникация у высших животных
-
Основные теории происхождения языка. (Без теории Ф.Энгельса и российской психологической школы.)
-
Концепция Ф.Энгельса о происхождении человека и роли языка и коммуникации в этом процессе.
-
Российская историко-психологическая школа (Л.Выготский, А.Леонтьев, А.Лурия) о происхождении человека и возникновении языка.
-
Информационное общество как постиндустриализм (теория информационного общества Д. Белла).
-
Теория информационного общества М.Кастельса – основные положения.
-
Информационно-технологическая революция ХХ – XXI веков. Изменение СМИ и изменение аудиторий в информационном обществе.
-
Мануфактурный и индустриальный этапы истории становления социальной коммуникации.
-
Индустриальный и постиндустриальный этапы истории становления социальной коммуникации.