Социальные коммуникации
Теоретико-методический учебный модуль
38. Основы теории коммуникации
Обыденное и научное понимание коммуникации. Социальная коммуникация как движение смыслов в социальном времени и пространстве. Проблема смысла и проблема понимания в современной науке. Общение как коммуникационная категория.
Основные элементы коммуникационного процесса. Источник сообщения. Кодирование и декодирование. Сообщение. Коммуникативный канал. Получатель сообщения. Обратная связь. Коммуникативные барьеры. Барьеры, обусловленные факторами среды. Технические барьеры. Психологические барьеры. Социокультурные барьеры.
39. Социальная память
Виды памяти и мнемические действия. Информационная модель индивидуальной памяти. Групповая социальная память. Социальная память как движение смыслов в социальном времени. Структура социальной памяти общества: культурное наследие и социальное бессознательное. Традиции и новации в культурном наследии.
40. Коммуникационная деятельность
Коммуникационные действия и их формы: подражание, диалог, управление. Виды коммуникационной деятельности: микрокоммуникация, мидикоммуникация, макрокоммуникация.
Уровни коммуникационной деятельности: межличностная, групповая, массовая коммуникация. Сущность и функции межличностной коммуникации. Условия, обеспечивающие эффективность межличностной коммуникации. Понятие, виды и функции групповой коммуникации. Основные типы и характеристики групп. Особенности внутригруппового общения. Понятие массовой коммуникации. Структура и функции массовой коммуникации. Основные теоретические направления изучения массовой коммуникации.
41. Социально-коммуникационные институты
Происхождение и виды социально-коммуникационных служб, служб, систем, институтов.
Кумулятивные институты, выполняющие функцию социальной памяти: архивное дело, информационно-библиотечная деятельность, музейное дело, система научно-технической информации.
Некумулятивные институты: системы образования и массовой коммуникации, газетно-журнальное, книгоиздательское, книготорговое дело, средства связи и др.
Сущность и прикладные функции социально-коммуникационных институтов, систем, служб. Коммуникационные потребности.
42. Семиотика социальной коммуникации
Знаково-символическая деятельность и средства ее осуществления в контексте жизнедеятельности человека. Семиозис как особый тип кодирования механизмов и способов человеческой жизнедеятельности. Семиотическое отношение человека к себе и к миру; знак-вещь и персонифицированный знак (человек как знак). Понятие семиотической деятельности и ее виды (замещение, кодирование, схематизация, моделирование). Понятие семиотического (знаково-символического) средства и его типы (эквиваленты, символы, знаки). Объект и предмет семиотики социальной коммуникации. Коммуникационные знаки и их классификации. Семантический треугольник. Семантика, синтактика, прагматика как разделы семиотики.
43. Коммуникационные каналы
Разновидности коммуникационных каналов. Исходные каналы: невербальный, вербальный, иконический, символьный.
Устная коммуникация. Функции естественного языка и речи. Документная коммуникация. Современная система документной коммуникации. Художественные каналы и каналы технические. Научно-техническая революция XX в. и формирование электронных коммуникационных каналов. Социальные функции электронной коммуникации. Конкуренция документной и электронной коммуникации. Коммуникационные барьеры электронной коммуникации. Глобальная коммуникационная система Интернет: за и против.
Практический модуль
20. Первичный анализ коммуникативного акта (события).
Проведите первичный анализ коммуникативного акта (события) в библиотечной сфере (выставка, презентация) или в сфере научной коммуникации (например, доклад на научной конференции).
21. Семиотический анализ коммуникативного акта (события)
Проведите семиотический анализ коммуникативного события (отдельных знаков в нем) в библиотечной сфере (выставка, презентация) или в сфере научной коммуникации (например, доклад на научной конференции).