Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Практическая работа № 10

Экспериментальное решение задач по органической химии

Цель работы: применить теоретические знания, полученные при изучении органической химии, для решения экспериментальных задач; совершенствовать умение объяснять наблюдения и результаты проводимых химических опытов.



Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, спиртовка, спички, держатели, растворы сульфата меди (II), гидроксида натрия, формальдегида, глюкозы, муравьиной кислоты, уксусной кислоты, этиленгликоля, глицерина, аммиачный раствор гидроксида серебра.
Экспериментальная задача I. Уровень I

Предполагается, что в склянках без этикеток находятся растворы глицерина и формальдегида. Проведите эксперимент, подтверждающий это предположение.

  1. Берем сухую чистую пробирку.

  2. Наливаем в нее 1-2 мл раствора из первой склянке, предполагая, что в ней находится глицерин.

  3. Вносим в пробирку 1 мл раствора сульфата меди (II) CuSO4.

  4. Прибавляем при взбалтывании раствор гидроксида натрия до образования ярко-синего раствора (щелочь должна быть в избытке).

  5. ТБ: со щелочью обращаемся аккуратно!

  6. Вывод: появление такой окраски доказывает наличие в пробирке многоатомного спирта, к которым и относится глицерин, реакция с гидроксидом меди является качественной.

  7. Берем вторую сухую чистую пробирку.

  8. Наливаем в нее 1 мл раствора из второй склянки, предполагая, что в ней формальдегид.

  9. Добавляем несколько капель аммиачного раствора гидроксида серебра.

  10. Зажигаем спиртовку.

  11. ТБ: спиртовку от другой спиртовки зажигать нельзя!

  12. Пробирку с раствором закрепляем в держателе.

  13. Слегка нагреваем в пламени спиртовки.

  14. ТБ: пробирку не вносим в пламя, а совершаем круговые движения вокруг пламени.

  15. Наблюдаем образование металлического серебра на стенках пробирки в виде зеркального слоя.

  16. Пламя спиртовки гасим, накрывая его колпачком.

  17. Пробирку с держателем ставим в штатив.

  18. Приводим рабочее место в порядок.

  19. Делаем вывод: во второй склянке находился один из представителей альдегидов, к которым и относится формальдегид.




Тема: Экспериментальное решение задач по органической химии

Исполнитель

Экспериментальная задача I

Комментатор




  1. Берем сухую чистую пробирку.







  1. Наливаем в нее 1-2 мл раствора из первой склянке, предполагая, что в ней находится глицерин.







  1. Вносим в пробирку 1 мл раствора сульфата меди (II) CuSO4.







  1. Прибавляем при взбалтывании раствор гидроксида натрия до образования ярко-синего раствора (щелочь должна быть в избытке).







  1. ТБ: со щелочью обращаемся аккуратно!







  1. Вывод: появление такой окраски доказывает наличие в пробирке многоатомного спирта, к которым и относится глицерин, реакция с гидроксидом меди является качественной.







  1. Берем вторую сухую чистую пробирку.







  1. Наливаем в нее 1 мл раствора из второй склянки, предполагая, что в ней формальдегид.







  1. Добавляем несколько капель аммиачного раствора гидроксида серебра.







  1. Зажигаем спиртовку.







  1. ТБ: спиртовку от другой спиртовки зажигать нельзя!







  1. Пробирку с раствором закрепляем в держателе.







  1. Слегка нагреваем в пламени спиртовки.







  1. ТБ: пробирку не вносим в пламя, а совершаем круговые движения вокруг пламени.







  1. Наблюдаем образование металлического серебра на стенках пробирки в виде зеркального слоя.







  1. Пламя спиртовки гасим, накрывая его колпачком.







  1. Пробирку с держателем ставим в штатив.







  1. Приводим рабочее место в порядок.







  1. Делаем вывод: во второй склянке находился один из представителей альдегидов, к которым и относится формальдегид.












Экспериментальная задача I. Уровень II



Предполагается, что в склянках без этикеток находятся растворы глицерина и формальдегида. Проведите эксперимент, подтверждающий это предположение.

  1. Берем сухую чистую пробирку.

  2. Наливаем в нее 1-2 мл раствора из первой склянке, предполагая, что в ней находится глицерин.

  3. Вносим в пробирку 1 мл раствора сульфата меди (II).

  4. Прибавляем при взбалтывании раствор гидроксида натрия до образования ярко-синего раствора (щелочь должна быть в избытке).

  5. Вывод: появление такой окраски доказывает наличие в пробирке многоатомного спирта, к которым и относится глицерин, реакция с гидроксидом меди является качественной.

  6. Берем вторую сухую чистую пробирку.

  7. Наливаем в нее 1 мл раствора из второй склянки, предполагая, что в ней формальдегид.

  8. Добавляем несколько капель аммиачного раствора гидроксида серебра.

  9. Слегка нагреваем в пламени спиртовки.

  10. Наблюдаем образование _____________ на стенках пробирки в виде __________ слоя.

  11. Делаем вывод: во второй склянке находился один из представителей альдегидов, к которым и относится формальдегид.

Экспериментальная задача I. Уровень III



Предполагается, что в склянках без этикеток находятся растворы глицерина и формальдегида. Проведите эксперимент, подтверждающий это предположение.

  1. Берем сухую чистую пробирку.

  2. Наливаем в нее 1-2 мл раствора из первой склянке, предполагая, что в ней находится глицерин.

  3. Вносим в пробирку 1 мл раствора сульфата меди (II).

  4. Прибавляем при взбалтывании раствор гидроксида натрия до образования __________ цвета раствора.

  5. Вывод: появление такой окраски доказывает наличие в пробирке ____________ ________, к которым и относится глицерин, реакция с гидроксидом меди является ____________.

  6. Берем вторую сухую чистую пробирку.

  7. Наливаем в нее 1 мл раствора из второй склянки, предполагая, что в ней формальдегид.

  8. Добавляем необходимый реактив.

  9. Слегка нагреваем в пламени спиртовки.

  10. Наблюдаем образование _________ _________ на стенках пробирки в виде ___________ слоя.

  11. Делаем вывод: во второй склянке находился один из представителей ____________, к которым и относится _____________.

Экспериментальная задача I. Уровень IV



Предполагается, что в склянках без этикеток находятся растворы глицерина и формальдегида. Проведите эксперимент, подтверждающий это предположение.
Экспериментальная задача II. Уровень I

В пробирках №1, 2 находятся растворы этиленгликоля и глюкозы. Опытным путем определите, в какой склянке находится каждое вещество.

  1. Берем две сухие чистые пробирки.

  2. Наливаем в них по 1 мл проб из пробирок №1, 2.

  3. Вносим в пробирки по 1 мл раствора сульфата меди (II) CuSO4.

  4. Прибавляем при взбалтывании раствор гидроксида натрия NaOH до образования ярко-синего раствора (щелочь должна быть в избытке).

  5. ТБ: со щелочью обращаемся аккуратно!

  6. Вывод: появление такой окраски доказывает наличие в пробирках многоатомных спиртов, к которым и относятся этиленгликоль и глюкоза.

  7. Берем спиртовку, зажигаем ее спичками.

  8. ТБ: спиртовку от другой спиртовки зажигать нельзя!

  9. Закрепляем обе пробирки в держателях.

  10. Сначала равномерно прогрев, разогреваем вещества.

  11. Наблюдения: при нагревании пробирки с этиленгликолем изменений не будет, а в пробирке с глюкозой окраска будет меняться в следующем порядке: зелёная - жёлтая - оранжевая - красная.

  12. Делаем вывод: пробирка, в которой меняется цвет вещества, содержит раствор глюкозы, другая – раствор этиленгликоля.

  13. Пробирки с держателями ставим в штатив.

  14. Гасим пламя спиртовки, накрыв его колпачком.

  15. Приводим рабочее место в порядок.




Тема: Экспериментальное решение задач по органической химии

Исполнитель

Экспериментальная задача II

Комментатор




  1. Берем две сухие чистые пробирки.







  1. Наливаем в них по 1 мл проб из пробирок №1, 2.







  1. Вносим в пробирки по 1 мл раствора сульфата меди (II) CuSO4.







  1. Прибавляем при взбалтывании раствор гидроксида натрия NaOH до образования ярко-синего раствора (щелочь должна быть в избытке).







  1. ТБ: со щелочью обращаемся аккуратно!







  1. Вывод: появление такой окраски доказывает наличие в пробирках многоатомных спиртов, к которым и относятся этиленгликоль и глюкоза.







  1. Берем спиртовку, зажигаем ее спичками.







  1. ТБ: спиртовку от другой спиртовки зажигать нельзя!







  1. Закрепляем обе пробирки в держателях.







  1. Сначала равномерно прогрев, разогреваем вещества.







  1. Наблюдения: при нагревании пробирки с этиленгликолем изменений не будет, а в пробирке с глюкозой окраска будет меняться в следующем порядке: зелёная - жёлтая - оранжевая - красная.







  1. Делаем вывод: пробирка, в которой меняется цвет вещества, содержит раствор глюкозы, другая – раствор этиленгликоля.







  1. Пробирки с держателями ставим в штатив.







  1. Гасим пламя спиртовки, накрыв его колпачком.







  1. Приводим рабочее место в порядок.












Экспериментальная задача II. Уровень II



В пробирках №1, 2 находятся растворы этиленгликоля и глюкозы. Опытным путем определите, в какой склянке находится каждое вещество.

  1. Берем две сухие чистые пробирки.

  2. Наливаем в них по 1 мл проб из пробирок №1, 2.

  3. Вносим в пробирки по 1 мл раствора сульфата меди (II).

  4. Прибавляем при взбалтывании раствор щелочи до образования ярко-синего раствора.

  5. Вывод: появление такой окраски доказывает наличие в пробирках ____________ спиртов, к которым и относятся этиленгликоль и глюкоза.

  6. Сначала равномерно прогрев, разогреваем вещества.

  7. Наблюдения: при нагревании пробирки с этиленгликолем изменений не будет, а в пробирке с глюкозой окраска будет меняться в следующем порядке: зелёная - жёлтая - оранжевая - красная.

  8. Делаем вывод: пробирка, в которой меняется цвет вещества, содержит раствор глюкозы, другая – раствор этиленгликоля.

Экспериментальная задача II. Уровень III



В пробирках №1, 2 находятся растворы этиленгликоля и глюкозы. Опытным путем определите, в какой склянке находится каждое вещество.

  1. Берем две сухие чистые пробирки.

  2. Наливаем в них по 1 мл проб из пробирок №1, 2.

  3. Вносим в пробирки по 1 мл раствора сульфата меди (II).

  4. Прибавляем при взбалтывании раствор щелочи до образования __________ цвета раствора.

  5. Вывод: появление такой окраски доказывает наличие в пробирках ____________ спиртов, к которым и относятся ____________ и __________.

  6. Сначала равномерно прогрев, разогреваем вещества.

  7. Наблюдения: при нагревании пробирки с этиленгликолем изменений не будет, а в пробирке с глюкозой окраска будет меняться в следующем порядке: _________ - ________ - __________ - _____________.

  8. Делаем вывод: пробирка, в которой меняется цвет вещества, содержит раствор ________, другая – раствор _______________.

Экспериментальная задача II. Уровень IV



В пробирках №1, 2 находятся растворы этиленгликоля и глюкозы. Опытным путем определите, в какой склянке находится каждое вещество.
Экспериментальная задача III. Уровень I

Проведите опыт по распознаванию уксусной и муравьиной кислот.

  1. Муравьиная кислота – единственная, содержащая альдегидную группу, а значит дающая положительную реакцию «серебряного зеркала».

  2. В обе пробирки с кислотами наливаем по 1 мл аммиачного раствора гидроксида серебра.

  3. Зажигаем спиртовку.

  4. ТБ: спиртовку от другой спиртовки зажигать нельзя!

  5. Пробирки с полученной смесью закрепляем в держателе.

  6. Слегка нагреваем в пламени спиртовки.

  7. ТБ: пробирку не вносим в пламя, а совершаем круговые движения вокруг пламени.

  8. Наблюдаем образование металлического серебра на стенках одной пробирки в виде зеркального слоя.

  9. Пламя спиртовки гасим, накрывая его колпачком.

  10. Пробирки с держателями ставим в штатив.

  11. Делаем вывод: пробирка, в которой прошла реакция «серебряного зеркала», содержала раствор муравьиной кислоты, в другой пробирке – уксусная кислота.

  12. Приводим рабочее место в порядок.




Тема: Экспериментальное решение задач по органической химии

Исполнитель

Экспериментальная задача III

Комментатор




  1. Муравьиная кислота – единственная, содержащая альдегидную группу, а значит дающая положительную реакцию «серебряного зеркала».







  1. В обе пробирки с кислотами наливаем по 1 мл аммиачного раствора гидроксида серебра.







  1. Зажигаем спиртовку.







  1. ТБ: спиртовку от другой спиртовки зажигать нельзя!







  1. Пробирки с полученной смесью закрепляем в держателе.







  1. Слегка нагреваем в пламени спиртовки.







  1. ТБ: пробирку не вносим в пламя, а совершаем круговые движения вокруг пламени.







  1. Наблюдаем образование металлического серебра на стенках одной пробирки в виде зеркального слоя.







  1. Пламя спиртовки гасим, накрывая его колпачком.







  1. Пробирки с держателями ставим в штатив.







  1. Делаем вывод: пробирка, в которой прошла реакция «серебряного зеркала», содержала раствор муравьиной кислоты, в другой пробирке – уксусная кислота.







  1. Приводим рабочее место в порядок.












Экспериментальная задача III. Уровень II



Проведите опыт по распознаванию уксусной и муравьиной кислот.

  1. Муравьиная кислота – единственная, содержащая альдегидную группу, а значит дающая положительную реакцию «серебряного зеркала».

  2. В обе пробирки с кислотами наливаем по 1 мл аммиачного раствора гидроксида серебра.

  3. Слегка нагреваем в пламени спиртовки.

  4. Наблюдаем образование металлического серебра на стенках одной пробирки в виде зеркального слоя.

  5. Делаем вывод: пробирка, в которой прошла реакция «серебряного зеркала», содержала раствор муравьиной кислоты, в другой пробирке – уксусная кислота.

Экспериментальная задача III. Уровень III



Проведите опыт по распознаванию уксусной и муравьиной кислот.

  1. В обе пробирки с кислотами наливаем по 1 мл аммиачного раствора гидроксида серебра.

  2. Слегка нагреваем в пламени спиртовки.

  3. Наблюдаем образование ____________ ____________ на стенках одной пробирки в виде ______________ слоя.

  4. Делаем вывод: пробирка, в которой прошла реакция, содержала раствор __________ кислоты, в другой пробирке – _______ кислота.

Экспериментальная задача III. Уровень IV



Проведите опыт по распознаванию уксусной и муравьиной кислот.
Отчетные задания

Наблюдения, уравнения и выводы записываем в таблицу:



Номер опыта

Что делали

Что наблюдали

Вывод

1










Уравнения химических реакций


2










Уравнения химических реакций


3










Уравнения химических реакций

Вариант 1



  1. Дайте оценку каждому участнику вашей группы (насколько успешно справились со своими ролями, положительные моменты, недочеты).

  2. Перечислите положения правил техники безопасности при выполнении опыта №1.

Вариант 2



  1. Дайте оценку каждому участнику вашей группы (насколько успешно справились со своими ролями, положительные моменты, недочеты).

  2. Перечислите положения правил техники безопасности при выполнении опыта №2.

Вариант 3



  1. Дайте оценку каждому участнику вашей группы (насколько успешно справились со своими ролями, положительные моменты, недочеты).

  2. Перечислите положения правил техники безопасности при выполнении опыта №3.

Практическая работа №10 Экспериментальное решение задач по органической химии

Цель работы: применить теоретические знания, полученные при изучении органической химии, для решения экспериментальных задач; совершенствовать умение объяснять наблюдения и результ

134.56kb.

14 12 2014
1 стр.


Химические викторины при реализации исторических материалов органической химии

«История органической химии». В этих мероприятиях викторины занимают особое место. Они расширяют мировоззрение студентов, углубляют и упрочняют знания. Помогают усвоить новые факты

23.15kb.

18 12 2014
1 стр.


Методические рекомендации по предмету: химия (по переводным экзаменам 10 класса общеобразовательных школ) Пояснение

Общее количество состоит из 90 вопросов: из раздела неорганической химии 30, органической 30 и 30 задач и практических работ

86.58kb.

14 12 2014
1 стр.


Методическое пособие «Решение задач по теме

В условиях сокращения количества часов на изучение химии необходимо отметить нехватку времени на отработку навыков решения расчетных задач, что сказывается на результатах контрольн

157.77kb.

15 12 2014
1 стр.


Занятие по химии. Тема урок: Анализ чипсов разных марок. Номер урока по теме: Форма урока: практическая работа

Место занятия в структуре образовательного процесса: факультативное занятие по химии

129.13kb.

16 12 2014
1 стр.


Синтез бициклических производных пиперидина 02. 00. 03 Органическая химия

Работа выполнена в Институте органической химии Уфимского научного центра Российской академии наук

246.33kb.

26 09 2014
1 стр.


И. Л. Артемьева, Н. В. Рештаненко

Описана архитектура банка знаний, структура базы знаний, разработанной на основе онтологии, лежащей в основе системы, а также методы решения задач органической химии. Показано

280.58kb.

17 12 2014
1 стр.


Синтез и фотохромизм 3-метил-4-оксо-спиро (нафто-1, 3-оксазин-2, 2'-[2 h ]-хроменов) 02. 00. 03 Органическая химия

Работа выполнена в нии физической и органической химии Южного Федерального университета

208.68kb.

11 10 2014
1 стр.