Практическая работа № 10
Экспериментальное решение задач по органической химии
Цель работы: применить теоретические знания, полученные при изучении органической химии, для решения экспериментальных задач; совершенствовать умение объяснять наблюдения и результаты проводимых химических опытов.
Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, спиртовка, спички, держатели, растворы сульфата меди (II), гидроксида натрия, формальдегида, глюкозы, муравьиной кислоты, уксусной кислоты, этиленгликоля, глицерина, аммиачный раствор гидроксида серебра.
Экспериментальная задача I. Уровень I
Предполагается, что в склянках без этикеток находятся растворы глицерина и формальдегида. Проведите эксперимент, подтверждающий это предположение.
-
Берем сухую чистую пробирку.
-
Наливаем в нее 1-2 мл раствора из первой склянке, предполагая, что в ней находится глицерин.
-
Вносим в пробирку 1 мл раствора сульфата меди (II) CuSO4.
-
Прибавляем при взбалтывании раствор гидроксида натрия до образования ярко-синего раствора (щелочь должна быть в избытке).
-
ТБ: со щелочью обращаемся аккуратно!
-
Вывод: появление такой окраски доказывает наличие в пробирке многоатомного спирта, к которым и относится глицерин, реакция с гидроксидом меди является качественной.
-
Берем вторую сухую чистую пробирку.
-
Наливаем в нее 1 мл раствора из второй склянки, предполагая, что в ней формальдегид.
-
Добавляем несколько капель аммиачного раствора гидроксида серебра.
-
Зажигаем спиртовку.
-
ТБ: спиртовку от другой спиртовки зажигать нельзя!
-
Пробирку с раствором закрепляем в держателе.
-
Слегка нагреваем в пламени спиртовки.
-
ТБ: пробирку не вносим в пламя, а совершаем круговые движения вокруг пламени.
-
Наблюдаем образование металлического серебра на стенках пробирки в виде зеркального слоя.
-
Пламя спиртовки гасим, накрывая его колпачком.
-
Пробирку с держателем ставим в штатив.
-
Приводим рабочее место в порядок.
-
Делаем вывод: во второй склянке находился один из представителей альдегидов, к которым и относится формальдегид.
Тема: Экспериментальное решение задач по органической химии
|
Исполнитель
|
Экспериментальная задача I
|
Комментатор
|
| -
Берем сухую чистую пробирку.
|
|
| -
Наливаем в нее 1-2 мл раствора из первой склянке, предполагая, что в ней находится глицерин.
|
|
| -
Вносим в пробирку 1 мл раствора сульфата меди (II) CuSO4.
|
|
| -
Прибавляем при взбалтывании раствор гидроксида натрия до образования ярко-синего раствора (щелочь должна быть в избытке).
|
|
| -
ТБ: со щелочью обращаемся аккуратно!
|
|
| -
Вывод: появление такой окраски доказывает наличие в пробирке многоатомного спирта, к которым и относится глицерин, реакция с гидроксидом меди является качественной.
|
|
| -
Берем вторую сухую чистую пробирку.
|
|
| -
Наливаем в нее 1 мл раствора из второй склянки, предполагая, что в ней формальдегид.
|
|
| -
Добавляем несколько капель аммиачного раствора гидроксида серебра.
|
|
| -
Зажигаем спиртовку.
|
|
| -
ТБ: спиртовку от другой спиртовки зажигать нельзя!
|
|
| -
Пробирку с раствором закрепляем в держателе.
|
|
| -
Слегка нагреваем в пламени спиртовки.
|
|
| -
ТБ: пробирку не вносим в пламя, а совершаем круговые движения вокруг пламени.
|
|
| -
Наблюдаем образование металлического серебра на стенках пробирки в виде зеркального слоя.
|
|
| -
Пламя спиртовки гасим, накрывая его колпачком.
|
|
| -
Пробирку с держателем ставим в штатив.
|
|
| -
Приводим рабочее место в порядок.
|
|
| -
Делаем вывод: во второй склянке находился один из представителей альдегидов, к которым и относится формальдегид.
|
|
|
|
|
Экспериментальная задача I. Уровень II
Предполагается, что в склянках без этикеток находятся растворы глицерина и формальдегида. Проведите эксперимент, подтверждающий это предположение.
-
Берем сухую чистую пробирку.
-
Наливаем в нее 1-2 мл раствора из первой склянке, предполагая, что в ней находится глицерин.
-
Вносим в пробирку 1 мл раствора сульфата меди (II).
-
Прибавляем при взбалтывании раствор гидроксида натрия до образования ярко-синего раствора (щелочь должна быть в избытке).
-
Вывод: появление такой окраски доказывает наличие в пробирке многоатомного спирта, к которым и относится глицерин, реакция с гидроксидом меди является качественной.
-
Берем вторую сухую чистую пробирку.
-
Наливаем в нее 1 мл раствора из второй склянки, предполагая, что в ней формальдегид.
-
Добавляем несколько капель аммиачного раствора гидроксида серебра.
-
Слегка нагреваем в пламени спиртовки.
-
Наблюдаем образование _____________ на стенках пробирки в виде __________ слоя.
-
Делаем вывод: во второй склянке находился один из представителей альдегидов, к которым и относится формальдегид.
Экспериментальная задача I. Уровень III
Предполагается, что в склянках без этикеток находятся растворы глицерина и формальдегида. Проведите эксперимент, подтверждающий это предположение.
-
Берем сухую чистую пробирку.
-
Наливаем в нее 1-2 мл раствора из первой склянке, предполагая, что в ней находится глицерин.
-
Вносим в пробирку 1 мл раствора сульфата меди (II).
-
Прибавляем при взбалтывании раствор гидроксида натрия до образования __________ цвета раствора.
-
Вывод: появление такой окраски доказывает наличие в пробирке ____________ ________, к которым и относится глицерин, реакция с гидроксидом меди является ____________.
-
Берем вторую сухую чистую пробирку.
-
Наливаем в нее 1 мл раствора из второй склянки, предполагая, что в ней формальдегид.
-
Добавляем необходимый реактив.
-
Слегка нагреваем в пламени спиртовки.
-
Наблюдаем образование _________ _________ на стенках пробирки в виде ___________ слоя.
-
Делаем вывод: во второй склянке находился один из представителей ____________, к которым и относится _____________.
Экспериментальная задача I. Уровень IV
Предполагается, что в склянках без этикеток находятся растворы глицерина и формальдегида. Проведите эксперимент, подтверждающий это предположение.
Экспериментальная задача II. Уровень I
В пробирках №1, 2 находятся растворы этиленгликоля и глюкозы. Опытным путем определите, в какой склянке находится каждое вещество.
-
Берем две сухие чистые пробирки.
-
Наливаем в них по 1 мл проб из пробирок №1, 2.
-
Вносим в пробирки по 1 мл раствора сульфата меди (II) CuSO4.
-
Прибавляем при взбалтывании раствор гидроксида натрия NaOH до образования ярко-синего раствора (щелочь должна быть в избытке).
-
ТБ: со щелочью обращаемся аккуратно!
-
Вывод: появление такой окраски доказывает наличие в пробирках многоатомных спиртов, к которым и относятся этиленгликоль и глюкоза.
-
Берем спиртовку, зажигаем ее спичками.
-
ТБ: спиртовку от другой спиртовки зажигать нельзя!
-
Закрепляем обе пробирки в держателях.
-
Сначала равномерно прогрев, разогреваем вещества.
-
Наблюдения: при нагревании пробирки с этиленгликолем изменений не будет, а в пробирке с глюкозой окраска будет меняться в следующем порядке: зелёная - жёлтая - оранжевая - красная.
-
Делаем вывод: пробирка, в которой меняется цвет вещества, содержит раствор глюкозы, другая – раствор этиленгликоля.
-
Пробирки с держателями ставим в штатив.
-
Гасим пламя спиртовки, накрыв его колпачком.
-
Приводим рабочее место в порядок.
Тема: Экспериментальное решение задач по органической химии
|
Исполнитель
|
Экспериментальная задача II
|
Комментатор
|
| -
Берем две сухие чистые пробирки.
|
|
| -
Наливаем в них по 1 мл проб из пробирок №1, 2.
|
|
| -
Вносим в пробирки по 1 мл раствора сульфата меди (II) CuSO4.
|
|
| -
Прибавляем при взбалтывании раствор гидроксида натрия NaOH до образования ярко-синего раствора (щелочь должна быть в избытке).
|
|
| -
ТБ: со щелочью обращаемся аккуратно!
|
|
| -
Вывод: появление такой окраски доказывает наличие в пробирках многоатомных спиртов, к которым и относятся этиленгликоль и глюкоза.
|
|
| -
Берем спиртовку, зажигаем ее спичками.
|
|
| -
ТБ: спиртовку от другой спиртовки зажигать нельзя!
|
|
| -
Закрепляем обе пробирки в держателях.
|
|
| -
Сначала равномерно прогрев, разогреваем вещества.
|
|
| -
Наблюдения: при нагревании пробирки с этиленгликолем изменений не будет, а в пробирке с глюкозой окраска будет меняться в следующем порядке: зелёная - жёлтая - оранжевая - красная.
|
|
| -
Делаем вывод: пробирка, в которой меняется цвет вещества, содержит раствор глюкозы, другая – раствор этиленгликоля.
|
|
| -
Пробирки с держателями ставим в штатив.
|
|
| -
Гасим пламя спиртовки, накрыв его колпачком.
|
|
| -
Приводим рабочее место в порядок.
|
|
|
|
|
Экспериментальная задача II. Уровень II
В пробирках №1, 2 находятся растворы этиленгликоля и глюкозы. Опытным путем определите, в какой склянке находится каждое вещество.
-
Берем две сухие чистые пробирки.
-
Наливаем в них по 1 мл проб из пробирок №1, 2.
-
Вносим в пробирки по 1 мл раствора сульфата меди (II).
-
Прибавляем при взбалтывании раствор щелочи до образования ярко-синего раствора.
-
Вывод: появление такой окраски доказывает наличие в пробирках ____________ спиртов, к которым и относятся этиленгликоль и глюкоза.
-
Сначала равномерно прогрев, разогреваем вещества.
-
Наблюдения: при нагревании пробирки с этиленгликолем изменений не будет, а в пробирке с глюкозой окраска будет меняться в следующем порядке: зелёная - жёлтая - оранжевая - красная.
-
Делаем вывод: пробирка, в которой меняется цвет вещества, содержит раствор глюкозы, другая – раствор этиленгликоля.
Экспериментальная задача II. Уровень III
В пробирках №1, 2 находятся растворы этиленгликоля и глюкозы. Опытным путем определите, в какой склянке находится каждое вещество.
-
Берем две сухие чистые пробирки.
-
Наливаем в них по 1 мл проб из пробирок №1, 2.
-
Вносим в пробирки по 1 мл раствора сульфата меди (II).
-
Прибавляем при взбалтывании раствор щелочи до образования __________ цвета раствора.
-
Вывод: появление такой окраски доказывает наличие в пробирках ____________ спиртов, к которым и относятся ____________ и __________.
-
Сначала равномерно прогрев, разогреваем вещества.
-
Наблюдения: при нагревании пробирки с этиленгликолем изменений не будет, а в пробирке с глюкозой окраска будет меняться в следующем порядке: _________ - ________ - __________ - _____________.
-
Делаем вывод: пробирка, в которой меняется цвет вещества, содержит раствор ________, другая – раствор _______________.
Экспериментальная задача II. Уровень IV
В пробирках №1, 2 находятся растворы этиленгликоля и глюкозы. Опытным путем определите, в какой склянке находится каждое вещество.
Экспериментальная задача III. Уровень I
Проведите опыт по распознаванию уксусной и муравьиной кислот.
-
Муравьиная кислота – единственная, содержащая альдегидную группу, а значит дающая положительную реакцию «серебряного зеркала».
-
В обе пробирки с кислотами наливаем по 1 мл аммиачного раствора гидроксида серебра.
-
Зажигаем спиртовку.
-
ТБ: спиртовку от другой спиртовки зажигать нельзя!
-
Пробирки с полученной смесью закрепляем в держателе.
-
Слегка нагреваем в пламени спиртовки.
-
ТБ: пробирку не вносим в пламя, а совершаем круговые движения вокруг пламени.
-
Наблюдаем образование металлического серебра на стенках одной пробирки в виде зеркального слоя.
-
Пламя спиртовки гасим, накрывая его колпачком.
-
Пробирки с держателями ставим в штатив.
-
Делаем вывод: пробирка, в которой прошла реакция «серебряного зеркала», содержала раствор муравьиной кислоты, в другой пробирке – уксусная кислота.
-
Приводим рабочее место в порядок.
Тема: Экспериментальное решение задач по органической химии
|
Исполнитель
|
Экспериментальная задача III
|
Комментатор
|
| -
Муравьиная кислота – единственная, содержащая альдегидную группу, а значит дающая положительную реакцию «серебряного зеркала».
|
|
| -
В обе пробирки с кислотами наливаем по 1 мл аммиачного раствора гидроксида серебра.
|
|
| -
Зажигаем спиртовку.
|
|
| -
ТБ: спиртовку от другой спиртовки зажигать нельзя!
|
|
| -
Пробирки с полученной смесью закрепляем в держателе.
|
|
| -
Слегка нагреваем в пламени спиртовки.
|
|
| -
ТБ: пробирку не вносим в пламя, а совершаем круговые движения вокруг пламени.
|
|
| -
Наблюдаем образование металлического серебра на стенках одной пробирки в виде зеркального слоя.
|
|
| -
Пламя спиртовки гасим, накрывая его колпачком.
|
|
| -
Пробирки с держателями ставим в штатив.
|
|
| -
Делаем вывод: пробирка, в которой прошла реакция «серебряного зеркала», содержала раствор муравьиной кислоты, в другой пробирке – уксусная кислота.
|
|
| -
Приводим рабочее место в порядок.
|
|
|
|
|
Экспериментальная задача III. Уровень II
Проведите опыт по распознаванию уксусной и муравьиной кислот.
-
Муравьиная кислота – единственная, содержащая альдегидную группу, а значит дающая положительную реакцию «серебряного зеркала».
-
В обе пробирки с кислотами наливаем по 1 мл аммиачного раствора гидроксида серебра.
-
Слегка нагреваем в пламени спиртовки.
-
Наблюдаем образование металлического серебра на стенках одной пробирки в виде зеркального слоя.
-
Делаем вывод: пробирка, в которой прошла реакция «серебряного зеркала», содержала раствор муравьиной кислоты, в другой пробирке – уксусная кислота.
Экспериментальная задача III. Уровень III
Проведите опыт по распознаванию уксусной и муравьиной кислот.
-
В обе пробирки с кислотами наливаем по 1 мл аммиачного раствора гидроксида серебра.
-
Слегка нагреваем в пламени спиртовки.
-
Наблюдаем образование ____________ ____________ на стенках одной пробирки в виде ______________ слоя.
-
Делаем вывод: пробирка, в которой прошла реакция, содержала раствор __________ кислоты, в другой пробирке – _______ кислота.
Экспериментальная задача III. Уровень IV
Проведите опыт по распознаванию уксусной и муравьиной кислот.
Отчетные задания
Наблюдения, уравнения и выводы записываем в таблицу:
Номер опыта
|
Что делали
|
Что наблюдали
|
Вывод
|
1
|
|
|
|
Уравнения химических реакций
|
2
|
|
|
|
Уравнения химических реакций
|
3
|
|
|
|
Уравнения химических реакций
|
Вариант 1
-
Дайте оценку каждому участнику вашей группы (насколько успешно справились со своими ролями, положительные моменты, недочеты).
-
Перечислите положения правил техники безопасности при выполнении опыта №1.
Вариант 2
-
Дайте оценку каждому участнику вашей группы (насколько успешно справились со своими ролями, положительные моменты, недочеты).
-
Перечислите положения правил техники безопасности при выполнении опыта №2.
Вариант 3
-
Дайте оценку каждому участнику вашей группы (насколько успешно справились со своими ролями, положительные моменты, недочеты).
-
Перечислите положения правил техники безопасности при выполнении опыта №3.