Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Конспект учебного занятия.

1. Предмет: химия.

2. Место занятия в структуре образовательного процесса: факультативное занятие по химии.

3. Тема урок: Анализ чипсов разных марок.

4. Номер урока по теме: 1.

5. Форма урока: практическая работа.

6. Цель: качественно доказать наличие различных веществ в чипсах и сравнить содержание этих веществ в разных марках чипсов.
7. Задачи:

  • Определить наличие масла в чипсах

  • Определить наличие соли

  • Определить содержание крахмала в чипсах

  • Определить калорийность различных чипсов



8. Оборудование:

    • Мультимедийный проектор

    • Ноутбук

    • Экран

    • Авторская презентация

    • Спиртовка

    • Держатель

    • Спички

    • Штатив для пробирок

    • Пробирки

    • Штатив с кольцом

    • Фильтровальная бумага

    • Раствор нитрата серебра, азотная кислота

    • Спиртовой раствор йода

    • Чипсы разных марок

    • Химический стакан

    • Стеклянная палочка

    • Химическая воронка

    • Ступка, пестик

9. Ожидаемые результаты:

Учащиеся должны знать:

- процесс приготовления чипсов

- качественные реакции на масла, крахмал, хлорид ион, катион натрия

- устаревшую единицу энергии – ккал

- недостатки и преимущества употребления чипсов

Учащиеся должны уметь:

- проводить качественный анализ продуктов на содержание крахмала, масла, поваренной соли

- определять калорийность продуктов

- переводить единицы измерения энергии Дж в ккал

- формулировать гипотезу и делать выводы
10. Этапы урока:

I. Организация класса. - 1 мин.

II. Вступительная беседа. – 2 мин.

III. Сообщение темы и цели урока. – 1 мин.

IV. Выполнение практической работы.- 34 мин

V. Итог урока. – 2 мин.



Ход урока.

  1. Организация класса.

  2. Вступительная беседа: (слайд 1)

Сегодня у нас необычный урок: объектом нашего исследования будут ваши любимые чипсы. Почему именно они? Если мы обратимся к реалиям жизни современных школьников, то затем, что ребята часто перекусывают бутербродами, булочками. Особой популярностью среди школьников пользуются чипсы. На телевидении, в общественных местах часто можно увидеть красочную рекламу о сухариках, жевательной резинке, газированной воде, чипсах. В магазинах и киосках в яркой упаковке продаются различные чипсы по доступной цене для школьников. Чипсы являются любимым лакомством детей и взрослых. Они сопровождают людей практически везде, как сидя дома у телевизора, так и в пути. А так ли они безвредны?

III. Основной этап урока:

Перед началом исследования в школе среди учащихся старших классов был проведен социологический опрос: «Чипсы: это вредно и полезно?» И сейчас с результатами этого опроса вас познакомит Горбунова Настя.


1. Как вы считаете, чипсы приносят вред организму человека? (слайд 2)

А) да - 27,5%

Б) нет - 32,5%

В) затрудняюсь ответить – 10%

Г) и вред, и пользу – 30%
2. Можно ли утверждать, что чипсы изготовлены из натуральных продуктов? (слайд 3)

А) да - 15%

Б) нет - 85%
3. Для чего вы едите чипсы? (слайд 4)

А) «заморить червячка (перекусить) – 55%

Б) поесть - 20%

В) просто так, все едят и я ем – 2,5%

Г) занять время перед телевизором – 22,5%
4. Можете ли вы сказать, что чипсы – незаменимый продукт в вашем рационе? (слайд 5)

А) да - 7,5%

Б) нет – 80%

В) затрудняюсь ответить – 12,5%


5. По каким «параметрам» вы выбираете чипсы? (слайд 6)

А) по марке - 20%

Б) по цене - 12,5%

В) по вкусу - 67,5%

Г) доверяю рекламе – 0%
6. Как часто вы покупаете чипсы? (слайд 7)

А) один раз в месяц - 20%

Б) один раз в неделю - 35%

В) практически каждый день – 17,5%

Г) очень редко - 25%

Д) не употребляю в пищу вообще – 2,5%


7. Какая марка чипсов наиболее вас привлекает? (слайд 8)

А) «Lаy`s» - 55%

Б) «Русская картошка» - 17,5%

В) «Estrella» - 15%

Г) «Читос» - 7,5%

Д) чипсы других марок – 5%


Спасибо.

Сегодня, я предлагаю вам исследовать чипсы разных марок и дать ответ на один вопрос: «Чипсы: это вред или польза?» (слайд 9)

Весь класс был разделен на три группы, каждая группа будет исследовать свою марку чипсов: первая группа будет проводить опыты с чипсами «Lаy`s», вторая группа – чипсы «Русская картошка», третья группа - «Estrella». (слайд 10)Это марки чипсов, которые особенно популярны у нас в школе.

Благодаря проведенным исследованиям мы научимся: (слайд 11)



  • Определять наличие масла в чипсах

  • Определять наличие соли

  • Определять содержание крахмала в чипсах

  • Определять калорийность различных чипсов

Перед тем как непосредственно приступить к качественному анализу чипсов, немного о том, как их изготовляют.

Чипсы изготавливают из картофеля. Для приготовления чипсов картофель нагревают в воде до 800С. При этом из картофеля экстрагируются углеводы и разрушаются биологически активные вещества (ферменты, витамины). Затем картофель режут тонкими ломтиками и моют для удаления крахмала с его поверхности. Ломтики картофеля жарят в растительном масле и посыпают солью и вкусовыми добавками. Часто в машинном производстве применяется другой рецепт: из картофельной муки делают тесто, а из теста формуют чипсы, которые потом обжариваются. Всем понятны способы приготовления чипсов?

А теперь внимательно посмотрите на лотки, которые находятся у вас на столах.

Ознакомимся с оборудованием и реактивами, которые вам потребуется для проведения опытов. (слайд 12)


    • Спиртовка

    • Держатель

    • Спички

    • Штатив для пробирок

    • Пробирки

    • Штатив с кольцом

    • Фильтровальная бумага

    • Раствор нитрата серебра, азотная кислота

    • Спиртовой раствор йода

    • Чипсы разных марок

    • Химический стакан

    • Стеклянная палочка

    • Химическая воронка

    • Ступка, пестик

У вас на столах находятся инструкционные карты по выполнению каждого опыта (приложение 1)и карта наблюдения (приложение 2), которую вы будете заполнять. Изучите их внимательно. Все наблюдения мы будем заносить в общую таблицу, которая будет на экране. (слайд 13)







Выполняемый опыт:

«Lаy`s»

«Русская картошка»

«Estrella»

Влияние на организм человека:

1.

Качественное определение жира.













2.

Качественное определение хлорид-ионов.













3.

Качественное определение крахмала.












Читаем внимательно первый опыт.


Опыт 1: «Качественное определение жиров»


  • Кладем чипс на фильтровальную бумагу

  • Сгибаем её пополам, раздавив испытуемый образец на сгибе бумаги.

  • Удаляем кусочки чипса с фильтровальной бумаги

  • Посмотрим бумагу на свет.

  • Количество масла можно определить по размеру пропускающего свет пятна.

  • Сравним количество масла в разных видах чипсов чипсах

  • Выводы запишем в карту наблюдений.

(Один из учащихся комментирует, как будет делать опыт)
После выполнения опыта сравниваем содержание жира в каждом виде чипсов. Данные записываем в таблицу. Говорим о влиянии избыточного содержания жира на организм человека. (слайд 14)

Изучим внимательно опыт 2.



Опыт 2: «Приготовление водной вытяжки для качественного определения растворимых компонентов»


  • Раскрошим 1-3 чипса и перенесём крошки в ступку, измельчим.

  • Добавим 15-20 мл воды и нагреем пробирку в пламени спиртовки.

  • Профильтруем образовавшуюся смесь.

  • Фильтрат соберем и используем для проведения дальнейших испытаний.

(один из учащихся комментирует, как будет выполнять опыт)

Образовавшийся фильтрат разольем на две проборки. Внимательно прочитаем опыт 3. Скажите, пожалуйста, как будете нагревать проборку?

После выполнения опыта наблюдения записываем в таблицу.
Опыт 3: «Качественное определение хлорид – ионов»


  • Нальем в пробирку 1-2 мл водной фильтрата

  • Добавим 3-4 капли 5%-ного раствора нитрата серебра, что наблюдаете?

  • Выводы запишите в карту наблюдений.



(один из учащихся комментирует, как будет выполнят данный опыт) Данным опытом мы доказали наличие в фильтрате ионов хлора. Скажите, ионы хлора входят в состав какого вещества? (поваренной соли) Следовательно, в чипсах находится достаточно высокое содержание соли. Какое влияние оказывает избыточное содержания соли на организм человека? (слайд 15)Данные не забываем заносить в таблицу.
Опыт 4: «Качественное определение крахмала»


  • Нальем в пробирку 1-2 мл фильтрата.

  • Добавим 2-3 капли 3%-ного спиртового раствора йода. Что наблюдаете?

  • Выводы запишите в карту наблюдений.

Следующим опытом мы будем определять наличие в фильтрате крахмала. Вспомните из курса биологии 5 класс, качественную реакцию на крахмал. (спиртовой раствор йода). Изучите опыт 4. (один из учащихся объясняет, как будет делать опыт). Во всех трех случаях наблюдаем интенсивное окрашивание в фиолетовый цвет . Следовательно, во всех видах чипсов крахмала содержится в очень большом количестве.

Какое влияние оказывает избыточное употребление крахмала на организм человека? (слайд 16)

Определение калорийности опыт очень трудоемкий, его заранее сделала Шумилова Евгения и с его результатами сейчас вас ознакомит. Сначала Женя расскажет, как определяется калорийность чипсов.

(выступление ученика с результатами опыта)
ОПЫТ: «Определение калорийности продукта»

С помощью мерного цилиндра отмерили 10 мл воды (слайд 18) и налили ее в широкую пробир­ку (слайд 19) . Измерили исходную температуру воды (слайд 20), а затем зажали под углом пробирку с водой в штативе. Взвесили большой чипс (слайд 21) и подож­гли его (слайд 22), держа под пробиркой с водой (слайд 23). (Если чипс потухнет, зажигаем его снова.) Наш чипс сгорел ярким пламенем. Измерим температуры воды (слайд 24)

Рассчитать калорийность продукта можно по формуле (слайд 25) Q = (С(воды) х m (воды) + С(стекла) х m(стекла)) х (t2 –t1), где Q – калорийность чипсов, С (воды) – удельная теплоемкость воды, m (воды) – масса воды

Данные об удельной теплоемкости воды и лабораторного стекла можно найти в учебниках по физике или соответствующих справочниках С (воды) = 4200 Дж (кг • °С);

С(стекла) = 840 Дж (кг .0С)).
Калорийность чипсов(слайд 26)


Марка чипсов

m чипса

m воды

m пробирки

t1

t2

t2-t1

Q, кДж

Русская картошка

0,7

20

18,1

19

37

18

786

Lays

0,8

20

18,1

19

27

8

793

Estrella

0,3

20

18,1

19

28

9

893


(слайд 27) Проведя все необходимые расчеты, я пришла к выводу, что калорийность, указанная на упаковке, намного меньше полученной нами при расчетах. Я считаю, сто производители скрывают настоящую калорийность от покупателей, потому что она играет для них большую роль.
Заключительный этап урока:

Благодаря проведенным исследованиям мы установили, что в чипсах содержится много жира, крахмала и соли, а также калорийность, указанная на упаковке производителем, на самом деле намного ниже той, которая соответствует действительности.

Также если мы обратимся к научной литературе, то найдем такие данные. Врачи утверждают, что чипсы только заглушают голод и не приносят никакой пользы. Возникающие от них нарушения пищеварения быстро переходят в хроническое заболевание. Постоянно раздраженные стенки желудка создают иллюзию голода. А утоляют его тем же суррогатом из пакетика. Замкнутый круг!

Постоянное питание на скорую руку вызывает такую же зависимость, как курение или употребление наркотиков. Британские ученые предупреждают: употребление жиров, которые содержатся в гамбургерах, чипсах и т.п., приводит к изменениям химических процессов в мозге человека, похожим на те, что наблюдаются при героиновой зависимости. Особую опасность представляет для детей и подростков в период роста.

Вот таковы результаты. (слайд 28)Чипсы, приносят вред здоровью, и в лучшем случае следует отказаться от них. В худшем сократить их потребление до минимума.

Перед вами на столах находятся пакетики с чипсами. И сейчас вам предстоит ответить на один вопрос: открыть этот пакет или отказаться? Что вы сделаете? (Слайд 29)


ПРИЛОЖЕНИЕ 1:

Инструкционная карта по выполнению

исследовательской работы:

«Анализ чипсов»
Опыт 1: «Качественное определение жиров»


  • Кладем чипс на фильтровальную бумагу

  • Сгибаем её пополам, раздавив испытуемый образец на сгибе бумаги.

  • Удаляем кусочки чипса с фильтровальной бумаги

  • Посмотрим бумагу на свет.

  • Количество масла можно определить по размеру пропускающего свет пятна.

  • Сравним количество масла в разных видах чипсов чипсах

  • Выводы запишем в карту наблюдений.


Опыт 2: «Приготовление водной вытяжки для качественного определения растворимых компонентов»


  • Раскрошим 1-3 чипса и перенесём крошки в ступку, измельчим.

  • Добавим 15-20 мл воды и нагреем пробирку в пламени спиртовки.

  • Профильтруем образовавшуюся смесь.

  • Фильтрат соберем и используем для проведения дальнейших испытаний.


Опыт 3: «Качественное определение хлорид – ионов»


  • Нальем в пробирку 1-2 мл водной фильтрата

  • Добавим 3-4 капли 5%-ного раствора нитрата серебра, что наблюдаете?

  • Выводы запишите в карту наблюдений.


Опыт 4: «Качественное определение крахмала»


  • Нальем в пробирку 1-2 мл фильтрата.

  • Добавим 2-3 капли 3%-ного спиртового раствора йода. Что наблюдаете?

  • Выводы запишите в карту наблюдений.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2:



Карта наблюдений:





Выполняемый опыт:

«Lаy`s»

Влияние на организм человека:

1.

Качественное определение жира.







2.

Качественное определение хлорид-ионов.







3.

Качественное определение крахмала.







4.

Калорийность чипсов.






Карта наблюдений:





Выполняемый опыт:

«Русская картошка»

Влияние на организм человека:

1.

Качественное определение жира.







2.

Качественное определение хлорид-ионов.







3.

Качественное определение крахмала.







4.

Калорийность чипсов.







Карта наблюдений:





Выполняемый опыт:

«Estrella»

Влияние на организм человека:

1.

Качественное определение жира.







2.

Качественное определение хлорид-ионов.







3.

Качественное определение крахмала.







Занятие по химии. Тема урок: Анализ чипсов разных марок. Номер урока по теме: Форма урока: практическая работа

Место занятия в структуре образовательного процесса: факультативное занятие по химии

129.13kb.

16 12 2014
1 стр.


Форма занятия: Урок повторение с применением икт презентация к теме Конспект урока Тема урока: " Моя семья" Тип урока: Урок повторения с использованием икт

Урок-закрепление по теме "Моя семья" с использованием икт на уроках английского языка

38.68kb.

10 10 2014
1 стр.


Урок №6 Температура и термометр. Практическая работа по теме «Знакомство с устройством термометра»

Тема урока: Температура и термометр. Практическая работа по теме «Знакомство с устройством термометра»

37.98kb.

13 10 2014
1 стр.


Казиева Оксана Викторовна Класс : Тема урока : Планеты. Форма урока : урок
87.05kb.

13 12 2014
1 стр.


Открытый урок в 10 классе Тема урока: «Аминокислоты»

Данный урок в курсе органической химии. Это второй урок в теме азотсодержащие органические соединения. Связан с темами карбоновые кислоты и амины, поэтому я опиралась на знания дет

167kb.

14 12 2014
1 стр.


Урок по теме «параллелограмм и его виды». (8 Класс, геометрия) Учитель математики Денисова Л. В

Сегодня мы повторим и обобщим все, что знаем по этой теме. В тетрадях число, классная работа и тема урока «Параллелограмм и его виды». Попробуйте сформулировать цели сегодняшнего у

39kb.

24 09 2014
1 стр.


План урока №1 Тема урока Введение Тип урока Урок формирования новых знаний

Цели урока: 1 Учебная обучающие должны иметь представление о назначение дисциплины; связь с другими

1322.26kb.

14 12 2014
11 стр.


Урок-зачет по теме «Информация и информационные процессы» Раздел программы: «Теоретическая информатика». Тема урока: зачет по теме «Информация и информационные процессы». Тип урока: урок-повторение Вид: урок-зачет

Время проведения: последний из трех уроков по теме «Информация и информационные процессы»

372.5kb.

11 09 2014
1 стр.