Практическая работа №2
Изучение горных пород своей местности
Приборы и материалы.
Лопата, геологический (или слесарный) молоток, полевой дневник, карандаш, этикетки, оберточная бумага и мешочки для образцов, рюкзак, крупномасштабная карта или план местности.
Цель работы.
Изучение минералов и горных пород, слагающих вашу местность.
Задачи работы.
Описание горных пород, их естественное залегание, отбор образцов и составление коллекции местных горных пород и полезных ископаемых.
Подготовительный этап: перед выходом на местность нужно подготовить необходимые инструменты. Важным инструментом является геологический молоток. Желательно иметь 4-5 молотков на группу до 30 учеников. Он необходим при работе на обнажениях горных пород, особенно при отборе образцов для коллекции.
Штыковая лопата применяется для зачистки обнажений горных пород перед их описанием. Она должна быть хорошо заточена. Желательно иметь 2-3 такие лопаты на группу до 30 человек.
Информация для учителя.
Нужно подготовить полевой дневник. В качестве полевого дневника можно использовать блокнот или обыкновенную тетрадь. Его должен иметь каждый учащийся. На первой странице дневника должны быть указаны: номер школы, класс, фамилия, имя ученика, дата начала ведения дневника и дата окончания, а так же слова: «В случае утери нашедшего прошу вернуть по адресу(домашний адрес или адрес школы)». Далее все записи ведутся на правой стороне дневника, левая сторона оставляется для зарисовок обнажений, профилей, поясняющих схем по маршруту. Каждая страница дневника нумеруется. Каждая новая запись начинается с указания даты и адреса точки, на которой находиться наблюдатель. Адрес – это точное описание местонахождения наблюдателя относительно объектов местности.
Перед выходом на местность необходимо подготовить этикетки для образцов горных пород, на которых должны быть записаны: номер точки, номер образца, адрес обнажения, предварительное название породы и краткое описание образца. После всего этого необходимо по плану или карте примерно определить места, где могут быть обнажения и выходы горных пород, не прикрытые почвой и растительностью. Как правило, это овраги или балки, подмываемые крутые и обрывистые склоны речных долин, карьеры, канавы, траншеи, созданные человеком.
Описание обнажения. Его начинают с указания номера и нанесения обнажения на план или карту. Нумерация в полевом дневнике и плане должна быть единой.
Описывать обнажения лучше всего бригадами не более 5 человек(по количеству геологических молотков на группу). Тщательно изучите обнажение, только после этого приступайте к записям. Изучение осадочных горных пород (вспомните характерные особенности осадочных горных пород) начинают с выделения слоев различного состава (пески, глины, галечник, известняк и т.д.), каждый из которых описывают по плану:
-
толщина (мощность) слоя;
-
название горной породы в слое;
-
цвет;
-
величина и форма частиц, слагающих породу (если эти частицы можно выделить, в другом случае указывается, что порода монолитная), их распределение по слою;
-
наличие или отсутствие слоистости;
-
наличие остатков растений и животных;
-
трещиноватость, ее характер (вертикальная, горизонтальная, наклонная);
-
характер границы с нижележащим слоем (ровная- неровная – карманообразная, четкая - нечеткая).
Практическая работа № 3
Описание форм рельефа
Приборы и материалы.
Рулетка, угломер (эклиметр), простейший нивелир, полевой дневник, план или карта, использованная в предыдущей практической работе.
Цель работы
Описание наиболее часто встречающихся форм рельефа вашей местности. Составление их общей географической характеристики.
Задачи работы
Описать внешний вид (морфологию) и размеры (морфометрические характеристики) наиболее распространенных местных форм рельефа.
Подготовительный этап.
Изучение рельефа начинают с определения его основных форм и их размеров. Размеры форм рельефа отражают особенности их происхождения (табл. 1). Так, наиболее крупные формы рельефа образовались в результате преобладающего влияния внутренних сил Земли. Формы средние и мелкие образовались при преимущественном участии внешних сил. С последними формами мы и будем иметь дело на практике.
Таблица 1
Классификация форм рельефа по их размерам
Формы рельефа
|
Горизонтальные размеры
|
Вертикальные размеры
|
Примеры форм
|
Крупнейшие
(мегарельеф)
|
десятки и сотни тыс.кв.километров
|
сотни и тысячи метров
|
нагорья, горные станы, обширные возвышенности и низменности
|
Крупные
(макрорельеф)
|
сотни и тыс. кв. километров
|
сотни и тысячи метров
|
горные хребты, отдельные горы, большие речные долины, межгорные впадины
|
Средние(мезорельеф)
|
сотни и тыс. кв.метров
|
метры и десятки метров
|
холмы, овраги, балки, бархатные цепи
|
Мелкие
(микрорельеф)
|
метры и сотни кв.метров
|
метры, реже десятки метров
|
бугры, курганы, промоины, рытвины
|
От изучения отдельных элементов переходят к изучению их сочетаний, которые образуют формы рельефа: положительные и отрицательные. Они имеют конкретные названия (табл. 3).
Таблица 3
Классификация простых форм рельефа
(по Л.Г.Раменскому, с упрощениями)
|
|
мезорельеф
|
Микрорельеф
|
Положительные формы
|
Вытянутые
|
Вершина острая
|
гребень
|
грива
|
Вершина закругленная
|
увал
|
вал
|
Вершина плоская
|
гряда
|
микрогряда
|
Изометричные (округлые, овальные)
|
Вершина острая
|
Пик
|
бугор
|
Вершина закругленная
|
Холм, сопка
|
бугор(холмик)
|
Вершина плоская
|
Плоский холм
|
холмик
|
Отрицательные формы
|
Вытянутые
|
Дно узкое
|
Овраг
|
борозда
|
Дно округленное
|
Балка
|
рытвина (промоина)
|
Дно широкое, плоское
|
Лог
|
ложбина
|
Изометричные (округлые, овальные)
|
Дно узкое
|
Воронка
|
воронка
|
Дно округленное
|
Котловина
|
западина
|
Дно широкое, плоское
|
плоская впадина
|
−
|
Порядок выполнения работы. На карте или плане местности вы выбираете мезоформу или микроформу рельефа, наиболее распространенную в вашей местности, отмечаете её (т.е. обводите границы). Далее находите ее на местности и приступаете к изучению.
-
Необходимо записать в полевых дневниках адрес выбранной формы рельефа, предварительно указав ее значение.
-
На левой странице дневника следует сделать полную зарисовку формы рельефа (вид сверху, т.е. схематичный план и в виде пейзажной картинки, если есть возможность, ее можно сфотографировать).
Информация для учителя
-
С помощью рулетки и угломера необходимо измерить длину и ширину формы рельефа, длину и ширину ее элементов(склонов, днища и т.д.), углов наклона склонов. С помощью нивелира важно измерить относительную высоту между вершиной и подошвой(днищем и бровками склонов). Вся эта информация записывается слева на сделанном ранее рисунке.
-
На основании зарисовок и изменений форму относят к той или иной группе по размерам и дают ей название с помощью таблицы
Оформление отчетных материалов
Полевой дневник с плановой и пейзажной зарисовкой, измерениями формы рельефа и ее элементов. Тип и название формы рельефа согласно приведенной в таблице классификации.
Практическая работа №4
Описание водных объектов
Цель работы
Описание внешнего вида водных объектов, характерных для вашей местности.
Задачи работы
Освоение методики описания внешнего вида водных объектов и стадии водного режима.
Порядок выполнения работы. Знакомство с водным объектом начинают с его описания, которое называется
гидрографическим. На данном этапе необходимо выбрать на плане или карте описываемый водный объект: речку или ручей(длиной не более 3км), или пруд или озеро(площадью водной поверхности не более 10км
2).
Для описания речки необходимо подготовить следующую таблицу.
Таблица 4
Характеристика русла реки
Название реки(ручья)_____________________________________________________
Куда впадает_____________________________________________________________
К бассейну какой реки(озера,моря) относится_________________________________
На какой стадии водного режима находится(межень,половодье,паводок и т.д.)____
Дата_______________________
№ точки
|
Адрес точки
|
Глубина, м
|
Ширина, м
|
Тип грун та дна
|
Водная рас тительность
|
Примечания
|
|
|
|
|
|
|
|
Вывод(общая характеристика)______________________________________________
Заполняют таблицу на местности. Река или ручей условно разбиваются на однородные по описываемым характеристикам участки. На каждом таком участке описывается одна точка. Адрес точки определяют на местности по плану.
Глубину определяют рейкой в средней части русла, если его ширина не превышает 2м. В противном случает это делается в 1м от берега. Ширину определяют рулеткой, перекидывая это с одного берега на другой. Или по способу
Тип грунта определяется по преобладающему размеру обломков(табл. 5).
Таблица 5
Типы грунта дна русла реки(ручья)
Тип грунта
|
Преобладающий размер обломков, мм
|
Валуны
|
Больше 100
|
Галька
|
10-100
|
Гравий
|
2-10
|
Песок
|
0,05-2
|
Глина
|
Меньше 0,05
|
Ил
|
Тонкозернистые отложения органического происхождения
|
Оформление отчетных материалов
План или карта с нанесенными точками описания, заполненная таблица с выводом.
Определение ширины реки
Практическая работа №5
Наблюдение за погодой
Приборы и материалы
Срочный термометр, барометр-анероид, гигрометр волосяной или психрометр, флюгер, осадкомер, журнал для записи наблюдений.
Цель работы
Описание типов погоды, характерных в данное время года для вашей местности.
Задачи работы
Освоение методики слежения за погодой, описание основных ее характеристик.
Подготовительный этап. Главная особенность данной работы заключается в том, что сбор данных о погоде требует определенного времени. Обработка таких данных имеет смысл только в том случае, если собрана информация, хотя бы за один месяц. Это наименьший срок, за который можно описать несколько типов погоды. Для этого необходимо регулярно собирать эту информацию на метеостанции в течение этого времени.
Таблица 6
Образец страницы журнала для записи
Основных характеристик погоды
Дата …..
|
9ч
|
12ч
|
15ч
|
18ч
|
Направление ветра по флюгеру(стрелкой)
|
|
|
|
|
Облачность(в усл.знаках)
|
|
|
|
|
Атмосферные явления(усл.обозначениями)
|
|
|
|
|
Температура, °С
|
|
|
|
|
Относительная влажность, %
|
|
|
|
|
Количество осадков, мм
|
|
|
|
|
Давление, мм рт.ст.
|
|
|
|
|
Барометрическая тенденция, знак и величина в мм
|
|
|
|
|
Работа на метеорологической площадке. При работе на метеорологической площадке необходимо соблюдать определенные условия:
-
Перед каждым наблюдением производить осмотр приборов и установок;
-
Подготовка приборов и установок к наблюдениям должна быть не позднее, чем за 20 мин до срока наблюдения;
-
Наблюдения нужно проводить точно в установленное время и в установленном порядке, не допуская пропусков;
-
Результаты наблюдений следует записывать на месте в соответствующие строфы журнала;
-
Запись делают простым карандашом.
Практическая работа №6
Описание типичных растительных сообществ
Приборы и материалы
План или карта изучаемой территории(использованная в предыдущих работах), папка и бумага для сушки гербария, этикетки, совок-копалка или широкий нож, полевой дневник
Цель работы
Описать типичные для вашей местности растительные сообщества.
Задачи работы
Выделить типичные растительные сообщества, описать составляющие их растения и условия их обитания.
Порядок выполнения работы. Следует выделить на изучаемой территории типичные, т.е. широко распространенные и соответствующие современным условиям и рельефа растительные сообщества. Не обязательно определять все встретившиеся растения. Это задача ботаников. Географу важно знать характерные, преобладающие виды растений в древесном, кустарниковом и травянистом ярусах.
Составление гербария. Прежде всего, надо запастись бумагой. Вполне пригодны для этого старые газеты, которые разрезаются на четвертушки и складываются пополам. Для каждого экземпляра растения должна быть заготовлена этикетка, на которой указаны: номер образца, дата сбора, тип растительности(луг, лес, болото и т.п.), описание внешнего вида растения, состояние растения (хорошее, среднее, угнетенное).
Папки для гербария должны быть из картона, несколько большего размера, чем бумага, с тесемками.
На экскурсии необходимы совки-копалки или широкие ножи для выкапывания растений. Растения собираются, желательно в цветущем состоянии с корнем или верхней его частью. Землю с корня необходимо осторожно стряхнуть. Укладывать растения следует на месте сбора, осторожно расправляя листья и цветы. Если растение больше гербарного листа, то оно разделается на два части и укладывается на лист. При составлении гербария деревьев и кустарников собираются только листья и соцветия. Каждый гербарный лист с образцом нумеруется. Сбор гербария можно дополнить фотографиями растений, сделанными в естественных условиях произрастания непосредствен перед сбором.
В полевом дневнике записывается адрес точки сбора растения, указывается номер растения по гербарию и описываются условия его произрастания по плану:
-
рельеф (на каком элементе формы рельефа произрастает растение);
-
климатические условия (описываются один раз для всех собранных растений на основании результатов практической работы №5);
-
как влияют на рост и развитие растения-соседи (угнетают или способствуют росту и размножению, никак не влияют и т.д.).
Практическая работа №1
Изучение воздействия хозяйственной деятельности
человека на рельеф
Приборы и материалы
Лопата, геологический молоток, рулетка, угломер(эклиметр), простейший нивелир, полевой дневник, план или карта изучаемой местности.
Цель работы
Оценить степень изменчивости человеком рельефа типичных природных комплексов.
Задачи работы
Составить описания антропогенных форм рельефа, составить картосхему антропогенной измененности рельефа.
Информация для учителя
Порядок выполнения работы. Нужно обойти исследуемую территорию с крупномасштабной картой или планом и нанести в условных знаках техногенные и техноплагенные формы и элементы рельефа. Используя классификацию пересчитать формы рельефа, созданные различными техногенными и техноплагенными силами. Выделить наиболее распространенные по размерам и по занимаемой площади формы рельефа.
Описать по плану(см. практическую работу №3 6 класс) наиболее типичную для вашей местности форму рельефа. Сделать вывод о степени измененности рельефа вашей местности хозяйственной деятельностью человека.