Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Практическая работа №5

Карбоновые кислоты

Цель работы: подтвердить экспериментальным путем химические свойства органических кислот, обусловленные присутствием в них катиона водорода.

Оборудование и реактивы: лабораторный штатив с пробирками, спиртовка, спички, держатели, стружка магния, дистиллированная вода, уксусная, соляная и салициловая кислоты, растворы карбоната натрия, гидроксида натрия, фенолфталеина, индикаторная бумага.

Экспериментальная задача I. уровень I



Сравнение растворимости в воде карбоновых кислот, принадлежащих к разным гомологическим рядам.

  1. Берем три сухие чистые пробирки.

  2. В первую из них наливаем 1 мл уксусной кислоты CH3COOH.

  3. Во вторую пробирку вносим щепотку салициловой кислоты C6H4(OH)COOH.

  4. В третью пробирку наливаем соляную кислоту HCl.

  5. ТБ: с кислотами обращаемся аккуратно!

  6. Приливаем в каждую из трех пробирок дистиллированную воду.

  7. Наблюдаем растворение кислот в первой и третьей пробирках, во второй же – кислота растворяется плохо.

  8. Берем спиртовку.

  9. Зажигаем ее спичками.

  10. Зажимаем пробирку с салициловой кислотой в держателе.

  11. Равномерно прогреваем.

  12. Наблюдаем растворение салициловой кислоты при повышении температуры.

  13. Гасим пламя спиртовки, накрыв его колпачком.

  14. Делаем вывод: уксусная кислота растворяется в воде полностью, карбоновые кислоты другого гомологического ряда для полной растворимости нужно нагреть.

  15. Приводим рабочее место в порядок.




Тема: Карбоновые кислоты

Исполнитель

Экспериментальная задача I

Комментатор




  1. Берем три сухие чистые пробирки.







  1. В первую из них наливаем 1 мл уксусной кислоты CH3COOH.







  1. Во вторую пробирку вносим щепотку салициловой кислоты C6H4(OH)COOH.







  1. В третью пробирку наливаем соляную кислоту HCl.







  1. ТБ: с кислотами обращаемся аккуратно!







  1. Приливаем в каждую из трех пробирок дистиллированную воду.







  1. Наблюдаем растворение кислот в первой и третьей пробирках, во второй же – кислота растворяется плохо.







  1. Берем спиртовку.







  1. Зажигаем ее спичками.







  1. Зажимаем пробирку с салициловой кислотой в держателе.







  1. Равномерно прогреваем.







  1. Наблюдаем растворение салициловой кислоты при повышении температуры.







  1. Гасим пламя спиртовки, накрыв его колпачком.







  1. Делаем вывод: уксусная кислота растворяется в воде полностью, карбоновые кислоты другого гомологического ряда для полной растворимости нужно нагреть.







  1. Приводим рабочее место в порядок.












Экспериментальная задача I. уровень II



Сравнение растворимости в воде карбоновых кислот, принадлежащих к разным гомологическим рядам.

  1. Берем три сухие чистые пробирки.

  2. В первую из них наливаем 1 мл уксусной кислоты.

  3. Во вторую пробирку вносим щепотку салициловой кислоты.

  4. В третью пробирку наливаем соляную кислоту.

  5. Приливаем в каждую из трех пробирок дистиллированную воду.

  6. Наблюдаем растворение кислот в первой и третьей пробирках, во второй же – кислота растворяется плохо.

  7. Берем спиртовку.

  8. Зажигаем ее спичками.

  9. Зажимаем пробирку с салициловой кислотой в держателе.

  10. Равномерно прогреваем.

  11. Наблюдаем растворение салициловой кислоты при повышении температуры.

  12. Делаем вывод: уксусная кислота растворяется в воде полностью, карбоновые кислоты другого гомологического ряда для полной растворимости нужно нагреть.

Экспериментальная задача I. уровень III



Сравнение растворимости в воде карбоновых кислот, принадлежащих к разным гомологическим рядам.

  1. Берем три сухие чистые пробирки.

  2. В первую из них наливаем 1 мл уксусной кислоты.

  3. Во вторую пробирку вносим щепотку салициловой кислоты.

  4. В третью пробирку наливаем соляную кислоту.

  5. Приливаем в каждую из трех пробирок дистиллированную воду.

  6. Наблюдаем __________.

  7. Берем спиртовку.

  8. Зажигаем ее спичками.

  9. Зажимаем пробирку с салициловой кислотой в держателе.

  10. Наблюдаем __________.

  11. Делаем вывод: уксусная кислота растворяется в воде ________, карбоновые кислоты другого гомологического ряда для полной растворимости нужно ________.

Экспериментальная задача I. уровень IV



Сравните растворимости в воде карбоновых кислот, принадлежащих к разным гомологическим рядам.
Экспериментальная задача II. Уровень I

Сравнение свойств органической и неорганической кислот.

  1. Берем две полоски универсальной индикаторной бумаги.

  2. На первую с помощью пипетки капаем немного раствора уксусной кислоты CH3COOH, на вторую – раствора соляной кислоты HCl той же концентрации.

  3. ТБ: с кислотами обращаемся аккуратно!

  4. Сразу же сравниваем изменившийся цвет бумаги с цветной шкалой, определив значение рН.

  5. Делаем вывод: сила (степень диссоциации) органической кислоты на примере уксусной меньше силы неорганической на примере соляной.

  6. Сравним отношение уксусной и соляной кислот к металлам.

  7. Берем две сухие чистые пробирки.

  8. В первую наливаем 1 мл уксусной кислоты.

  9. Во вторую помещаем 1мл соляной кислоты той же концентрации.

  10. В каждую из пробирок насыпаем по 1 микрошпателю магниевых стружек.

  11. Наблюдаем: в пробирке с соляной кислотой реакция с металлом идет интенсивнее, выделяется газ водород.

  12. Приводим рабочее место в порядок.




Тема: Карбоновые кислоты

Исполнитель

Экспериментальная задача II

Комментатор




  1. Берем две полоски универсальной индикаторной бумаги.







  1. На первую с помощью пипетки капаем немного раствора уксусной кислоты CH3COOH, на вторую – раствора соляной кислоты HCl той же концентрации.







  1. ТБ: с кислотами обращаемся аккуратно!







  1. Сразу же сравниваем изменившийся цвет бумаги с цветной шкалой, определив значение рН.







  1. Делаем вывод: сила (степень диссоциации) органической кислоты на примере уксусной меньше силы неорганической на примере соляной.







  1. Сравним отношение уксусной и соляной кислот к металлам.







  1. Берем две сухие чистые пробирки.







  1. В первую наливаем 1 мл уксусной кислоты.







  1. Во вторую помещаем 1мл соляной кислоты той же концентрации.







  1. В каждую из пробирок насыпаем по 1 микрошпателю магниевых стружек.







  1. Наблюдаем: в пробирке с соляной кислотой реакция с металлом идет интенсивнее, выделяется газ водород.







  1. Приводим рабочее место в порядок.












Экспериментальная задача II. Уровень II



Сравнение свойств органической и неорганической кислот.

  1. Берем две полоски универсальной индикаторной бумаги.

  2. На первую с помощью пипетки капаем немного раствора уксусной кислоты, на вторую – раствора соляной кислоты той же концентрации.

  3. Сразу же сравниваем изменившийся цвет бумаги с цветной шкалой, определив значение рН.

  4. Делаем вывод: сила (степень диссоциации) органической кислоты на примере уксусной меньше силы неорганической на примере соляной.

  5. Сравним отношение уксусной и соляной кислот к металлам.

  6. Берем две сухие чистые пробирки.

  7. В первую наливаем 1 мл уксусной кислоты.

  8. Во вторую помещаем 1мл соляной кислоты той же концентрации.

  9. В каждую из пробирок насыпаем по 1 микрошпателю магниевых стружек.

  10. Наблюдаем: в пробирке с соляной кислотой реакция с металлом идет интенсивнее, выделяется газ водород.

Экспериментальная задача II. Уровень III



Сравнение свойств органической и неорганической кислот.

  1. Берем две полоски универсальной индикаторной бумаги.

  2. На первую с помощью пипетки капаем немного раствора уксусной кислоты, на вторую – раствора соляной кислоты той же концентрации.

  3. Сразу же сравниваем изменившийся цвет бумаги с цветной шкалой, определив значение рН.

  4. Делаем вывод: сила (степень диссоциации) органической кислоты на примере уксусной _______ силы неорганической на примере соляной.

  5. Сравним отношение уксусной и соляной кислот к металлам.

  6. Берем две сухие чистые пробирки.

  7. В первую наливаем 1 мл уксусной кислоты.

  8. Во вторую помещаем 1мл соляной кислоты той же концентрации.

  9. В каждую из пробирок насыпаем по 1 микрошпателю магниевых стружек.

  10. Наблюдаем: в пробирке с соляной кислотой реакция с металлом идет _________, выделяется газ ___________.

Экспериментальная задача II. Уровень IV



Сравните свойства органической и неорганической кислот.

Экспериментальная задача III. Уровень I



Взаимодействие уксусной кислоты с основаниями и солями слабых неорганических кислот.

  1. Берем сухую чистую пробирку.

  2. Помещаем в нее 1 мл раствора щелочи гидроксида натрия NaOH.

  3. Прибавляем несколько капель фенолфталеина.

  4. Наблюдаем появление малиновой окраски индикатора вследствие щелочной среды раствора.

  5. В пробирку по каплям прибавляем раствор уксусной кислоты CH3COOH до обесцвечивания раствора.

  6. Делаем вывод: исчезновение окраски вызвано нейтрализацией гидроксильных групп OH- катионами водорода H+, входящими в состав кислоты.

  7. Берем сухую чистую пробирку.

  8. В нее помещаем 1 мл раствора карбоната натрия Na2CO3.

  9. Приливаем по каплям раствор уксусной кислоты CH3COOH.

  10. Наблюдаем выделение углекислого газа CO2 в виде пузырьков в результате реакции обмена.

  11. Делаем вывод: карбоновые кислоты взаимодействуют с солями слабых кислот с выделением газа.

  12. Приводим рабочее место в порядок.




Тема: Карбоновые кислоты

Исполнитель

Экспериментальная задача III

Комментатор




  1. Берем сухую чистую пробирку.







  1. Помещаем в нее 1 мл раствора щелочи гидроксида натрия NaOH.







  1. Прибавляем несколько капель фенолфталеина.







  1. Наблюдаем появление малиновой окраски индикатора вследствие щелочной среды раствора.







  1. В пробирку по каплям прибавляем раствор уксусной кислоты CH3COOH до обесцвечивания раствора.







  1. Делаем вывод: исчезновение окраски вызвано нейтрализацией гидроксильных групп OH- катионами водорода H+, входящими в состав кислоты.







  1. Берем сухую чистую пробирку.







  1. В нее помещаем 1 мл раствора карбоната натрия Na2CO3.







  1. Приливаем по каплям раствор уксусной кислоты CH3COOH.







  1. Наблюдаем выделение углекислого газа CO2 в виде пузырьков в результате реакции обмена.







  1. Делаем вывод: карбоновые кислоты взаимодействуют с солями слабых кислот с выделением газа.







  1. Приводим рабочее место в порядок.












Экспериментальная задача III. Уровень II



Взаимодействие уксусной кислоты с основаниями и солями слабых неорганических кислот.

  1. Берем сухую чистую пробирку.

  2. Помещаем в нее 1 мл раствора гидроксида натрия.

  3. Прибавляем несколько капель фенолфталеина.

  4. Наблюдаем появление малиновой окраски индикатора.

  5. В пробирку по каплям прибавляем раствор уксусной кислоты до обесцвечивания раствора.

  6. Делаем вывод: исчезновение окраски вызвано нейтрализацией гидроксильных групп катионами водорода, входящими в состав кислоты.

  7. Берем сухую чистую пробирку.

  8. В нее помещаем 1 мл раствора карбоната натрия.

  9. Приливаем по каплям раствор уксусной кислоты.

  10. Наблюдаем выделение углекислого газа в виде пузырьков в результате реакции обмена.

  11. Делаем вывод: карбоновые кислоты взаимодействуют с солями слабых кислот с выделением газа.

Экспериментальная задача III. Уровень III



Взаимодействие уксусной кислоты с основаниями и солями слабых неорганических кислот.

  1. Берем сухую чистую пробирку.

  2. Помещаем в нее 1 мл раствора гидроксида натрия.

  3. Прибавляем несколько капель фенолфталеина.

  4. Наблюдаем появление ___________ окраски индикатора.

  5. В пробирку по каплям прибавляем раствор уксусной кислоты до обесцвечивания раствора.

  6. Делаем вывод: исчезновение окраски вызвано ________________.

  7. Берем сухую чистую пробирку.

  8. В нее помещаем 1 мл раствора карбоната натрия.

  9. Приливаем по каплям раствор уксусной кислоты.

  10. Наблюдаем выделение ________________________ в результате реакции обмена.

  11. Делаем вывод: карбоновые кислоты взаимодействуют с солями слабых кислот с выделением ________.

Экспериментальная задача III. Уровень IV



Провести опыт, подтверждающий взаимодействие уксусной кислоты с основаниями и солями слабых неорганических кислот.
Отчетные задания

Наблюдения, уравнения и выводы по опыту №3 записываем в таблицу:




Номер опыта

Что делали

Что наблюдали

Вывод

3










Уравнения химических реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде

Вариант 1



  1. Почему реакцию нейтрализации уксусной кислоты следует проводить в присутствии индикатора?

  2. Сделайте вывод о растворимости в воде карбоновых кислот, принадлежащих к разным гомологическим рядам по результатам опыта №1.

  3. Сделайте вывод о силе органической и неорганической кислот на примере опыта №2.

  4. Дайте оценку каждому участнику вашей группы (насколько успешно справились со своими ролями, положительные моменты, недочеты).

  5. Перечислите положения правил техники безопасности при выполнении опыта №1.

Вариант 2



  1. Как отличить муравьиную кислоту от уксусной? Составьте уравнение реакции, демонстрирующей это отличие.

  2. Сделайте вывод о растворимости в воде карбоновых кислот, принадлежащих к разным гомологическим рядам по результатам опыта №1..

  3. Сделайте вывод о силе органической и неорганической кислот на примере опыта №2.

  4. Дайте оценку каждому участнику вашей группы (насколько успешно справились со своими ролями, положительные моменты, недочеты).

  5. Перечислите положения правил техники безопасности при выполнении опыта №2.

Вариант 3



  1. Каковы кислотные свойства уксусной и хлоруксусной кислот? Сравните их. Ответ поясните с точки зрения взаимного влияния атомов в молекуле.

  2. Сделайте вывод о растворимости в воде карбоновых кислот, принадлежащих к разным гомологическим рядам по результатам опыта №1.

  3. Сделайте вывод о силе органической и неорганической кислот на примере опыта №2.

  4. Дайте оценку каждому участнику вашей группы (насколько успешно справились со своими ролями, положительные моменты, недочеты).

  5. Перечислите положения правил техники безопасности при выполнении опыта №3.

Практическая работа №5 Карбоновые кислоты

Цель работы: подтвердить экспериментальным путем химические свойства органических кислот, обусловленные присутствием в них катиона водорода

126.93kb.

15 10 2014
1 стр.


Химическиесвойства иприменение уксуснойкислоты

Базовые понятия и термины: карбоновые кислоты, карбоксильная группа, взаимное влияние атомов, электролиты

132.5kb.

15 10 2014
1 стр.


Открытый урок в 10 классе Тема урока: «Аминокислоты»

Данный урок в курсе органической химии. Это второй урок в теме азотсодержащие органические соединения. Связан с темами карбоновые кислоты и амины, поэтому я опиралась на знания дет

167kb.

14 12 2014
1 стр.


Практическая работа № Работа с графикой и интерфейс программы Word для рисовния
83.29kb.

24 09 2014
1 стр.


Урок №6 Температура и термометр. Практическая работа по теме «Знакомство с устройством термометра»

Тема урока: Температура и термометр. Практическая работа по теме «Знакомство с устройством термометра»

37.98kb.

13 10 2014
1 стр.


Практическая работа (7 класс) Описание природно-территориального комплекса на исследуемом участке

Работа рекомендована в качестве методического пособия для учителей Коломенского района кандидатом географических наук Греханкиной Л. И

35.52kb.

17 12 2014
1 стр.


Тесты. Молекула 2-гидроксипропановой (молочной) кислоты содержит

Составить уравнения реакций масляной (бутановой) кислоты с кальцием; гидроксидом меди (II); гидросульфитом натрия; пропанолом Назвать все вещества

56.44kb.

25 12 2014
1 стр.


Химик-технолог Пути познания серной кислоты

Учебный текст Процесс производства серной кислоты сопровождается образованием вредных веществ, оказывающих негативное влияние на живую и неживую природу

52.65kb.

26 09 2014
1 стр.