Практическая работа №5
Карбоновые кислоты
Цель работы: подтвердить экспериментальным путем химические свойства органических кислот, обусловленные присутствием в них катиона водорода.
Оборудование и реактивы: лабораторный штатив с пробирками, спиртовка, спички, держатели, стружка магния, дистиллированная вода, уксусная, соляная и салициловая кислоты, растворы карбоната натрия, гидроксида натрия, фенолфталеина, индикаторная бумага.
Экспериментальная задача I. уровень I
Сравнение растворимости в воде карбоновых кислот, принадлежащих к разным гомологическим рядам.
-
Берем три сухие чистые пробирки.
-
В первую из них наливаем 1 мл уксусной кислоты CH3COOH.
-
Во вторую пробирку вносим щепотку салициловой кислоты C6H4(OH)COOH.
-
В третью пробирку наливаем соляную кислоту HCl.
-
ТБ: с кислотами обращаемся аккуратно!
-
Приливаем в каждую из трех пробирок дистиллированную воду.
-
Наблюдаем растворение кислот в первой и третьей пробирках, во второй же – кислота растворяется плохо.
-
Берем спиртовку.
-
Зажигаем ее спичками.
-
Зажимаем пробирку с салициловой кислотой в держателе.
-
Равномерно прогреваем.
-
Наблюдаем растворение салициловой кислоты при повышении температуры.
-
Гасим пламя спиртовки, накрыв его колпачком.
-
Делаем вывод: уксусная кислота растворяется в воде полностью, карбоновые кислоты другого гомологического ряда для полной растворимости нужно нагреть.
-
Приводим рабочее место в порядок.
Тема: Карбоновые кислоты
|
Исполнитель
|
Экспериментальная задача I
|
Комментатор
|
| -
Берем три сухие чистые пробирки.
|
|
| -
В первую из них наливаем 1 мл уксусной кислоты CH3COOH.
|
|
| -
Во вторую пробирку вносим щепотку салициловой кислоты C6H4(OH)COOH.
|
|
| -
В третью пробирку наливаем соляную кислоту HCl.
|
|
| -
ТБ: с кислотами обращаемся аккуратно!
|
|
| -
Приливаем в каждую из трех пробирок дистиллированную воду.
|
|
| -
Наблюдаем растворение кислот в первой и третьей пробирках, во второй же – кислота растворяется плохо.
|
|
| -
Берем спиртовку.
|
|
| -
Зажигаем ее спичками.
|
|
| -
Зажимаем пробирку с салициловой кислотой в держателе.
|
|
| -
Равномерно прогреваем.
|
|
| -
Наблюдаем растворение салициловой кислоты при повышении температуры.
|
|
| -
Гасим пламя спиртовки, накрыв его колпачком.
|
|
| -
Делаем вывод: уксусная кислота растворяется в воде полностью, карбоновые кислоты другого гомологического ряда для полной растворимости нужно нагреть.
|
|
| -
Приводим рабочее место в порядок.
|
|
|
|
|
Экспериментальная задача I. уровень II
Сравнение растворимости в воде карбоновых кислот, принадлежащих к разным гомологическим рядам.
-
Берем три сухие чистые пробирки.
-
В первую из них наливаем 1 мл уксусной кислоты.
-
Во вторую пробирку вносим щепотку салициловой кислоты.
-
В третью пробирку наливаем соляную кислоту.
-
Приливаем в каждую из трех пробирок дистиллированную воду.
-
Наблюдаем растворение кислот в первой и третьей пробирках, во второй же – кислота растворяется плохо.
-
Берем спиртовку.
-
Зажигаем ее спичками.
-
Зажимаем пробирку с салициловой кислотой в держателе.
-
Равномерно прогреваем.
-
Наблюдаем растворение салициловой кислоты при повышении температуры.
-
Делаем вывод: уксусная кислота растворяется в воде полностью, карбоновые кислоты другого гомологического ряда для полной растворимости нужно нагреть.
Экспериментальная задача I. уровень III
Сравнение растворимости в воде карбоновых кислот, принадлежащих к разным гомологическим рядам.
-
Берем три сухие чистые пробирки.
-
В первую из них наливаем 1 мл уксусной кислоты.
-
Во вторую пробирку вносим щепотку салициловой кислоты.
-
В третью пробирку наливаем соляную кислоту.
-
Приливаем в каждую из трех пробирок дистиллированную воду.
-
Наблюдаем __________.
-
Берем спиртовку.
-
Зажигаем ее спичками.
-
Зажимаем пробирку с салициловой кислотой в держателе.
-
Наблюдаем __________.
-
Делаем вывод: уксусная кислота растворяется в воде ________, карбоновые кислоты другого гомологического ряда для полной растворимости нужно ________.
Экспериментальная задача I. уровень IV
Сравните растворимости в воде карбоновых кислот, принадлежащих к разным гомологическим рядам.
Экспериментальная задача II. Уровень I
Сравнение свойств органической и неорганической кислот.
-
Берем две полоски универсальной индикаторной бумаги.
-
На первую с помощью пипетки капаем немного раствора уксусной кислоты CH3COOH, на вторую – раствора соляной кислоты HCl той же концентрации.
-
ТБ: с кислотами обращаемся аккуратно!
-
Сразу же сравниваем изменившийся цвет бумаги с цветной шкалой, определив значение рН.
-
Делаем вывод: сила (степень диссоциации) органической кислоты на примере уксусной меньше силы неорганической на примере соляной.
-
Сравним отношение уксусной и соляной кислот к металлам.
-
Берем две сухие чистые пробирки.
-
В первую наливаем 1 мл уксусной кислоты.
-
Во вторую помещаем 1мл соляной кислоты той же концентрации.
-
В каждую из пробирок насыпаем по 1 микрошпателю магниевых стружек.
-
Наблюдаем: в пробирке с соляной кислотой реакция с металлом идет интенсивнее, выделяется газ водород.
-
Приводим рабочее место в порядок.
Тема: Карбоновые кислоты
|
Исполнитель
|
Экспериментальная задача II
|
Комментатор
|
| -
Берем две полоски универсальной индикаторной бумаги.
|
|
| -
На первую с помощью пипетки капаем немного раствора уксусной кислоты CH3COOH, на вторую – раствора соляной кислоты HCl той же концентрации.
|
|
| -
ТБ: с кислотами обращаемся аккуратно!
|
|
| -
Сразу же сравниваем изменившийся цвет бумаги с цветной шкалой, определив значение рН.
|
|
| -
Делаем вывод: сила (степень диссоциации) органической кислоты на примере уксусной меньше силы неорганической на примере соляной.
|
|
| -
Сравним отношение уксусной и соляной кислот к металлам.
|
|
| -
Берем две сухие чистые пробирки.
|
|
| -
В первую наливаем 1 мл уксусной кислоты.
|
|
| -
Во вторую помещаем 1мл соляной кислоты той же концентрации.
|
|
| -
В каждую из пробирок насыпаем по 1 микрошпателю магниевых стружек.
|
|
| -
Наблюдаем: в пробирке с соляной кислотой реакция с металлом идет интенсивнее, выделяется газ водород.
|
|
| -
Приводим рабочее место в порядок.
|
|
|
|
|
Экспериментальная задача II. Уровень II
Сравнение свойств органической и неорганической кислот.
-
Берем две полоски универсальной индикаторной бумаги.
-
На первую с помощью пипетки капаем немного раствора уксусной кислоты, на вторую – раствора соляной кислоты той же концентрации.
-
Сразу же сравниваем изменившийся цвет бумаги с цветной шкалой, определив значение рН.
-
Делаем вывод: сила (степень диссоциации) органической кислоты на примере уксусной меньше силы неорганической на примере соляной.
-
Сравним отношение уксусной и соляной кислот к металлам.
-
Берем две сухие чистые пробирки.
-
В первую наливаем 1 мл уксусной кислоты.
-
Во вторую помещаем 1мл соляной кислоты той же концентрации.
-
В каждую из пробирок насыпаем по 1 микрошпателю магниевых стружек.
-
Наблюдаем: в пробирке с соляной кислотой реакция с металлом идет интенсивнее, выделяется газ водород.
Экспериментальная задача II. Уровень III
Сравнение свойств органической и неорганической кислот.
-
Берем две полоски универсальной индикаторной бумаги.
-
На первую с помощью пипетки капаем немного раствора уксусной кислоты, на вторую – раствора соляной кислоты той же концентрации.
-
Сразу же сравниваем изменившийся цвет бумаги с цветной шкалой, определив значение рН.
-
Делаем вывод: сила (степень диссоциации) органической кислоты на примере уксусной _______ силы неорганической на примере соляной.
-
Сравним отношение уксусной и соляной кислот к металлам.
-
Берем две сухие чистые пробирки.
-
В первую наливаем 1 мл уксусной кислоты.
-
Во вторую помещаем 1мл соляной кислоты той же концентрации.
-
В каждую из пробирок насыпаем по 1 микрошпателю магниевых стружек.
-
Наблюдаем: в пробирке с соляной кислотой реакция с металлом идет _________, выделяется газ ___________.
Экспериментальная задача II. Уровень IV
Сравните свойства органической и неорганической кислот.
Экспериментальная задача III. Уровень I
Взаимодействие уксусной кислоты с основаниями и солями слабых неорганических кислот.
-
Берем сухую чистую пробирку.
-
Помещаем в нее 1 мл раствора щелочи гидроксида натрия NaOH.
-
Прибавляем несколько капель фенолфталеина.
-
Наблюдаем появление малиновой окраски индикатора вследствие щелочной среды раствора.
-
В пробирку по каплям прибавляем раствор уксусной кислоты CH3COOH до обесцвечивания раствора.
-
Делаем вывод: исчезновение окраски вызвано нейтрализацией гидроксильных групп OH- катионами водорода H+, входящими в состав кислоты.
-
Берем сухую чистую пробирку.
-
В нее помещаем 1 мл раствора карбоната натрия Na2CO3.
-
Приливаем по каплям раствор уксусной кислоты CH3COOH.
-
Наблюдаем выделение углекислого газа CO2 в виде пузырьков в результате реакции обмена.
-
Делаем вывод: карбоновые кислоты взаимодействуют с солями слабых кислот с выделением газа.
-
Приводим рабочее место в порядок.
Тема: Карбоновые кислоты
|
Исполнитель
|
Экспериментальная задача III
|
Комментатор
|
| -
Берем сухую чистую пробирку.
|
|
| -
Помещаем в нее 1 мл раствора щелочи гидроксида натрия NaOH.
|
|
| -
Прибавляем несколько капель фенолфталеина.
|
|
| -
Наблюдаем появление малиновой окраски индикатора вследствие щелочной среды раствора.
|
|
| -
В пробирку по каплям прибавляем раствор уксусной кислоты CH3COOH до обесцвечивания раствора.
|
|
| -
Делаем вывод: исчезновение окраски вызвано нейтрализацией гидроксильных групп OH- катионами водорода H+, входящими в состав кислоты.
|
|
| -
Берем сухую чистую пробирку.
|
|
| -
В нее помещаем 1 мл раствора карбоната натрия Na2CO3.
|
|
| -
Приливаем по каплям раствор уксусной кислоты CH3COOH.
|
|
| -
Наблюдаем выделение углекислого газа CO2 в виде пузырьков в результате реакции обмена.
|
|
| -
Делаем вывод: карбоновые кислоты взаимодействуют с солями слабых кислот с выделением газа.
|
|
| -
Приводим рабочее место в порядок.
|
|
|
|
|
Экспериментальная задача III. Уровень II
Взаимодействие уксусной кислоты с основаниями и солями слабых неорганических кислот.
-
Берем сухую чистую пробирку.
-
Помещаем в нее 1 мл раствора гидроксида натрия.
-
Прибавляем несколько капель фенолфталеина.
-
Наблюдаем появление малиновой окраски индикатора.
-
В пробирку по каплям прибавляем раствор уксусной кислоты до обесцвечивания раствора.
-
Делаем вывод: исчезновение окраски вызвано нейтрализацией гидроксильных групп катионами водорода, входящими в состав кислоты.
-
Берем сухую чистую пробирку.
-
В нее помещаем 1 мл раствора карбоната натрия.
-
Приливаем по каплям раствор уксусной кислоты.
-
Наблюдаем выделение углекислого газа в виде пузырьков в результате реакции обмена.
-
Делаем вывод: карбоновые кислоты взаимодействуют с солями слабых кислот с выделением газа.
Экспериментальная задача III. Уровень III
Взаимодействие уксусной кислоты с основаниями и солями слабых неорганических кислот.
-
Берем сухую чистую пробирку.
-
Помещаем в нее 1 мл раствора гидроксида натрия.
-
Прибавляем несколько капель фенолфталеина.
-
Наблюдаем появление ___________ окраски индикатора.
-
В пробирку по каплям прибавляем раствор уксусной кислоты до обесцвечивания раствора.
-
Делаем вывод: исчезновение окраски вызвано ________________.
-
Берем сухую чистую пробирку.
-
В нее помещаем 1 мл раствора карбоната натрия.
-
Приливаем по каплям раствор уксусной кислоты.
-
Наблюдаем выделение ________________________ в результате реакции обмена.
-
Делаем вывод: карбоновые кислоты взаимодействуют с солями слабых кислот с выделением ________.
Экспериментальная задача III. Уровень IV
Провести опыт, подтверждающий взаимодействие уксусной кислоты с основаниями и солями слабых неорганических кислот.
Отчетные задания
Наблюдения, уравнения и выводы по опыту №3 записываем в таблицу:
Номер опыта
|
Что делали
|
Что наблюдали
|
Вывод
|
3
|
|
|
|
Уравнения химических реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде
|
Вариант 1
-
Почему реакцию нейтрализации уксусной кислоты следует проводить в присутствии индикатора?
-
Сделайте вывод о растворимости в воде карбоновых кислот, принадлежащих к разным гомологическим рядам по результатам опыта №1.
-
Сделайте вывод о силе органической и неорганической кислот на примере опыта №2.
-
Дайте оценку каждому участнику вашей группы (насколько успешно справились со своими ролями, положительные моменты, недочеты).
-
Перечислите положения правил техники безопасности при выполнении опыта №1.
Вариант 2
-
Как отличить муравьиную кислоту от уксусной? Составьте уравнение реакции, демонстрирующей это отличие.
-
Сделайте вывод о растворимости в воде карбоновых кислот, принадлежащих к разным гомологическим рядам по результатам опыта №1..
-
Сделайте вывод о силе органической и неорганической кислот на примере опыта №2.
-
Дайте оценку каждому участнику вашей группы (насколько успешно справились со своими ролями, положительные моменты, недочеты).
-
Перечислите положения правил техники безопасности при выполнении опыта №2.
Вариант 3
-
Каковы кислотные свойства уксусной и хлоруксусной кислот? Сравните их. Ответ поясните с точки зрения взаимного влияния атомов в молекуле.
-
Сделайте вывод о растворимости в воде карбоновых кислот, принадлежащих к разным гомологическим рядам по результатам опыта №1.
-
Сделайте вывод о силе органической и неорганической кислот на примере опыта №2.
-
Дайте оценку каждому участнику вашей группы (насколько успешно справились со своими ролями, положительные моменты, недочеты).
-
Перечислите положения правил техники безопасности при выполнении опыта №3.