Рощин Александр Борисович, учитель технологии
МОУ "СОШ № 14 г. Мончегорск
221-913-590
Лабораторно-практическая работа: «Строгание древесины» в 5 классе.
Структура занятия:
-
№
п/п
|
Раздел урока
(Учебное время
45 мин.)
|
Деление
урока по
времени (мин)
|
Учебная цель
|
Примечания
|
1
|
Организационная часть
|
3
|
Подготовка
к учебной деятельности
|
Разминка проводится по отработанной схеме
|
2
|
Основная часть
|
22
|
Изучение нового материала
|
|
3
|
Инструктаж на рабочем месте
|
3
|
Соблюдение требований охраны труда. Ознакомление с заданием
|
|
4
|
Самостоятельная
работа
|
10
|
Закрепление
нового материала
|
Работа в группах по 2-4 человека
|
5
|
Подведение итогов
|
5
|
Диагностика усвоения
|
Проверка
учебных карт
|
6
|
Заключительная часть
|
2
|
Комментарий к домашнему заданию
|
|
Ход урока
1. Организационная часть (3 минуты).
- Приветствие.
- Проверка готовности учащихся к занятию, сообщение темы, цели и задачи урока.
- Разминка для развития координации и мелкой моторики рук.
2. Основная часть.
Изучение нового материала (15 минут).
Вопросы для обсуждения:
1. История возникновения инструментов, в которых используется процесс резания.
- Чем отличается раскалывание от резания?
- При каких условиях возможно механическое резание других материалов?
- Как выглядел первый струг (скобель)?
- какую столярную обработку невозможно выполнить скобелем?
(прямолинейное плоскостное строгание)
- Возможно ли достижение высокого качества обработки поверхностей этими инструментами?
- Какое изобретение позволило создать современный рубанок?
(Рубанок для плоского строгания)
– Что говорят названия его элементов конструкции?
Рис.1
рис.2
.рис.3
Ассоциативное рисование:
-леток (пчелы), щечки (лицо), рожки (козел), затылок (подзатыльник)
постель ( кровать), подошва(обувь)
Рассмотрим устройство одинарного рубанка с деревянной колодкой (рис.1,2,3.)
Различают три вида строгания древесины в зависимости от направления волокон: вдоль волокон, поперек волокон и перпендикулярно волокнам (торцевание). Древесину строгают ручным инструментом, электрифицированным инструментом и на строгальных станкам.
Главнейшее требование, предъявляемое к строганию, — это чистота. Однако при применении различных инструментов чистота строгания обеспечивается неодинаково. По качеству строгание бывает грубое, среднее и чистое.
Инструменты, применяемые при строгании, называются стругами или рубанками.
Работа с иллюстративными картами.
- как отделить клин, железку и колодку рубанка друг от друга?
( инструкционная карта №1)
Разборку рубанка необходимо проводить над верстаком.
- Почему? (меры предосторожности).
- Почему нельзя проверять остроту лезвия железки, рукой?
Сборка и наладка рубанка ( инструкционная карта №1)
Заполните в своей рабочей тетради пропуски в ячейках таблицы,
используя приложение
«Характеристики инструментов для плоского строгания»
1
|
2
|
Инструмент
|
Назначение
|
Шерхебель
|
|
Рубанок:
одинарный
|
|
рубанок
двойной
|
|
|
Тщательная зачистка
мест задиров волокон и торцов
|
|
Гладкое строгание,
Прифуговка деталей
средних размеров
|
Фуганок
|
|
Отметим основные этапы плоского строгания заготовки:
- Настройка, проверка готовности инструмента к работе.
- ознакомление с заданием
- нанесение разметки на заготовку
- установка и закрепление заготовки
- строгание (инструкционная карта № 2)
- контроль качества строгания поверхности( инструкционная карта №3
- уборка рабочего места
3. Инструктаж на рабочем месте.- 3 мин.
- Расположение рабочих инструментов на верстаке.
- Требование охраны труда при строгании древесины
4. Самостоятельная работа
- Ознакомление с содержанием учебной карты
№
задания
|
Наименование
операции
|
Результат измерений
|
1
|
Определите форму заготовки
|
|
2
|
Измерьте параметры заготовки
|
____ х ____ х ____
длина ширина высота(мм)
|
3
|
Определите пороки заготовки
|
строения
|
|
механические
|
|
4
|
Зарисуйте форму лезвия железки
|
шерхебеля
|
|
одинарного
рубанка
|
|
5
|
Проведите черновое строгание
и укажите изменение размеров
|
пласти
|
высота
|
|
кромки
|
ширина
|
|
6
|
Выполните чистовое строгание,
запишите используемые инструменты строгания,
|
пласти
|
|
кромки
|
|
торца
|
|
7
|
На заготовке укажите карандашом возможные направления строгания
|
|
8
|
проведите контроль качества строгания
( Инструкционная карта №3)
|
5. Подведение итогов.
-Проверка учебных карт.
-Выставление оценок.
6. Запись и комментарий к домашнему заданию
Подготовить доклад: «Петр Великий – столяр и плотник» ( по выбору).