Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1

Элективные курсы по русскому языку

)

«Практическая стилистика русского языка»



Объяснительная записка

Целью факультативного курса русского языка является ознакомление учащихся с основами этой учебной дисциплины, с понятием о функциональных стилях, о нормах.

Велика необходимость в данном курсе, так как анализ ошибок, допущенных учащимися в заданиях группы А и В в ЕГЭ, подтверждает слабую подготовку учащихся именно по стилистике. Потребность в ведении курса по стилистике вызвана ещё и тем, что на уроках русского нет времени для отработки практики.

Курс рассчитал на два года обучения, и его практическая направленность состоит  в отработке литературных норм языка, в редактировании письменной и устной речи, текстов школьных сочинений, в стилистическом анализе текстов. Он призван помочь в определении типичных ошибок, допущенных из-за неправильного словоупотребления.

Данная программа не претендует на всесторонний анализ основных видов практической стилистики. Она дает лишь общие представления о ней как самостоятельном предмете и предоставляет возможность отработать практически основные стилистические нормы лексики, морфологии, синтаксиса, в основе 2х-годичного курса лежит концентрический принцип: в 10 классе идет первичное знакомство с понятиями, в 11 классе их практическая отработка, рассматриваются вопросы тенденции и  развития.

Тематическое планирование

Итого: 34 часа



Тема

Количество часов

1.

Общее понятие о практической стилистике. Виды стилистики

1 час

2.

Понятие о функциональных стилях.

3 час

3.

Лексическая стилистика.

10 час

4.

Стилистическое использование форм имен существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глагола.

10час

5.

Стилистический синтаксис

10час

 

 




Тема

Количество часов

1.

Культура речи как лингвистическая дисциплина. Различные аспекты культуры речи.

3 час

2.

Правильность речи как основное коммуникативное качество хорошей речи. Норма как центральное понятие культуры

3 час

3.

Орфоэпия. Акцентологические нормы литературного языка.

4 час

4.

Морфологические нормы русского литературного языка и тенденции их развития.

4 час

5.

Синтаксические нормы современного русского литературного языка.

4 час

6.

Точность речи Лексические нормы современного русского литературного языка.

4 час

7.

Многозначность слова в отношении к точности речи

4 час

8.

Выразительность речи как коммуникативное средство хорошей речи.

4 час

9.

Чистота речи как коммуникативное качество хорошей речи. Иностранные слова, диалектизмы, жаргонизмы, вульгаризмы, слова-паразиты, канцеляризмы, сленг, арго в аспекте чистоты речи.

4 час

Итого: 34 часа

 

 Содержание программы.



10 класс (34 часа)

Тема 1 Общее понятие о практической стилистике. Виды стилистики. (1 час)

Понятия:  Стилистика. Основные виды практической стилистики:

лексическая, грамматическая, синтаксическая. Лексика. Семантика.



Упражнения по отработке ЗУНов: Работа со словарями: толковым, этимологическим, словообразовательным..

Семантический, этимологический, словообразовательный разбор одного и того же слова.

Эссе о жизни слова.

Тема 2. Понятие о функциональных стилях (З час)

Понятия: классификация стилей ,основные стилевые черты и характерные особенности научного, официально- делового, публицистического, литературно-художественного и разговорного стилей

Упражнения по отработке ЗУНов: определение стилей текстов. стилистический разбор текстов, характеристика стиля на конкретных текстах, указать признаки стиля, наблюдения над стилевыми особенностями русских классиков, работа по исправлению ошибок в неоправданном использовании книжных слов в письменной речи, неуместном использование в речи разговорных и просторечных слов, в смешении разностилевой лексики

Тема З. Лексическая стилистика (10 час)

Понятия: смысловая точность речи. Лексическая сочетаемость слов. Речевая недостаточность и избыточность. Алогизм. Плеоназм. Тавтология. Стилистическая окраска слова. Историзмы, архаизмы, неологизмы, советизмы, иноязычная лексика, канцеляризмы и речевые штампы. Фразеологизмы, диалектизмы, профессионализмы и стилистические ошибки, связанные с их употреблением.

Синонимы, градация, антонимы, оксюмороны, антитеза, омонимы, каламбуры, омографы, омофоны, паронимы и стилистические ошибки, связанные с их употреблением.

Лексические образные средства речи: тропы (сравнение, метафора, олицетворение, аллегория, метонимия,  синекдоха, эпитет, гипербола, литота, перифраза). Стилистические ошибки, связанные с употреблением тропов.

Упражнения по отработке ЗУНов:. Стилистическая правка предложений, текстов, определение характера ошибок, выбор и мотивация  выбора подходящих слов. Отметить данные лексические явления в тексте, объяснить их стилистические функции. Редактирование школьных сочинений.

Тема 4. Стилистическое использование форм имен существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глагола (10 час)

Понятия:  Колебания в роде имен существительных. Особенности склонения имен и фамилий. Варианты окончаний Рп. ед.ч. у сущ. М.р.; П.п. ед.ч. суш. м.р.; И.п. мн.ч.. сущ. М.р. Р.п, мин.ч.; Т.п. мн.ч.

Употребление краткой формы прилагательных, притяжательных прилагательных.

Варианты сочетаний числительного с существительным. Формы Т.П. числительных, составных числительных, оба – обе, счётное слово «пара, полтора, полтораста».

Употребление местоимений.

Употребление форм глагола, варианты форм причастий, деепричастий.

Упражнения по отработке ЗУНов: заключённые в скобки слова поставить в нужной форме. Дописать окончания. Мотивация выбора.

Тема 5. Стилистический синтаксис. (10 час)

Понятия: стилистические функции порядка слов в предложении. Инверсия.

Варианты согласования сказуемого с подлежащим.

Варианты согласования определений и приложений.

Варианты форм управления.

Стилистика сложных предложений.

Упражнения по отработке ЗУНов:. редактирование устной и письменной речи.

Стилистическая правка предложений. Выбор нужных предлогов, окончаний.

Мотивация выбора. Выяснение соотнесённости простых предложений в

составе сложного.



11 класс (34 часа).

Тема 1. Культура речи как лингвистическая дисциплина. Различные аспекты культуры речи. (3 час)

Понятия:  Аспекты:

- нормативно-исторический аспект культуры речи;

- ортология - учение о правильности речи;

- нормативно-стилистический (коммуникативный)

- нормативно-оценочный;

- экологический;

- этический.

Упражнения по отработке ЗУНов: Знакомство со сведениями из истории изучения речевой культуры, упражнение  на выявление аспектов культуры речи.

Тема 2. Правильность речи как основное коммуникативное качество хорошей речи. Норма как центральное понятие культуры. (3 час)

Понятия:  Литературный язык, его отличительные особенности, норма языка, кодификация. Пуризм — борьба за чистоту языка, антинормализация -вседозволенность в языке, отрицание норм, вариативность.

 Упражнения по отработке ЗУНов: Работа с лингвистическими статьями и (Горбачевич КС. «Изменение норм русского литературного языка»), составление публицистической статьи (выступления) «В защиту языка».



Тема З. Орфоэпия. Акцентологические нормы литературного языка. (4 час)

Понятия:  Орфоэпия, типы ударения в существительных, глаголах, прилагательных, причастиях.

Упражнения по отработке ЗУНов:. Орфоэпический и акцентологический тренинги.

Тема 4. Морфологические нормы русского литературного языка и тенденции их развития.(4 час)

Понятия: Употребление форм сущ. (определение рода несклоняемых сущ., варианты падежных окончаний существительных); употребление форм имен прилагательных, местоимений, числительных, глаголов.

Упражнения по отработке ЗУНов: Отработать умения выбирать вариант и мотивировать свой выбор, тренировка навыка в употреблении существительного,  прилагательного, числительного, глагола, редактирование текстов с неправильным словоупотреблением.

Тема 5. Стилистические нормы современного русского языка. (4 час)

Понятия: вариативность в форме управления, согласования сказуемого подлежащего.

Упражнения по отработке ЗУНов: отработка вариантов окончаний в

Существительных Р.П.. при переходных глаголах желания, ожидания, стремления, Р.п. сущ., обозначающих часть от целого, управление В.п. суш. с ослабленным значением отрицания.



Тема 6.Точность речи Лексические нормы современного русского литературного языка.(4 час)

Понятия:  Точность речи; типы точности речи: предметная, понятийная, условная; правила выбора слов; синонимия в аспекте точности речи.

Упражнения по отработке ЗУНов: исправление логических ошибок в связи с нарушением различных типов точности, тренировка в отработке правил выбора слова, в соблюдении лексических норм в связи с выбором слова, в связи с семантической синонимией.

Тема 7. Многозначность слова в отношении к точности речи. (4 час)

Понятия:  полисемия омофоны, омоформы, омографы, паронимия, плеоназмы, три типа лексической сочетаемости слов.

Упражнения по отработке ЗУНов: Выработать правильный навык в употреблении многозначных слов, работа над редактированием публицистической речи и исправление ошибок в употреблении многозначных слов, упражнения  в соблюдении требований к употреблению фразеологических оборотов, работа над лексической сочетаемостью слов и исправление таких ошибок, как тавтология, плеоназм.

Тема 8.  Выразительность речи как коммуникативное свойство хорошей речи.(4час)

Понятия: выразительность речи, «канцеляристы» (К.Чуковский), речевые штампы, языковые стандарты, тропы (эпитет, метафора, метонимия, сравнение, олицетворение, гипербола, литота, аллегория, ирония, перифраза);

Стилистические фигуры (эпифора, анафора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, обращение, восклицание).



Упражнения по отработке ЗУНов: нахождение и определение в тексте лексических и синтаксических средств создания выразительности, определение их функций, исправление стилистических ошибок, связанных с употреблением тропов.

Тема 9. Чистота речи как коммуникативное качество хорошей речи.

Понятия: чистота речи, диалектизмы, иностранные слова, жаргонизмы, вульгаризмы, бранные слова, слова-паразиты, канцеляризмы, сленг, арго.

Упражнения по отработке ЗУНов: определении функции диалектизмов в художественной литературе, редактирование текста в связи с требованиями к употреблению иностранных слов, замена диалектных слов нейтральными. Нахождение в тексте речевых штампов и выявление их стилистической функции. 

Литература

  1. Ипполитова Н.А. Упражнения по грамматической стилистике при изучении частей речи. – М.: 1980

  2. Бондалетов В.Д., Вартапетова С.С., Кушлина Э.Н., Леонова Н.А. Стилистика русского языка. / Под редакцией Н.М. Шанского. – Л., 1989

  3. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М.: 1974

  4. Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста. Изд. 2-е. – Л.: 1990

  5. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М.: 1993

«Практическая стилистика русского языка» Объяснительная записка

Целью факультативного курса русского языка является ознакомление учащихся с основами этой учебной дисциплины, с понятием о функциональных стилях, о нормах

92.29kb.

23 09 2014
1 стр.


Учебно-методический комплекс дисциплины Стилистика русского языка Для студентов факультета журналистики

Стилистика русского языка как учебная дисциплина. Задачи, объем и содержание курса. Функционирование языковых и речевых средств как главный аспект изучения стилистики

286.27kb.

27 09 2014
1 стр.


Сборник методических материалов по курсам стилистика русского языка и литературное редактирование

Сборник методических материалов по курсам «Стилистика русского языка» и «Литературное редактирование». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2004. – 22 с

365.73kb.

27 09 2014
1 стр.


Экзаменационные вопросы по курсу «Стилистика русского языка и культура речи»

Современный русский язык. Национальный язык. Литературный язык как высшая форма существования национального языка. Литературная норма

32.97kb.

23 09 2014
1 стр.


Стилистика английского языка

Стилистика имеет дело со стилистическими средствами, принципами и приемами литературно-художественной речи (Гальперин)

289.25kb.

11 10 2014
1 стр.


Примерная программа дисциплины стилистика и литературное редактирование

Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова; общая редакция Солганика Григория Яковлевича, доктора филологических наук, профессора, заведующего кафедрой стилисти

247.05kb.

11 10 2014
1 стр.


Занятие №1 Словари и речевая культура (2 часа) План Теоретическая часть. Дать характеристику следующим словарям

«Словарь русского языка» С. И. Ожегова, «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, Большой толковый словарь русского языка, «Толковый словарь живого великору

340.7kb.

14 10 2014
1 стр.


Преподавателей русского языка и литературы китайская ассоциация преподавателей русского языка и литературы

Мапрял, Президент Санкт-Петербургского государственного университета, Президент Российского общества преподавателей русского языка и литературы, Председатель Попечительского совета

1247.79kb.

16 12 2014
14 стр.