Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1


Учебно-методический комплекс

дисциплины
Стилистика
русского языка



Для студентов факультета журналистики

Москва

Институт международного права и экономики имени А. С. Грибоедова

2009



Утверждено
кафедрой истории
отечественной журналистики и культуры русской речи

С о с т а в и т е л ь – канд. филол. наук, доц. Е.К. Гурова



Учебно-методический комплекс дисциплины «Стилистика русского
языка» / сост. Е.К. Гурова. – М. : ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2009. – 19 с.

Подготовлен на факультете журналистики.




Программа соответствует требованиям
Государственного образовательного стандарта
высшего профессионального образования

© Гурова Е.К., 2009





ПРОГРАММА



Раздел I. СТИЛИСТИКА КАК РАЗДЕЛ ЯЗЫКОЗНАНИЯ

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТИЛИСТИКА
Тема 1. Стилистика как учебная и научная дисциплина
Стилистика как отдел языкознания. История стилистических учений.

Стилистика русского языка как учебная дисциплина. Задачи, объем и содержание курса. Функционирование языковых и речевых средств как главный аспект изучения стилистики.

Практическая стилистика современного русского языка как научная и прикладная дисциплина: а) изучающая функционирование слов, словосочетаний, предложений, прозаических строф (сложных синтаксических целых) и целых текстов; функциональные стили, составляющие стилистическую структуру русского литературного языка; речь как воплощение языка, ее структуру, типы и виды, речевые единицы и жанры; б) оценивающая языковые варианты и в) устанавливающая наиболее целесообразное использование средств языка в соответствии с содержанием текста, его жанром, назначением.

Понятие о стилистике языка, стилистике речи и стилистике художественной литературы.

Современное состояние стилистики как науки. Важнейшие направления в современном языкознании и стилистике. Коммуникативный аспект изучения языка. Языковая картина мира. Социолингвистический аспект изучения языка. Социальная дифференциация языка. Проблемы языковой политики.


Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях
1. Предшественники современной стилистики – античные теории языка и стиля, античные и российские риторики.

2. Прагматический аспект изучения языка как один из актуальнейших в стилистике.

3. Разграничение языка и речи. Структура и классификация речевых актов.

4. Практическая стилистика и смежные дисциплины: современный русский язык, функциональная стилистика текста, литературное редактирование.

5. Проблема интерпретации высказываний.

6. Соотношение коммуникативной грамматики и лингвистической стилистики.

7. Язык и культура. Язык и политика. Язык и власть.
Тема 2. Понятие нормы как одно из важнейших
в практической стилистике

Норма языка. Обязательность языковых норм. Понятие функционально-стилевой нормы. Понятие нормы жанра. Вариативность нормы. Нарушение нормы как стилистическая ошибка, стилистический недочет и сознательное отклонение от нормы как стилистический прием.

Стилистические фигуры и другие средства выразительности в текстах различных функциональных стилей и жанров.


Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях

1. Соотношение функционально-стилевой и жанровой нормы с общеязыковой литературной нормой.

2. Роль практической стилистики в повышении языковой культуры журналистов, в воспитании языкового вкуса общества, в укреплении языковых и речевых норм.

Тема 3. Стилистическая система русского литературного языка

Функциональный стиль как одна из основных категорий стилистики. Понятие о функциональном стиле. Функциональный стиль как разновидность русского литературного языка. Общая характеристика функциональных стилей: конструктивный принцип, образность, стандартизированность, индивидуальность. Принципы классификации функциональных стилей. Официально-деловой, научный, публицистический, литературно-художественный, разговорный стили. Взаимодействие функциональных стилей. Понятие о стилевой норме и стилевом эстетическом идеале.


Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях
1. Принципы экстралингвистического и лингвистического определения функционального стиля.

2. Стилевые оппозиции: книжно-письменные стили и устно-разговорный стиль; литературно-художественный стиль и другие стили русского литературного языка.

3. Влияние функциональных стилей на публицистический стиль.

Тема 4. Официально-деловой стиль

Официально-деловой стиль как функциональная разновидность русского литературного языка, обслуживающая деловые отношения между людьми, учреждениями, странами, между гражданами и государством. Основная функция официально-делового стиля. Разновидности официального стиля и его жанры. Особенности официально-делового изложения: стандартное расположение материала в определенной логической последовательности, точность формулировок, состав обязательных элементов оформления документа, употребление присущих этому стилю клише, повествовательный характер, сжатость, компактность, экономное использование языковых средств, слабая индивидуализация стиля.

Языковые нормы и стандарты официально-делового стиля. Наличие особой лексики и фразеологии, характерной для официально-делового стиля. Терминология, номенклатурные наименования, сложносокращенные слова, аббревиатуры. Понятие канцеляризма. Широкое употребление конструкций с отглагольными именами существительными, предложений с отыменными предлогами, страдательных конструкций, сложных предложений. Использование элементов официально-делового стиля в других функциональных стилях.
Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях
1. Основные коммуникативные регистры деловой речи.

2. Влияние экстралингвистических факторов на стилевой стандарт официально-делового стиля.

3. Соотношение нормы функционального стиля и нормы литературного языка в системе официально-делового стиля: плеоназмы и многословие, нанизывание падежей, логические ошибки при перечислении однородных членов предложения, ошибки в управлении при отыменных предлогах.

4. Влияние официально-делового стиля на другие стили современного русского литературного языка.



Тема 5. Научный стиль

Научный стиль как функциональная разновидность русского литературного языка, обслуживающая область науки, техники, производства. Основная функция научного стиля. Разновидности научного стиля и его жанры. Особенности стиля научного изложения: точность и объективность передачи информации, логическая последовательность и обобщенность изложения, однозначность, сжатость выражения при сохранении насыщенности содержания и т.д.

Языковые особенности научного стиля. Широкое использование терминологической, абстрактной, общенаучной лексики. Термин как стилеобразующий признак научного стиля. Использование эмоционально-экспрессивных и образных средств и их специфика в научном стиле. Фразеология научной речи. Морфологические особенности стиля. Именной характер научного изложения. Синтаксические особенности научного стиля. Сложные предложения и осложненные синтаксические построения с развернутой и упорядоченной связью между отдельными частями высказывания. Особенности стиля научно-популярного изложения. Влияние стандартов научной речи на разные функциональные стили литературного языка.
Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях
1. Разновидности научного стиля в зависимости от участников научно-технической коммуникации (собственно научный – при коммуникации специалистов; учебно-научный – при обучении специалистами неспециалистов; документально-технический – для технической документации массового пользования; научно-популярный – для широкой аудитории).

2. Влияние экстралингвистических факторов на стилевой стандарт научного стиля.

3. Терминологическая лексика и фразеология научного стиля.

4. Экспрессивные возможности различных жанров научной речи.

Научно-популярная речь как синтез научного стиля и стиля массовой коммуникации.

Тема 6. Разговорно-бытовой стиль

Разговорно-бытовой стиль как функциональная разновидность литературного языка. Основная функция разговорно-бытового стиля. Отношение к литературной норме. Условия функционирования разговорно-бытового стиля: неофициальность и непринужденность общения, непосредственное участие говорящих в разговоре, неподготовленность речи, ее автоматизм, отсутствие предварительного отбора речевого материала высказывания.

Экстралингвистические факторы, влияющие на формирование разговорно-бытового стиля: ситуация, обстановка, мимика, жесты, реакция собеседника, характер взаимоотношений говорящих.

Языковые особенности разговорного стиля. Особенности произношения. Роль интонации, фразового ударения, ритма, пауз в высказывании. Широкое использование разговорных и просторечных элементов, эмоционально-экспрессивной и оценочной лексики, фразеологических единиц.

Морфологические и словообразовательные особенности разговорного стиля. Активное употребление междометий, частиц, местоимений, модальных слов, разговорных падежных форм имен существительных, разнообразных глагольных форм.

Особенности синтаксиса разговорного стиля: преобладание простых предложений, использование вопросительных, восклицательных предложений, эллиптических конструкций, неполных предложений, слов-предложений, вводных слов и словосочетаний, вставных конструкций, инфинитивных предложений. Активность присоединительных разных типов.

Жанровое разнообразие бытовой коммуникации. Использование элементов разговорной речи в других функциональных стилях. Влияние книжно-письменной речи на разговорно-бытовую.
Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях

1. Соотношение понятий «разговорная речь» и «разговорно-бытовой стиль».


2. Проблемы литературной нормы в устной коммуникации. Нормативность и естественность способов выражения.

3. Синтаксические особенности устной речи как основные различия устной и письменной коммуникации.

4. Проблема передачи на письме особенностей разговорно-бытового стиля.

5. Особенности устной коммуникации в жанрах аудиовизуальных и электронных средств массовой информации.



Тема 7. Литературно-художественный стиль

Литературно-художественный стиль как функциональная разновидность литературного языка. Соотношение понятий «литературный язык» и «язык художественной литературы». Основные функции литературно-художественного стиля. Образное отражение действительности – важнейший принцип литературно-художественного стиля. Разновидности литературно-художественного стиля: стиль художественной прозы, драматургический стиль, стихотворный стиль. Стилистические особенности жанров художественной литературы. Индивидуально-авторский стиль.

Единство коммуникативной и эстетической функций языка художественной литературы. Образ автора и его речевые формы выражения в стиле художественного произведения. Типы повествования в художественном произведении. Нормы литературного языка и проблемы нормы в языке художественной литературы. Отношение языка художественной литературы к системе функциональных стилей современного русского литературного языка.
Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях
1. Роды и виды литературы в преломлении проблем функционального стиля.

2. Понятие поэтического языка как особой разновидности речевой деятельности.

3. Образ автора как организационный центр художественного центра.

4. Нелитературные элементы в художественном произведении, отношение к ним.

5. Влияние элементов художественной речи на остальные книжно-письменные стили.

Тема 8. Публицистический стиль

Публицистический стиль как функциональная разновидность современного русского литературного языка. Основные функции публицистического стиля. Разновидности публицистического стиля и его жанры. Сочетание стандарта и экспрессии, логического и образного, оценочного и доказательного в языке средств массовой коммуникации.

Языковые особенности публицистического стиля. Социальная оценочность языковых средств. Динамичность выразительных и стандартных средств в публицистическом стиле. Употребление слов и выражений, новых слов, значений и словосочетаний, своеобразных метафор в публицистическом стиле. Способы выражения экспрессии и образности в публицистическом изложении.

Стилистическая характеристика использования морфологических средств. Особенности употребления синтаксических средств.

Стилистика газетных жанров как часть функциональной стилистики. Понятие о стилистике газетных жанров, специфика этой дисциплины. Специфика языка и стиля газетных жанров (информационая заметка, отчет, интервью, репортаж, корреспонденция, статья, очерк, фельетон, памфлет, рецензия, обозрение, эссе). Проявление образа автора и его речевое воплощение в материалах различных жанров. Способы передачи чужой речи, их особенности в языке печатных СМИ.

Место публицистического стиля в системе стилей литературного языка. Влияние других функциональных стилей на публицистический стиль. Положительные и отрицательные стороны этого влияния. Роль публицистики в формировании стилистических вкусов аудитории и в становлении языковых норм.

Телевизионная речь и радиоречь. Их место в системе стилей. Лингвистическая специфика, жанры и формы телевизионной и радиоречи.

Виды и жанры рекламы. Их место в системе функциональных стилей. Стилистические и композиционные особенности рекламы. Объекты рекламы и текст.


Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях
1. Экстралингвистические факторы, определяющие основные черты публицистического стиля: обращение к массовому адресату речи, информационное «быстродействие», стремление к формированию общественного мнения.

2. Стилевая норма и стандарты в различных жанрах массовой коммуникации. Роль экспрессем.

3. Исторический характер лексических и фразеологических стандартов массовой коммуникации. Газетные «советизмы» и отношение к ним в современных СМИ.

4. Проявленность авторского «я» в различных жанрах.

5. Влияние книжно-письменных стилей на публицистический стиль.

6. Влияние разговорно-бытового стиля.


Раздел II. Функционирование лексических
и фразеологических языковых средств

Тема 9. Выбор слова – основная проблема лексической стилистики
Точность словоупотребления. Стилистические проблемы выбора слова, связанные с семантикой. Синонимические средства языка. Разновидности синонимов; идеографические, стилистические и индивидуально-авторские синонимы. Перифраз как одни из видов синонимии. Функции синонимов в высказывании, их использование в стилистических целях. Ошибки при выборе синонимов в текстах различных функциональных стилей.

Паронимы и парономазы, их стилистические возможности. Смешение паронимов. Стилистическое использование многозначности слова. Стилистическое использование антонимов.

Лексическая сочетаемость. Нарушения лексической сочетаемости в текстах разных функциональных стилей. Контаминированные конструкции.

Резервы экономии речи. Плеоназм и тавтология как существенный недостаток языка средств массовой информации. Лексическая недостаточность как стилистическая ошибка, связанная с неполным лексико-семантическим выражением содержания.


Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях
1. Нарушения стилистической нормы, связанные с семантикой слова.

2. Синонимия и вариативность лексических средств языка в зависимости от функциональной и жанровой принадлежности текста.

3. Функции метафор в разных стилях русского языка.

4. Стилистические недочеты, связанные с неудачной метафоризацией.

5. Сочетаемость как часть валентностных возможностей слова.

6. Обновление лексической сочетаемости.

7. Лексическая избыточность как стилистическая ошибка.

8. Узуальные и контекстуальные случаи стяжения. Лексическая недостаточность в разговорно-бытовом стиле.


Тема 10. Функционально-стилевая характеристика слова
Функционально-стилистическое расслоение лексики современного русского языка. Особенности функционирования стилистически окрашенной лексики в разных стилях. Стилевые смешения как характерная особенность языка газеты. Терминологическая лексика и профессионализмы в разных функциональных стилях.
Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях
1. Слова маркированные и слова нейтральные. Отражение функционально-стилевой окраски слова в словарях.

2. Влияние текстов различных функциональных стилей на стилевую характеристику нейтральных слов.

3. Канцеляризмы в различных стилях.

4. Лексика устной речи (разговорная, просторечная, вульгарная) в книжно-письменных стилях.

5. Книжная лексика в разговорной речи.
Тема 11. Эмоционально-экспрессивная окраска слова
Эмоциональность, оценочность, экспрессивность слова как важнейшие понятия стилистики.

Разряды слов в зависимости от их эмоционально-экспрессивной и стилевой окраски слов. Эмоционально-экспрессивная окраска слов в контексте. Использование эмоционально-экспрессивных слов в публицистике.

Тропы и фигуры как средство создания образной речи. Разновидности тропов: метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение, сравнение, эпитет, гипербола. Речевые штампы и проблемы выразительности текста в литературно-художественном и публицистическом стиле.
Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях
1. Группы слов с точки зрения экспрессивной (уменьшительно-ласкательные, шутливые, иронические, неодобрительные, презрительные, торжественные).

2. Отражение эмоционально-экспрессивной окраски слова в словарях.

3. Текстовое понятие экспрессии.

4. Экспрессия высокого, сниженного, окказионального слова в разных стилях языка.

5. Экспрессия нелитературного, неодобрительного, бранного слова в книжно-письменных стилях.
Тема 12. Фразеологические средства языка
Стилистическое использование фразеологических средств русского литературного языка. Характеристика фразеологических единиц с точки зрения стилистической и эмоционально-экспрессивной. Межстилевая фразеология. Книжная фразеология. Разговорная и просторечная фразеология. Фразеологизмы научного стиля. Официально-деловая фразеология. Публицистическая фразеология. Фразеология литературно-художественного стиля. Творческое преобразование семантики и структуры фразеологических словосочетаний.
Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях
1. Выразительные возможности фразеологических словосочетаний.

2. Ошибки, связанные с неудачной трансформацией фразеологизмов.



Тема 13. Функционирование морфологических форм в речи

Функционально-стилистические возможности морфологии как уровня языка.



Имя существительное. Семантико-стилистические различия имен существительных, имеющих вариантные формы рода. Род несклоняемых существительных. Стилистические возможности категории рода в различных стилях. Склонение имен и фамилий. Семантико-стилистическая характеристика вариантов падежных форм у имен существительных. Использование единственного числа в значении множественного, употребление существительных отвлеченных, вещественных и собственных во множественном числе. Стилистические варианты суффиксов имен существительных.

Имя прилагательное. Семантико-стилистическая характеристика полных и кратких форм, форм степеней сравнения имен прилагательных. Их употребление в различных стилях. Стилистическая и семантическая характеристика притяжательных прилагательных и имен существительных в косвенных падежах с предлогами и без них. Стилистическое использование прилагательных с суффиксами оценки.

Имя числительное. Варианты сочетаний числительных с существительными. Числительные собирательные и количественные как синонимы. Числительные в составе сложных слов.

Местоимение. Семантико-стилистические оттенки, приобретаемые личными местоимениями в зависимости от условий их употребления. Пропуск личных местоимений в речевом общении как стилистический прием. Функционирование в речи определительных, возвратных, притяжательных и неопределенных местоимений.

Глагол. Глагол как одно из средств создания динамики высказывания. Особенности образования и функционирования некоторых личных форм глагола. Возникновение семантико-стилистических оттенков в высказывании при использовании форм одного глагольного лица и числа для выражения другого. Синонимия времен и наклонений. Использование одного вида вместо другого. Трудности, связанные с выбором вида глагола. Синонимия возвратных и невозвратных глаголов.
Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях
1. Стилистико-синтаксические возможности морфологических категорий различных частей речи в текстах разных функциональных стилей языка.

2. Взаимодействие лексики, семантики, морфологии и синтаксиса в организации смысла текста.



Раздел III. Функционирование простого
и сложного предложения



Тема 14. Понятие синтаксической синонимии
Стилистические возможности синтаксиса как уровня языка. Особенности синтаксиса книжно-письменной и устно-разговорной разновидности литературного языка. Понятие синтаксической синонимии. Синтаксическая синонимия разных типов простого предложения с точки зрения функционально-стилистической принадлежности текста. Дублетные и параллельные синтаксические конструкции.
Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях
1. Стилистические особенности простых предложений, зависящие от их структуры.

2. Синонимия односоставных и двусоставных, полных и неполных предложений.

3. Стилистические функции номинативных предложений.

4. Параллелизм конструкций с причастными оборотами и предложений с определительными придаточными частями.

5. Ошибки при употреблении причастных конструкций.

6. Ошибки при употреблении деепричастных оборотов.

7. Особенности отглагольных существительных с точки зрения функционально-стилистической. Ошибки при использовании отглагольных существительных и при замене их придаточными предложениями.
Тема 15. Стилистические функции порядка слов в предложении
Стилистические функции словорасположения в разных функциональных стилях. Прямой и обратный порядок слов. Инверсия как стилистический прием.

Типичные ошибки в строе простого предложения. Двусмысленность предложения как следствие неясности связей между его компонентами. Предложения со смещенной конструкцией.


Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях
1. Текстовые возможности порядка слов в различных функциональных стилях.

2. Необоснованная инверсия как стилистический недостаток текста.

3. Влияние порядка слов в предложении на выбор грамматико-стилистического варианта языковой единицы.
Тема 16. Варианты координации подлежащего и сказуемого
Простые и осложненные формы сказуемого в разных функциональных стилях.

Особые случаи координации сказуемого с подлежащим. Сказуемое при подлежащем, выраженном счетным оборотом. Сказуемое при подлежащем, выраженном именем существительным собирательным с количественным оттенком значения. Сказуемое при подлежащем, имеющем при себе приложение, уточняющие слова, присоединительную конструкцию, сравнительный оборот. Сказуемое при подлежащем, выраженном несклоняемым существительным, сложносокращенным словом, нерасчлененной группой слов. Сказуемое при подлежащем – местоимении относительном, вопросительном, неопределенном или отрицательном. Случаи согласования связки с именной частью сказуемого (обратное согласование). Варианты согласования сказуемого с однородными подлежащими.


Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях
1. Множественное число формы сказуемого как пример координации по смыслу.

2. Единственное число формы сказуемого как пример грамматического согласования.

3. Примеры обратного согласования.

4. Координация главных членов в осложненном предложении.


Тема 17. Стилистические варианты согласования определении
и приложений с определяемыми словами

Согласование определения (прилагательного, причастия) с существительными общего рода. Определение при существительном, имеющем при себе приложение, выраженное именем существительным другого грамматического рода. Единственное и множественное число существительного при двух и более согласованных с ним определениях, указывающих на разновидности предметов.

Согласование определений с существительными, зависящими от числительных «два», «три», «четыре». Согласование определения с существительными – однородными членами.

Согласование в косвенных падежах приложений (названий городов, сел, рек, озер и т. п.), находящихся при родовых наименованиях.
Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях
1. Основные отличия существительных общего рода от слов, обозначающих профессию, и слов-характеристик.

2. Приложения – географические и условные наименования в различных текстовых условиях.

3. Определения в счетных оборотах.

Тема 18. Варианты форм, связанные с управлением
Некоторые случаи глагольного и именного управления в функциональных стилях. Синонимия предлогов со значением изъяснительным, временным, причины и др. Стилистическое значение производных отыменных предлогов. Синонимические предложные и беспредложные конструкции. Глаголы с несколькими формами управления.

Форма дополнения при переходных глаголах с отрицанием.

Управление при синонимических словах. Дополнения в разных падежах и с разными предлогами при одном глаголе. Винительный и родительный падежи дополнения при одних и тех же глаголах. Нанизывание родительных падежей. Двусмысленность при неумелом употреблении родительного субъекта и родительного объекта. Нанизывание творительных падежей. Падеж управляемого слова, зависящего от однородных членов предложения (двойное управление).
Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях
1. Проблемы выбора правильной падежной формы в письменной и устной речи.

2. Экспансия предлога «о» в языке средств массовой информации и в разговорной речи.

3. Нанизывание падежей как стилевая черта официально-делового стиля и как стилистический недостаток текстов остальных функциональных стилей.

4. Управление при словах-синонимах.


Тема 19. Стилистические особенности предложений
с однородными членами

Стилистическое значение разных способов сочетания однородных членов. Синонимические союзы при однородных членах. Выбор союза. Значение пропуска и повторения союзов. Предлоги при однородных членах. Стилистические условия пропуска и повторения предлогов. Стилистическое значение обобщающих слов.

Ошибки в сочетании однородных членов, соединение скрещивающихся понятий, неверное использование парных сочетаний однородных членов и др. Мотивированное объединение в качестве однородных членов логически несопоставимых понятий. Зевгма.


Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях
1. Особое построение и графическое оформление предложений с однородными членами в официально-деловых и научно-технических текстах.

2. Логико-стилистические ошибки в сочетании однородных членов предложения (несовместимость, соединение скрещивающихся понятий).

3. Конструктивно-синтаксические ошибки в сочетании однородных членов предложения (неверное использование парных сочетаний, включение придаточных предложений в ряд однородных членов предложения, немотивированный пропуск и повторение союзов, контаминация парного союза).
Тема 20. Экспрессивные возможности некоторых элементов предложения
Стилистическое использование обращений. Сфера употребления обращений. Стилистические функции обращений.

Стилистическое использование вводных и вставных конструкций. Стилистические функции вводных слов. Стилистические функции вставных конструкций.

Новые явления в современном синтаксисе. Экспрессивные синтаксические конструкции: сегментированные, парцеллированные, вопросно-ответные, лексический повтор с распространением.

Стилистические фигуры. Анафора и эпифора. Параллелизм. Антитеза. Градация. Инверсия. Эллипсис. Умолчание. Риторический вопрос. Риторическое сокращение. Многосоюзие и бессоюзие.


Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях
1. Вводные слова и предложения как средство выражения субъективной модальности в тексте.

2. Языковая личность и языковая картина мира.


Тема 21. Стилистическая оценка сложных предложений
Употребление сложносочиненных и сложноподчиненных предложений в разных стилях речи. Сравнительная характеристика союзных и бессоюзных сложных предложений с точки зрения стилистики.

Стилистическое значение разных видов сложносочиненных предложений. Синонимические сочинительные союзы. Виды сложноподчиненных предложений с точки зрения стилистики. Синонимические союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях. Сложные предложения с несколькими придаточными в разных жанрах речи. Стилистическая оценка бессоюзных сложных предложений. Замена сложного предложения двумя или несколькими простыми.

Стилистические ошибки в сложном предложении: соединение в одном целом частей с разной стилистической направленностью, загромождение сложного предложения придаточными предложениями, пропуск отдельных звеньев предложения, разнобой в построении частей предложения, «смещение» конструкции, нагромождение союзов или союзных слов, нечеткость синтаксических связей. Приемы устранения ошибок.

Стилистические функции периода.


Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях
1. Функциональный аспект употребления разных типов сложносочиненного, сложноподчиненного и бессоюзного сложного предложения.

2. Функционально-стилевые и жанровые предпочтения по отношению к сложному предложению.

3. Синонимия сложного предложения и нескольких простых в разных стилях языка.

4. Экспрессивные возможности некоторых типов сложных предложений.

5. Стилистические ошибки в сложных предложениях.

Тема 22. Основные положения стилистики текста

Понятие о тексте. Конструктивные признаки текста. Соотношение «язык – речь – текст». Коммуникативные стратегии и тактики речевого поведения.

Структура текста. Единицы текста. Сложное синтаксическое целое (прозаическая строфа) как наименьшая единица стиля. Соотношение сложного синтаксического целого и абзаца. Стилистические функции абзацного членения текста. Фрагмент и другие крупные единицы текста.

Субъективная модальность, стандартизированность, фразеологичность как важнейшие качества речи. Характеристика типов речи с точки зрения их отношения к говорящему: речь от 1-го лица, речь от 2-го лица, речь от 3-го лица. Функционально-стилевые типы речи: научная, официально-деловая, художественная, разговорная. Газетно-публицистический тип речи. Функционально-смысловые виды речи: описание, повествование, рассуждение, доказательство. Характеристика чужой речи: прямой, полупрямой, косвенной, несобственно-прямой. Монолог, диалог, полилог. Использование типов и видов речи в различных функциональных стилях.

Понятие жанра. Лингвистическое осмысление природы жанра.
Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях
1. Монологический и диалогический текст.

2. Сложное синтаксическое целое как композиционная часть текста и регистровый блок.

3. Средства связи между отдельными предложениями сложного синтаксического целого.

4. Стилистические возможности повествования от 1-го, 2-го и 3-го лица.

5. Функции описаний в тексте.

6. Рассуждение и доказательство как важнейшие функционально-смысловые виды речи в публицистике.



Формы отчетности

  1. Выполнение упражнений.

  2. Составление картотеки ошибок.

  3. Подготовка докладов по отдельным темам.

  4. Текущие контрольные работы и тесты.

  5. Зачет – письменная работа (V семестр).

  6. Экзамен по всему курсу (VI семестр).

Вопросы для подготовки к экзамену

Лексическая стилистика

1. Понятие стилистики. Предмет и задачи стилистики.

2. Понятие нормы в стилистике. Норма языковая и стилевая.

3. Система функциональных стилей русского литературного языка.

4. Основные особенности официально-делового стиля.

5. Основные особенности научного стиля.

6. Основные особенности публицистического стиля.

7. Основные особенности литературно-художественного стиля.

8. Основные особенности разговорного стиля.

9. Смешение стилей.

10. Выбор слова.

11. Лексическая сочетаемость.

12. Паронимы. Стилистические функции паронимов. Типичные ошибки.

13. Лексическая избыточность (плеоназм и тавтология).

14. Соотношение понятий «канцеляризм», «штамп», «стандарт».

15. Лексическая недостаточность.

16. Стилистическое использование фразеологических средств языка. Ошибки, связанные с разрушением фразеологического оборота.

17. Стилистическое использование слов иноязычного происхождения в разных стилях языка.

18. Стилистические особенности информационных жанров.

19. Стилистические особенности аналитических жанров.

20. Стилистические особенности художественно-публицистических жанров.
Синтаксическая стилистика

1. Синонимия отдельных типов простого предложения (односоставных и двусоставных, полных и неполных, утвердительных и отрицательных).

2. Порядок слов в простом предложении. Инверсия как фигура и неоправданная инверсия.

3. Варианты сказуемых в простом предложении.

4. Варианты согласования сказуемого с подлежащим, выраженным собирательным существительным. Обратное согласование сказуемого.

5. Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным существительным общего рода и словами, обозначающими профессию.

6. Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сложносокращенным словом, несклоняемыми существительными.

7. Варианты согласования сказуемого с однородными подлежащими.

8. Грамматические ошибки при употреблении однородных членов предложения.

9. Родительный падеж субъекта и родительный падеж объекта.

10. Логические ошибки при употреблении однородных членов предложения. Зевгма.

11. Стилистическое использование предлогов при однородных членах предложения. Значение пропуска и повторения союзов при однородных членах.

12. Согласование определений в количественно-именном словосочетании.

13. Согласование приложений – географических названий.

14. Ошибки, связанные с управлением.

15. Нанизывание падежей. Управление при глаголах с отрицанием.

16. Стилистическая характеристика отглагольных существительных. Недостатки конструкций с отглагольными существительными.

17. Параллельные синтаксические конструкции.

18. Ошибки при употреблении причастных оборотов.

19. Ошибки при употреблении деепричастных оборотов.

20. Типичные ошибки в сложном предложении.



ЛИТЕРАТУРА

Основная

Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М., 2001.

Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1998.

Солганик Г.Я. Практическая стилистика русского языка. – М., 2006.

Солганик Г.Я. Стилистика текста. – М., 1998.

Солганик Г.Я., Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка и культура речи. – М., 2002.

Дополнительна

Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – М., 2007.

Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. – 3-е изд., испр. и доп. – СПб., 2007.

Публицистика и информация в современном обществе. – М., 2000.

Словарь и культура русской речи. К 100-летию со дня рождения С.И. Ожегова. – М., 2001 (статьи Л.К. Граудиной, О.Б. Сиротининой, Г.Я. Солганика, Б.С. Шварцкопфа).



Язык массовой и межличностной коммуникации. – М., 2007.

Язык современной публицистики. – М., 2005.

Учебно-методический комплекс дисциплины Стилистика русского языка Для студентов факультета журналистики

Стилистика русского языка как учебная дисциплина. Задачи, объем и содержание курса. Функционирование языковых и речевых средств как главный аспект изучения стилистики

286.27kb.

27 09 2014
1 стр.


Учебно-методический комплекс дисциплины Культурология Для студентов факультета журналистики и лингвистического факультета

Учебно-методический комплекс дисциплины «Культурология». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2008. 28 с

534.98kb.

06 10 2014
4 стр.


Учебно-методический комплекс дисциплины литературное редактирование Для студентов факультета журналистики

Учебно-методический комплекс дисциплины «Литературное редактирование» / сост. А. Е. Шиманов. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова, 2009. – 30 с

490.39kb.

05 09 2014
3 стр.


Учебно-методический комплекс дисциплины оперативное комментирование для студентов факультета журналистики

Учебно-методический комплекс дисциплины «Оперативное комментирование» / сост. М. И. Шостак. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова, 2010. – 14 с

228.7kb.

06 10 2014
1 стр.


Учебно-методический комплекс дисциплины история рекламы для студентов факультета журналистики

Учебно-методический комплекс дисциплины «История рекламы» / сост. С. А. Шомова. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова, 2009. – 9 с

130.25kb.

14 10 2014
1 стр.


Учебно-методический комплекс дисциплины культура звучащей речи Для студентов факультета журналистики

Учебно-методический комплекс дисциплины «Культура звучащей речи» / сост. Н. Ю. Ломыкина, Е. А. Тимченко. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова, 2009. – 23 с

369.54kb.

17 12 2014
1 стр.


Учебно-методический комплекс дисциплины Современные концепции периодических изданий Для студентов факультета журналистики

Учебно-методический комплекс дисциплины «Современные концепции периодических изданий» / сост. В. Л. Иваницкий. – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2009. – 19 с

301.28kb.

26 09 2014
1 стр.


Учебно-методический комплекс дисциплины Основы творческой деятельности журналиста Часть V художественная публицистика Для студентов факультета журналистики

Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы творческой деятельности журналиста». Часть V: Художественная публицистика. – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2008. – 10 с

157.74kb.

01 10 2014
1 стр.