Учебно-МЕТОДИЧЕСКИЙ
КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
ОПЕРАТИВНОЕ
КОММЕНТИРОВАНИЕ
Для студентов факультета журналистики
специальности 030601.65 Журналистика
Москва
2010
УТВЕРЖДЕНО
Учебно-методическим советом
С о с т а в и т е л ь – канд. филол. наук, доц. М.И. Шостак
Учебно-методический комплекс дисциплины «Оперативное комментирование» / сост. М.И. Шостак. – М. : ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2010. – 14 с.
Подготовлен на кафедре теории практики периодической печати
факультета журналистики.
© Шостак М.И., 2010
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Лекции, семинарские и практические занятия в газетных группах посвящены углубленному изучению одного из распространенных и востребованных современностью направлений журналистской работы – оперативному комментированию. В поле зрения – газетные и журнальные тексты, связанные с задачей отклика и предварительной оценки недавно происшедших событий. Курс авторский, в нем представлены задачи и возможности жанров оперативного комментирования, рассмотрены особенности их создания, усилия журналистов в этой области – как «технология» (наиболее распространенные приемы), так и творчество.
В лекциях обращено внимание на общие особенности творческого направления «оперативное комментирование» и на специфику объединения разных жанровых групп, по-своему выполняющих единую задачу – интерпретировать события по горячим следам. Выделяются для рассмотрения и изучения особенностей работы журналиста, во-первых, так называемое косвенное, попутное комментирование, представленное жанрами: корреспонденция, отчет с комментариями, репортаж с комментариями, оперативный портрет, – и во-вторых – прямое комментирование, представленное жанрами: комментарий, реплика, мини-рецензия и колонка комментатора. Рассматриваются разные творческие манеры работы современных комментаторов: подчеркнут объективный характер интерпретации в комментариях, выдвигающих версию события, и субъективизм реплик, мини-рецензий, авторских колонок.
Курс состоит из четырех разделов: «Факт и комментарий (попутное комментирование)», «Комментарий как жанр», «Реплики журналиста» и «Авторская колонка комментатора». План курса – по преимуществу рекомендательный: учитывается как отечественный опыт, так и уроки практики представителей других школ журналистики. Каждой теме сопутствуют упражнения, контрольные работы и задания по составлению «досье».
Цели дисциплины – дать представление о разнообразии приемов и форм на таком направлении журналистской деятельности, как оперативное комментирование, пополнить профессиональный инструментарий будущих журналистов, пробудить в них творческий интерес к работе комментатора.
Задачи дисциплины – помочь студентам освоить комплекс знаний и умений, необходимых для работы комментаторов, приемы и методы работы над конкретными жанрами оперативного комментирования, выработать профессиональный взгляд на «газетный лист», критическую оценку профессионализма современных комментаторов, выступающих в прессе.
Отчетность: предварительный зачет (аттестация) с проведением тестирования, проверкой «досье»; итоговый зачет (зачетное собеседование, проверка контрольных работ и «досье»).
ПРОГРАММА
Вводная лекция
Особенности литературной работы журналиста-комментатора. Формы оперативного комментирования, их характеристики: предмет, назначение, метод, композиционно-стилевые особенности. Зависимость выбора формы выступления от целевой установки автора.
Жанровые предпочтения комментирующей прессы в разные исторические периоды. Журналистская практика и запросы аудитории как стимулы развития и коррекции жанровых форм. Вариативность литературной работы комментатора в зависимости от типа, периодичности, общей линии издания (установки редакции на четкое разграничение факта и комментария, на объективированность стиля, на «эксклюзивы», авторскую интерпретацию, на включение фрагментов комментария в большинство материалов и т. п.). Взаимовлияние жанровых моделей оперативного комментирования, распространенных в практике прессы разных стран.
I. Факт и комментарий
(попутное комментирование)
Формы и способы оперативного – сплетенного с фактом – комментирования. Соотношение «пристрастных» и «беспристрастных» комментариев в разных жанрах оперативного комментирования.
Тема 1. Корреспонденция
Продление жизни «горячего факта». Факт как ситуация, вызывающая размышления.
Сплетение суждения по факту с изображением события или происшествия. Двойная задача корреспонденции: «cообщить, оценив».
Корреспонденция – «кусочек жизни» и «самый скучный жанр в газете»: из истории жанра. Специфика работы зарубежных корреспондентов.
Особенности литературной формы корреспонденции. Структура текста, приемы, которые использует корреспондент.
Монотемность корреспонденции.
Тема 2. Отчет с комментариями
Разновидности отчетов в современной прессе: жанровые и тематические. Особенности исходного материала жанра «отчет».
Сообщение с разъяснениями. Незавершенность суждений в отчете с комментариями. «Экспертиза на ходу». Поиск уточненного ракурса, угла зрения на происходящее событие.
Прием «слоеный пирог»: реплики и реакции как мнения и свидетельства в наглядном сопоставлении. Многоголосие отчетов с собраний и митингов. Спортивный отчет. Отчеты с массовых празднеств. Особенности светских отчетов. Традиции и современная форма судебного отчета.
Фрагменты «картинки» (деталь, документальное свидетельство) в функции попутного комментария. Акцентировка конфликтных ситуаций. Комментирующие подробности; усиление скрытого комментария открытым.
Тема 3. Оперативный портрет
Коррекция взгляда. Возможности уточнения и прояснения факта – поступка. Источники информации и методы сбора материала.
«Портрет успеха» как повод для комментария.
Возобновленный интерес к поступку современника. Смена угла зрения на происшествие (поступок). Сопоставительный фон оперативного портрета.
Особенности использования приема «попутный комментарий» в оперативном портрете. Реплики и отзывы. Функциональность и опасности комментирующего цитирования.
Варианты композиции. Вплетение фрагментов: «оперативный портрет» в другие жанры современной газеты. Рубрики оперативного портрета.
Учебные задания к семинарскому занятию
по темам 1–3
Вопросы для обсуждения
-
Формы оперативного комментирования.
-
Корреспонденция. Особенности жанра.
-
Приемы жанра «отчет с комментариями».
-
Комментирование поступка в оперативном портрете.
Упражнения в аудитории
-
Сопоставьте разные варианты оперативного комментирования, представленные в газете (качественная пресса).
-
Замените в предложенном тексте открытый комментарий на скрытый (образный, ироничный).
-
Найдите в текущей прессе пример сообщения собкора из-за рубежа, в котором изложение новости сплетено с попутным комментарием. Отметьте фрагменты попутного комментария.
-
Рассмотрите и оцените качество работы журналиста – автора отчета с комментариями (на примере газеты «Коммерсантъ»).
II. Комментарий как жанр
(версии события)
Формы и способы оперативного комментирования, обособленного от факта. Представление авторской «версии» в качестве новости.
Тема 4. Краткая интерпретация: отклики и анонсы
Предложенный ракурс взгляда на факт как новое сведение и как толчок к размышлениям. История жанра «комментарий». Специфика оперативных комментариев на темы международной жизни. Комментарий-фрагмент и комментарий-«довесок» в новостях политики. Экспертный комментарий деловой прессы, рубрика эксперта. Комментирующий фрагмент в светской и криминальной панораме событий. Разъясняющий комментарий научно-популярных новостей.
«Жесткий» комментарий по факту. Приоритет суждения по факту над его изображением. Прямая «подсказка» журналиста аудитории, выдвинутое предположение: каким образом можно интерпретировать факт.
Комментарий, предваряющий событие. Оперативность и сенсация. Отличие «новости на завтра» от анонсирующего комментария.
Тема 5. Развернутый комментарий
Задачи и особенности развернутых комментариев. Аналоги жанра в зарубежной прессе. Место комментариев на полосах качественной и массовой прессы.
Особые качества творческой личности комментатора. Представление авторской версии события как творческая задача. Причины выступления и цели журналиста, пишущего комментарий по факту: предложить свой вариант интерпретации, переиграть сложившееся мнение, сопоставить высказанные суждения по факту и т. д.
Комментарий на комментарии (продолжающиеся комментарии). Развернутый комментарий эксперта как журналистское произведение.
Рубрики для комментариев в газете и журнале.
Тема 6. Доказательность и структура комментария
Сбалансированная и доказательная форма жанра «комментарий»; демонстративная отстраненность автора от эмоциональных впечатлений. Логические ходы комментирования. Предыстория, происшествие, прогноз.
Многообразие причин для появления журналистского комментария. Особенности структуры. Необходимость предварить текст комментария; лид – «комментарийный повод» и способы его представления (предварительный прогноз, «одиночный выстрел», открытый вопрос и другие формы). Цитирование при демонстрации комментарийного повода, авторские «заходы».
Возможные варианты структуры материала. Основные композиционные блоки. Структура комментария, развивающего версию автора. Вариант: «сопоставление позиций». Структура: «доказательство от противного». Использование в комментарии фрагментов других жанров оперативного комментирования (например, реплики). Роль авторского «я» в комментарии.
Учебные задания к семинарскому занятию по темам 4– 6
Вопросы для обсуждения
1 Жесткий комментарий-фрагмент «от редакции» и рубрика эксперта: сопоставительные характеристики.
2. Задачи жанра «комментарий».
3. Что такое комментарийный повод?
4. Популярные лиды для комментария.
Упражнения в аудитории
-
Сопоставьте опубликованные в газетах разные варианты «жесткого» комментария к одному и тому же происшествию.
-
Разверните в тексте комментария, предложенном преподавателем, обоснование авторской версии происшествия (можно использовать прием сопоставления и ретроспекции).
-
Смените лид – комментарийный повод (возможно, расширьте его, добиваясь уточнения авторской версии).
-
Придумайте другой вариант захода – «авторского» лида и концовки материала, создав эффект «переклички»
III. Реплики журналиста
(эмоциональность и образность в работе комментатора)
Тема 7. Проблемный репортаж
Взгляд и версия. Включение реплик в материал репортерского наблюдения.
Версия, выдвигаемая по поводу проблемной ситуации. Оценочный эффект, достигаемый представлением ситуации как личного опыта (изучение состояния дел с использованием метода «маски», перемены профессии). Выстраивание материала в зависимости от реальной хронологии событий («полоса препятствий», преодолеваемая журналистом). Реплики как осмысление препятствий, возникавших в процессе экстенсивного поиска, и как характеристика ситуации в целом.
Версия поступка. Сбор информации как сюжет, конфликтное общение: фрагменты интервьюирования по методу «сужающихся кругов». Конфиденциальные сведения и анонимный источник. Наглядность суждений (эпизоды и поступки, подтверждающие авторское истолкование событий). Образная деталь как средство аргументации.
Комментирующий эпизод: «деталь-символ» и «деталь-окошко», открывающая перспективу суждения о факте. Усиление попутного комментария «говорящих картинок» комментирующими репликами.
Тема 8. Мини-рецензия
Особенности оперативного отклика журналиста на произведения искусства: кинофильмы, спектакли, телепрограммы, фестивали, выставки. Литературные формы: аннотации, реплики, мини-рецензии.
Отклик на художественное произведение как на актуальное событие общественной жизни. Фиксирование и комментирование факта первого контакта произведения искусства и публики, показательного для современного состояния нравов и уровня запросов аудитории. Опора авторского суждения на впечатление; журналист-зритель: доминирование эмоциональной аргументации. Подчеркнутая субъективность мнения. Образные попутные комментарии и ироничные реплики журналиста в мини-рецензии.
Рекомендательный и рекламный план выступлений в жанре «мини-рецензия». Театральные анонсы («комментарии, предваряющие событие»). Проблемы оперативности, рекламы и сенсации в этой сфере творческой деятельности журналиста.
Тема 9. Реплика журналиста
Реплика как жанр. Реплика журналиста как вариант «мягкого» мини-комментария; (в отличие от «жесткого» комментария) и авторского (в сопоставлении с комментарием «от редакции»).
Критический характер реплики. Поводы для выступлений в стиле «реплика». Эффект мнения пристрастного, спонтанного, прорвавшегося («Не могу молчать!»).
Реплика вслед событию или поступку. Опора суждения на впечатление (журналист-свидетель и журналист – «лицо страдательное»). Реплика в ответ на высказывание политического лидера. Приемы «прояснения цитат». Суждение по имиджу. Фрагментарный прогноз. Особенности цитирования.
Стиль и ритм реплик как образных комментариев. «Документальный образ» и метафора. Композиция реплик.
Формы подачи реплики на полосе (самостоятельный материал, заголовок, шапка, оттяжка, врез). Постоянные рубрики. Формы: реплика-афоризм, реплика читателя и др. Подборки «цитат дня» и сопровождающие их реплики. Ироничные варианты откликов и анонсов.
Учебные задания к семинарскому занятию по темам 7–9
Вопросы для обсуждения
-
Проблема авторства в «литературе дня».
-
«Репортер меняет профессию» (подготовка проблемного репортажа).
-
Литературная форма проблемного репортажа.
-
Как избежать предвзятости при истолковании поступка или «успеха», создавая проблемный оперативный портрет
-
Оперативная мини – рецензия. Особенности формы.
-
Стиль «реплики».
Упражнения в аудитории
-
Найдите в разных изданиях и сопоставьте два варианта редакционных реплик по поводу одного и того же факта.
-
Предложите более четкую композицию «мини-рецензии», используя текст, опубликованный в текущей периодике.
-
Используя факты, приведенные в опубликованной реплике, предложите свой вариант «контрреплики».
-
Рассмотрите в структуре расследования, поданного в виде проблемного репортажа, стадии складывания версии.
IV. Авторская колонка комментатора
Тема 10. Колонка оперативного отклика
Колонка как авторский жанр оперативного комментирования.
Поводы выступлений в стиле «колонки». Традиции колонок в русской и зарубежной прессе. Особенности колонок международных комментаторов в советский период. Современные задачи жанра.
«Жесткий» и «мягкий» варианты авторских колонок, их место и роль в газете и журнале, в качественных и массовых изданиях.
Проблемы публицистичности колонок комментатора; отличие колонки комментатора от колонки обозревателя и от эссеистской авторской колонки.
Тема 11. Позиция автора как «складывающееся мнение»
Сопоставительные характеристики комментария и колонки комментатора. Колонка комментатора как истолкование, версия события. Эмоциональный отклик, или отчетливое суждение? – споры о возможностях представления позиции журналиста в авторской колонке комментатора.
Масштаб рассуждений. Проблема объективного и субъективного. Гипотетичность выводов. Проблема увлекательности рассуждений («обманные ходы», «тупики» и другие приемы). Введение сомнения в единственно правильной оценке. Побуждение читателя к «соразмышлению».
Полемичность колонок, вызов на спор предполагаемых оппонентов.
Колонка как расширенная реплика. Ироничное рассуждение по поводу эмоционального отклика, вызванного событием. Фрагменты эссеистики в колонке комментатора.
Тема 12. Индивидуальный стиль комментирования
Комментатор и его аудитория. Эффект общения и способы его достижения. «Разговорный стиль», прямые обращения.
Ведущие современные публицисты – авторы «собственных» колонок.
Понятие творческой манеры журналиста – автора колонки. Важнейшие характеристики индивидуального стиля. Способы демонстрации авторского «я» на примере творчества современных журналистов.
Узнаваемость автора традиционных колонок. «Как прирастает маска» – к проблеме имиджа публициста. Трудности и возможности смены имиджа.
Влияние запросов аудитории на стиль и характер аргументации в колонке комментатора.
Учебные задания к семинарскому занятию по темам 10–12
Вопросы для обсуждения
-
Варианты «жесткой» и «мягкой» авторской колонки.
-
Проблема имиджа и «маски» комментатора.
-
Объективное и субъективное в авторской колонке.
-
Характеристики индивидуального стиля.
-
Возможности публицистического прогноза при разных вариантах оперативного комментирования.
Упражнения в аудитории
-
Определите структуру опубликованного конкретного оперативного комментария на политическую тему.
-
Замените в тексте авторской колонки открытый комментарий на скрытый, образный, ироничный.
-
Добавьте в текст колонки комментатора фрагменты обращения к аудитории.
-
Перепишите колонку комментатора, сменив стиль на разговорный (приспособьте ее к восприятию молодежной аудиторией).
-
Выделите в колонке фрагменты полемики.
-
Сопоставьте приемы «колонки комментатора» и «редакционного комментария», посвященных одному и тому же событию.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Изучение дисциплины предполагает знакомство студентов с основной теоретической литературой, посвященной интерпретационной журналистике, а также постоянное внимание к практике комментирования в современных российских СМИ, анализ и сопоставление публикаций в жанрах корреспонденции, комментария, реплики, отчета с комментариями, проблемного репортажа, оперативных мини-рецензий и оперативного портрета с фрагментами реплик, авторской колонки комментатора.
Курс, посвященный вопросам технологии и проблемам журналистского мастерства комментаторов, построен таким образом, что студенты не только обсуждают на семинарах главные темы лекций, выполняют упражнения в аудитории, но и представляют домашние задания, а именно:
-
готовят по каждой теме «досье» – подборку вырезок из текущей прессы (примеры, достойные подражания, и примеры неверного или недостаточно эффективного использования жанровых форм оперативного комментирования);
-
пишут контрольные – по одной к каждой теме.
Предварительный зачет (аттестация). После того как пройдены первые два раздела курса, студенты сдают предварительный зачет с проведением тестирования. Цель – аттестация, свидетельствующая об усвоении лекционного материала. К аттестации студент также готовит контрольные и «досье» по пройденным темам, дорабатывает материал практических занятий.
Итоговый зачет (в сессию). Итоговый зачет состоит из зачетного собеседования, проверки всех контрольных работ и «досье» (по всем темам курса).
Студенты, по уважительным причинам пропустившие лекции, семинарские и практические занятия, дополнительно сдают реферат, выбрав одну из предложенных тем (список прилагается).
Подготовка к промежуточному зачету (аттестации)
Контрольные вопросы
-
Два направления оперативного комментирования.
-
Поводы к выступлению комментатора.
-
Корреспонденция. История и современные возможности жанра.
-
Реплика журналиста.
-
Жанр «комментарий», его задачи.
-
Структуры комментария.
-
С чего начинать комментарий?
-
Интрига в лиде комментария.
-
Прогноз в лиде комментария.
-
Предварительный вывод в начале комментария.
-
Сопоставление как прием комментирования.
-
Обзор мнений в комментарии.
Задания по составлению «досье»
-
Подберите примеры из текущей периодики к вопросам 5, 7, 9, 10.
-
Сопоставьте ряд комментариев на одну тему.
Контрольные работы
-
Напишите комментарий на предложенную тему («Освещение в СМИ межнациональных военных конфликтов»).
-
Предложите в качестве опорного материала для собственного отклика комментарий, опубликованный в прессе (подчеркните, с чем можно и должно поспорить).
-
Напишите оперативную корреспонденцию о событии дня («проясняющий материал» с минимумом открытого комментария).
Подготовка к итоговому зачету
Контрольные вопросы
-
Задачи и особенности оперативного комментирования в сопоставлении с другими группами жанров.
-
Формы оперативного комментирования.
-
Попутный комментарий в корреспонденции.
-
Отчет с комментариями.
-
Форма «слоеный пирог» в практике оперативного комментирования.
-
Оперативный портрет с включениями реплик.
-
Мини-рецензия как жанр оперативного комментирования.
-
«Репортер меняет профессию» (репортаж с комментариями).
-
Литературная форма проблемного репортажа.
-
Особенности «попутного» и «скрытого» комментариев по сравнению с прямым его вариантом.
-
Методы работы журналиста при подготовке «ролевого» проблемного репортажа. Ограничения профессиональной этики.
-
Возможности представления «образа проблемы» в комментирующем отчете.
-
Реплика журналиста как самостоятельный жанр.
-
Литературное оформление реплик. Особенности стиля.
-
Комментарий «от редакции».
-
Задачи и возможности авторского жанра «комментарий».
-
Структуры комментариев.
-
Варианты лидов комментария.
-
Комментарий на комментарий.
-
Форма «расширенный комментарий».
-
Задачи колонки комментатора.
-
Имидж комментатора.
Задания по составлению «досье»
-
Найдите в текущей прессе пример сообщения собкора из-за рубежа, в котором изложение новости сплетено с попутным комментарием. Отметьте фрагменты попутного комментария.
-
Подберите несколько корреспонденции «на злобу дня», проясняющих конфликтные ситуации.
-
Сопоставьте в своем «досье» два варианта редакционных реплик к одному и тому же факту (из разных газет).
-
Приведите образцы ироничных комментирующих реплик в отчете или репортаже.
-
Приведите образец ироничной реплики (например, в ответ на высказывание политического лидера).
-
Приобщите к досье примеры расширенного комментария.
-
Найдите в текущей прессе пример колонки комментатора.
-
Сопоставьте в досье разные стили авторских колонок
-
Подберите цикл публикаций – отклики в виде комментариев на длящееся событие политической жизни (событие с продолжением) либо на меняющуюся дипломатическую обстановку в отношениях двух государств.
-
Подберите цикл комментариев на развивающиеся события экономической жизни страны в связи с глобальными явлениями мировой экономики.
Контрольные работы
-
Напишите оперативный отклик на событие культурной жизни (выставку, презентацию).
-
Подготовьте авторскую колонку комментатора, используя в качестве повода факт-теленовость.
-
Подготовьте реплику, используя в качестве повода факт, взятый из текущей периодики.
-
На ту же тему (см. предыдущее задание) напишите комментарий.
Темы рефератов
-
Теории оперативного комментирования и современная практика.
-
Оперативное комментирование как «углубленное репортерство».
-
Оперативное комментирование в сопоставлении с газетной аналитикой.
-
Авторское “я” в колонке комментатора.
-
Методы работы журналиста-комментатора.
-
«Журналистский детектив» как форма оперативного комментирования.
-
«Реплики» и «ремарки» современной прессы.
-
Особенности комментирования в газете и в еженедельнике.
-
Приемы жанра «комментарий» (разбор публикаций газеты «Время новостей»).
-
«Мини-рецензия» в общественно-политическом качественном издании.
-
Приемы «маски» и «скрытой камеры» в работе современного журналиста (технологический и этический аспекты проблемы).
-
Корреспонденция и комментарий – сопоставительные характеристики жанров на примере публикаций массовой прессы.
-
Приемы и этика авторской колонки-комментария.
-
Структура комментария (на примере публикаций центральных газет).
-
Индивидуальный стиль комментирования (разбор творчества автора постоянной колонки одной из центральных газет).
ЛИТЕРАТУРА
Библер, В. Мышление как творчество / В. Библер. – М., 1975.
Ивин, А. Искусство правильно мыслить / А. Ивин. – М., 1990.
Масарский, Н. Убеждающее слово / Н. Масарский. – М., 1979
Мезенцев, М. Суждение о будущем в публицистическом тексте / М. Мезенцев. – Ростов, 1983.
Павлова, К. Психология споров / К. Павлова. – Владивосток, 1988.
Свитич, Л.Г. Профессия – журналист / Л.Г. Свитич. – М., 2003.
Тертычный, А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход / А. Тертычный. – М, 1998.
Тертычный, А. Жанры периодической печати / А. Тертычный. – М. 2001
Тертычный, А. Расследовательская журналистика / А. Тертычный. – М., 2002.
Уллмен Дж. Журналистские расследования: современные методы и техника / Дж Уллмен. – М., 1998.
Шостак, М. Оперативное комментирование / М. Шостак // Журналист. – 1997. – № 12.
Шостак, М. Диалог и полемика / М. Шостак // Журналист. – 1998. – № 2.
Шостак, М. Журналистское расследование / М. Шостак // Журналист. – 1998. – № 10.
Шостак, М. Аналитическая публицистика : сб. метод. материалов по курсу «Теория и методика журналистского творчества». Ч. III / М. Шостак. – М. : ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 1999.
Шостак, М. Аналитическая публицистика: методы и жанры : учеб. пособие / М. Шостак. – М. : ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 1999.
Шостак, М. Комментарий // Жанры газеты / М. Шостак. – М. : МГИ, 1999.
Шостак, М. Корреспонденция. Оперативный портрет. Ч. 2 // Жанры газеты.– М. : МГИ, 2000.
Шостак, М. Аналитическая журналистика : сб. метод. материалов по курсу «Теория и методика журналистского творчества». Ч. IV / М. Шостак. – М. : ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2003.
Шостак, М. Работа обозревателя / М. Шостак. М. : ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2005. – С. 4–16.
Шум, Ю. Журналистское расследование / Ю. Шум. – М., 2000.
СОДЕРЖАНИЕ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ 5
ПРОГРАММА 7
I. Факт и комментарий
(попутное комментирование) 7
II. Комментарий как жанр
(версии события) 9
III. Реплики журналиста
(эмоциональность и образность в работе комментатора) 10
IV. Авторская колонка комментатора 12
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ 15
Подготовка к промежуточному зачету (аттестации) 15
Подготовка к итоговому зачету 16
Темы рефератов 18
ЛИТЕРАТУРА 19
С о с т а в и т е л ь М. И. Шостак
Учебно-МЕТОДИЧЕСКИЙ
КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
ОПЕРАТИВНОЕ
КОММЕНТИРОВАНИЕ
Для студентов факультета журналистики
специальности 030601.65 Журналистика
Редактор Н.М. Рослова
Компьютерная верстка О.А. Гришина
__________________________________________________________________________
Подписано в печать 29.12.09. Формат 60х90/16
Объем 1 п.л. Тираж 50 экз.
Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова
105066, Москва, Новая Басманная ул., д. 35, стр. 1