Перейти на главную страницу
УТВЕРЖДЕНО
кафедрой теории и практики
периодической печати
© Иваницкая Е.Н., 2008
Дисциплина относится к общепрофессиональному циклу, обеспечивает логическую взаимосвязь сходящих в нее разделов и имеет целью дать студентам-журналистам профессионально необходимые знания, умения и навыки.
– сформировать развернутое представление о художественной публицистике как форме журналистского творчества, обозначив все ее разновидности;
– помочь освоить на теоретическом и практическом уровне способ творческой деятельности журналиста в ее конкретном проявлении – художественной публицистике;
– подготовить студентов к работе с «авторским» направлением деятельности;
– помочь студентам в овладении авторскими методами подготовки художественно-публицистических жанров.
2. Требования к уровню освоения дисциплины
– чем характеризуется журналистское произведение как продукт профессиональной творческой деятельности;
– в чем состоят различия текстов основных жанровых групп;
– в чем состоит специфика журналистской работы над каждым из жанров.
– подготовить и написать текст каждого из художественно-публицисти-ческих жанров;
– дать профессиональный анализ публицистических текстов.
3. Объем дисциплины
Общее число аудиторных часов: 34 часа лекционных, семинарских, практических занятий.
Аудиторные занятия:
лекции – 20 часов;
семинарские занятия – 6 часов;
практические занятия – 8 часов.
Общее число часов на самостоятельную работу – 34 часа самостоятельной работы.
Самостоятельная работа:
изучение литературы – 8 часов;
выполнение практических заданий – 8 часов;
выполнение творческих заданий – 12 часов;
другие виды самостоятельной работы (изучение и анализ классических образцов художественной публицистики, изучение и анализ современных образцов художественной публицистики) – 6 часов.
Итоговая аттестация – зачет.
Язык современной публицистики: Сб. статей / Сост. Г.Я. Солганик. – М., 2005.
Занятия проходят на базе материально-технического оборудования факультета, включая компьютерные классы и Интернет.
В основе методических рекомендаций по организации освоения дисциплины – ориентация на современные инновационные образовательные технологии, предполагающие использование диалогового подхода и активных методов обучения, с помощью которых достигается не только освоение студентами технологии деятельности, но и личностное развитие.
Для оценки процесса освоения материала в ходе текущей и промежуточной аттестации используется решение студентами практических задач на основе применения теоретического материала.
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки «Журналистика».
1. Из качественных газет и журналов я знаю…
2. При этом регулярно читаю…
3. Из желтых и глянцевых изданий я знаю…
4. Из них иногда почитываю…
5. В Сети знаю такие газеты и журналы…
6. Но чаще всего бываю на сайтах…
7. Могу назвать таких известных журналистов, как…
8. Три последних романа, прочитанных мною, это …
9. А из современных русских писателей знаю – по крайней мере слышал…
10. Мне хотелось бы писать о …
2. Эссе как парадоксальный жанр.
3. «Устала» ли современная публицистика от эссеизации?
4. Виды авторских колонок.
Активность авторского «Я» в очерке, включенность автора в действие. Диалог с читателем в очерке.
Взаимодействие образа и понятия в очерковом обобщении. Факт в очерке. Вымысел в очерке: условность, допущение, гипотеза. Этико-профессиональное требование «открытости» авторской фантазии в публицистике вообще и очерке в частности: авторские фантазии и допущения должны быть маркированы именно в качестве таковых. Образные и стилистические средства, используемые в очерке. Психологический портрет современника в очерке.
2. Факт и домысел в очерке.
3. Социальное обобщение в очерке.
Написать три «зачина» к зарисовке новогодней тематики – в зависимости от направленности на конкретного читателя: подростковая аудитория, молодежная, студенческая, женская, старшего возраста, творческая, бизнес-аудитория.
Фельетон. Происхождение и судьба жанра. Этапное явление для развития отечественного фельетона – сатирические фельетоны Добролюбова и Салтыкова-Щедрина. «Конкретный фельетон» советской журналистики. Современное состояние фельетона. Специфика «фельетонной темы». Публицистическая и рекреативная задачи фельетона. Особенности «фельетонного стиля».
Сатирическая колонка – ироничный комментарий и ироничный монолог. Авторское «Я» и маски фельетониста.
2. Утрачивает ли фельетон свои позиции?
3. Пародия, гротеск, доведение до абсурда и другие приемы сатирической трансформации материала.
4. Существует ли «засилье» иронии в современной прессе?
2. Анализ двух фельетонов: из текущей прессы и «классического» фельетона. Особенности стиля, авторские «маски», приемы сатирического обобщения.
3. Найти в текущей публицистике образцы жанра памфлета. Определить авторскую позицию, приемы воздействия на читателя.
Василий Жуковский: «Вы читаете поэму, смотрите на картину, слушаете сонату, чувствуете удовольствие или неудовольствие – вот вкус, разбираете причину того и другого – вот критика» (статья «О критике»).
Марина Цветаева: «оценка – это определение вещи и мире, отношение – определение ее в собственном сердце» (статья «Поэт о критике»).
2. Современное состояние и влияние критики.
3. Современное состояние массового вкуса.
«Спорим о вкусах». Выбирается художественное произведение или явление, знакомое всей аудитории. Поскольку это очень трудно сделать, то студенты наглядно убеждаются в «рассеянности» художественного внимания у сегодняшней публики. После споров и обсуждения составляется коллективная моно-рецензия.
Описать предмет так, чтобы слушатель «увидел» его и понял, что это такое, но не называть самого предмета и не употреблять его прямые и очевидные характеристики.
Образец:
Юрий Олеша. Ни дня без строчки: «Ультрамариновая ваза с узким высоким горлом стоит перед нами. Однако и не ваза, если можно увидеть чуть повыше синего горла и маленькую корону. Хвост он волочит за собой, как вязанку ветвей, причем некоторые ветви толсты – толще его синей, с блестящими чешуйками шеи. Он топчется на широких лапах. Моя европейская, более северная душа чурается павлина, с которым ей как-то жарко. Он стоит среди солнца, ясный, покорный, жесткий, как власть деспота».
Участвуют – все присутствующие, из них три добровольца. Два добровольца выходят из аудитории. Зачитывается короткий художественно-публицистический текст (колонка, мини-эссе, зарисовка). Один из добровольцев возвращается в аудиторию. Тот из добровольцев, который оставался и слушал текст, пересказывает его новому слушателю. Вызывается третий доброволец и выслушивает пересказ второго. Третий, в свою очередь, рассказывает запомненное аудитории.
Затем происходит обсуждение: что и почему запомнилось, что и почему ускользнуло от внимания?
«Толковый словарь» Смысл упражнения двоякий: проверяется знание студентами общекультурных терминов и вырабатывается умение формулировать. Группа разбивается на тройки. Каждая получает записку, в которой значится слово, обозначающее понятие, широко употребительное, но не для всех очевидное (например: постмодернизм, дискурс, лояльность, конфессия, ментальность, права человека). Каждая тройка вырабатывает определение, которое и объявляет аудитории, не называя искомого слова. Требуется, чтобы определение, во-первых, правильно объясняло суть понятия, а во-вторых, чтобы слушатели поняли, о чем идет речь и сами догадались, какое слово было в записке.
«По кругу» Упражнение-разминка. Объявляется какое-либо слово (например: «сказать», «плохой», «хороший», «друг», «враг»), и каждый из присутствующих, один за другим, называет синоним. Варианты: объявляется слово, а участники по кругу предлагают эпитеты; объявляется слово, участники выражают обозначаемое им понятие иносказательно.
Выражение авторской позиции в эссеистике Дмитрия Быкова.
Публицистическая рецензия в газете «Известия».
Публицистическая рецензия в «Новой газете»
Путевой очерк в газете «Ведомости. Пятница».
«Родительские» колонки в газетах «Коммерсант», «Новой газете», «Ведомости. Пятница».
Образ Парижа в очеркистике Владимира Маяковского.
Образ Парижа в очеркистике Александра Куприна.
Путевой очерк Иосифа Бродского «Путешествие в Стамбул»: история и власть.
Книга Петра Вайля «Гений места»: Россия и мир.
Образ «Соединенных Американских Штатов» в очеркистике Максима Горького, Сергея Есенина, Владимира Маяковского
2. Система публицистических жанров.
3. Что такое жанровая диффузия, ее причины и следствия.
4. Выражение авторской позиции публициста.
5. Специфика мышления публициста.
6. Эссе: история и современность.
7. Виды эссе.
8. Что такое колумнистика? Виды авторских колонок.
9. Очерк: история и современность.
10. Виды очерков.
11. Современное состояние портретного очерка.
12. Современное состояние проблемного очерка.
13. Современное состояние путевого очерка.
14. Современное состояние физиологического очерка.
15. Памфлет: история и современность.
16. Фельетон: история и современность.
17. Задачи художественно-публицистической критики.
18. Виды художественной рецензии.
19. Факт и вымысел в художественной публицистике.
20. Образно-стилистические средства публициста.
Задание выполняется в течение семестра. Наработки представляются на промежуточную аттестацию и на итоговую аттестацию в виде сводной таблицы.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы творческой деятельности журналиста». Часть V: Художественная публицистика. – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2008. – 10 с
24 09 2014
1 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы творческой деятельности журналиста». Часть V: Художественная публицистика. – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2008. – 10 с
01 10 2014
1 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Культурология». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2008. 28 с
06 10 2014
4 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Литературное редактирование» / сост. А. Е. Шиманов. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова, 2009. – 30 с
05 09 2014
3 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Оперативное комментирование» / сост. М. И. Шостак. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова, 2010. – 14 с
06 10 2014
1 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины «История рекламы» / сост. С. А. Шомова. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова, 2009. – 9 с
14 10 2014
1 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы информационного права» / сост. В. И. Ступаков. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова, 2009. 27 с
10 10 2014
4 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Культура звучащей речи» / сост. Н. Ю. Ломыкина, Е. А. Тимченко. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова, 2009. – 23 с
17 12 2014
1 стр.