Перейти на главную страницу
Задание: 1. Записать цитаты, определить автора, название произведения; найти изобразительно-выразительные средства (ИВС), надписать над словами, указывая стрелочками, ИВС.
(Унылая-обращение; очей очарованье- риторическое обращение; прощальная – эпитет; пышное… увяданье- оксюморон; в багре и золото- метафора; одетые леса- олицетворение) (А.Пушкин «Осень»)
(чудное- эпитет; мимолётное - эпитет; как… как…- анафора, сравнение; чистой- эпитет) (А.Пушкин «К…»)
(глубокие- эпитет, плавно- эпитет, премудрые- эпитет, 1-2 и 3-4 строки- синтаксический параллелизм; аллегория; 1 и 3 строки- инверсия)
(А.Пушкин (надпись на закладке в библиотеке Пушкина))
4) Белеет парус одинокий
(1 строка- аллегория, инверсия; одинокий- эпитет; в тумане голубом- инверсия; 3-4 строки- анафора; риторический вопрос; ищет- кинул- олицетворение и антитеза; в стране далёкой- в краю родном – антитеза, инверсия, синтаксический параллелизм) (М.Лермонтов «Парус»)
(1-2 строки- анафора; растраченных напрасно- эпитет; души сиреневую цветь- метафора; сиреневую- эпитет; цветь- неологизм; горит костёр рябины- метафора, скрытое сравнение; 4 строка- аллегория, костёр рябины …не может согреть- олицетворение) (С.Есенин «Отговорила роща золотая…»)
(Исчезнет след- исчезнем мы- анафора и лексический повтор; употребление союза «а» в четверостишии- полисиндетон; миру хоть бы что- олицетворение; эпифора, рефрен; исчезнем- будет – антитеза)
(предугадать… даётся… благодать- торжественная, высокая лексика; благодать- архаизм: церковная лексика; слово наше- инверсия; даётся… даётся- лексический повтор; как нам даётся благодать- сравнение)
(Ф.Тютчев «Нам не дано предугадать…»)
По этому четверостишию можно предложить учащимся написать сочинение-рассуждение «Как вы понимаете эти строки?»
(Инверсия, риторическое обращение; эпитеты: прекрасен, неразделим, вечен, неколебим, свободен, беспечен, дружных; 2-ая строка имеет сравнение; олицетворение- 4-ая строка)
1)…Срастался он под сенью дружных муз.
(1-ая строка- метафора; дружных- эпитет; 2-ая строка- фразеологизм; куда бы… куда б…- лексический повтор; 3-ья строчка- олицетворение; чужбина- отечество- антитеза, они же- слова возвышенной лексики)
(А.Пушкин «19 октября»)
По этому отрывку можно предложить учащимся написать сочинение-рассуждение «Ваше отношение к одноклассникам? Дружбе? Верности идеалам юности? »
2) Во всём мне хочется дойти
До самой сути:
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте. (1,3 и 4-ая строки- анафора; сердечная- эпитет)
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины. (Б.Пастернак)
(анафора; до корней, до сердцевины- метафора)
(1-ая строка- метафора, растут стихи- олицетворение, 3 и 4-ая стороки- анафора, сравнение)
(Творчество непредсказуемо, толчком к написанию стихов может быть любая деталь, мелочь. Поэзия - это озарение свыше.)
Актуальность выбранной темы
Одно из самых сложных заданий части В – задание В8, не случайно это единственное задание среди всех тестов части А и В, оцениваемое 4 баллами в ЕГЭ за 2010-2011 год. Задание В8 проверяет умение оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, проще говоря, анализирует средства выразительности.
10.1 Выразительные средства русской фонетики
10.2 Выразительные средства словообразования
10.3 Выразительные средства лексики и фразеологии
10.4 Выразительные средства грамматики 10.5 Анализ средств выразительности
2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
! Как и антонимы, синонимы могут быть контекстными.
Планировать — составлять план
Планировать — постепенно, плавно снижаться в
Засыпать — погружаться в сон. Засыпать — покрыть слоем чего-нибудь сыпучего
Рожа, моргалы, башка, хряпать, ржать
(в значении смеяться).
Канцеляризм - слова, словосочетания, грамматические формы и синтаксические конструкции, характерные для официально-делового стиля.
«входящие — исходящие», «надлежит», «доводится до вашего сведения» и т. п.
Выя – шея, лепота – красота, позор – зрелище.
Перестройка, ваучер, файл, спонсор, имидж.
Авторские неологизмы возникают в результате словотворчества отдельных людей.
Например, у В.В. Маяковского: мандолинить, молоткастый ; у В. Хлебникова: резьмо,
лебедиво
Такие неологизмы называют окказионализмами.
употребляемые сравнительно
ограниченным числом людей, связанных территориальной
общностью.
Например, бурак- свёкла, козюли – змеи, няша – болото…
Заимствованная лексика - это слова, заимствованные и других языков в
результате языковых контактов.
Метро, кофе, пальто, жюри. амбар, артист, авария.
Термин - от лат. Terminus предел, граница пограничный знак. Слова или словосочетания, точно называющие какое-либо понятие, применяемое в науке, технике, искусстве
Профессионализм - полуофициальные и неофициальные слова, используемые в речи людьми, объединёнными общей профессией.
Жаргонизмы – слова ограниченного употребления, созданные с целью языкового обособления людьми, объединенными определёнными интересами, родом занятий, привычками.
Общага – общежитие, халява – всё, что бесплатно, сервить – пользоваться средой “Интернет”, облом – неудача
(лексические единицы) в словарный состав языка и являющиеся предметом изучения фразеологии – самостоятельного раздела лексикологии.
Сесть в калошу, Аннибалова клятва, нить Ариадны…
Следует отметить, что в задании в8 встречаются и другие термины лексических средств выразительности:
лексический повтор;
разговорная лексика;
сниженная разговорная лексика;
книжная (в т. ч. экспрессивная) лексика;
Общественно-политическая лексика;
оценочная лексика;
экспрессивный лексический повтор;
Широко используются в тексте, особенно в тексте поэтическом, выразительные средства фонетики. К ним относятся:
АЛЛИТЕРАЦИЯ (от лат. ad — к, при и littera — буква), повторение однородных согласных, придающее литературному тексту, обычно стиху, особую звуковую и интонационную выразительность, создают звуковой образ. Напр., «Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой» (А. С. Пушкин).
АССОНАНС (франц. assonance — созвучие), созвучие гласных звуков (преимущественно ударных), которое служит для создания звукового образа: Быстро лечу я по рельсам чугунным./Думаю думу свою.
ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ - условное воспроизведение звуков природы (напр., криков птиц и других животных), рефлективных восклицаний людей, звуков, производимых предметами, и т. п.; создание слов, звуковые оболочки которых в какой-то мере напоминают такие звуки (напр., в русском языке «мяу-мяу», «ха-ха», «тик-так»).
Что же сближает тропы и фигуры? И то и другое – намеренное отклонение от обычной речи с целью привлечь к себе внимание, замедлить чтение, увидеть изображаемое многоплановым, глубже понять его смысл. И тропы, и фигуры – образные средства художественной речи. Но между ними есть и различие.
Троп представляет собой определенную форму поэтического мышления; он обогащает мысль новым содержанием, дает определенное художественное «приращение» мысли.
Тропы и фигуры, чтобы их полно и глубоко понять, должны рассматриваться, не изолированно, а в связном тексте. Они всегда — только конструктивный компонент текста, но такой, который образно оттеняет обычно наиболее существенное и важное в нем. Давайте подробнее познакомимся с важнейшими образными средствами художественной речи.
В народном поэтическом творчестве широко употребляются постоянные эпитеты: добрый молодец, красная девица, синее небо, синее море, чистое поле, красное солнце и т.п. Это привычные, традиционные определения, образность которых в значительной степени ослаблена.
Но наиболее выразительны образные (метафорические, метонимические) эпитеты, что дает основание сближать эпитет с тропами.
«Хозяйка остановила дольше свой взгляд на тоненькой Наташе... Глядя на нее, хозяйка вспомнила, может быть, и свое золотое, невозвратное девичье время, и свой первый бал». (Л. Н. Толстой)
Первый из выделенных эпитетов участвует в образовании образно-метафорического смысла «прекрасная пора юности», второй имеет обычное значение, но тонко подчеркивающее неповторимость этой поры.
Эпитеты — непременные «спутники» художественного описания природы и человека:
«Посередине комнаты стоял Яшка-Турок, худой и стройный человек лет двадцати трех... Его впалые щеки, большие беспокойные серые глаза, прямой нос с тонкими, подвижными ноздрями, белый покатый лоб с закинутыми назад светло-русыми кудрями, крупные, но красивые выразительные губы — все его лицо изобличало человека впечатлительного и страстного». (И.С. Тургенев)
Эпитет — особое образное средство речи, которое лишь в части своего употребления может принадлежать к тропам.
Большой мастер поэтической метафоры — И.С. Тургенев. Вот несколько примеров из рассказа «Бежин луг»: «Я... увидел далеко под собою огромную равнину. Широкая река огибала ее уходящим от меня полукругом; стальные отблески воды, изредка и смутно мерцая, обозначали ее теченье... Еще нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке... Не успел я отойти двух верст, как уже полились кругом меня... сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света...»
Картину летней ночи, когда река кажется стальной и холодной, сменяет бурный рассвет, целые потоки света нарастающей яркости, тепла. Они текут, подобно водяным потокам, предвещая жаркий летний день.
Олицетворение — своеобразная разновидность метафоры; это такое изображение неодушевленных предметов, растений или животных, при котором они говорят, думают и чувствуют, как человек:
Обвеян вещею дремотой,
Полураздетый лес грустит...
Из летних листьев разве сотый,
Блестя осенней позолотой,
Еще на ветви шелестит.
(Ф.И. Тютчев)
«Утром из заспанных и бесконечных вод встало воспаленное солнце, и мрачно загорелись под ним стекла капитанской рубки». (К.Г. Паустовский).
Метонимия (переименование) — это употребление слова, обозначающего какой-нибудь предмет, для образного названия другого предмета, связанного с первым по смежности, т.е. по местоположению, времени, причинно-следственным отношениям. В отличие от метафоры метонимия не предполагает какого-либо сходства между обозначаемыми предметами, явлениями или признаками. Метонимия представляет собой как бы сжатое описание предмета, явления, события, при котором из содержания мысли художественно выделяется тот или иной характерный признак.
Обозначаемый предмет наделяется здесь свойством своего «соседа», с которым он тесно связан:
Люблю зимы твоей жестокой
Недвижный воздух и мороз,
Бег санок вдоль Невы широкой.
Девичьи лица ярче роз,
И блеск, и шум, и говор балов,
А в час пирушки холостой
Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой.
(А.С. Пушкин)
Синекдоха (греч. соотнесение) — разновидность метонимии, в основе которой лежит отношение части и целого. Иными словами, образный перенос названия связан здесь с количественными отношениями между обозначаемыми предметами.
Синекдоха выражает один из характерных в каком-нибудь отношении признаков предмета. Обозначается лишь часть предмета, а целое — подразумевается; другими словами: часть творчески дополняется до целого, целое как бы «додумывается», воспринимается на фоне какой-нибудь характерной детали:
Синекдоха (греч. соотнесение) — разновидность метонимии, в основе которой лежит отношение части и целого. Иными словами, образный перенос названия связан здесь с количественными отношениями между обозначаемыми предметами.
Синекдоха выражает один из характерных в каком-нибудь отношении признаков предмета. Обозначается лишь часть предмета, а целое — подразумевается; другими словами: часть творчески дополняется до целого, целое как бы «додумывается», воспринимается на фоне какой-нибудь характерной детали:
«… к нему и птица не летит, и тигр нейдёт…» (А.Пушкин)
«Отколе, умная, бредешь ты, голова?»
— Лисица, встретяся с Ослом, его спросила. (И.А. Крылов)
Высшая степень иронии, едкая, язвительная насмешка, выражающаяся часто в обличениях социального характера, — называется сарказмом. Полон едкого сарказма обличительный монолог Чацкого из второго действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»:
Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты…
Сравнение — это образное выражение, в котором один предмет (явление, признак и т. п.) сопоставляется с другим предметом, явлением, обладающим каким-нибудь свойством в большей мере. Чаще всего сравнения присоединяются при помощи союзов как, точно, словно, будто, как бы, как будто и др.
Уж близок полдень. Жар пылает.
Как пахарь, битва отдыхает.
(А.С. Пушкин)
Меткое и образное сравнение! Передышка в сражении — это короткий отдых в самой тяжелой работе — труде пахаря.
Везде, по всей усадьбе, словно в муравейнике, сутра до ночи копошились люди. (М.Е, Салтыков-Щедрин) Сравнение может быть развернутым, разветвленным. Это — сравнение-образ. «Вечер Анны Павловны был пущен. Веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели», — читаем мы в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
Сравнения могут присоединяться и бессоюзно. Очень распространено в языке бессоюзное сравнение в форме творительного падежа:
- Пошла ты, баба! — закричали ей тут же бороды заступом, лопатой, клином. — Ишь, куда полезла, корявая! (Н.В. Гоголь)
обороты речи, синтаксические построения, усиливающие выразительность высказывания.
См.: риторические фигуры
"Реальное значение фигур речи состоит в том, что они индивидуализируют речь, придают ей повышенную эмоциональную окраску, получая вместе с тем конкретно-выразительное значение лишь в контексте, в зависимости от общего синтаксического строя речи" (В.А. Никонов).
"Лишь благодаря фигурам художник достигает своей цели - художественной мысли, выраженной в художественной речи" (Ю.Б. Борев).
Если тропы — формы поэтического мышления, благодаря которым мысль обогащается новым образным содержанием, то фигуры — формы речи, усиливающие ее воздействие благодаря определенным синтаксическим построениям, но не привносящие такого нового содержания.
Фигуры можно условно поделить на семантические (антитеза, оксюморон, градация и д.р.) и синтаксические (параллелизм, анафора, эпифора, подхват, эллипсис, инверсия, умолчание, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие и др.).
Антитеза- (от греч. противоположение) — стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений и их свойств. Антитеза выражается обычно антонимами — словами с противоположными значениями. Она дает возможность ярко противопоставить обозначаемые предметы или явления, противоположные проявления качества или свойства, сделав их смысловым «фокусом» фразы. Антитеза реализуется чаще всего в определенных конструкциях, в которых противоположность подчеркивается союзами, интонацией и другими средствами.
Ты богат, я очень беден; /Ты прозаик, я поэт...
(А.С. Пушкин)
Оксюморон - (греч. остроумно-глупое)— соединение противоположных по смыслу слов, образно раскрывающих противоречивую сущность обозначаемого: «И день настал. Встает с одра Мазепа, сей страдалец хилый, Сей труп живой, еще вчера Стонавший слабо над могилой». (А.С. Пушкин).
«Стоило только мне погрузиться в эти пуховые волны, как какое-то снотворное, маковое покрывало тотчас надвигалось на мои глаза и застилало от них весь Петербург с его веселящейся скукой и скучающей веселостью».(Н. С. Лесков)
Такие слова, обладающие несовместимыми в обычной речи семантическими «атомами» («жизнь» и «смерть», «веселье» и «скука» и т. п.), соединяются в поэтическом тексте как взаимопроницаемые противоположности и дают художественное изображение человека, предмета, явления в их внутренних противоречиях (живой труп — по существу неживой живой человек, скучающая веселость — показная веселость и т.п.).
Градация (лат. постепенное возвышение, усиление) — расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости. В соответствии с этим различают градацию восходящую (подъем) и нисходящую (спуск, спад).
«При одном предположении подобного случая вы бы должны были... испустить ручьи... что я говорю! реки, озера, океаны слез!..» (Ф.М. Достоевский).
Выше были представлены семантические фигуры.
Ниже мы рассмотрим средства выразительности синтаксиса.
Кстати, в рецензиях задания В8 часто указывается, что, допустим, автор использует троп, риторическую фигуру или синтаксический приём, так что чёткое знание того, какие средства выразительности относятся к тропам, какие – к семантическим фигурам или синтаксическим средствам выразительности, поможет в решении задания В8.
Единый зачин делает речь экспрессивной, выразительно подчеркивая основную мысли текста.
Пример: "Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?" (Н. Гоголь)
«Разве я не знаю его, эту ложь, которою он весь пропитан?» (Л.Н.Толстой)
Мечты, мечты! Где ваша сладость? (А. Пушкин)
Есть также риторическое восклицание. Оно подчеркивает эмоциональность авторской речи, усиливает выражение чувств.
Бессоюзие (полисиндетон) и многосоюзие (асиндетон) — синтаксические фигуры, основанные на намеренном пропуске, или, наоборот, сознательном повторении союзов. В первом случае, при опущении союзов, речь становится сжатой, компактной, динамичной. Изображаемые действия и события здесь быстро, мгновенно развертываются, сменяют друг друга:
Швед, русский — колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет.
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.
(А.С. Пушкин)
В случае многосоюзия речь, напротив, замедляется, паузы и повторяющийся союз выделяют слова, экспрессивно подчеркивая их смысловую значимость:
Зато и внук, и правнук, и праправнук
Растут во мне, пока я сам расту...
(П.Г. Антокольский)
« Когда бы жизнь домашним кругом я ограничить захотел,/Когда мне быть отцом, супругом приятный жребий повелел,/ Когда б семейственной картиной пленился я хоть миг единый, - то, верно б, кроме вас одной невесты не искал иной». (А.С. Пушкин)
Например: « Прошлый раз на пути из Луги на какой-то станции, несмотря на форменное переполнение, в вагон еще какой-то тип влазит. Не старый
еще. С усиками. Довольно франтовато одетый. В русских сапогах»
(М. Зощенко).
(А. Пушкин).
"Инверсия - тонкое средство художественной речи. Инверсии употребляются и в художественной прозе - где они едва ли бывают "вынужденными", поскольку ритм прозы гораздо более свободен, чем в поэзии, в стихе" (В.В. Кожинов).
Подхват — фигура, которая заключается в подчеркнутом повторении конца стиха в начале следующего стиха:
Придет оно, большое, как глоток,
— Глоток воды во время зноя летнего.
(Р.И. Рождественский)
Последующая строка здесь как бы «подхватывает» предыдущую, связываясь с ней, откуда и название этой фигуры.
Эллипсис (греч. опущение, выпадение) — пропуск во фразе какого-либо слова, легко подразумеваемого и восстанавливаемого по смыслу. Благодаря сжатости речи достигается динамичное изображение действия, напряженная смена событий. Чаще всего опускается сказуемое:
— Франц, в мою спальню вещи князя! — обратился он к слуге, провожавшему Болконского.
(Л.Н. Толстой) Имеется в виду: принесите.
Эллипсис хорошо передает в художественном произведении одну
из особенностей устной речи — недосказанность, незаконченность
мысли, вызванные состоянием героя или рассказчика.
Кроме вышеперечисленных синтаксических средств выразительности в тестах встречаются и следующие:
восклицательные предложения;
диалог, скрытый диалог;
вопросно-ответная форма изложения;
ряды однородных членов;
цитирование;
вводные слова и конструкции
Ряды однородных членов предложения - конкретизируют понятие, или показывают его многоплановость, или рисуют многие явления, соединяя в единую картину.
Вводные и вставные конструкции - вносят дополнительные оттенки, выделяют дополнительные сведения.
Кроме тропов и фигур, в художественном тексте может встречаться такой стилистический прием, как аллюзия (от лат. шутка, намек) — соотнесение текста с каким-либо известным историческим фактом или литературным текстом. По существу, аллюзиями являются крылатые выражения. Например, фраза: «Я умываю руки»— аллюзия на евангельское повествование о Понтии Пилате.
Аллюзия и перифраза помогают установить контакт между пишущим и читающими, между говорящим и слушающими: «Мы понимаем, о чем идет речь, мой намек принят вами...»
В художественной речи используются афоризмы — краткие, меткие и обычно образные изречения, близкие к пословице: «Человек — это звучит гордо». (М. Горький
(тропы) (фигуры речи)
10.Перифраз(а) – замена слова оборотом (царь зверей-лев; город на Неве -Петербург; Ваш покорный слуга = я) 11. Символ- условный знак (голубь- символ мира; свастика- символ фашизма) 12.Синекдоха- название части вместо целого (единственное число вместо множественного: «тигр нейдёт, …птица не летит» 13.Сравнение- сопоставление явлений («лёд неокрепший … как тающий сахар лежит»). Союзы: как, словно, подобно, будто 14.Эпитет- оценочное яркое определение (взыскательный художник)
|
1.Анафора- единоначатие (жди меня…)(стих. Симонова) 2.Антитеза- противопоставление («мороз и солнце»; «волна и камень, …лёд и пламень» 3.Градация- усиление, нарастание каких-либо свойств (Он волновался, тревожился, сходил с ума) 4.Инверсия- необычный порядок слов (тучки небесные //ср.небесные тучки) 5.Риторический вопрос-вопрос, не требующий ответа, т.е. условный (Знаете ли вы украинскую ночь?) 6.Риторическое обращение- условное обращение («Ветер, Ветер, ты могуч!) 7.Параллелизм- одинаковое построение соседних фраз (и стоит берёза … и горят снежинки) 8.Парцелляция- намеренное нарушение границ предложения (Он тоже пошёл. В магазин. Сигарет купить) 9. Полисендетон- многосоюзие (и стоит берёза… и горят снежинки; восстань пророк и виждь, и внемли…) 10.Асиндетон- бессоюзие (швед, русский- колет, рубит, режет) 11.Сегменторование- деление на отрезки: в конце фразы стоит ?,! (О+бувь должна быть надёжной! Так? Обувь должна быть удобной! Согласны?) 12.Умолчание- намеренный обрыв высказывания, передаёт взволнованность речи (Но я хотел… быть может вы…) 12.Эллипсис- пропуск какого-либо члена предложения (мы сёла – в пепел, грады- в прах…) 13.Эпифора (см. №1)- повтор в конце фразы (ждать целый год, почему целый год) |
Один человек отвечает у доски, остальные работают в тетрадях или выполняют работу на листах по тестированию
18 12 2014
1 стр.
17 12 2014
1 стр.
Колба — мотивация, закрепление и повторение пройденного,изучение нового материала,проверка усвоения нового материала,оценивание, подведение итогов
18 12 2014
1 стр.
Цель: повторение лексики, способов образования слов, изобразительно-выразительных средств (синекдохи), повторение правописания наречий и омонимичных частей речи, частицы не с разны
10 10 2014
1 стр.
«Словарь русского языка» С. И. Ожегова, «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, Большой толковый словарь русского языка, «Толковый словарь живого великору
14 10 2014
1 стр.
17 12 2014
3 стр.
Мапрял, Президент Санкт-Петербургского государственного университета, Президент Российского общества преподавателей русского языка и литературы, Председатель Попечительского совета
16 12 2014
14 стр.
Цель: выявить лучшего знатока русского языка, научить видеть и понимать красоту русского языка
09 09 2014
1 стр.