Внеклассное занятие по русскому языку.
КВН.
Цель: выявить лучшего знатока русского языка, научить видеть и понимать красоту русского языка.
Ход КВН
-
Вводный этап.
Ведущий 1:
Орешек знаний тверд, но все же
Мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его поможет
Наш КВН, девиз которого:
«Хочу все знать!»
|
Ведущий2:
Сегодня наш КВН посвящен русскому языку. Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий. Константин Паустовский писал: « Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает до самой сердцевины свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.»
В нашем КВН участвуют три команды. Они продемонстрируют свои умения, знания, смекалку и эрудицию в области грамматики русского языка. Пожелаем им удачи!
Каждое задание оценивается по трехбалльной системе.
-
Представление команд.
Команда « Знатоки»:
Мы веселые ребята,
И не любим мы скучать,
С удовольствием мы с вами
Будем в КВН играть.
|
Эмблема в жюри.
Команда « Грамотеи»:
И пусть быстрей кипит борьба,
Сильней соревнование,
Успех решает не судьба,
А только наши знания.
|
Эмблема в жюри.
Команда « Звезда»:
Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет.
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.
|
Эмблема в жюри.
-
Конкурс 1. «Домашнее задание»
Записать слово с последующим кратким толкованием. Дополнительное очко дается за удачный пример из литературы или собственный.
Команда 1:
Задира – драчун, зачинщик ссор и драк.
- мы везем с собой кота, чижика, собаку, Петьку забияку…
Команда 2:
Зевака – бездельник, глазеющий от скуки по сторонам.
- за слоном толпы зевак ходили…
Команда 3:
Выскочка – тот, кто первым вмешивается в разговор или дело, чтобы выслужиться перед кем-нибудь.
Команда1:
Лакомка – тот, кто любит сладости.
Команда 2:
Левша – тот, кто владеет левой рукой лучше, чем правой.
Команда 3:
Лежебока – лентяй, бездельник.
Лежебока- рыжий кот-
Отлежал себе живот…
Команда 1:
Попрошайка – тот, кто пристает с просьбами, назойливо выпрашивает что-нибудь.
Команда2:
Невежда – необразованный человек.
Невежды судят точно так: в чем толку не поймут, то все у них пустяк.
Поделом тебе, старый невежа! Впредь тебе, невежа, наука! Не садись не в свои сани!
Команда 3:
Обжора – ненасытный, прожорливый человек.
Ах ты, обжора! Ах злодей! – тут Ваську повар укоряет…
Команда 1:
Разиня – очень рассеянный, невнимательный человек.
Команда 2:
Проныра – тот, кто хитростью и ловкостью проникает всюду, добивается всего.
Команда 3:
Пустомеля – тот, кто любит болтать вздор, пустяки.
Мели Емеля, твоя неделя…
Команда 1:
Тупица – непонятливый, тупой, плохо соображающий человек.
Команда 2:
Растяпа – неловкий, рассеянный человек.
Команда 3:
Тихоня – безобидный, тихий человек.
Капитаны команд показывают рисунки. Команды подбирают крылатые выражения.
Команда 1 для команды 2: яблоко, муха, галоша.
- яблоку негде упасть.
- слышно, как муха пролетит.
- сел в галошу.
Команда 2 для команды 3: рыба, иголка, комар.
- как рыба в воде.
- сидеть как на иголках.
Комар носа не подточит.
Команда 3 для команды 1: рубашка, решето, ласточка.
- в рубашке родился.
- с мира по нитке, голому рубашка.
- голова, как решето.
- первая ласточка.
Конкурс 2 « Наборщик»
Каждой команде даны слова (5 мин): активность, государство, населенность. Составить слова существительные из букв данных слов.
Звуковая пауза для болельщиков.
Кто, что делает?
Лошадь - ржет,
Собака – лает,
Корова - …
Овца - …
Свинья - …
Волк - …
Кузнечик - …
Курица - …
Гусь - …
Кошка - …
Конкурс 3 «Предмет – признак»
Команда 1
|
Команда 2
|
Команда 3
|
Река -
|
Честь -
|
Ясность -
|
Радость –
|
Печь -
|
Капуста -
|
Вкус -
|
Небеса -
|
Опасность -
|
Рука -
|
Прелесть -
|
Известие -
|
Грусть -
|
Место -
|
Звезды -
|
Ужас -
|
Чудеса -
|
Удача -
|
Конкурс 4 « Письмо от бабушки Загадушки»
Отгадайте загадку, скажите, сколько букв и звуков в словах отгадках.
Команда 1:
Закружится на острой ножке,
Жужжит, как будто бы жучок.
Захочет – вскачь пойдет немножко,
Захочет – ляжет на бочок.
( Юла: 3 б., 4 зв.)
Команда 2:
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета,
Для зимы – другого цвета.
( Заяц: 4 б., 5 зв.)
Команда 3:
Ее всегда в лесу найдешь –
Пойдешь гулять и встретишь.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.
( Ель: 3 б., 3зв.)
Конкурс 5 « Наоборот»
Подбери слова противоположные по смыслу.
Команда 1:
Я – антоним к слову « лето»,
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я …
(зима)
Команда 2:
Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям …
(друг)
Команда 3:
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну кому какое дело?
Просто яблоко висела.
Только конь сказал, что низко,
А мышонок …
(высоко)
Конкурс 6 « Отгадай пословицу»
Пословицы обогащают наш язык, придают ему выразительность, точность. Ваше задание, отгадать пословицу по двум словам.
Команда 1: «свет», «тьма»
Ученье – свет, а неученье – тьма.
Команда 2 : « труд», «лень»
Труд кормит, а лень портит.
Команда 3: « встречают», «провожают»
По одежке встречают, по уму провожают.
Конкурс 7 « конкурс капитанов»
На слух найти в тексте слова, которые одинаково произносятся, но пишутся по-разному и объяснить их правописание проверочными словами.
Команда 1:
Мама простыни стирала
И на речке полоскала.
К дочке кошка подбежала,
Дочка кошку поласкала.
Команда 2:
Гири брат мой поднимает,
Свою силу развивает.
А на крыше мой флажок
Развевает ветерок.
Команда 3:
К старости наш дедушка
Очень поседел.
Он в саду на бревнышко
Сел и посидел.
На доске слова. Каждый участник должен поставить ударение, подобрать проверочные слова.
Команда 1
|
Команда 2
|
Команда 3
|
Сестра
|
Бревно
|
Стена
|
Пчела
|
Стекло
|
Земля
|
Слеза
|
Весло
|
Стрела
|
Весна
|
Зерно
|
Деревья
|
черта
|
Гнездо
|
Снежинки
|
Конкурс для болельщиков « Ребусы»
Прочитать имена детей: Вася, Витя, Вова.
Конкурс 8 «Хитрые вопросы»
Команда 1:
Как большой дом превратить в маленький? ( дом + суффикс ик)
Команда 2:
Как из маленького хвостика сделать большой? ( убрать суффикс ик)
Команда 3:
Можно ли рыбу превратить в человека? ( можно, добавить суффикс ак)
Команда 1:
Можно ли из одного стола построить комнату? ( можно, если добавить суффикс ов и окончание -ая)
Команда 2:
Что нужно отнять у лесника, чтобы получилась роща? ( отнять суффикс ик, лес = роща)
Команда 3:
Что нужно отбросить трактористу, чтобы получилась машина? ( отнять суффикс ист, трактор = машина).
-
Подведение итогов.