Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Окружной этап

9 класс


задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Всего

баллы

5

4

5

16+

15

8

6

6

2

10

20

97


  1. Владение орфоэпическими нормами русского литературного языка (ударение, произношение твердых и мягких согласных, непроизносимые согласные и т. д.).


Задание 1

Учитель предложил детям привести примеры слов, в которых рядом оказались бы два гласных звука. Один из участников так выполнил задание:


пауза, приехать, какао, оазис, сияя, поэт, сильнее, аукать, маяк, зоопарк. 
1) Правильно ли выполнено задание? Поясните свой ответ.

2) Есть ли в русском языке слова, где рядом стоят два, три, четыре, пять согласных? Приведите примеры.

    

Ответ

1. Задание выполнено неверно, так как в словах приехать, сияя, сильнее, маяк между гласными есть согласный [j]. (2 балла)

2. В русском языке есть немало слов, в которых наблюдается стечение согласных, например, скользить, спрыгнуть, упорствовать, бодрствовать. (За первые три слова по 0,5 балла, за последнее (5 согласных) – 1,5 балла. Всего 3 балла.)
Всего 5



  1. Знание истории русского алфавита и основных этапов становления русской орфографии.


Задание 2

Почему в дореволюционном справочнике «Вся Москва»  фамилии предков двух современных однофамильцев Фёдоровых были помещены в двух разных местах?
Ответ

Эта фамилия, принадлежащая разным людям, могла начинаться как с буквы Ѳ («фита»), так и  с буквы Ф («фертъ»).

До 4 баллов в зависимости от полноты и правильности ответа.

Всего 4



  1. Знание семантической системы современного русского литературного языка, элементарная осведомленность в происхождении слов и понимание закономерностей исторического развития лексического значения слова.


Задание 3
В «Записках замоскворецкого жителя» А.Н.Островского есть строки:

Милостивые государи и государыни! Спешу поделиться с вами моим открытием. 1847 года, апреля 1 дня, я нашел рукопись. Рукопись эта проливает свет на страну, никому до сего времени в подробности неизвестную и никем еще из путешественников неописанную. До сих пор известно было только положение и имя этой страны; что же касается до обитателей ея, то есть образ жизни их, язык, нравы, обычаи, степень образованности, - все это было покрыто мраком неизвестности.

Страна эта, по официальным известиям, лежит прямо против Кремля, по ту сторону Москвы-реки, отчего, вероятно, и называется Замоскворечье. Впрочем, о производстве этого слова ученые еще спорят. Некоторые производят Замоскворечье от скворца; они основывают свое производство на известной привязанности обитателей предместий к этой птице. Привязанность эта выражается тем, что для скворцов делают особого рода гнезда, называемые скворечниками. Их вот как делают: сколотят из досок ящичек, совсем закрытый, только с дырочкой такой величины, чтобы могла пролезть в нее птица, потом привяжут к шесту и поставят в саду либо в огороде. Которое из этих словопроизводств справедливее, утвердительно сказать не могу. Полагаю так, что скворечник и Москва-река равно могли послужить поводом к наименованию этой страны Замоскворечьем, и принимать что-нибудь одно - значит впасть в односторонность.
Действительно ли «принимать что-то одно» – значит «впасть в односторонность»? Объясните свою точку зрения, привлекая словообразовательный анализ.
Ответ

Нет. (1 балл) Следует держаться версии о том, что Замоскворечье образовано от слова Москворечье приставочным способом (1 балл), которое в свою очередь происходит от сочетания Москва-река путем сложения основ с суффиксацией (до 2 баллов).

Связывание слова Замоскворечье со словом скворец следует признать явлением народной этимологии.(1 балл)

Всего 5


  1. Знание русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте.


Задание 4

 В некоторых русских поговорках упоминаются старинные меры веса или длины. Назовите эти поговорки. Каков смысл каждой из них?



Ответ

1. Как аршин проглотил; видеть на три аршина в землю; от горшка два  вершка; семь верст до небес; коломенская верста; косая сажень; семи пядей во лбу; пуд соли съесть и др.

2.

  1. Как аршин проглотил – держаться неестественно прямо.

  2. Видеть на три аршина в землю – отличаться большой проницательностью.

  3. От горшка два вершка – очень низкий, маленький (о человеке).

  4. Семь верст до небес – очень много (наобещать, наговорить и т.д.)

  5. Коломенская верста – человек очень высокого роста, верзила

  6. Косая сажень (плечи) – в плечах – очень широкие; очень широкоплечий, могучего сложения.

  7. Семи пядей во лбу – очень умный, мудрый, выдающийся.

  8. Пуд соли съесть – прожить долгое время вместе, часто общаться.


За каждый приведенный пример -1 балл. За верное объяснение значения приведенного примера – 1 балл.

Всего 16+


  1. Знание речевых норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой.


Задание 5

Прочитайте предложения. Исправьте, где необходимо ошибки. Поясните характер ошибки.
1) Ирина Понаровская займется рекламой чулков…

Источник: МК, «Заголовок» 14.03.10г.

2) Не случайно оказались в этом регионе сразу двое сенаторов. Источник: КП, «Надо помнить» 15.08.11г.

3) Показывая в нескольких словах о том, как это происходило. 

4) Саша пьет утром свой какао…

Источник: «Первый канал», «Пусть говорят» 15.12.10г.

5) Правительство обещает выплатить пенсии к десятому сентябрю.
Ответ запишите в таблицу.



Вариант с ошибкой

Исправленный вариант

Пояснение характера ошибки















Ответ



Вариант с ошибкой

Исправленный вариант

Пояснение характера ошибки

1

Ирина Понаровская займется рекламой чулков.

Ирина Понаровская займется рекламой чулок…

Ошибка в образовании родительного падежа существительного множественного числа.

2

Не случайно оказались в этом регионе сразу двое сенаторов.

Не случайно оказались в этом регионе сразу два сенатора.

Ошибка в употреблении собирательного числительного. Использование собирательного числительного в сочетании с существительным, относящимся к официально-деловой пласту лексики, в литературном языке не рекомендуется.

3

Показывая в нескольких словах о том, как это происходило.                

Показывая, как это происходило.

Ошибка, связанная с нарушением управления при деепричастии «показывая» и лексической избыточностью.

4

Саша пьет утром свой какао.

Саша пьет утром свое какао.

Ошибка, связанная с незнанием рода несклоняемого существительного (ошибка в согласовании прилагательного с несклоняемым существительным)

5

Правительство обещает выплатить пенсии к десятому сентябрю.

Правительство обещает выплатить пенсии к десятому сентября.

Ошибка в управлении. Существительное «сентября» зависит от числительного «десятому». А не наоборот, как в ошибочном варианте.

За верный исправленный вариант – 1 балл, за правильные пояснения – до 2 баллов.

Всего 15


  1. Навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа.

Задание 6
Прочитайте предложения:

  1. Горячее в термосе, у неё специальный термос с широким горлом, для первого и второго. [Токарева Виктория. Своя правда // «Новый Мир», № 9, 2002]

  2. И на третье опять же шашлычок, ― простонал Юрка. [Василий Аксенов. Звездный билет // «Юность», № 6,7, 1961]




  1. Найдите слова, образованные неморфологическим способом.

  2. Как называется такой способ словообразования?

  3. Приведите примеры слов, входящих в ту же тематическую группу и аналогичных по способу образования.

  4. Объясните словообразовательный путь одного из них.


Ответ

    1. Неморфологическим способом образованы слова: горячее, для первого и второго (из предложения 1), на третье (из предложения 2) (по 0,5 баллов – 2 балла)

    2. Такой способ образования слов называется субстантивацией, или переходом из класса прилагательных (причастий) в класс существительных.  (1 балл)

    3. Холодное, горячее, сладкое, мучное, жаркое, заливное, отбивная, пирожное, мороженое, содовая, а также первое, второе, третье и др. (от 0,5 (за одно слово) до 3 баллов)

    4. Определяемое существительное в исходном словосочетании опускается, передавая определительному слову (прилагательному, причастию) свое значение. Холодное блюдо →холодное (Или:  эллипсис существительного и концентрация семантики именного оборота в целом в прилагательном (причастии)) (до 2 баллов)

Всего 8


  1. Знание морфологической системы русского языка и навыки морфологического анализа слова.


Задание 7

Укажите, к какой части речи относятся выделенные слова.

1) Полна коробочка.

2) Полно, хватит горевать – слезами горю не поможешь.

3) Эта вещь устроена очень просто.

4) Я не пойду к директору – просто не хочу нарываться на неприятности.

5) Жарко, печка обогрела избу, и было как в бане.

6) Друзья жарко обнялись и никак не могли поверить в неожиданную встречу после долгих лет разлуки.
Ответ

  1. краткое прилагательное;  2) междометие; 3) наречие; 4) частица; 5) слово  категории состояния или (предикативное) наречие; 6) наречие.

Всего 6


  1. Знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности.


Задание 8

Объясните, как синтаксически и семантически (с точки зрения значения) различаются фразы:

Фишер есть Фишер.

Фишер – это Фишер.

Примечание: Фишер Роберт Джеймс - один из самых ярких и выдающихся шахматистов своего времени, одиннадцатый чемпион мира по шахматам.
Ответ

Формальная разница приведенных фраз связана с использованием разных языковых элементов на поверхностном уровне высказывания: в первом случае используется глагол-связка «есть», во втором случае нулевая связка и указательная частица. (до 3 баллов)

Фраза Фишер есть Фишер скорее акцентирует недостатки носителя собственного имени и готовность произносящего фразу «смириться» с его характером. А фраза Фишер – это Фишер обращает внимание на достоинства носителя имени собственного, выделяя и индивидуализируя его из ряда похожих посредством указательной частицы это. (до 3 баллов)

Всего 6


  1. Элементарная осведомленность в области истории русского языкознания.

Задание 9

О ком из отечественных лингвистов идет речь?

Годы жизни: 1900-1964. Уроженец города Кувшинова Тверской области. Выдающийся языковед, лексикограф. Один из основоположников и теоретиков научной нормализации языка, автор трудов по культуре речи. Составитель первого однотомного «Толкового словаря русского языка» (1949), неоднократно большими тиражами переиздававшегося в нашей стране и за рубежом. В ХХ1 века этот словарь называют главной книгой России, кладезем русской речи. Принимал деятельное участие в разработке свода «Правил русской орфографии и пунктуации» (1959).
Ответ

С.И. Ожегов.

Всего 2


  1. Коммуникативные умения и навыки.


Задание 10

Расшифруйте строчку:

А пртсб злысръ тьсрэъсгъ

Опишите закономерность шифрования.

Ответ

Я помню чудное мгновенье. (3 балла)



Первой букве алфавита поставлена в соответствие последняя, второй предпоследняя и.т.д. (2 балла).

Такая закономерность может быть описана формулой n-i+1, где n – число букв в алфавите, i – порядковый номер буквы (5 баллов)

Всего 10


  1. Творческие способности.

Задание 11

Перед вами отрывок из «Слова о Законе и Благодати» киевского митрополита Иллариона. Переведите его на современный русский язык.



Перевод:

О законе, Моисеем данном, и о Благодати и Истине, Иисусом Христом ставших, и как Закон отошел, Благодать же и Истина всю землю наполнили, и вера во всех народах распространилась и в нашем народе, русском (возможный вариант: над всеми народами простерлась и над нашим народом, русским), и хвала князю нашему Владимиру, им же мы были крещены, и молитва к Богу от нашей земли. Гоподи, благослови, Отче! (возможный вариант: Отец!)


За правильный перевод 10 баллов. За каждую ошибку, существенно искажающую смысл текста, и за каждое непереведенное слово вычитается 1 балл из 10.




За ответы на вопросы по 2 балла (10 баллов) + перевод 10 баллов


Всего 20


Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

Владение орфоэпическими нормами русского литературного языка

120.21kb.

07 10 2014
1 стр.


Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку 2011-2012

Вставать хозяйка должна затемно, а на дворе управляться с работой засветло. Запасов, сделанных до наступления зимы, должно хватить надолго

99.74kb.

11 10 2014
1 стр.


Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку 2011/2012 учебный год муниципальный этап 10 класс Вопросы, ответы и баллы

Какое слово получится, если взять 1-й, 17-й, 15-й и 2-й звуки фразы «Счастье приходит к счастливым»?

50.79kb.

23 09 2014
1 стр.


Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку 2011-2012

Малыши часто не выговаривают отдельные русские звуки. Ниже приведены стихи, которые могут быть использованы на специальных занятиях с детьми по постановке звуков

92.02kb.

29 09 2014
1 стр.


Всероссийская олимпиада по русскому языку – 2010

Укажите термин, который по своему значению выбивается из ряда. Обоснуйте свой ответ

160.72kb.

15 09 2014
1 стр.


Билалов Айдар «Русский медвежонок-2009»

«Зирәк Тиен-2010\ Олимпиада по русскому языку Олимпиада по географии Олимпиада по обж олимпиада по биологии 2 место 2 место 2 место Гараев Риназ «Кенгуру-2009»

32.96kb.

25 12 2014
1 стр.


Всероссийская олимпиада школьников Муниципальный этап

Мы рады приветствовать Вас на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по биологии!

78.06kb.

15 12 2014
1 стр.


Олимпиада по русскому языку для 4 класс. Школьный тур. Запишите предложения, исправив ошибки в употреблении фразеологизмов

Предлагаются олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 4 классов. Школьный уровень

32.28kb.

14 10 2014
1 стр.