ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Окружной этап
9 класс
№ задания
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
Всего
|
баллы
|
5
|
4
|
5
|
16+
|
15
|
8
|
6
|
6
|
2
|
10
|
20
|
97
|
-
Владение орфоэпическими нормами русского литературного языка (ударение, произношение твердых и мягких согласных, непроизносимые согласные и т. д.).
Задание 1
Учитель предложил детям привести примеры слов, в которых рядом оказались бы два гласных звука. Один из участников так выполнил задание:
пауза, приехать, какао, оазис, сияя, поэт, сильнее, аукать, маяк, зоопарк.
1) Правильно ли выполнено задание? Поясните свой ответ.
2) Есть ли в русском языке слова, где рядом стоят два, три, четыре, пять согласных? Приведите примеры.
Ответ
1. Задание выполнено неверно, так как в словах приехать, сияя, сильнее, маяк между гласными есть согласный [j]. (2 балла)
2. В русском языке есть немало слов, в которых наблюдается стечение согласных, например, скользить, спрыгнуть, упорствовать, бодрствовать. (За первые три слова по 0,5 балла, за последнее (5 согласных) – 1,5 балла. Всего 3 балла.)
Всего 5
-
Знание истории русского алфавита и основных этапов становления русской орфографии.
Задание 2
Почему в дореволюционном справочнике «Вся Москва» фамилии предков двух современных однофамильцев Фёдоровых были помещены в двух разных местах?
Ответ
Эта фамилия, принадлежащая разным людям, могла начинаться как с буквы Ѳ («фита»), так и с буквы Ф («фертъ»).
До 4 баллов в зависимости от полноты и правильности ответа.
Всего 4
-
Знание семантической системы современного русского литературного языка, элементарная осведомленность в происхождении слов и понимание закономерностей исторического развития лексического значения слова.
Задание 3
В «Записках замоскворецкого жителя» А.Н.Островского есть строки:
Милостивые государи и государыни! Спешу поделиться с вами моим открытием. 1847 года, апреля 1 дня, я нашел рукопись. Рукопись эта проливает свет на страну, никому до сего времени в подробности неизвестную и никем еще из путешественников неописанную. До сих пор известно было только положение и имя этой страны; что же касается до обитателей ея, то есть образ жизни их, язык, нравы, обычаи, степень образованности, - все это было покрыто мраком неизвестности.
Страна эта, по официальным известиям, лежит прямо против Кремля, по ту сторону Москвы-реки, отчего, вероятно, и называется Замоскворечье. Впрочем, о производстве этого слова ученые еще спорят. Некоторые производят Замоскворечье от скворца; они основывают свое производство на известной привязанности обитателей предместий к этой птице. Привязанность эта выражается тем, что для скворцов делают особого рода гнезда, называемые скворечниками. Их вот как делают: сколотят из досок ящичек, совсем закрытый, только с дырочкой такой величины, чтобы могла пролезть в нее птица, потом привяжут к шесту и поставят в саду либо в огороде. Которое из этих словопроизводств справедливее, утвердительно сказать не могу. Полагаю так, что скворечник и Москва-река равно могли послужить поводом к наименованию этой страны Замоскворечьем, и принимать что-нибудь одно - значит впасть в односторонность.
Действительно ли «принимать что-то одно» – значит «впасть в односторонность»? Объясните свою точку зрения, привлекая словообразовательный анализ.
Ответ
Нет. (1 балл) Следует держаться версии о том, что Замоскворечье образовано от слова Москворечье приставочным способом (1 балл), которое в свою очередь происходит от сочетания Москва-река путем сложения основ с суффиксацией (до 2 баллов).
Связывание слова Замоскворечье со словом скворец следует признать явлением народной этимологии.(1 балл)
Всего 5
-
Знание русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте.
Задание 4
В некоторых русских поговорках упоминаются старинные меры веса или длины. Назовите эти поговорки. Каков смысл каждой из них?
Ответ
1. Как аршин проглотил; видеть на три аршина в землю; от горшка два вершка; семь верст до небес; коломенская верста; косая сажень; семи пядей во лбу; пуд соли съесть и др.
2.
-
Как аршин проглотил – держаться неестественно прямо.
-
Видеть на три аршина в землю – отличаться большой проницательностью.
-
От горшка два вершка – очень низкий, маленький (о человеке).
-
Семь верст до небес – очень много (наобещать, наговорить и т.д.)
-
Коломенская верста – человек очень высокого роста, верзила
-
Косая сажень (плечи) – в плечах – очень широкие; очень широкоплечий, могучего сложения.
-
Семи пядей во лбу – очень умный, мудрый, выдающийся.
-
Пуд соли съесть – прожить долгое время вместе, часто общаться.
За каждый приведенный пример -1 балл. За верное объяснение значения приведенного примера – 1 балл.
Всего 16+
-
Знание речевых норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой.
Задание 5
Прочитайте предложения. Исправьте, где необходимо ошибки. Поясните характер ошибки.
1) Ирина Понаровская займется рекламой чулков…
Источник: МК, «Заголовок» 14.03.10г.
2) Не случайно оказались в этом регионе сразу двое сенаторов. Источник: КП, «Надо помнить» 15.08.11г.
3) Показывая в нескольких словах о том, как это происходило.
4) Саша пьет утром свой какао…
Источник: «Первый канал», «Пусть говорят» 15.12.10г.
5) Правительство обещает выплатить пенсии к десятому сентябрю.
Ответ запишите в таблицу.
№
|
Вариант с ошибкой
|
Исправленный вариант
|
Пояснение характера ошибки
|
|
|
|
|
Ответ
№
|
Вариант с ошибкой
|
Исправленный вариант
|
Пояснение характера ошибки
|
1
|
Ирина Понаровская займется рекламой чулков.
|
Ирина Понаровская займется рекламой чулок…
|
Ошибка в образовании родительного падежа существительного множественного числа.
|
2
|
Не случайно оказались в этом регионе сразу двое сенаторов.
|
Не случайно оказались в этом регионе сразу два сенатора.
|
Ошибка в употреблении собирательного числительного. Использование собирательного числительного в сочетании с существительным, относящимся к официально-деловой пласту лексики, в литературном языке не рекомендуется.
|
3
|
Показывая в нескольких словах о том, как это происходило.
|
Показывая, как это происходило.
|
Ошибка, связанная с нарушением управления при деепричастии «показывая» и лексической избыточностью.
|
4
|
Саша пьет утром свой какао.
|
Саша пьет утром свое какао.
|
Ошибка, связанная с незнанием рода несклоняемого существительного (ошибка в согласовании прилагательного с несклоняемым существительным)
|
5
|
Правительство обещает выплатить пенсии к десятому сентябрю.
|
Правительство обещает выплатить пенсии к десятому сентября.
|
Ошибка в управлении. Существительное «сентября» зависит от числительного «десятому». А не наоборот, как в ошибочном варианте.
|
За верный исправленный вариант – 1 балл, за правильные пояснения – до 2 баллов.
Всего 15
-
Навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа.
Задание 6
Прочитайте предложения:
-
Горячее в термосе, у неё специальный термос с широким горлом, для первого и второго. [Токарева Виктория. Своя правда // «Новый Мир», № 9, 2002]
-
― И на третье опять же шашлычок, ― простонал Юрка. [Василий Аксенов. Звездный билет // «Юность», № 6,7, 1961]
-
Найдите слова, образованные неморфологическим способом.
-
Как называется такой способ словообразования?
-
Приведите примеры слов, входящих в ту же тематическую группу и аналогичных по способу образования.
-
Объясните словообразовательный путь одного из них.
Ответ
-
Неморфологическим способом образованы слова: горячее, для первого и второго (из предложения 1), на третье (из предложения 2) (по 0,5 баллов – 2 балла)
-
Такой способ образования слов называется субстантивацией, или переходом из класса прилагательных (причастий) в класс существительных. (1 балл)
-
Холодное, горячее, сладкое, мучное, жаркое, заливное, отбивная, пирожное, мороженое, содовая, а также первое, второе, третье и др. (от 0,5 (за одно слово) до 3 баллов)
-
Определяемое существительное в исходном словосочетании опускается, передавая определительному слову (прилагательному, причастию) свое значение. Холодное блюдо →холодное (Или: эллипсис существительного и концентрация семантики именного оборота в целом в прилагательном (причастии)) (до 2 баллов)
Всего 8
-
Знание морфологической системы русского языка и навыки морфологического анализа слова.
Задание 7
Укажите, к какой части речи относятся выделенные слова.
1) Полна коробочка.
2) Полно, хватит горевать – слезами горю не поможешь.
3) Эта вещь устроена очень просто.
4) Я не пойду к директору – просто не хочу нарываться на неприятности.
5) Жарко, печка обогрела избу, и было как в бане.
6) Друзья жарко обнялись и никак не могли поверить в неожиданную встречу после долгих лет разлуки.
Ответ
-
краткое прилагательное; 2) междометие; 3) наречие; 4) частица; 5) слово категории состояния или (предикативное) наречие; 6) наречие.
Всего 6
-
Знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности.
Задание 8
Объясните, как синтаксически и семантически (с точки зрения значения) различаются фразы:
Фишер есть Фишер.
Фишер – это Фишер.
Примечание: Фишер Роберт Джеймс - один из самых ярких и выдающихся шахматистов своего времени, одиннадцатый чемпион мира по шахматам.
Ответ
Формальная разница приведенных фраз связана с использованием разных языковых элементов на поверхностном уровне высказывания: в первом случае используется глагол-связка «есть», во втором случае нулевая связка и указательная частица. (до 3 баллов)
Фраза Фишер есть Фишер скорее акцентирует недостатки носителя собственного имени и готовность произносящего фразу «смириться» с его характером. А фраза Фишер – это Фишер обращает внимание на достоинства носителя имени собственного, выделяя и индивидуализируя его из ряда похожих посредством указательной частицы это. (до 3 баллов)
Всего 6
-
Элементарная осведомленность в области истории русского языкознания.
Задание 9
О ком из отечественных лингвистов идет речь?
Годы жизни: 1900-1964. Уроженец города Кувшинова Тверской области. Выдающийся языковед, лексикограф. Один из основоположников и теоретиков научной нормализации языка, автор трудов по культуре речи. Составитель первого однотомного «Толкового словаря русского языка» (1949), неоднократно большими тиражами переиздававшегося в нашей стране и за рубежом. В ХХ1 века этот словарь называют главной книгой России, кладезем русской речи. Принимал деятельное участие в разработке свода «Правил русской орфографии и пунктуации» (1959).
Ответ
С.И. Ожегов.
Всего 2
-
Коммуникативные умения и навыки.
Задание 10
Расшифруйте строчку:
А пртсб злысръ тьсрэъсгъ
Опишите закономерность шифрования.
Ответ
Я помню чудное мгновенье. (3 балла)
Первой букве алфавита поставлена в соответствие последняя, второй предпоследняя и.т.д. (2 балла).
Такая закономерность может быть описана формулой n-i+1, где n – число букв в алфавите, i – порядковый номер буквы (5 баллов)
Всего 10
-
Творческие способности.
Задание 11
Перед вами отрывок из «Слова о Законе и Благодати» киевского митрополита Иллариона. Переведите его на современный русский язык.
Перевод:
О законе, Моисеем данном, и о Благодати и Истине, Иисусом Христом ставших, и как Закон отошел, Благодать же и Истина всю землю наполнили, и вера во всех народах распространилась и в нашем народе, русском (возможный вариант: над всеми народами простерлась и над нашим народом, русским), и хвала князю нашему Владимиру, им же мы были крещены, и молитва к Богу от нашей земли. Гоподи, благослови, Отче! (возможный вариант: Отец!)
За правильный перевод 10 баллов. За каждую ошибку, существенно искажающую смысл текста, и за каждое непереведенное слово вычитается 1 балл из 10.
За ответы на вопросы по 2 балла (10 баллов) + перевод 10 баллов
Всего 20