Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку 2011-2012
Школьный этап
5 класс
№ задания
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
всего
|
Max баллы
|
7
|
5
|
9
|
5
|
10
|
8
|
5
|
5
|
15
|
69
|
1.
Малыши часто не выговаривают отдельные русские звуки. Ниже приведены стихи, которые могут быть использованы на специальных занятиях с детьми по постановке звуков.
1)
Метла
В сонной утренней тиши
Шепчет шорох – ни души.
Кто это заранее
Сеет звуки ранние?
Шаг за шагом ожила,
Шевелит листву… метла!
С шиком,
С шумом,
Шепеляво:
– Пшик! – налево.
–Пшик! – направо.
В.Борисов
2)
***
В звезде найдешь ты букву З,
И в золоте, и в розе,
В земле, в алмазе, бирюзе,
В заре, в зиме, в морозе.
С.Маршак
3)
Небылицы
Как у нашего Мирона
На носу сидит ворона.
А на дереве ерши
Строят гнезда из лапши.
Сел баран на пароход
И поехал в огород.
В огороде-то на грядке
Вырастают шоколадки.
К.Чуковский
4)
Дрова к зиме
Пилят, колют,
Колют, пилят
Филя с Колей,
Коля с Филей.
Завалили полдвора,
Будут на зиму дрова!
Г.Ладонщико
в
Какие звуки помогает отработать каждое из приведенных стихотворений? Почему вы так решили? Почему эти звуки трудно произносить?
Ответ
-
[ш]
-
[з],[з’]
-
[р],[р’]
-
[л],[л’]
За каждую позицию по баллу (4 балла); при указании мягких вариантов дополнительно – 1 балл.
Названные звуки чаще всего встречаются в стихах. (1балл)
При произнесении этих звуков язык принимает сложные позы. (1 балл)
Оценка
Max – 7 баллов.
2.
Вставьте, где необходимо Ь.
Убор(…)щица Бол(…)шакова ня(…)нчила с бубен(…)чиком ребеноч(…)ка прач(…)ки Саввич(…)ны. Отлич(…)ница Анеч(…)ка Короч(…)кина отдирала жвач(…)ку от дощеч(…)ки и плас(…)тика, собирала разбросанные по диван(…)чику фан(…)тики. Двоеч(…)ник Иван(…)чиков пал(…)чиком на песоч(…)ке рисовал фантас(…)тических человеч(…)ков. Не скуч(…)но текло времеч(…)ко!
Ответ
Уборщица Большакова нянчила с бубенчиком ребеночка прачки Саввичны. Отличница Анечка Корочкина отдирала жвачку от дощечки и пластика, собирала разбросанные по диванчику фантики. Двоечник Иванчиков пальчиком на песочке рисовал фантастических человечков. Не скучно текло времечко.
Оценка
Ошибок нет – 5 баллов
1 ошибка – 4 балла
2 ошибки – 3 балла
3 ошибки – 2 балла
4 ошибки -1 балл
Более 4 – 0 баллов
Max – 5 баллов
3.
Напишите, как определяется спряжение глагола?
Укажите, к какому спряжению следует отнести каждый из глаголов:
лететь, брить, полоть, блестеть, гнать.
Ответ
Спряжение глагола определяется по неопределенной форме, если личные окончания глагола безударные. Если ударные – по набору окончаний в спрягаемых формах.
Исключение составляют 7 глаголов на –еть и 4 –ать, относящиеся ко 2 спряжению и гл. брить, стедить, относящиеся к первому спряжению. (до 4 баллов)
Лететь(1), брить(1), полоть (1), блестеть (1), гнать (2). За каждую позицию по баллу – 5 баллов .
Оценка
Max – 9 баллов.
4.
Отгадайте загадку:
Красное коромысло через реку повисло.
Объясните, почему коромысло красное. Подтвердите свое объяснение примерами
Ответ
Отгадка – «Радуга». (1 балл)
«Красное» употреблено в значении «красивое». (2 балла)
Аналогичные употребления в сочетаниях красна девица, Красная площадь. (2 балла)
Оценка
Max – 5 баллов.
5.
Приведите как можно больше однокоренных слов к слову купить. Расположите их в логичном, на ваш взгляд, порядке.
Оценка
За каждое приведенное слово по 0,5 балла, но в целом не больше.
За организацию слов в словообразовательные цепочки(деревья) – 3 балла.
Max – 10 баллов.
6.
Какие из трех признаков (род, число, падеж) нельзя определить в каждом случае для слов:
сирота, ворота, пальто, читал, аккуратно, улыбчивые?
Запишите ответ в форме таблицы.
Ответ
|
род
|
число
|
падеж
|
сирота
|
не определяется (или общего рода)
|
|
|
ворота
|
не определяется
|
|
|
пальто
|
|
не определяется
|
не определяется
|
читал
|
|
|
не определяется
|
аккуратно
|
не определяется
|
не определяется
|
не определяется
|
улыбчивые
|
не определяется
|
|
|
Оценка
За наличие формы таблицы – 2 балла.
За верно проведенный анализ каждого слова – по 1 баллу. Всего – 6 баллов.
Max – 8 баллов.
7.
Подберите второе слово пары по приведенному образцу:
купить – продать
-
чинить –
-
вешать –
-
жевать -
-
работать
-
медлить –
-
чистить
-
скандировать
-
скромничать
-
утаивать
-
вечереть
Ответ
-
чинить – ломать
-
вешать – снимать
-
жевать – глотать
-
работать – отдыхать
-
медлить – спешить
-
чистить – грязнить или пачкать
-
скандировать – шептать
-
скромничать – хвастаться
-
утаить – обнародовать
-
вечереть – рассветать
Оценка
За каждую позицию по 0, 5 балла.
Max – 5 баллов.
8.
Расположите реплики диалога в правильном порядке.
– Для землян… Но они же пришельцы! (1)
– Вчерашние события потрясли весь мир. (2)
– Но ведь они не знают языков нашего мира. (3)
– Нет, они братья по разуму. (4)
– Но ведь никто не говорит, что мысль универсальна! (5)
– Был установлен контакт с внеземной цивилизацией. (6)
– Зато, как утверждают ученые, универсальны законы мышления. Во всяком случае, это верно для землян. (7)
– А что случилось? (8)
– Ну и что… Ведь не зря говорят, что мысль материальна. (9)
Ответ
– Вчерашние события потрясли весь мир. (2)
– А что случилось? (8)
– Был установлен контакт с внеземной цивилизацией. (6)
– Но ведь они не знают языков нашего мира. (3)
– Ну и что… Ведь не зря говорят, что мысль материальна. (9)
– Но ведь никто не говорит, что мысль универсальна! (5)
– Зато, как утверждают ученые, универсальны законы мышления. Во всяком случае, это верно для землян. (7)
– Для землян… Но они же пришельцы! (1)
– Нет, они братья по разуму.(4)
2-8-6-3-9- 5-7-1-4
Оценка
До 5 баллов в зависимости от степени нарушения последовательности.
Max – 5 баллов.
9.
Придумайте 5 лозунгов, которые следовало бы поместить на стены в кабинетах русского языка в московских школах.
Оценка
За каждый лозунг в зависимости от формы и содержания – до 3 баллов.
Max – 15 баллов.