Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку 2011-2012

Школьный этап

5 класс

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

всего

Max баллы

7

5

9

5

10

8

5

5

15

69

1.

Малыши часто не выговаривают отдельные русские звуки. Ниже приведены стихи, которые могут быть использованы на специальных занятиях с детьми по постановке звуков.



1)

Метла

В сонной утренней тиши

Шепчет шорох – ни души.

Кто это заранее

Сеет звуки ранние?

Шаг за шагом ожила,

Шевелит листву… метла!

С шиком,

С шумом,

Шепеляво:

Пшик! – налево.

Пшик! – направо.

В.Борисов

2)

***

В звезде найдешь ты букву З,

И в золоте, и в розе,

В земле, в алмазе, бирюзе,

В заре, в зиме, в морозе.

С.Маршак


3)

Небылицы

Как у нашего Мирона

На носу сидит ворона.
А на дереве ерши

Строят гнезда из лапши.
Сел баран на пароход

И поехал в огород.
В огороде-то на грядке

Вырастают шоколадки.

К.Чуковский

4)

Дрова к зиме

Пилят, колют,

Колют, пилят

Филя с Колей,

Коля с Филей.

Завалили полдвора,

Будут на зиму дрова!

Г.Ладонщико

в

Какие звуки помогает отработать каждое из приведенных стихотворений? Почему вы так решили? Почему эти звуки трудно произносить?



Ответ

  1. [ш]

  2. [з],[з’]

  3. [р],[р’]

  4. [л],[л’]

За каждую позицию по баллу (4 балла); при указании мягких вариантов дополнительно – 1 балл.

Названные звуки чаще всего встречаются в стихах. (1балл)

При произнесении этих звуков язык принимает сложные позы. (1 балл)

Оценка

Max – 7 баллов.


2.

Вставьте, где необходимо Ь.

Убор(…)щица Бол(…)шакова ня(…)нчила с бубен(…)чиком ребеноч(…)ка прач(…)ки Саввич(…)ны. Отлич(…)ница Анеч(…)ка Короч(…)кина отдирала жвач(…)ку от дощеч(…)ки и плас(…)тика, собирала разбросанные по диван(…)чику фан(…)тики. Двоеч(…)ник Иван(…)чиков пал(…)чиком на песоч(…)ке рисовал фантас(…)тических человеч(…)ков. Не скуч(…)но текло времеч(…)ко!
Ответ

Уборщица Большакова нянчила с бубенчиком ребеночка прачки Саввичны. Отличница Анечка Корочкина отдирала жвачку от дощечки и пластика, собирала разбросанные по диванчику фантики. Двоечник Иванчиков пальчиком на песочке рисовал фантастических человечков. Не скучно текло времечко.



Оценка

Ошибок нет – 5 баллов

1 ошибка – 4 балла

2 ошибки – 3 балла

3 ошибки – 2 балла

4 ошибки -1 балл

Более 4 – 0 баллов

Max – 5 баллов

3.

Напишите, как определяется спряжение глагола?



Укажите, к какому спряжению следует отнести каждый из глаголов:

лететь, брить, полоть, блестеть, гнать.

Ответ

Спряжение глагола определяется по неопределенной форме, если личные окончания глагола безударные. Если ударные – по набору окончаний в спрягаемых формах.

Исключение составляют 7 глаголов на –еть и 4 –ать, относящиеся ко 2 спряжению и гл. брить, стедить, относящиеся к первому спряжению. (до 4 баллов)

Лететь(1), брить(1), полоть (1), блестеть (1), гнать (2). За каждую позицию по баллу – 5 баллов .



Оценка

Max – 9 баллов.

4.

Отгадайте загадку:



Красное коромысло через реку повисло.

Объясните, почему коромысло красное. Подтвердите свое объяснение примерами



Ответ

Отгадка – «Радуга». (1 балл)

«Красное» употреблено в значении «красивое». (2 балла)

Аналогичные употребления в сочетаниях красна девица, Красная площадь. (2 балла)



Оценка

Max – 5 баллов.

5.

Приведите как можно больше однокоренных слов к слову купить. Расположите их в логичном, на ваш взгляд, порядке.

Оценка

За каждое приведенное слово по 0,5 балла, но в целом не больше.

За организацию слов в словообразовательные цепочки(деревья) – 3 балла.

Max – 10 баллов.

6.

Какие из трех признаков (род, число, падеж) нельзя определить в каждом случае для слов:



сирота, ворота, пальто, читал, аккуратно, улыбчивые?

Запишите ответ в форме таблицы.



Ответ




род

число

падеж

сирота

не определяется (или общего рода)







ворота

не определяется







пальто




не определяется

не определяется

читал







не определяется

аккуратно

не определяется

не определяется

не определяется

улыбчивые

не определяется







Оценка

За наличие формы таблицы – 2 балла.

За верно проведенный анализ каждого слова – по 1 баллу. Всего – 6 баллов.

Max – 8 баллов.

7.

Подберите второе слово пары по приведенному образцу:



купить – продать

  1. чинить –

  2. вешать –

  3. жевать -

  4. работать

  5. медлить –

  6. чистить

  7. скандировать

  8. скромничать

  9. утаивать

  10. вечереть

Ответ

  1. чинить – ломать

  2. вешать – снимать

  3. жевать – глотать

  4. работать – отдыхать

  5. медлить – спешить

  6. чистить – грязнить или пачкать

  7. скандировать – шептать

  8. скромничать – хвастаться

  9. утаить – обнародовать

  10. вечереть – рассветать

Оценка

За каждую позицию по 0, 5 балла.

Max – 5 баллов.

8.

Расположите реплики диалога в правильном порядке.



– Для землян… Но они же пришельцы! (1)

– Вчерашние события потрясли весь мир. (2)

– Но ведь они не знают языков нашего мира. (3)

– Нет, они братья по разуму. (4)

– Но ведь никто не говорит, что мысль универсальна! (5)

– Был установлен контакт с внеземной цивилизацией. (6)

– Зато, как утверждают ученые, универсальны законы мышления. Во всяком случае, это верно для землян. (7)

– А что случилось? (8)

– Ну и что… Ведь не зря говорят, что мысль материальна. (9)

Ответ

– Вчерашние события потрясли весь мир. (2)

– А что случилось? (8)

– Был установлен контакт с внеземной цивилизацией. (6)

– Но ведь они не знают языков нашего мира. (3)

– Ну и что… Ведь не зря говорят, что мысль материальна. (9)

– Но ведь никто не говорит, что мысль универсальна! (5)

– Зато, как утверждают ученые, универсальны законы мышления. Во всяком случае, это верно для землян. (7)

– Для землян… Но они же пришельцы! (1)

– Нет, они братья по разуму.(4)

2-8-6-3-9- 5-7-1-4

Оценка

До 5 баллов в зависимости от степени нарушения последовательности.

Max – 5 баллов.

9.

Придумайте 5 лозунгов, которые следовало бы поместить на стены в кабинетах русского языка в московских школах.



Оценка

За каждый лозунг в зависимости от формы и содержания – до 3 баллов.



Max – 15 баллов.

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку 2011-2012

Вставать хозяйка должна затемно, а на дворе управляться с работой засветло. Запасов, сделанных до наступления зимы, должно хватить надолго

99.74kb.

11 10 2014
1 стр.


Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку 2011-2012

Малыши часто не выговаривают отдельные русские звуки. Ниже приведены стихи, которые могут быть использованы на специальных занятиях с детьми по постановке звуков

92.02kb.

29 09 2014
1 стр.


Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку 2011/2012 учебный год муниципальный этап 10 класс Вопросы, ответы и баллы

Какое слово получится, если взять 1-й, 17-й, 15-й и 2-й звуки фразы «Счастье приходит к счастливым»?

50.79kb.

23 09 2014
1 стр.


Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

Владение орфоэпическими нормами русского литературного языка

120.21kb.

07 10 2014
1 стр.


Отчет о проведении в 2011/2012 учебном году

Олимпиада прошла по 15 предметам: физике, истории, математике, английскому языку, немецкому языку, русскому языку, литературе, биологии, технологии, обж, физической культуре, общес

296.6kb.

08 10 2014
1 стр.


Всероссийская олимпиада по русскому языку – 2010

Укажите термин, который по своему значению выбивается из ряда. Обоснуйте свой ответ

160.72kb.

15 09 2014
1 стр.


Всероссийская олимпиада школьников по истории 2011/2012 гг. (школьный этап) 10–11 классы

Впишите пропущенные буквы (букву) в исторические понятия, выделите слово французского происхождения

361.39kb.

02 10 2014
3 стр.


2012 год Всероссийская олимпиада школьников по литературе муниципальный этап
155.94kb.

15 12 2014
1 стр.