Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3
Всероссийская олимпиада школьников по истории 2011/2012 гг.

(школьный этап)

10–11 классы

1. Впишите пропущенные буквы (букву) в исторические понятия, выделите слово французского происхождения (по 0,5 балла за правильный ответ; максимум 3 балла):

Ш…винизм

Б…н…фиций

П…пулизм


Р…п…рации

А…таркия



2. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий конкретный ответ. Вычеркните лишний элемент в каждом ряду (по 0,5 балла за каждый правильный принцип образования ряда и за каждый лишний элемент; максимум – 6 баллов):
А) М.А.Балакирев, Ц.А.Кюи, П.И.Чайковский, Н.А.Римский-Корсаков, А.П.Бородин_____________________________________________________________________
Б) С.П.Трубецкой, М.С.Лунин, Н.М.Муравьев, П.И. Пестель, Н.И.Тургенев

________________________________________________________________________________

В) В.И.Ульянов, Л. Мартов, П.Б.Аксельрод, Г.В. Плеханов

________________________________________________________________________________

Г) А.Ахматова, И.Бунин, З.Гиппиус, А.Куприн, Д.Мережковский

________________________________________________________________________________

Д) Дмитрий Иванович, Боброк, Челубей, Владимир Серпуховской, хан Ахмат

________________________________________________________________________________

Е) Землевладельческая, городская, крестьянская, рабочая, купеческая курии

________________________________________________________________________________


3. Какие из приведенных положений относятся к реформам С.Ю.Витте? Выберите правильные утверждения (максимум 3 балла за правильный ответ):

  1. Установление монополии государства на производство и продажу спиртных напитков

  2. Введение дополнительного налога на соль

  3. Повышение косвенных налогов

  4. Закупка промышленных и продовольственных товаров за рубежом

  5. Привлечение в экономику иностранного капитала

  6. К концу века в России преобладал германский капитал

  7. Основной поток инвестиций шел в легкую промышленность

  8. Девальвация рубля и привязка его к английской и французской валюте

  9. Введение конвертируемого золотого рубля

  10. Резкое увеличение объемов железнодорожного строительства

  11. Иностранный капитал занимал почти монопольное положение в электротехнической и химической отраслях.

Ответ: ________________________________


4. Восстановите хронологическую последовательность событий внутриполитической жизни СССР в середине 50-х – середине 60-х гг. (2 балла за правильный ответ):

  1. Реформа управления сельским хозяйством

  2. ХХ съезд КПСС

  3. XXII съезд КПСС

  4. Денежная реформа

  5. Реформа среднего образования

  6. Реформа управления промышленностью и строительством

  7. Принятие семилетнего плана развития народного хозяйства СССР

Ответ: __________________________________


5. Определите, к кому относятся данные характеристики.

  1. «Самая светлая голова в России».

  2. «Этот русский генерал сделан из того материала, из которого делаются маршалы».

  3. «Между простым народом имя и честность его вошли в пословицу».

  4. «Генерал по образцу и подобию Суво­рова».

  5. «Русский Мюрат».

  1. К. Ф. Рылеев

  2. П. И. Багратион

  3. М. М. Сперанский

  4. М. И. Платов

  5. Н. Н. Раевский







1

2

3

4

5

















6. При каких обстоятельствах было сказано (по 1 баллу за каждый правильный ответ):

а) «Потому-то я и не начинаю, что мы не на Царицыном лугу»;

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________


б) «Что же касается меня, я умываю руки»;

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________
7. Выполните задания (по 1 баллу за каждый правильный ответ):

а) Летом 1914 года популярной шуткой, пресекавшей споры, стало выражение: «Из-за принципа война началась». Почему эта фраза казалась современником остроумной?

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

_______________________________________________________________________________


б) Иван Калита в начале XIV века ввел на это оброк. По словам английского посла в Московии Джайлса Флетчера, это было третьей (после мехов и воска) статьей российского экспорта. Лучший продукт везли из Мордовии и Кадома. Что это? _______________________________________________________________________________
в) Греки и римляне в отличие от варваров (скифов, германцев) не любили жидкий продукт, получаемый от некоторых животных. Какая презрительная кличка варваров появилась в связи с этим? ___________________________________________________________________

8. Перед вами диаграмма, отражающая официальные данные всероссийской переписи населения 1897 г. Проанализируйте диаграмму, ответив на вопросы (по 1 баллу за каждый правильный ответ).


  1. Какой принцип использовался при определении социальной структуры российского общества? В чем его сущность?


  2. 1. крестьяне

    2. мещане

    3. инородцы

    4. казаки



    5. дворяне

    6. купцы и почетные граждане

    7. прочие

    Для какого типа общества характерна данная социальная структура?

  3. Какие социальные процессы, происходившие в России, эта диаграмма не отражает?

  4. Назовите понятие, которым эти процессы определяются.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. В войну в Англии много внимания уделяли экономии горючего. Вот английский плакат тех времен. Какое слово в слогане опущено? (1 балл)




10. Сконструируйте спектр представленных политических партий Российской империи в начале 1917 г. от реакционных до леворадикальных, определите (разделите чертой) центр, правый и левый фланги (2 балла)























1.Анархисты

2. Большевики



3. Кадеты

4. Меньшевики



5. Октябристы

6. Черносотенцы




11. Ниже приведены отрывки из стихотворений, написанных в 1917 году. Определите, о каких разных событиях идет речь, свой выбор объясните (1 балл за правильный ответ о событиях, 1 балл за обоснование; всего 2 балла).
Свобода приходит нагая.

Бросая на сердце цветы.

---------------------------------

Да будет народ государем

Всегда, навсегда, здесь и там!

В.Хлебников
Какому дьяволу, какому псу в угоду,

Каким кошмарным обуянным сном

Народ, безумствуя, убил свою свободу

И даже не убил – засек кнутом?

З.Гиппиус

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


12. Согласны ли Вы с приведенными ниже суждениями? Если согласны, напишите

«Да», если не согласны — «Нет». Внесите свои ответы в таблицу. (По 1 баллу за правильный ответ, максимальный балл — 6.)
1. Крепостное право было окончательно оформлено в Судебнике Ивана IV.

2. Неудача русских в войне с Польшей 1654—1667 гг. после 1655 г. объяснялась необходимостью одновременно вести войну с Турцией.

3. Первая мануфактура по выплавке железа в России была создана выходцем из Голландии купцом А. Виниусом под Тулой.

4. Первые корабли регулярного российского флота были заложены на Балтийском море.

5. Крепость в истоке р. Невы до XVII века называлась Орешек.

6. Первый русский национальный театр возник в России в правление Алексея Михайловича, в 1674 г.


13. Заполните пронумерованные пропуски в тексте. Вставляемые понятия занесите под соответствующими порядковыми номерами в таблицу (всего 14 баллов).

«Положение ____(1)____ в системе управления Российской империи того времени определялось не столько его официальными должностями (президент Военной коллегии, наместник присоединенных территорий Новороссии и Тавриды), сколько особенностями личных взаимоотношений с ____(2)____, при которых императрица посчитала возможным передать в руки князя часть своих властных полномочий.

Он родился в 1739 г. в семье смоленского дворянина. В пятилетнем возрасте он был отправлен в Москву, где воспитывался в доме своего двоюродного дяди. Получил хорошее образование в только что открытой благородной гимназии при ____(3)____. После первого года он получил золотую медаль и в числе 12 лучших учеников был отвезен куратором учебного заведения ____(4)____ в Петербург для представления императрице Елизавете Петровне.

Переворот ___(5)___ года встретил в чине вахмистра Конной гвардии. Молодой человек принял деятельное участие в подготовке заговора и состоял, как тогда говорили, «в секрете», то есть входил в узкий круг посвященных лиц.

После начала первой русско-турецкой войны (1768 – 1774 гг.) Потемкин отправился в действующую армию «волонтиром», т. е. ____(6)____, командовал кавалерийским отрядом и вскоре был произведен в генерал-майоры. Отличился в сражениях при Фокшанах, Ларге и Кагуле. «Кавалерия наша до сего времени не действовала с такою стройностью и мужеством», — писал императрице командующий русскими войсками А. М. Голицын. Еще более лестны были отзывы нового командующего ____(7)____, который вскоре стал ему покровительствовать. Именно придворная партия главнокомандующего, прославленного в войне фельдмаршала, оказала на первых порах поддержку молодому генералу при его продвижении на пост фаворита.

За время фавора ему удалось помочь императрице справиться с серьезным политическим кризисом, охватившим Россию в начале 70-х гг. XVIII в. Продолжалась первая русско-турецкая война, началось восстание ____(8)____, при дворе сторонники великого князя ____(9)____ все громче заявляли о его правах на престол. Фаворит деятельно способствовал заключению скорейшего мира с Турцией, подписанного в 1774 г. в местечке ____(10)____. Организовал спешную переброску армии в районы, охваченные крестьянской войной, где вместо инвалидных команд, подобных гарнизону Белогорской крепости из «____(11)____» А. С. Пушкина, появились регулярные войска. Благодаря «русской» партии (в отличие от «прусской» партии, поддерживавшей наследника престола) ему удалось оттеснить от руководства страной пропрусски настроенные круги государственных деятелей во главе с вице-канцлером ____(12)____. Князь противопоставил идеям союза России, Пруссии, Швеции, Дании и Польши при ведущей роли Берлинского двора планы продвижения России на юг, обладания северным побережьем ____(13)____, установления доминирования над Дунайскими княжествами и Северным Кавказом. Эти изменения позволили Российской империи впервые со времен Петра Великого выступить в роли блокового центра.

Для реализации названных целей Российская империя вступает в подготовленный союз с ____(14)____, также продвигавшейся на юг, оттесняя Оттоманскую Порту с завоеванных ею земель. В сложнейших условиях общеевропейского кризиса удалось вывести Россию победительницей из войны в 1787–1791 гг. и тяжелого противостояния с коалицией европейских держав».

О.И. Елисеева, современный российский историк.



Вставка



Вставка

1.




8.




2.




9.




3.




10.




4.




11.




5.




12.




6.




13.




7.




14.




Всероссийская олимпиада школьников по истории 2011/2012 гг.

(школьный этап)

9 класс

1. Выберите по 1 верному ответу в каждом задании и занесите выбранные ответы в таблицу:

1.1. Что из перечисленного относится к чертам системы государственного управления России конца XV – начала XVI вв.?

а) практика сбора полюдья;

б) обычай местничества;

в) наличие развитой приказной системы;

г) функционирование сословно-представительных органов власти.

1.2. Кто из известных русских исторических деятелей мог быть автором данной грамоты: «Полковникам и всему рыцарству,… которые сидят в Кремле. Ведомо нам, что вы, будучи в городе в осаде, голод безмерный и нужду великую терпите, ожидаючи со дня на день своей гибели,…. присылайте к нам не мешкая, сберегите головы ваши и животы ваши в целости, а я всех ратных людей упрошу: которые из вас захотят в свою землю, тех отпустим без всякой зацепки, а которые захотят Московскому государю служить, тех пожалуем по достоинству».

а) А.С. Шеин;

б) А.Д. Меншиков;

в) А.Л. Ордин-Нащокин;

г) Д.И. Пожарский.

1.3. Какие события и явления в истории российского образования относятся к эпохе реформ Александра II?

а) создание цифирных школ

б) открытие первых гимназий

в) ограничение университетской автономии

г) распространение земских школ





1.1.

1.2.

1.3.











2. Выберите несколько верных ответов в каждом задании и занесите выбранные ответы в таблицу.

2.1. Какие из приведенных положений относятся к реформам С.Ю.Витте?

1) Установление монополии государства на производство и продажу спиртных напитков

1) Введение дополнительного налога на соль

2) Повышение косвенных налогов

3) Закупка промышленных и продовольственных товаров за рубежом

4) Привлечение в экономику иностранного капитала

5) К концу века в России преобладал германский капитал

6) Основной поток инвестиций шел в легкую промышленность

7) Девальвация рубля и привязка его к английской и французской валюте

8) Введение конвертируемого золотого рубля

9) Резкое увеличение объемов железнодорожного строительства

10) Иностранный капитал занимал почти монопольное положение в электротехнической и химической отраслях.
2.2. Какие события и явления начала ХХ в. отразились в приведенном отрывке из воспоминаний П.Г. Курлова?

«Со стороны министерства внутренних дел последовала ошибка: оно легко стало на путь преследования этих организаций… Никто не задумался над необходимостью исследования недостатков в стремлении их исправить. Автор этих начинаний, Зубатов, был уволен со службы, и в С.-Петербурге во главе рабочих организаций стал Гапон, по инициативе которого и было устроено шествие».

а) февральская революция;

б) «Кровавое воскресенье»;

в) Морозовская стачка;

г) создание рабочих организаций под контролем полиции;

д) введение военно-полевых судов в мирное время;

е) антиправительственная активность рабочих.


2.1

2.2








3. Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ.

3.1. Разгром Хазарского каганата, война с Болгарией, война с Византией у Доростола

________________________________________________________________________________
3.2. 1604 г., 1605 г., 1606 г., 1606-1610 гг., 1609 г., 1611 г., 1612 г.

________________________________________________________________________________


3.3. Отмена жестоких телесных наказаний, введение всесословной воинской повинности, увеличение числа военных учебных заведений.

________________________________________________________________________________


4. Укажите, что является лишним в каждом ряду. Свой ответ поясните.
4.1. Балахна, Юрьевец, Кинешма, Владимир, Кострома, Ярославль.

________________________________________________________________________________


4.2. Создание системы коллегий, создание Преображенского приказа, разделение территории страны на губернии, создание приказа Тайных дел, создание Правительствующего Сената.

________________________________________________________________________________


4.3. Семеновские флеши, Шевардинский редут, Курганная высота, Утицкий курган.

________________________________________________________________________________


5. Назовите автора высказывания и события, с которыми высказывание связано.
5.1. «Не в силе Бог, а в правде» — __________________________________________________

________________________________________________________________________________


5.2. «Кто сказал — отступление?» — ________________________________________________

________________________________________________________________________________


5.3. «Не за Петра сражаетесь, а за Отечество ему врученное» — _________________________

________________________________________________________________________________


6. С помощью карты-схемы установите последовательность событий русско-турецкой войны 1877—1878 гг.

1. Взятие Адрианополя.

2. Взятие Софии.

3. Вступление русских войск в Сан-Стефано.

4. Взятие Плевена (Плевны).

5. Переход русскими войсками границы у г. Яссы.


6. Оборона Шипкинского перевала.

7. Форсирование Дуная.

8. Взятие Бухареста.

9. Вступление Сербии в войну против Османской империи.

10. Осада Плевена (Плевны).


____ ____ ____ ____ ____ ____ ____ ____ ____ ____


7. Дайте современные названия следующих исторических объектов.

7.1. г. Кенигсберг — ___________________________________________________________

7.2. Таврида — ________________________________________________________________

7.3. г. Екатеринодар — _________________________________________________________

7.4. г. Гжатск — _______________________________________________________________
8. Прочитайте отрывок из «Договора о признании королевича Владислава русским царем 17 (27) августа 1610 г.» и выполните звадания.

8.1. Определите основную направленность статей соглашения.

8.2. Приведите не менее трех аргументов в подтверждение вашей точки зрения.

8.3. Сделайте вывод о судьбе Договора.

«.. .королевичу Владиславу Жигимонтовичу, колико придет в цар­ствующий град Москву, венчать на государство царским венцом по прежнему чину. А будучи королевичу Владиславу Жигимонтовичу на Российском государстве, церкви Божий по всем городам и селам чтити и от разоренья оберегати и святым Божиим иконам и чудотворным мощам поклонятися и почитати, костелов и иных вер молебных храмов в Московском государстве не ставити;... Боярам и дворянам, и приказным всяким людям у всяких госу­дарственных дел бытии по-прежнему; а польским и литовским лю­дям на Москве ни у каких дел и по городам в воеводах и в приказ­ных людях не быти. Прежних обычаев и чинов не переменяти и московских княжеских и боярских родов не понижати. А жалова­нье денежное и вотчины, кто что имел, тому бытии по-прежнему... Суду быть по прежнему обычаю и по судебнику Российского го­сударства... Доходы государские с городов, с волостей, также с кабаков и с тамог велети государю сбирати по-прежнему; не поговоря с бояры, ни в чем не прибавляти... Купцам торговати по-пре­жнему... А о крещеньи, чтоб государю королевичу Владиславу Жигимонтовичу пожаловати креститися в нашу православную христианскую веру и быти в нашей в православной христианской греческой вере...»
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


следующая страница>


Всероссийская олимпиада школьников по истории 2011/2012 гг. (школьный этап) 10–11 классы

Впишите пропущенные буквы (букву) в исторические понятия, выделите слово французского происхождения

361.39kb.

02 10 2014
3 стр.


Департамент образования Ярославской области Центр образования школьников «Олимп» Всероссийская олимпиада школьников 2011-2012 учебного года Экология, 10 – 11 классы, муниципальный этап Время выполнения – 2,5 часа

Орлов Владимир Юрьевич профессор, заведующий кафедрой общей и биоорганической химии факультета экологии Яргу им. П. Г. Демидова, доктор химических наук

24.86kb.

25 09 2014
1 стр.


Всероссийская олимпиада по литературе — 2011 Школьный этап 7 класс
75.44kb.

06 10 2014
1 стр.


Всероссийская олимпиада школьников 1 (школьный) этап

Перечислите как можно больше географических объектов с названием Виктория. Почему их так много?

26.39kb.

04 09 2014
1 стр.


2012 год Всероссийская олимпиада школьников по литературе муниципальный этап
155.94kb.

15 12 2014
1 стр.


Всероссийская олимпиада школьников по мировой художественной культуре Школьный этап 2012-13 уч год фио участника класс Первое задание

Название этих художественных произведений и терминов состоит из двух слов, одно из которых представлено. Вспомните второе слово и назовите его полным именем

50.14kb.

14 09 2014
1 стр.


Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку 2011/2012 учебный год муниципальный этап 10 класс Вопросы, ответы и баллы

Какое слово получится, если взять 1-й, 17-й, 15-й и 2-й звуки фразы «Счастье приходит к счастливым»?

50.79kb.

23 09 2014
1 стр.


Всероссийская олимпиада школьников I (школьный) этап

Омпас (нем. Kompass) прибор, указывающий направление географического или магнитного меридиана; служит для ориентирования относительно сторон горизонта. Различают магнитный, механич

57.11kb.

02 10 2014
1 стр.