Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Урок русского языка во 2 классе.

УМК Перспектива

Урок «открытия» новых знаний

Тема : Правописание парных согласных

Учитель начальных классов

Калачикова Г. В.

Целевые установки урока.
Предметные:


  • Знать различие между звонкими и глухими согласными звуками.

  • Понимать, почему парные по звонкости-глухости согласные в конце слова - это орфограмма.

  • Понимать, почему непарные по звонкости-глухости согласные проверять не надо.

  • Знать разные способы подбора проверочных слов для слов с изучаемой орфограммой.

  • Находить и проверять парные по звонкости-глухости согласные в конце слова и в середине.

  • Формировать представление о единообразном написании слова.

  • Познакомятся с повседневной жизнью казачьей семьи, с традициями, занятиями, инструментами, с оружием.

  • Знать животных и растения Амурской области


Метапредметные:

  • Сравнивать звучание и написания слова.

  • Уметь работать с алгоритмом и самостоятельно составлять алгоритм проверки орфограмм.

  • Развивать речь и мышление при толковании значения пословиц, при составлении предложений


Личностные:

Формировать потребность грамотного письма.

Понимать роль грамотного письма в определении культурного статуса человека.

Ход урока.

Организационный момент:      

        Вот звонок нам дал сигнал, слайд1


Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.   

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

   – Что же значит учиться? (Это значит, когда сам что-то делаешь и не получается. Во-первых, понять, что я не знаю, а во-вторых, самому добыть нужные знания и сделать то, что раньше не получалось.)  


- Ребята, сегодня на уроке вы хотите получать новые знания? ( Да, мы хотим получать новые знания.)

- А я вам в этом помогу.

- А сейчас открыли тетради, напишем сегодняшнее число.
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

     На доске записаны слова:     КРОТЫ, АЛЛЕЯ, ЗУБ, АПТЕКА, КОТЫ. Слайд 2

- Найдите лишнее слово. ( Слушаются разные ответы учащихся с объяснением )
– Молодцы! Вы поняли, в чем ваша трудность. Пора выяснять, почему эта трудность возникла.
Постановка проблемы

– Какое задание надо было выполнить? (Надо было найти лишнее слово).

– А почему вы не смогли найти лишнее слово? ( Ответы учащихся).
Постановка цели, обсуждение и реализация проекта выхода из затруднения

  – Как вы думаете, с чего мы с вами начнём? (Ответы учащихся).

  - Ребята, давайте попробуем в каждом слове поставить ударение и найти орфограммы, то есть опасные места и подчеркнём их? ( Работа учащихся). Слайд 3

  - Какое же слово оказалось лишним? ( Лишнее слово «зуб». В этом слове орфограмма - парный согласный в корне, а в остальных словах безударный гласный).                    

 

- Давайте произнесём слов зуб.



  - Какой звук слышим на конце слова? ([п]). Слайд 4

  - Какой буквой будем его обозначать? (б).

 

- А как вы догадались? (подбираем проверочное слово).



  - Почему вы решили, что это проверочное слово? (потому что чётко слышим согласный звук).

  - Почему? (за ним следует гласный). Слайд5

 - Где находится парный согласный?

 

- Какая же будет тема сегодняшнего нашего урока? ( Правописание парных согласных). (Учитель пишет тему на доске.) слайд 6




Я научусь

Я сумею

Я узнаю
    - Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель. Слайд7

   -  Что же мы с вами сначала должны повторить? (Парные согласные.)

Чему должны учиться? ( Правильно писать парные согласные в корне.)

Познакомиться с ….( новыми словами.)


Из первых букв сложите новое слово. (КАЗАК) Слайд 8

Как вы думаете, почему я взяла это слово?

Дополните тему и цель урока. (Узнаем что-то новое о жизни казаков и о нашей Амурской земле. Наш край – земля казачья)

-Что вы знаете о казаках? Слайд 9

-Сегодня мы немного поговорим о повседневной жизни казаков: чем занимались, что ели, во что одевались, какие использовали инструменты и оружие.

- Кто такие казаки? Слайд 10, 11

Казаки – это военные люди. В казачьей семье все мужчины служили: и дед, и отец, и братья, и сыновья.

А бабушки, матери, сёстры и дочери были трудолюбивыми, заботливыми хозяйками. Когда мужчины надолго уходили на службу, все хозяйственные хлопоты и забота о детях ложилась на плечи женщин.

Рассмотрите казаков.

-Какое оружие вы видите у казаков?

- В повседневной жизни казачья нагайка - символ власти и достоинства полноправного строевого казака. Должна быть у каждого, от рядового казака до генерала включительно.

В некоторых станицах нагайку разрешалось носить только женатым. В доме должна висеть на левом косяке в спальне. На охоте казак жалея порох на скаку догонял и убивал своей нагайкой волка.


Чистописание.   

б

в

г

д

ж

з

п

ф

к

т

ш

с
– Посмотрите на буквы на доске. Кто их узнал?

– Что общего между ними?

– Чем они отличаются?

– Поставьте буквы на свои места.

- Вы знаете, как легко запомнить парные согласные?

-Узнайте, как легко запомнить парные согласные в учебнике на стр.106

- Выйдете к доске и расставьте парные согласные на 2 строчки. Слайд12
– Что объединяет звуки первой строки? (парные звонкие согласные)

– Что объединяет звуки второй строки? (парные глухие согласные)

(Глухие согласные произносятся с шумом, звонкие согласные произносятся с голосом и шумом).

Запишите : бп // вф // гк // дт // жш // зс //



Первичное закрепление во внешней речи.

1. Наблюдение над проверочными словами.

  - Отгадайте загадку: Летом гуляет,

Зимой отдыхает. Слайд 13

  - Ребята, какая орфограмма в слове медведь? ( Парный согласный).Слайд 14

  - Как проверить парный согласный? ( Нужно изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный.)

  - Подберите проверочное слово к слову медведь? ( Медведи.) Слайд 15

  - А почему вы решили, что это слово являются  проверочным словом к слову медведь? (  Потому что чётко слышим согласный звук, после парного согласного стоит гласный.)

   - Ребята, давайте ещё раз посмотрим на эти слова:  

  Медведь – медведи    ( На доске появляются рисунки).

   - Что же мы с вами сделали, чтобы проверить парный согласный в корне? ( Изменили слово).

    - Давайте зафиксируем наш вывод на доске Слайд 16

? парные согласные

Изменить слово

                 Отгадайте загадку: Слайд 17

Стоит Егорка

В красной ермолке,

Кто ни пройдёт-

Всяк наклонится.

- Рассмотрите ягоды, которые можно встретить в наших Амурских лесах. Слайд 18

Любили казаки грибы, ягоды собирать. А собирали вот в такие корзины, которые плели сами. Слайд 19

Хранили ягоды в туесках, которые изготавливали из бересты. (показ туеска)        

 

-   Какая орфограмма в слове ягодки? (Парный согласный в середине слова). Слайд 20



- Подберите проверочное.

-Посмотрите, какие это слова? Кто догадался? (слова-родственники).

     - Слово ягода является проверочным к слову ягодка? Почему? (Да. После парного согласного стоит гласный). Слайд 21

 

 - Значит, какой мы можем сделать вывод?



- Что нужно сделать, чтобы проверить парный согласный?

( Чтобы проверить парный согласный, нужно изменить слово или подобрать слово-родственник, в котором после согласного стоит гласный.)  

   - Давайте зафиксируем наш вывод на доске Слайд 22

? парные согласные

Изменить слово

или


слово - родственник

согласного – гласный

  -Объясните схему.  ( Чтобы проверить парный согласный, нужно изменить слово или подобрать слово-родственник, в котором после согласного стоит гласный.)                 

   - А теперь проговорите друг – другу.

    Учитель:

Парные согласные

Самые опасные.

Парный в слове проверяй,

Рядом гласный подставляй.

   - Ребята, а почему нужно ставить гласный? ( Чтобы звук слышался ясно).


Физминутка. Слайд 23,24,25

А теперь посмотрим, какие вы были внимательные. Я называю зверей и птиц нашей Амурской области.

Ваша задача: если в слове встречается парный согласный на конце, то вы приседаете, если в слове парного согласного нет, то вы хлопаете в ладоши 2 раза. Будьте внимательны.

Слова: 1слайд:тигр, голубь, соболь, глухарь,

2 слайд: дятел, заяц, мышь, кабарга.

3 слайд: волк, лось, ястреб, лесной амурский кот,

4слайд:полоз узорчатый, рысь, сизый дрозд, кабан

– Молодцы. Тихо сядьте.

Запишем названия животных, в которых встретились парные согласные. Подбёрём проверочные.
2.Работа над правилом.

  - А теперь, ребята, давайте вспомним правило проверки парных согласных в корне? ( Учащиеся говорят свои доводы).

А сейчас прочитаем по учебнику правило на странице 108. ( Учащиеся читают самостоятельно).

   - Как проверить парный согласный звук в корне? ( Ответы учащихся). 

 - А теперь приведите свои примеры к данному правилу. 

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону ( внутренняя речь )


  1. Подбери проверочные слова и вставь пропущенные буквы. Слайд 26

ДЕ.- ПРОРУ.Ь -

ТРУ. .  - БЕРЕ.-      

ХЛЕ.- УТЮ. .-    

. В какой части слова пропущены буквы? Подбери к данным словам проверочные слова.

 - Напишите слова. Сравните согласные буквы в корне проверочного и проверяемого слова.

  - А теперь проверьте работу.    Самопроверка по эталону. Слайд 27

  - У кого нет ошибок? Молодцы!

У кого есть ошибки? Где у тебя ошибка? В чём ты видишь причину? Какой ты видишь выход?

 - У кого не было ошибок, поставьте на полях «+», а кто нашёл и исправил ошибки, поставьте на полях знак «?».

УЧИТЕЛЬ

В казачьих семьях сложилась традиция уважения и почитания главы семьи – деда или отца. Главой семьи был дед, но когда он становился слишком стар и немощен, то передавал сыну управление семьёй, решение всех хозяйственных вопросов. Будничная жизнь казачьей семьи была заполнена трудом. Взрослые, а это старики, мать с отцом, сыновья и дочери, невестки вставали с первыми петухами, в 4-5 часов утра. До завтрака вся семья была на ногах, все трудились, каждый выполнял свою работу. После еды расходились, и каждый занимался своим делом: работали в поле, пахали, сеяли пшеницу, овёс, рожь, просо. Из пшеницы ржи женщины пекли вкусный хлеб. Косили траву, сгребали сено, сажали овощи, ухаживали за скотиной, вязали, стирали, шили. Без работы казаки никогда не сидели. Слайд 28, 29, 30

Зимой женщины, выстирав бельё, выходили на берег и полоскали его в проруби, а потом уже развешивали. Гладили бельё с помощью специальных инструментов: рубеля и валика. Позже появились угольные утюги. В них женщины закладывали горячие угли. Подошва утюга нагревалась, и казачки принимались гладить бельё.

Включение в систему знаний, повторение.

1. Работа в парах.

– Внимание на экран

– Эти детишки улыбаются, они веселы, наверное, потому, что они друзья. Прочитайте пословицу

Друг за друга стой - и выиграешь бой. Слайд 31

.

Как вы её понимаете?



– Почему хорошо иметь друга или друзей?

– Сейчас вы будете работать в парах. Будьте дружны, помогая друг другу.

– Текст писал Вова Петров. Прочитайте, найдите и исправьте ошибки, если они есть. (Текст на карточках).

Сегодня лёгкий морос. Гладкий лёт покрыл лужы на дорожках. Я вышел в сат и залес в сугроп. В варежки попал снек. Но я был рат. Слайд 32

– Сколько нашли ошибок?

– Какие? Докажите, что правы вы, а не Вова Петров.

- Проверьте свою работу с эталоном.

– Какие советы вы бы дали Вове Петрову?

– А вы почувствовали в работе плечо друга?

2.Отгадайте загадки.

. Отгадайте загадки, но помните, что в отгадке содержится орфограмма о парных согласных:


  • Не земледелец, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник. (лошадь) слайд 33

Весь уклад жизни казачества способствовал воспитанию воинов. Взрослые казаки обучали мальчишек воинским приёмам. Маленького казачонка сажали на лошадь, постепенно приучали к верховой езде.


  • Стоит Антошка на одной ножке
    Сам маленький, а шляпа большая.    (Гриб). 

Составим предложения с данными словами. (У каждого казака была лошадь. Большой гриб положили в корзину. Ребята под листочками нашли груздь)



Рефлексия учебной деятельности.

       - Молодцы ребята,  вы сегодня хорошо потрудились на уроке. Я очень рада, вы и хорошо размышляли, анализировали.

       - Вернёмся к целям нашего урока. Какие цели мы ставили перед собой?

       - Достигли ли мы этих целей?

– О какой орфограмме мы сегодня говорили?

– Как проверить написание парной согласной в корне слова?

У вас на партах есть кружочки:


  • Зелёный обозначает – я уверен в своих знаниях. Слайд 34

  • ЖЁЛТЫЙ – я сомневаюсь, надо еще поработать.

  • Красный – я не понял изучаемый материал

– Внимательно посмотрите, подумайте и поднимите кружочки, какой цели или каких целей достигли сегодня вы на уроке.

– У меня тоже есть кружочки. Перед началом урока и я ставила цели. Я хотела, чтобы вам было интересно на уроке, чтобы урок принес вам полезные знания в области русского языка, чтобы вам на уроке было хорошо и спокойно. Я думаю, что я своих целей достигла.



Я рада за вас

Слайд35

Дом. Задание.

      - А теперь, ребята, открыли дневники и запишем домашнее задание. Выполнить упр. 164; учить правило с. 108.


Литература:

  1. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.. Русский язык. 2 класс. Методическое пособие с поурочными разработками: М.: .: Просвещение, 2012.-256с.




  1. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. Русский язык: Учеб. для 2кл. – М.: Просвещение, 2012.-144с.

  2. Морозова М. Я. Грамматические игры для начальных классов. М.:Академия педагогических наук, 1963. – 144с




  1. География Амурской области: Учебное пособие для учащихся 8-9 классов в общеобразовательных учреждений / Под ред. Н. Г. Павлюк. – Благовещенск: Изд-во БГПУ.-288с.

Прочитайте, найдите и исправьте ошибки, если они есть.


Сегодня лёгкий морос. Гладкий лёт покрыл лужы на дорожках. Я вышел в сат и залес в сугроп. В варежки попал снек. Но я был рат.

__________________________________________________


Прочитайте, найдите и исправьте ошибки, если они есть.
Сегодня лёгкий морос. Гладкий лёт покрыл лужы на дорожках. Я вышел в сат и залес в сугроп. В варежки попал снек. Но я был рат.

__________________________________________________

Прочитайте, найдите и исправьте ошибки, если они есть.
Сегодня лёгкий морос. Гладкий лёт покрыл лужы на дорожках. Я вышел в сат и залес в сугроп. В варежки попал снек. Но я был рат.

__________________________________________________

Прочитайте, найдите и исправьте ошибки, если они есть.
Сегодня лёгкий морос. Гладкий лёт покрыл лужы на дорожках. Я вышел в сат и залес в сугроп. В варежки попал снек. Но я был рат.

__________________________________________________

Прочитайте, найдите и исправьте ошибки, если они есть.
Сегодня лёгкий морос. Гладкий лёт покрыл лужы на дорожках. Я вышел в сат и залес в сугроп. В варежки попал снек. Но я был рат.

__________________________________________________

Прочитайте, найдите и исправьте ошибки, если они есть.
Сегодня лёгкий морос. Гладкий лёт покрыл лужы на дорожках. Я вышел в сат и залес в сугроп. В варежки попал снек. Но я был рат.

__________________________________________________

Прочитайте, найдите и исправьте ошибки, если они есть.
Сегодня лёгкий морос. Гладкий лёт покрыл лужы на дорожках. Я вышел в сат и залес в сугроп. В варежки попал снек. Но я был рат.

__________________________________________________

Прочитайте, найдите и исправьте ошибки, если они есть.
Сегодня лёгкий морос. Гладкий лёт покрыл лужы на дорожках. Я вышел в сат и залес в сугроп. В варежки попал снек. Но я был рат.

      Тест.

    Обведи парные согласные: З            Н             С               Ч               Б


  • Обведи слова с парной согласной на конце: Кот    дом     рак       луг     нос




  • Вставь букву:

Д У .   З У .   М О Р О  .   А Р Б У  .          Л Е Д Н И.    С У  .

_______________________________________________

      Тест.

    Обведи парные согласные: З            Н             С               Ч               Б




  • Обведи слова с парной согласной на конце: Кот      дом       рак    луг       нос




  • Вставь букву:

Д У .   З У .   М О Р О  .   А Р Б У  .          Л Е Д Н И.    С У  .

_____________________________________________

      Тест.   


  • Обведи парные согласные: З            Н             С               Ч               Б




  • Обведи слова с парной согласной на конце: Кот      дом       рак     луг      нос




  • Вставь букву:

Д У .   З У .   М О Р О  .   А Р Б У  .          Л Е Д Н И.    С У  .

______________________________________________

      Тест.

   


  • Обведи парные согласные: З            Н             С               Ч               Б




  • Обведи слова с парной согласной на конце: Кот      дом       рак     луг      нос




  • Вставь букву:

Д У .   З У .   М О Р О  .   А Р Б У  .          Л Е Д Н И.    С У  .

Правописание парных согласных в конце слов
63.88kb.

14 12 2014
1 стр.


Правописание парных согласных

Понимать, почему парные по звонкости-глухости согласные в конце слова это орфограмма

111.48kb.

02 09 2014
1 стр.


"Правописание слов с разделительным мягким знаком и с мягким знаком для обозначения мягкости согласных звуков на письме"

Урок русского языка на тему: "Правописание слов с разделительным мягким знаком и с мягким знаком для обозначения мягкости согласных звуков на письме"

64.07kb.

09 10 2014
1 стр.


Правописание приставок на з- (с-)

Цель урока: освоение способа действия при выборе согласных з – с на конце приставок

133.77kb.

06 10 2014
1 стр.


Русский язык. Русский язык на видеопортале univertv ru

Правила написания согласных в корне, гласных в приставках, правописание ь и ъ знаков

220.89kb.

09 10 2014
1 стр.


Разработка урока по русскому языку учителя Кришталь Натальи Ивановны 2012 год Тема: Правописание непроизносимых согласных

Формировать у учащихся представление о словах с непроизносимыми согласными звуками. Знакомиться со способами проверки написания слов с непроизносимыми согласными

25.46kb.

08 10 2014
1 стр.


Учебное пособие: Opi puhumaan suomea «Учись говорить по-фински»

Согласные. Долгота согласных. Соот-ветствия русских согласных в финском языке. Вопросительные

49.96kb.

25 09 2014
1 стр.


Есть ли у согласных звуков сильная и слабая позиции?

Цель: создать ситуацию, в которой учащихся усомнятся в том, все ли орфограммы слабых позиций им известны; проверить, существует ли орфограммы слабых позиций согласных; выяснить, су

36.11kb.

27 09 2014
1 стр.