Женщины чаще, чем мужчины прибегают к механизмам психологической защиты, но и чаще занимаются сублимацией.
По Фрейду сублимация - конструктивная единственная защита.
Мужчины чаще для решения своих проблем прибегают к алкоголизации.
В я - концепцию входит телесный я - образ, от него во многом зависит ощущение благополучия и счастья.
Эксперимент: просили студентов оценить свою привлекательность совместно с оценкой экспертов.
Для женщин физическая привлекательность - основание для счастья и высокой самооценки.
Для мужчин физическая привлекательность также связана с ощущением счастья, но не прослеживается связи с самооценкой.
Социальный стереотип - женщина должна быть красивой.
Для женщин - внешность - успешность; мужчин - достижения, успешность.
Считается, что мужчины атлетически мезоморфны; женщины астетически энтоморфны. Это западные стереотипы зависят от культуры.
Применение я - концепции этого периода связано с формированием семьи и рождением детей.
Родители могут воспитать ребёнка с положительной я - концепцией, если они сами такие.
Профессиональная я - концепция.
Расхождение между идеальным и реальным - цепочки развития.
Самооценка результата, самооценка потенциала (наиболее важна). Отрицательная оценка результата не всегда ведёт к развитию комплекса, а наоборот подстёгивает.
Эриксон отмечает, что важной задачей ранней взрослости является достижение идентичности.
Три сферы идентичности:
личностная;
семейная;
профессиональная.
Важная цель достижения генеративность - желание внести свой вклад.
Важный момент уход из родительской семьи.
Четыре типа независимости:
эмоциональная - молодые люди меньше нуждаются в любви и поддержке родителей;
атитъюдная - независимость убеждений, взглядов;
функциональная - способность материально содержать себя и решать свои повседневные проблемы;
конфликтная - отделение от родительской семьи, при котором человек не испытывает чувства вины и не жалеет, что он совершил предательство.
Фрейд: взрослый - это способный к любви и труду.
Взрослый должен быть удовлетворён трудом, это зависит от внешних и внутренних факторов.
Внешние - зарплата, должность, возможность карьеры, отношения и т. д.
Внутренние - возможность самореализоваться, интерес.
Если человек успешен в этой области в большей степени он, склонен формировать свою идентичность через работу.
Формирование семьи - нормативное событие ранней взрослости.
Фрейд один из первых разрабатывал теорию брака. Прежде всего, влияние родителей.
Другие теории:
теория комплиментарных потребностей - дополнение - противоположности притягиваются;
инструментальная теория - подобное - схожий по потребностям;
стимул - ценность - роль - стремление сделать наилучшее приобретение.
Оценивание происходит на первой стадии ухаживания.
Первая стадия - стимул - внешняя привлекательность, манера поведения, если нравятся то продолжение отношений.
Вторая стадия - сравнение ценностей.
Третья стадия - роль - насколько совместимо выполнение ролей в браке. Не существует единой теории.
сожительство.
Одна треть находящихся в гражданском браке, затем вступают в реальный брак. По поводу длительности: более десяти лет достаточно редко среди гетеросексуалов, но много гомосексуалов.
одиночество.
Две точки зрения - одинокие это:
Казановы;
неудачники, некрасивые.
На самом деле разнообразие. Есть люди, которые сознательно выбирают одиночество. Зачастую это нахождение баланса между свободой и обязательствами.
Развитие семьи - закономерность.
Родительский цикл:
оставление родительской семьи;
вступление в брак;
рождение первого ребёнка, начало родительства;
поступление в школу первого ребёнка;
рождение последнего ребёнка;
уход последнего ребёнка.
Переход к родительству - после рождения ребёнка семья в новом качестве.
Галински: стадии родительства:
Стадия формирования образа (от зачатия - рождения) - родители пытаются представить, какими они будут;
Стадия вскармливания (рождение - 2 г.) - окончание стадии, когда ребёнок впервые говорит “ нет”. Формируются привязанности родителей к ребёнку. Планирование своего времени;
Стадия авторитета (2 - 5 лет) - родители задумываются о том, какими они были, будут. Понимают, что их дети, не всегда соответствуют тому, что они ждали;
Интерпретативная стадия (младший школьный возраст) - родители должны снова проверить и пересмотреть представления о ребёнке;
Стадия взаимозависимости (подростки) - родители должны отказаться от властных отношений и перейти к партнёрству;
Стадия расставания.
Профессия.
Профессиональный цикл:
Размышления о будущей профессии, выбор;
Работа в выбранной профессии;
Удаление от дел, покой.
Для успешной адаптации в новой профессии существуют институт наставничества и корпоративная солидарность.
СРЕДНЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ.
ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ.
40 - 60, 65 лет - по Эриксону.
“ Переходный возраст” - кризисный возраст - сторно.
Замедляются функции нервной системы. Скелет теряет гибкость, мышцы эластичность. Увеличивается количество подкожного жира. Каждое десятилетие количество крови, которое перекачивает сердце, сокращается на 8%. Уменьшается объём лёгких. Менопауза (климактерий). Гормональная перестройка.
КОГНИТИВНАЯ СФЕРА.
Сенсомоторные функции.
Снижается острота зрения, возникает дальнозоркость, ухудшается слух. Снижается вкусовая, обонятельная и болевая чувствительность. Увеличивается время реакции.
Внимание. Память.
41 - 46 лет - пик развития.
Интеллект.
До пятидесяти лет возрастает, к шестидесяти - снижается. На него влияет профессиональная деятельность. Снижается, как правило, у тех, кто не занимается умственным трудом.
Два типа интеллекта:
текучий - скорость и результативность запоминания, индуктивные рассуждения, оперирование пространственными образами, восприятие новых связей и отношений. Пик - в юности. Связан с биологическими возможностями нервной системы;
кристаллизованный - осведомлённость, уровень знаний. Формулировка суждений, способность анализировать проблемы, использовать усвоенные стратегии решений задач.
В деятельности психолога три пика творчества:
40 - 45 лет;
60 - 64 лет;
70 лет.
Балтес: люди, которые спокойно, относятся к проблемам середины жизни, приобретают особую когнитивную способность “ мудрость”.
Признаки мудрого человека:
человек обладает обширными знаниями;
умеет оценивать события и информацию в более широком контексте;
способность справляться с неприятностями.
Скорость протекания когнитивных процессов снижается, но эффективность мышления повышается. Человек достигает состояния мудрости.
АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА.
Три сферы источников эмоций:
личность;
семья;
работа.
Личность - эмоции связаны с тем, насколько человеку удалось реализовать себя. Эмоции могут быть связаны с изменениями в организме. Женщины - беспокойство о внешности.
Семья - может быть чувство одиночества, так как дети покидают семью. Если всё благополучно - положительные эмоции. Важно благополучие в браке.
Профессиональная деятельность - её влияние на здоровье.
МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА.
Авторитеты для более молодых. Родители уже не опекают. Поколение руководителей и потребность действовать без промедления “ откладывать некуда”.
Смещение мотива в сторону обострившихся потребностей.
Реализация своего творческого потенциала;
Необходимость передать накопленный опыт будущему поколению;
Корректировка деятельности с точки зрения возможной стагнации и упущенных возможностей;
Забота о сохранении близких отношений с родными и друзьями;
Подготовка к спокойной и обеспеченной жизни в пожилом возрасте;
Переосмысление, переоценка жизни в целом, ценностей.
Около сорока пяти лет - кризис середины жизни.
Возможные причины кризиса:
ненормативные события (увольнение и другие);
положительные ненормативные события (новая работа, любовь).
Люди с доминирующим мотивом власти легче преодолевают кризис. Сложнее - мотив достижения успеха.
Критическая точка мотивационного кризиса - потеря смысла жизни.
Смысл жизни - жизненный основной мотив.
Основные характеристики уровня осмысленности человеком жизни:
Цель, которая придаёт направленность временной перспективы жизни;
Интерес - отображает наполненность жизни смыслом;
Результативность жизни и удовлетворённость самореализацией;
Контроль;
Управляемость жизнью.
Половые различия реакций на мотивационный кризис.
Фарелл, Розенберг: четыре способа реагирования на кризис у мужчин:
Трансцендентно - генеративный - кризис незаметен, т. к. основные желания воплощены в жизнь. Это время реализации своих возможностей и достижения новых целей.
Путь псевдоразвитого мужчины - внешне справляется с проблемами, на самом деле - большие проблемы.
Мужчина в кризисе - открытое замешательство, не скрывающее проблем: возможность изменить жизнь, начало падения.
Путь обездоленного судьбой - большую часть жизни ему многое не удавалось. Кризис - обострение постоянных проблем.
Женщины - кризис связан с семейным циклом и этапами профессиональной деятельности. Проблема увядания.
Разрешение мотивационного кризиса зависит от способности человека признать свои заблуждения и привести в соответствие свои желания и возможности.
Защитный механизм позволяет сохранить самоуважение, но не приводит к разрешению проблем.
Маслоу: в зрелые годы потребность в самоуважении, достигает максимального уровня и перестаёт, расти, т. к.:
к этому времени уже сформирована реалистичная самооценка, она мало зависит от других, а зависит от внутренних эталонов;
к этому времени человек достигает определённого статуса и может двигаться к удовлетворению высшей потребности - потребности в самоактуализации, стремления к совершенствованию.
Но многие люди не видят своих способностей, боятся их. На пути к самоактуализации стоит потребность в безопасности. Самоактуализация требует изменений, риска, на что трудно бывает решиться, поэтому многие выбирают стабильность, безопасность и, как следствие отказ от развития. У таких людей возникает потребность реализоваться через своих детей.
Два пути:
поощрять выбор профессии ребёнком, основываясь на его способностях;
навязывание детям своей воли, стремление к сохранению семейных традиций.
Выход на пенсию - сложный момент, важны отношения в семье.
Разводов немного, но причины те же. Для тех, кто прожил в браке более пятнадцати лет развод - поражение. Через три - четыре года повторные браки, чаще у мужчин. Женщины остаются в более выгодном положении.
Мотивация профессиональной деятельности.
Люди дорожат своим местом, хотят продолжать трудиться. Многих пугает возможность остаться безработным.
Я - КОНЦЕПЦИЯ.
Становится почти независим от оценок других. Ориентация на внутренние эталоны. Этические ценности приобретают особую значимость. У зрелых людей усиливается когнитивный компонент самооценки. Эмоциональная самооценка становится более сдержанной. Когнитивная - знания о себе ведут за собой эмоции. В молодости существует много частных самооценок, в средней взрослости - они обобщаются. В среднем возрасте самооценка поддерживается за счёт опоры на значимые сферы. Важнейшая деятельность - труд. Важнейшая сфера - семья.
<предыдущая страница