Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 3страница 4страница 5страница 6

Женщины чаще, чем мужчины прибегают к механизмам психологической защиты, но и чаще занимаются сублимацией.

По Фрейду сублимация - конструктивная единственная защита.

Мужчины чаще для решения своих проблем прибегают к алкоголизации.

В я - концепцию входит телесный я - образ, от него во многом зависит ощущение благополучия и счастья.

Эксперимент: просили студентов оценить свою привлекательность совместно с оценкой экспертов.

Для женщин физическая привлекательность - основание для счастья и высокой самооценки.

Для мужчин физическая привлекательность также связана с ощущением счастья, но не прослеживается связи с самооценкой.

Социальный стереотип - женщина должна быть красивой.

Для женщин - внешность - успешность; мужчин - достижения, успешность.

Считается, что мужчины атлетически мезоморфны; женщины астетически энтоморфны. Это западные стереотипы зависят от культуры.

Применение я - концепции этого периода связано с формированием семьи и рождением детей.

Родители могут воспитать ребёнка с положительной я - концепцией, если они сами такие.

Профессиональная я - концепция.

Расхождение между идеальным и реальным - цепочки развития.

Самооценка результата, самооценка потенциала (наиболее важна). Отрицательная оценка результата не всегда ведёт к развитию комплекса, а наоборот подстёгивает.

Эриксон отмечает, что важной задачей ранней взрослости является достижение идентичности.

Три сферы идентичности:

личностная;

семейная;

профессиональная.

Важная цель достижения генеративность - желание внести свой вклад.

Важный момент уход из родительской семьи.

Четыре типа независимости:

эмоциональная - молодые люди меньше нуждаются в любви и поддержке родителей;

атитъюдная - независимость убеждений, взглядов;

функциональная - способность материально содержать себя и решать свои повседневные проблемы;

конфликтная - отделение от родительской семьи, при котором человек не испытывает чувства вины и не жалеет, что он совершил предательство.

Фрейд: взрослый - это способный к любви и труду.

Взрослый должен быть удовлетворён трудом, это зависит от внешних и внутренних факторов.

Внешние - зарплата, должность, возможность карьеры, отношения и т. д.

Внутренние - возможность самореализоваться, интерес.

Если человек успешен в этой области в большей степени он, склонен формировать свою идентичность через работу.

Формирование семьи - нормативное событие ранней взрослости.

Фрейд один из первых разрабатывал теорию брака. Прежде всего, влияние родителей.

Другие теории:

теория комплиментарных потребностей - дополнение - противоположности притягиваются;

инструментальная теория - подобное - схожий по потребностям;

стимул - ценность - роль - стремление сделать наилучшее приобретение.

Оценивание происходит на первой стадии ухаживания.

Первая стадия - стимул - внешняя привлекательность, манера поведения, если нравятся то продолжение отношений.

Вторая стадия - сравнение ценностей.

Третья стадия - роль - насколько совместимо выполнение ролей в браке. Не существует единой теории.

сожительство.

Одна треть находящихся в гражданском браке, затем вступают в реальный брак. По поводу длительности: более десяти лет достаточно редко среди гетеросексуалов, но много гомосексуалов.

одиночество.

Две точки зрения - одинокие это:

Казановы;

неудачники, некрасивые.

На самом деле разнообразие. Есть люди, которые сознательно выбирают одиночество. Зачастую это нахождение баланса между свободой и обязательствами.

Развитие семьи - закономерность.

Родительский цикл:

оставление родительской семьи;

вступление в брак;

рождение первого ребёнка, начало родительства;

поступление в школу первого ребёнка;

рождение последнего ребёнка;

уход последнего ребёнка.

Переход к родительству - после рождения ребёнка семья в новом качестве.

Галински: стадии родительства:

Стадия формирования образа (от зачатия - рождения) - родители пытаются представить, какими они будут;

Стадия вскармливания (рождение - 2 г.) - окончание стадии, когда ребёнок впервые говорит “ нет”. Формируются привязанности родителей к ребёнку. Планирование своего времени;

Стадия авторитета (2 - 5 лет) - родители задумываются о том, какими они были, будут. Понимают, что их дети, не всегда соответствуют тому, что они ждали;

Интерпретативная стадия (младший школьный возраст) - родители должны снова проверить и пересмотреть представления о ребёнке;

Стадия взаимозависимости (подростки) - родители должны отказаться от властных отношений и перейти к партнёрству;

Стадия расставания.

Профессия.

Профессиональный цикл:

Размышления о будущей профессии, выбор;

Работа в выбранной профессии;

Удаление от дел, покой.

Для успешной адаптации в новой профессии существуют институт наставничества и корпоративная солидарность.

СРЕДНЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ.

ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ.

40 - 60, 65 лет - по Эриксону.

“ Переходный возраст” - кризисный возраст - сторно.

Замедляются функции нервной системы. Скелет теряет гибкость, мышцы эластичность. Увеличивается количество подкожного жира. Каждое десятилетие количество крови, которое перекачивает сердце, сокращается на 8%. Уменьшается объём лёгких. Менопауза (климактерий). Гормональная перестройка.

КОГНИТИВНАЯ СФЕРА.

Сенсомоторные функции.

Снижается острота зрения, возникает дальнозоркость, ухудшается слух. Снижается вкусовая, обонятельная и болевая чувствительность. Увеличивается время реакции.

Внимание. Память.

41 - 46 лет - пик развития.

Интеллект.

До пятидесяти лет возрастает, к шестидесяти - снижается. На него влияет профессиональная деятельность. Снижается, как правило, у тех, кто не занимается умственным трудом.

Два типа интеллекта:

текучий - скорость и результативность запоминания, индуктивные рассуждения, оперирование пространственными образами, восприятие новых связей и отношений. Пик - в юности. Связан с биологическими возможностями нервной системы;

кристаллизованный - осведомлённость, уровень знаний. Формулировка суждений, способность анализировать проблемы, использовать усвоенные стратегии решений задач.

В деятельности психолога три пика творчества:

40 - 45 лет;

60 - 64 лет;

70 лет.


Балтес: люди, которые спокойно, относятся к проблемам середины жизни, приобретают особую когнитивную способность “ мудрость”.

Признаки мудрого человека:

человек обладает обширными знаниями;

умеет оценивать события и информацию в более широком контексте;

способность справляться с неприятностями.

Скорость протекания когнитивных процессов снижается, но эффективность мышления повышается. Человек достигает состояния мудрости.

АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА.

Три сферы источников эмоций:

личность;

семья;


работа.

Личность - эмоции связаны с тем, насколько человеку удалось реализовать себя. Эмоции могут быть связаны с изменениями в организме. Женщины - беспокойство о внешности.

Семья - может быть чувство одиночества, так как дети покидают семью. Если всё благополучно - положительные эмоции. Важно благополучие в браке.

Профессиональная деятельность - её влияние на здоровье.

МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА.

Авторитеты для более молодых. Родители уже не опекают. Поколение руководителей и потребность действовать без промедления “ откладывать некуда”.

Смещение мотива в сторону обострившихся потребностей.

Реализация своего творческого потенциала;

Необходимость передать накопленный опыт будущему поколению;

Корректировка деятельности с точки зрения возможной стагнации и упущенных возможностей;

Забота о сохранении близких отношений с родными и друзьями;

Подготовка к спокойной и обеспеченной жизни в пожилом возрасте;

Переосмысление, переоценка жизни в целом, ценностей.

Около сорока пяти лет - кризис середины жизни.

Возможные причины кризиса:

ненормативные события (увольнение и другие);

положительные ненормативные события (новая работа, любовь).

Люди с доминирующим мотивом власти легче преодолевают кризис. Сложнее - мотив достижения успеха.

Критическая точка мотивационного кризиса - потеря смысла жизни.

Смысл жизни - жизненный основной мотив.

Основные характеристики уровня осмысленности человеком жизни:

Цель, которая придаёт направленность временной перспективы жизни;

Интерес - отображает наполненность жизни смыслом;

Результативность жизни и удовлетворённость самореализацией;

Контроль;

Управляемость жизнью.

Половые различия реакций на мотивационный кризис.

Фарелл, Розенберг: четыре способа реагирования на кризис у мужчин:

Трансцендентно - генеративный - кризис незаметен, т. к. основные желания воплощены в жизнь. Это время реализации своих возможностей и достижения новых целей.

Путь псевдоразвитого мужчины - внешне справляется с проблемами, на самом деле - большие проблемы.

Мужчина в кризисе - открытое замешательство, не скрывающее проблем: возможность изменить жизнь, начало падения.

Путь обездоленного судьбой - большую часть жизни ему многое не удавалось. Кризис - обострение постоянных проблем.

Женщины - кризис связан с семейным циклом и этапами профессиональной деятельности. Проблема увядания.

Разрешение мотивационного кризиса зависит от способности человека признать свои заблуждения и привести в соответствие свои желания и возможности.

Защитный механизм позволяет сохранить самоуважение, но не приводит к разрешению проблем.

Маслоу: в зрелые годы потребность в самоуважении, достигает максимального уровня и перестаёт, расти, т. к.:

к этому времени уже сформирована реалистичная самооценка, она мало зависит от других, а зависит от внутренних эталонов;

к этому времени человек достигает определённого статуса и может двигаться к удовлетворению высшей потребности - потребности в самоактуализации, стремления к совершенствованию.

Но многие люди не видят своих способностей, боятся их. На пути к самоактуализации стоит потребность в безопасности. Самоактуализация требует изменений, риска, на что трудно бывает решиться, поэтому многие выбирают стабильность, безопасность и, как следствие отказ от развития. У таких людей возникает потребность реализоваться через своих детей.

Два пути:

поощрять выбор профессии ребёнком, основываясь на его способностях;

навязывание детям своей воли, стремление к сохранению семейных традиций.

Выход на пенсию - сложный момент, важны отношения в семье.

Разводов немного, но причины те же. Для тех, кто прожил в браке более пятнадцати лет развод - поражение. Через три - четыре года повторные браки, чаще у мужчин. Женщины остаются в более выгодном положении.

Мотивация профессиональной деятельности.

Люди дорожат своим местом, хотят продолжать трудиться. Многих пугает возможность остаться безработным.



Я - КОНЦЕПЦИЯ.

Становится почти независим от оценок других. Ориентация на внутренние эталоны. Этические ценности приобретают особую значимость. У зрелых людей усиливается когнитивный компонент самооценки. Эмоциональная самооценка становится более сдержанной. Когнитивная - знания о себе ведут за собой эмоции. В молодости существует много частных самооценок, в средней взрослости - они обобщаются. В среднем возрасте самооценка поддерживается за счёт опоры на значимые сферы. Важнейшая деятельность - труд. Важнейшая сфера - семья.

<предыдущая страница


Предмет и задачи детской и возрастной психологии

В начале появилась детская психология. Позже геронтология. В ХХ веке: акмеология (взрослый возраст). Детская психология изучена лучше

801.74kb.

15 12 2014
6 стр.


1. Предмет и задачи возрастной психологии. Ее теоретическое и практическое значение. Предмет

Предмет: закономерности психического развития человека в онтогенезе и особенности развития психики, сознания, личности и ее деятельности на каждой из возрастных стадий развития

1626.47kb.

14 12 2014
7 стр.


Тема Предмет и задачи дифференциальной психологии

Задачи дифференциальной психологии. Место дифференциальной психологии в системе психологического знания. Методологические подходы дифференциальной психологии. Направления развития

1584.64kb.

17 12 2014
8 стр.


01. Предмет психологии. Структура психологической науки. Практическая пси и ее задачи. Роль психологии в системе наук о человеке

Психология наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности пси – наука о психике, ее свойствах, состоянии, явлениях, развитии

2637.11kb.

17 12 2014
14 стр.


Тема Предмет, задачи, методы педагогической психологии

Экспериментальная педагогика и педагогическая психология первоначально трактовались как

452.39kb.

25 09 2014
1 стр.


1. Предмет и задачи общей психофизиологии

Психофизиология (психологическая физиология) — научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии

312.96kb.

01 10 2014
1 стр.


Мальцева Ольга Анатольевна Канд психол наук, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии Института психологии, педагогики, социального управления Тюм гу данные лекции

Охватывает очень широкую сферу деятельности

1623.47kb.

09 09 2014
9 стр.


Образ мира и психологическое изучение мышления

Почетными грамотами. Первое место разделили ассистент кафедры общей психологии В. В. Петухов, младший научный сотрудник кафедры возрастной психологии Г. В. Бурменская, младший науч

177.18kb.

26 09 2014
1 стр.