Перейти на главную страницу
Поведенческие реакции, связанные с учебной деятельностью.
Социально - психологические причины нарушения поведения.
Личко выделяет реакции на воздействия среды:
реакция эмансипации;
реакция группирования со сверстниками;
реакция увлечения (хобби);
реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением.
Реакция эмансипации - стремление освободиться от взрослых (типичная подростковая реакция). За ней стоит потребность быть самостоятельным.
Потребность в самоутверждении. Может принимать асоциальные формы бродяжничество.
Биологические нормы: среди собак в период пубертата молодые члены стаи начинают борьбу за своё место в группе.
Реакция группирования со сверстниками - тоже ведущие биологические нормы. Молодняк в стае территориально объединяется. Обезьяна - подросток реагирует депрессией, если её изолируют от сверстников.
Первый тип групп: однополый состав, наличие лидера (постоянного), достаточно жёстко фиксированные роли.
Обычно лидером становится физически сильный подросток.
Обычно у такой группы есть своя субкультура (жаргон, клички, обряды).
Обычно эта группа очень стабильна (трудно войти и выйти) проходят ряд испытаний для входа в группу.
Обычно такого типа группы формируют мужчины, часто в закрытых интернатах.
Второй тип: нет чёткого распределения ролей, отсутствует лидер. Лидер в зависимости от совершаемой в данный момент деятельности. Жизнь минимально регламентирована. Нестабильна. Также может стать источником асоциального поведения (наиболее усилена в группах). Поведение отличается жестокостью и бессмысленностью.
Реакция увлечения - типичная подростковая реакция. Увлечения могут настолько увлечь, что забудут про учёбу.
Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением - сексуальные ранние связи могут иметь неблагоприятные последствия. Необходимо просвещение и воспитание (нравственность).
Я - КОНЦЕПЦИЯ.
Одним из новообразований является чувство взрослости. Конфликт в том, что к ребёнку относятся как к ребёнку. Очень важным моментом является половое созревание. Подросток уже довольно много знает, есть области, в которых они знают больше чем родители.
Сенситивный период для формирования словесно - логического мышления. Он может выстраивать логические цепочки, доказывать свою правоту. У подростка появляются обязанности. Всё это в совокупности влияет на появление чувства взрослости. Всё, что есть у взрослого в основном внешняя сторона взрослости (деньги, секс, косметика, одежда, алкоголь и т. д.). Но на самом деле подросткам свобода не нужна, им нужно признание их независимости (Баярд “ Ваш беспокойный подросток”).
Баярд: она советует не ограничивать, если есть возможность (пример: придёшь домой в определённое время, чтобы мы не волновались). На любое действие есть противодействие.
Учебная деятельность.
Подросток - типичный ученик, очень большая часть жизни. При этом ведущая деятельность - общение.
В пятом классе - средняя школа.
Дубровина: это возраст промежуточный между детством и подростковым возрастом. Ребёнок ещё доверчив, открыт, признаёт взрослых, ждёт поддержки.
Пятый класс (10 лет).
Основные задачи развития пятого класса:
овладение базовыми школьными знаниями и умениями;
формирование способности учиться в средней школе;
развитие учебной мотивации, формирование интереса;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;
формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам. Развитие уверенности в себе;
формирование представлений о себе, как об умелом человеке с большими возможностями развития.
В это время переход от одного учителя к нескольким. Существует кабинетная система. Большинство школьников переживает, как важное событие.
Причины:
предметное обучение основывается на закономерностях (малыши просто учатся считать, а мы учим математику);
для детей с одним учителем переход к разным учителям, со своими требованиями - важный шаг к взрослению;
определённый круг детей осознаёт этот шаг, как шанс заново начать школьную жизнь;
дети ждут, что им в школе станет интереснее. Ожидание перемен.
Обычно в пятом классе появляются троечники, это связано с различными требованиями и особенностями учителей.
Нет сформулированных общих учебных умений (не организовано запоминание).
Часто преподаватели - предметники предъявляют к пятиклассникам те же требования, что и к семиклассникам. Многие пятиклассники начинают впадать в детство, вместо взросления.
Задача психолога - обратить внимание этих учителей на возрастные особенности пятиклассников. Двоякое отношение - как к ребёнку и, как ко взрослому. Дети манипулируют.
Эмоциональная выраженность к какому - либо предмету (я способен) и это основано не на уровне успешности, а на интересе. Это может привести к разочарованию в предмете. Бросает этим заниматься, не мучаясь угрызениями совести.
Психолог должен помочь выявить объективные критерии успешности и не успешности. Выработать стремление проверять свои способности. Психолог - устраивание консилиума учителей - предметников совместно с учителями начальных классов.
Пятиклассники очень чувствительны к демократическому стилю руководства. В пятом классе дети очень ценят юмор.
Задачи пятого класса - решить все те задачи периода детства, которые не были решены, заполнить пробелы начальной школы.
Шестой - седьмой класс (11 - 12 лет).
Основные задачи развития:
формирование нового уровня мышления (логического);
формирование широкого спектра способностей и интересов, выявление устойчивых интересов;
формирование интересов к другому человеку, как к личности;
развитие интереса к себе, стремление разобраться в своих способностях, поступках;
формирование первичных навыков самоанализа;
развитие и укрепление чувства взрослости;
формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;
развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки;
развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания;
развитие моральных чувств, форм сочувствия и сопереживания другим людям;
формирование представлений о происходящих изменениях, связанных с ростом и половым созреванием.
Восьмой класс (13 лет).
Возраст второго рождения личности.
Формирование дедуктивных процессов. Умение и желание строить умозаключения. Делать на их основе выводы, развитие рефлексии;
развитие воли, формирование умения ставить перед собой цели и достигать их. В связи с развитием самосознания - подростки начинают заниматься самовоспитанием, часто воспитанием воли - подражают волевым людям, думая, что воля проявляется в грандиозных событиях. Рука над свечой - взрослые должны помочь ребёнку выработать способность достигать цели;
развитие мотивационной сферы, овладение способами регуляции поведения и эмоциональных состояний;
развитие воображения;
развитие умения строить равноправные отношения, со сверстниками основанные на взаимопонимании;
формирование форм и способов дружеского общения и отношений;
формирование умения понимать причины поведения себя и другого человека;
развитие позитивного и адекватного образа своего тела, как меняющегося и развивающегося.
Кризис подросткового возраста.
Как любой другой состоит из трёх фаз.
Негативная (предкритическая) - ломка старых привычек, стереотипов (6 - 7 класс).
Кульминационная точка (8 класс).
Посткритическая - период формирования новых структур, новых отношений.
Два пути протекания кризиса.
Кризис независимости - на него обычно обращают внимание - негативизм, упрямство, строптивость и т. д.
Кризис зависимости (другой вариант) - чрезмерное послушание, зависимость от сильных, регресс к старым интересам (я ребёнок и хочу им остаться).
В реальном поведении могут проявляться симптомы обоих кризисов.
РАННЯЯ ЮНОСТЬ.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.
Завершается процесс полового созревания. Стабильность работы сердечно - сосудистой системы. Нет нескладности.
Нервная система - гармонизация, уравновешивание процессов торможения и возбуждения.
Противоречия между биологическим и социальным созреванием. Экономическая зависимость от родителей.
Основные задачи:
Обретение чувства личностной тождественности и целостности.
Обретение сексуально - половой идентичности.
Профессиональное определение, определение жизненных целей, будущей профессии.
Развитие готовности к жизни: достаточный уровень развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности.
КОГНИТИВНАЯ СФЕРА.
Абстрактно - логическое мышление достигает высокого уровня развития (дедуктивные, индуктивные способы мышления).
Память - абстрактное логическое запоминание. Познавательные интересы дифференцированы. Формируется система ценностей. Идеалы более реальны, чем в подростковом возрасте. Привлекательность становится ценностью. Напряжённые размышления о смысле жизни.
Марше: четыре типа формирования идентичности:
Неопределённая - ещё не сложившаяся; психологический возраст отстаёт от реального; человек ещё не вступил в пору кризиса.
Предрешённый вариант развития: индивид раньше времени включается во взрослую систему отношений.
Проба ролей: индивид находится в активном профессиональном поиске себя.
Зрелая идентичность: кризис завершён.
Потребность в осознании смысла жизни позволяет:
интегрировать различные требования от различных сфер жизнедеятельности. Это позволяет рассматривать жизнь, как некий процесс, который имеет свои цели и преимущества;
интегрировать все свои способности, использовать их для реализации выбранного пути.
Человек пробует себя в разных видах деятельности, сферах, смена ролей.
Девятый класс - выбор дальнейшего пути.
Десятый класс - феномен моратория - многие школьники расслабляются, уделяют мало времени учёбе, много развлечениям, общению.
Одиннадцатый класс - мораторий оканчивается.
ОБЩЕНИЕ.
Две противоположных тенденции.
Расширение сферы общения - увеличивается время, которое идёт на общение; расширение географии общения; расширение социального пространства общения; появляется феномен “ ожидания общения” - активный поиск друзей.
Растущая индивидуализация - появляется строгое разграничение дружеских и приятельских отношений; высокая избирательность к дружеским привязанностям - друг - тот, кто понимает, разделяет мои ценности, требовательность к другу.
Изменяются отношения со взрослыми, повышается значимость семьи, если семья принимает индивида, как равного.
Укрепление чувства взрослости понимает, что взрослость - ответственность и самостоятельность.
Индивидуализация проявляется во внешнем виде, одежде.
Я - КОНЦЕПЦИЯ.
Развитие я - концепции на основе сравнения. В этом возрасте самооценка более адекватна, чем в подростковом возрасте: усиливается независимость от мнения взрослых и сверстников, но опыта недостаточно для адекватного оценивания себя. Выбор будущей профессии.
Центральное новообразование - личностное самоопределение.
На выбор профессии влияют:
социальное положение родителей;
род их занятий;
уровень образования.
РАННЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ (20 - 40 ЛЕТ).
Ярких признаков нет. Развитие обусловлено личностными, культурными и социальными событиями. Способность реагировать на условия социальной среды, приспосабливаться к их применению.
Возрастные часы - вид внутреннего временного графика жизни, используемого в качестве критерия развития во взрослости.
Нормативные события - ожидаются в определённом возрасте или переживаются большинством людей, принадлежащих к одной когорте (образование семьи, получение профессии).
Ненормативные события - свершаются неожиданно и касаются лично каждого человека (тяжёлая болезнь и т. д.).
Психологический возраст - показатель, на сколько человек адаптировался к требованиям окружающей среды. Включает: уровень IQ, способность к научению, двигательные навыки, чувство установки, мотивы. Эти показатели в свою очередь подразделяются на субъективные и объективные.
Социальный возраст - оценивается по степени соответствия положения человека существующим в данной культуре нормам.
Биологический возраст - связан с продолжительностью жизни, с психофизиологическими факторами.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.
Пик физического развития. Готовность к воспроизведению потомства. Сила, выносливость, к критическому периоду могут пойти на спад. При болезни физические способности снижены.
КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ.
Происходят качественные изменения.
Бойко: время реакции у детей и взрослых существенно различается. Время реакции у взрослого меньше, чем у ребёнка. После сорока лет время реакции начинает увеличиваться. Пик развития физических функций 23 - 25 лет (сохраняется до сорока лет). Изменение времени реакции сопровождается повышением чувствительности человека (зрительной, слуховой, кинестетической). Двадцать пять лет - пик чувствительности.
Ананьев: в процессе интеллектуального развития знаний деятельность больших полушарий прогрессирует. Работа мозга позволяет сохранить человеку высокий уровень развития психических функций. Физические функции, которые используются в профессиональной деятельности дольше, сохраняют пик своего развития и снижаются позже.
Память.
Наибольшие изменения происходят в кратковременной вербальной памяти, зрительной и слуховой модальности.
18 - 30 лет - максимальная;
31 - 40 лет - снижение.
Зрительная память - аналогично.
Наименьшим изменениям подвергается образная память, долговременная вербальная память (18 - 35 лет).
Мышление.
Большая гибкость - более гибкие связи между образным, логическим и действительным мышлением.
Векслер: интеллектуальное развитие человека (19 - 30 лет). Пик - некоторые функции достигают своего максимума в сорок лет. После тридцати лет снижение функций связанных с моторикой.
Речь.
Преобразования самой структуры речи, изменение её лексического и грамматического состава. Переход от использования простых предложений к использованию сложных предложений. У молодых людей образуются речевые стереотипы. Молодые быстрее и проще переделывают стереотипы.
30 - 35 лет - стабилизация, снижение уровня развития невербальных функций.
Перри: интервью у студентов, как они объясняют свой учебный опыт.
Три стадии развития мышления.
Дуализм - студенты ищут истину. Их мир либо хорошо, либо плохо. Роль преподавателя - учить, студента - учиться.
Концептуальный релятивизм - студенты привыкли к тому, что на одну и ту же проблему существуют разные точки зрения.
Самостоятельно выбранная позиция и ответственность за неё - потребность в формировании своего собственного мнения.
Ригель: мышление в период ранней взрослости диалектическое.
Мышление - интеграция идеального и реального знания, которое мы получаем из теории и практики, соединяются в правильное познание мира.
Лейбоуви - Видэ: в качестве когнитивной зрелости - обязательность и ответственность. При развитии интеллекта необходимо учиться развитию. Многие исследователи связывают когнитивное развитие и развитие личности.
АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА.
Одна из задач - достижение близости (по Эриксону). Это тесные взаимоотношения, предполагающие эмпатию. Близость - основа любви.
Стернберг: модель любви.
Л
юбовь разрушается за счёт негативных чувств.
Любовь - источник не только позитивных эмоций, но и негативных.
Источник различных переживаний как положительных, так и отрицательных.
Детско-родительские отношения.
В целом эмоциональная сфера уже достаточно сформирована и стабильна.
МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА.
Изменения связаны с событиями и фактами, которые происходят в личной, социальной и культурной сферах.
Необходимость принятия решений о своей семье (брак, дети), о профессии - нормативные события.
Ненормативные события: смерть близких, инвалидность, потеря работы и другие.
Поведение человека становится менее импульсивным, появляется понимание причин своих поступков и поступков других людей. Происходит становление социально зрелой личности.
Одна из задач: совместить желаемое и действительное.
Для мужчин - характерна однородность в мечтах (карьера). Для женщин - разнообразие в мечтах: о семье, о работе (18% - только карьера; 15% - семья).
Мужчины при принятии решений опираются на потребности; женщины - на мотиватор дома, таким образом, они более приспособлены к усвоению общественных норм и требований.
Мотивация брака.
Женщины раньше готовы к браку, готовы к обязанностям, ограничениям, необходимо построение отношений не только в сексуальной, но и в социальной сфере.
Готовность к браку - интимные чувства, которые не предполагают потерю своей идентичности (Эриксон).
Ковалёв: пять основных мотивов вступления в брак:
любовь (возможны негативные последствия);
духовная близость;
материальный расчёт;
психическое соответствие;
моральные соображения.
Максимальное удовлетворение от брака - когда вместе два первых мотива.
Основная масса разводов - 25 - 29 лет.
Причины разводов:
несовместимость характеров;
нарушение супружеской верности;
плохие отношения с родственниками;
пьянство;
вступление в брак без любви;
осуждение одного из супругов на длительный срок.
После развода многие предпочитают быть одни.
Мотивы:
не заинтересованность в подобных отношениях.
Корни:
детско-родительские отношения - в них корни одиночества, т. к. люди в детстве недополучили любви; не возникает чувства достаточной безопасности; ощущение базальной тревоги; недоверие к миру и как следствие человек начинает строить защитные стратегии (невротические потребности).
Желание получать много денег.
Другие мотивы:
Родительская установка - человек предпочитает работу, связанную с заботой о других;
Необходимость реализовать свои способности, добиться самоактуализации;
Интерес к профессии;
Общественный престиж;
Поло - ролевые факторы;
Ориентация на сложившуюся систему социальных ценностей.
Период выбора профессии заканчивается к двадцати пяти годам. С двадцати пяти лет - упрочнение карьеры.
Главный мотив - занять прочное место в выбранной профессии.
Первые семь - десять лет - подтверждение правильности выбора.
К сорока годам - понимание, что продвижение по карьерной лестнице не так легко, может возникнуть чувство разочарования.
Тридцать лет - пересмотр жизненных планов, целей, ценностей.
Мужчины - смена работы в случае неудовлетворённости. Карьера по - прежнему очень важна.
Женщины - меняются жизненные приоритеты. У тех, кто ориентировался на семью - переключение на карьеру и наоборот.
Смена романтических планов - прагматическими. Человек понимает адекватно собственные ограничения. Наступает ощущение целостности и удовлетворённости.
Я - КОНЦЕПЦИЯ.
Потребность в самоактуализации.
Я - концепция зависит от социальной оценки, от личного опыта.
Бернс: функции я - концепции:
Достижение внутренней согласованности;
Интерпретация опыта;
Формирование ожиданий (главная функция).
В основе отношений между ожиданиями и поведением лежит механизм самореализации пророчества. Он формируется через интерпретацию.
Составляющие “ Я - концепции”:
когнитивная (самоописание);
эмоционально - оценочная (самооценка) - главная;
поведенческая.
Защитные механизмы включаются, когда есть угроза самооценке.
Если человек, терпит неудачу он всячески, пытается поддержать себя.
Отрицает факт;
снижает уровень притязаний;
уровни, приносящие успех в деятельности;
рационализация.
Мальчик старается поддержать свою я - концепцию.
20 - 40 лет - я - концепция устоявшаяся.
Самооценка становится всё более дифференцированной (может оценивать одни качества как положительные, другие, как отрицательные). Также дифференцирование заключается в том, что чёткое разграничение “ Я - реального” и “ Я - идеального”.
Я - концепция связана с ощущением своего психологического времени - самоощущение возраста.
Есть люди, для которых хронологический возраст не играет значение.
Но бывает, что активно не совпадают реальный возраст и возраст, в котором человек себя ощущает. Это зависит от наполненности жизни. Если жизнь человека наполнена многими событиями, и они носят негативный характер, человек ощущает себя старше.
Исследованием психологического времени занимаются Кроник, Головаха.
Мужчинам от 21 - 44 лет предлагали представить, что они не знают, сколько им лет и оценить себя.
Только у 24% - совпадение реального и субъективного возраста;
55% - ощущали себя моложе;
21% - старше.
Средняя разница четыре года с реальным возрастом.
Наибольший вариант занижения возраста - 21 год.
Максимальное завышение - 11 лет.
Феномен “ консервация возраста” - с возрастом значительно увеличивается число лиц, оценивающих себя более молодыми.
Среди тридцатилетних - 47% оценивают моложе, а более тридцати лет - 73%.
От чего зависит самоощущение?
Самоощущение возраста является результатом сопоставления своих личных достижений и возрастно-ролевых предъявляемых ожиданий, в том случае если достижения человека опережают ожидания человек ощущает себя старше, если наоборот - моложе (в тридцать шесть лет можно стать первый раз матерью или уже бабушкой).
Половые различия в особенностях я - концепции.
Кон: мужской я - образ содержит преимущественно информацию о трудовой деятельности, спортивных достижениях, характеристике сексуальности.
Женский - важна внешняя привлекательность.
Мужчины склонны переоценивать свои качества. Женщины более реалистичны. Мужская тенденция - соответствовать стереотипу мужественности.
Обозов: мужчины и женщины по - разному относятся к похвале и поощрению. Женщины в большей степени нуждаются в похвале и вознаграждении. Мужчины тоже нуждаются, но порой им достаточно самим высоко оценить себя. Зависимы в самооценке от мнения окружающих. Женщины больше нуждаются в доверительных интимных отношениях.
Я - концепция женщин - более индивидуализированы.
Я - концепция мужчин - более социализированы
В начале появилась детская психология. Позже геронтология. В ХХ веке: акмеология (взрослый возраст). Детская психология изучена лучше
15 12 2014
6 стр.
Предмет: закономерности психического развития человека в онтогенезе и особенности развития психики, сознания, личности и ее деятельности на каждой из возрастных стадий развития
14 12 2014
7 стр.
Задачи дифференциальной психологии. Место дифференциальной психологии в системе психологического знания. Методологические подходы дифференциальной психологии. Направления развития
17 12 2014
8 стр.
Психология наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности пси – наука о психике, ее свойствах, состоянии, явлениях, развитии
17 12 2014
14 стр.
Экспериментальная педагогика и педагогическая психология первоначально трактовались как
25 09 2014
1 стр.
Психофизиология (психологическая физиология) — научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии
01 10 2014
1 стр.
Охватывает очень широкую сферу деятельности
09 09 2014
9 стр.
Почетными грамотами. Первое место разделили ассистент кафедры общей психологии В. В. Петухов, младший научный сотрудник кафедры возрастной психологии Г. В. Бурменская, младший науч
26 09 2014
1 стр.