Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5страница 6

Поведенческие реакции, связанные с учебной деятельностью.

Социально - психологические причины нарушения поведения.

Личко выделяет реакции на воздействия среды:

реакция эмансипации;

реакция группирования со сверстниками;

реакция увлечения (хобби);

реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением.

Реакция эмансипации - стремление освободиться от взрослых (типичная подростковая реакция). За ней стоит потребность быть самостоятельным.

Потребность в самоутверждении. Может принимать асоциальные формы бродяжничество.

Биологические нормы: среди собак в период пубертата молодые члены стаи начинают борьбу за своё место в группе.

Реакция группирования со сверстниками - тоже ведущие биологические нормы. Молодняк в стае территориально объединяется. Обезьяна - подросток реагирует депрессией, если её изолируют от сверстников.

Первый тип групп: однополый состав, наличие лидера (постоянного), достаточно жёстко фиксированные роли.

Обычно лидером становится физически сильный подросток.

Обычно у такой группы есть своя субкультура (жаргон, клички, обряды).

Обычно эта группа очень стабильна (трудно войти и выйти) проходят ряд испытаний для входа в группу.

Обычно такого типа группы формируют мужчины, часто в закрытых интернатах.

Второй тип: нет чёткого распределения ролей, отсутствует лидер. Лидер в зависимости от совершаемой в данный момент деятельности. Жизнь минимально регламентирована. Нестабильна. Также может стать источником асоциального поведения (наиболее усилена в группах). Поведение отличается жестокостью и бессмысленностью.

Реакция увлечения - типичная подростковая реакция. Увлечения могут настолько увлечь, что забудут про учёбу.

Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением - сексуальные ранние связи могут иметь неблагоприятные последствия. Необходимо просвещение и воспитание (нравственность).

Я - КОНЦЕПЦИЯ.

Одним из новообразований является чувство взрослости. Конфликт в том, что к ребёнку относятся как к ребёнку. Очень важным моментом является половое созревание. Подросток уже довольно много знает, есть области, в которых они знают больше чем родители.

Сенситивный период для формирования словесно - логического мышления. Он может выстраивать логические цепочки, доказывать свою правоту. У подростка появляются обязанности. Всё это в совокупности влияет на появление чувства взрослости. Всё, что есть у взрослого в основном внешняя сторона взрослости (деньги, секс, косметика, одежда, алкоголь и т. д.). Но на самом деле подросткам свобода не нужна, им нужно признание их независимости (Баярд “ Ваш беспокойный подросток”).

Баярд: она советует не ограничивать, если есть возможность (пример: придёшь домой в определённое время, чтобы мы не волновались). На любое действие есть противодействие.

Учебная деятельность.

Подросток - типичный ученик, очень большая часть жизни. При этом ведущая деятельность - общение.

В пятом классе - средняя школа.

Дубровина: это возраст промежуточный между детством и подростковым возрастом. Ребёнок ещё доверчив, открыт, признаёт взрослых, ждёт поддержки.

Пятый класс (10 лет).

Основные задачи развития пятого класса:

овладение базовыми школьными знаниями и умениями;

формирование способности учиться в средней школе;

развитие учебной мотивации, формирование интереса;

развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;

формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам. Развитие уверенности в себе;

формирование представлений о себе, как об умелом человеке с большими возможностями развития.

В это время переход от одного учителя к нескольким. Существует кабинетная система. Большинство школьников переживает, как важное событие.

Причины:


сам факт окончания начальной школы;

предметное обучение основывается на закономерностях (малыши просто учатся считать, а мы учим математику);

для детей с одним учителем переход к разным учителям, со своими требованиями - важный шаг к взрослению;

определённый круг детей осознаёт этот шаг, как шанс заново начать школьную жизнь;

дети ждут, что им в школе станет интереснее. Ожидание перемен.

Обычно в пятом классе появляются троечники, это связано с различными требованиями и особенностями учителей.

Нет сформулированных общих учебных умений (не организовано запоминание).

Часто преподаватели - предметники предъявляют к пятиклассникам те же требования, что и к семиклассникам. Многие пятиклассники начинают впадать в детство, вместо взросления.

Задача психолога - обратить внимание этих учителей на возрастные особенности пятиклассников. Двоякое отношение - как к ребёнку и, как ко взрослому. Дети манипулируют.

Эмоциональная выраженность к какому - либо предмету (я способен) и это основано не на уровне успешности, а на интересе. Это может привести к разочарованию в предмете. Бросает этим заниматься, не мучаясь угрызениями совести.

Психолог должен помочь выявить объективные критерии успешности и не успешности. Выработать стремление проверять свои способности. Психолог - устраивание консилиума учителей - предметников совместно с учителями начальных классов.

Пятиклассники очень чувствительны к демократическому стилю руководства. В пятом классе дети очень ценят юмор.

Задачи пятого класса - решить все те задачи периода детства, которые не были решены, заполнить пробелы начальной школы.

Шестой - седьмой класс (11 - 12 лет).

Основные задачи развития:

формирование нового уровня мышления (логического);

формирование широкого спектра способностей и интересов, выявление устойчивых интересов;

формирование интересов к другому человеку, как к личности;

развитие интереса к себе, стремление разобраться в своих способностях, поступках;

формирование первичных навыков самоанализа;

развитие и укрепление чувства взрослости;

формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;

развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки;

развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания;

развитие моральных чувств, форм сочувствия и сопереживания другим людям;

формирование представлений о происходящих изменениях, связанных с ростом и половым созреванием.

Восьмой класс (13 лет).

Возраст второго рождения личности.

Формирование дедуктивных процессов. Умение и желание строить умозаключения. Делать на их основе выводы, развитие рефлексии;

развитие воли, формирование умения ставить перед собой цели и достигать их. В связи с развитием самосознания - подростки начинают заниматься самовоспитанием, часто воспитанием воли - подражают волевым людям, думая, что воля проявляется в грандиозных событиях. Рука над свечой - взрослые должны помочь ребёнку выработать способность достигать цели;

развитие мотивационной сферы, овладение способами регуляции поведения и эмоциональных состояний;

развитие воображения;

развитие умения строить равноправные отношения, со сверстниками основанные на взаимопонимании;

формирование форм и способов дружеского общения и отношений;

формирование умения понимать причины поведения себя и другого человека;

развитие позитивного и адекватного образа своего тела, как меняющегося и развивающегося.

Кризис подросткового возраста.

Как любой другой состоит из трёх фаз.

Негативная (предкритическая) - ломка старых привычек, стереотипов (6 - 7 класс).

Кульминационная точка (8 класс).

Посткритическая - период формирования новых структур, новых отношений.

Два пути протекания кризиса.

Кризис независимости - на него обычно обращают внимание - негативизм, упрямство, строптивость и т. д.

Кризис зависимости (другой вариант) - чрезмерное послушание, зависимость от сильных, регресс к старым интересам (я ребёнок и хочу им остаться).

В реальном поведении могут проявляться симптомы обоих кризисов.

РАННЯЯ ЮНОСТЬ.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

Завершается процесс полового созревания. Стабильность работы сердечно - сосудистой системы. Нет нескладности.

Нервная система - гармонизация, уравновешивание процессов торможения и возбуждения.

Противоречия между биологическим и социальным созреванием. Экономическая зависимость от родителей.

Основные задачи:

Обретение чувства личностной тождественности и целостности.

Обретение сексуально - половой идентичности.

Профессиональное определение, определение жизненных целей, будущей профессии.

Развитие готовности к жизни: достаточный уровень развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности.

КОГНИТИВНАЯ СФЕРА.

Абстрактно - логическое мышление достигает высокого уровня развития (дедуктивные, индуктивные способы мышления).

Память - абстрактное логическое запоминание. Познавательные интересы дифференцированы. Формируется система ценностей. Идеалы более реальны, чем в подростковом возрасте. Привлекательность становится ценностью. Напряжённые размышления о смысле жизни.

Марше: четыре типа формирования идентичности:

Неопределённая - ещё не сложившаяся; психологический возраст отстаёт от реального; человек ещё не вступил в пору кризиса.

Предрешённый вариант развития: индивид раньше времени включается во взрослую систему отношений.

Проба ролей: индивид находится в активном профессиональном поиске себя.

Зрелая идентичность: кризис завершён.

Потребность в осознании смысла жизни позволяет:

интегрировать различные требования от различных сфер жизнедеятельности. Это позволяет рассматривать жизнь, как некий процесс, который имеет свои цели и преимущества;

интегрировать все свои способности, использовать их для реализации выбранного пути.

Человек пробует себя в разных видах деятельности, сферах, смена ролей.

Девятый класс - выбор дальнейшего пути.

Десятый класс - феномен моратория - многие школьники расслабляются, уделяют мало времени учёбе, много развлечениям, общению.

Одиннадцатый класс - мораторий оканчивается.

ОБЩЕНИЕ.

Две противоположных тенденции.

Расширение сферы общения - увеличивается время, которое идёт на общение; расширение географии общения; расширение социального пространства общения; появляется феномен “ ожидания общения” - активный поиск друзей.

Растущая индивидуализация - появляется строгое разграничение дружеских и приятельских отношений; высокая избирательность к дружеским привязанностям - друг - тот, кто понимает, разделяет мои ценности, требовательность к другу.

Изменяются отношения со взрослыми, повышается значимость семьи, если семья принимает индивида, как равного.

Укрепление чувства взрослости понимает, что взрослость - ответственность и самостоятельность.

Индивидуализация проявляется во внешнем виде, одежде.

Я - КОНЦЕПЦИЯ.

Развитие я - концепции на основе сравнения. В этом возрасте самооценка более адекватна, чем в подростковом возрасте: усиливается независимость от мнения взрослых и сверстников, но опыта недостаточно для адекватного оценивания себя. Выбор будущей профессии.

Центральное новообразование - личностное самоопределение.

На выбор профессии влияют:

социальное положение родителей;

род их занятий;

уровень образования.

РАННЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ (20 - 40 ЛЕТ).

Ярких признаков нет. Развитие обусловлено личностными, культурными и социальными событиями. Способность реагировать на условия социальной среды, приспосабливаться к их применению.

Возрастные часы - вид внутреннего временного графика жизни, используемого в качестве критерия развития во взрослости.

Нормативные события - ожидаются в определённом возрасте или переживаются большинством людей, принадлежащих к одной когорте (образование семьи, получение профессии).

Ненормативные события - свершаются неожиданно и касаются лично каждого человека (тяжёлая болезнь и т. д.).

Психологический возраст - показатель, на сколько человек адаптировался к требованиям окружающей среды. Включает: уровень IQ, способность к научению, двигательные навыки, чувство установки, мотивы. Эти показатели в свою очередь подразделяются на субъективные и объективные.

Социальный возраст - оценивается по степени соответствия положения человека существующим в данной культуре нормам.

Биологический возраст - связан с продолжительностью жизни, с психофизиологическими факторами.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

Пик физического развития. Готовность к воспроизведению потомства. Сила, выносливость, к критическому периоду могут пойти на спад. При болезни физические способности снижены.

КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ.

Происходят качественные изменения.

Бойко: время реакции у детей и взрослых существенно различается. Время реакции у взрослого меньше, чем у ребёнка. После сорока лет время реакции начинает увеличиваться. Пик развития физических функций 23 - 25 лет (сохраняется до сорока лет). Изменение времени реакции сопровождается повышением чувствительности человека (зрительной, слуховой, кинестетической). Двадцать пять лет - пик чувствительности.

Ананьев: в процессе интеллектуального развития знаний деятельность больших полушарий прогрессирует. Работа мозга позволяет сохранить человеку высокий уровень развития психических функций. Физические функции, которые используются в профессиональной деятельности дольше, сохраняют пик своего развития и снижаются позже.

Память.

Наибольшие изменения происходят в кратковременной вербальной памяти, зрительной и слуховой модальности.



Слуховая память: два периода, в которые происходят пики развития:

18 - 30 лет - максимальная;

31 - 40 лет - снижение.

Зрительная память - аналогично.

Наименьшим изменениям подвергается образная память, долговременная вербальная память (18 - 35 лет).

Мышление.

Большая гибкость - более гибкие связи между образным, логическим и действительным мышлением.

Векслер: интеллектуальное развитие человека (19 - 30 лет). Пик - некоторые функции достигают своего максимума в сорок лет. После тридцати лет снижение функций связанных с моторикой.

Речь.

Преобразования самой структуры речи, изменение её лексического и грамматического состава. Переход от использования простых предложений к использованию сложных предложений. У молодых людей образуются речевые стереотипы. Молодые быстрее и проще переделывают стереотипы.



Бромлей: противоположный ход развития некоторых функций вербальных и невербальных.

30 - 35 лет - стабилизация, снижение уровня развития невербальных функций.

Перри: интервью у студентов, как они объясняют свой учебный опыт.

Три стадии развития мышления.

Дуализм - студенты ищут истину. Их мир либо хорошо, либо плохо. Роль преподавателя - учить, студента - учиться.

Концептуальный релятивизм - студенты привыкли к тому, что на одну и ту же проблему существуют разные точки зрения.

Самостоятельно выбранная позиция и ответственность за неё - потребность в формировании своего собственного мнения.

Ригель: мышление в период ранней взрослости диалектическое.

Мышление - интеграция идеального и реального знания, которое мы получаем из теории и практики, соединяются в правильное познание мира.

Лейбоуви - Видэ: в качестве когнитивной зрелости - обязательность и ответственность. При развитии интеллекта необходимо учиться развитию. Многие исследователи связывают когнитивное развитие и развитие личности.

АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА.

Одна из задач - достижение близости (по Эриксону). Это тесные взаимоотношения, предполагающие эмпатию. Близость - основа любви.

Стернберг: модель любви.






Л







юбовь разрушается за счёт негативных чувств.

Любовь - источник не только позитивных эмоций, но и негативных.

Источник различных переживаний как положительных, так и отрицательных.

Детско-родительские отношения.

В целом эмоциональная сфера уже достаточно сформирована и стабильна.

МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА.

Изменения связаны с событиями и фактами, которые происходят в личной, социальной и культурной сферах.

Необходимость принятия решений о своей семье (брак, дети), о профессии - нормативные события.

Ненормативные события: смерть близких, инвалидность, потеря работы и другие.

Поведение человека становится менее импульсивным, появляется понимание причин своих поступков и поступков других людей. Происходит становление социально зрелой личности.

Одна из задач: совместить желаемое и действительное.

Для мужчин - характерна однородность в мечтах (карьера). Для женщин - разнообразие в мечтах: о семье, о работе (18% - только карьера; 15% - семья).

Мужчины при принятии решений опираются на потребности; женщины - на мотиватор дома, таким образом, они более приспособлены к усвоению общественных норм и требований.

Мотивация брака.

Женщины раньше готовы к браку, готовы к обязанностям, ограничениям, необходимо построение отношений не только в сексуальной, но и в социальной сфере.

Готовность к браку - интимные чувства, которые не предполагают потерю своей идентичности (Эриксон).

Ковалёв: пять основных мотивов вступления в брак:

любовь (возможны негативные последствия);

духовная близость;

материальный расчёт;

психическое соответствие;

моральные соображения.

Максимальное удовлетворение от брака - когда вместе два первых мотива.

Основная масса разводов - 25 - 29 лет.

Причины разводов:

несовместимость характеров;

нарушение супружеской верности;

плохие отношения с родственниками;

пьянство;

вступление в брак без любви;

осуждение одного из супругов на длительный срок.

После развода многие предпочитают быть одни.

Мотивы:


боязнь семейных проблем;

не заинтересованность в подобных отношениях.

Корни:

детско-родительские отношения - в них корни одиночества, т. к. люди в детстве недополучили любви; не возникает чувства достаточной безопасности; ощущение базальной тревоги; недоверие к миру и как следствие человек начинает строить защитные стратегии (невротические потребности).



Мотивация выбора профессии.

Желание получать много денег.

Другие мотивы:

Родительская установка - человек предпочитает работу, связанную с заботой о других;

Необходимость реализовать свои способности, добиться самоактуализации;

Интерес к профессии;

Общественный престиж;

Поло - ролевые факторы;

Ориентация на сложившуюся систему социальных ценностей.

Период выбора профессии заканчивается к двадцати пяти годам. С двадцати пяти лет - упрочнение карьеры.

Главный мотив - занять прочное место в выбранной профессии.

Первые семь - десять лет - подтверждение правильности выбора.

К сорока годам - понимание, что продвижение по карьерной лестнице не так легко, может возникнуть чувство разочарования.

Тридцать лет - пересмотр жизненных планов, целей, ценностей.

Мужчины - смена работы в случае неудовлетворённости. Карьера по - прежнему очень важна.

Женщины - меняются жизненные приоритеты. У тех, кто ориентировался на семью - переключение на карьеру и наоборот.

Смена романтических планов - прагматическими. Человек понимает адекватно собственные ограничения. Наступает ощущение целостности и удовлетворённости.

Я - КОНЦЕПЦИЯ.

Потребность в самоактуализации.

Я - концепция зависит от социальной оценки, от личного опыта.

Бернс: функции я - концепции:

Достижение внутренней согласованности;

Интерпретация опыта;

Формирование ожиданий (главная функция).

В основе отношений между ожиданиями и поведением лежит механизм самореализации пророчества. Он формируется через интерпретацию.

Составляющие “ Я - концепции”:

когнитивная (самоописание);

эмоционально - оценочная (самооценка) - главная;

поведенческая.

Защитные механизмы включаются, когда есть угроза самооценке.

Если человек, терпит неудачу он всячески, пытается поддержать себя.

Отрицает факт;

снижает уровень притязаний;

уровни, приносящие успех в деятельности;

рационализация.

Мальчик старается поддержать свою я - концепцию.

20 - 40 лет - я - концепция устоявшаяся.

Самооценка становится всё более дифференцированной (может оценивать одни качества как положительные, другие, как отрицательные). Также дифференцирование заключается в том, что чёткое разграничение “ Я - реального” и “ Я - идеального”.

Я - концепция связана с ощущением своего психологического времени - самоощущение возраста.

Есть люди, для которых хронологический возраст не играет значение.

Но бывает, что активно не совпадают реальный возраст и возраст, в котором человек себя ощущает. Это зависит от наполненности жизни. Если жизнь человека наполнена многими событиями, и они носят негативный характер, человек ощущает себя старше.

Исследованием психологического времени занимаются Кроник, Головаха.

Мужчинам от 21 - 44 лет предлагали представить, что они не знают, сколько им лет и оценить себя.

Только у 24% - совпадение реального и субъективного возраста;

55% - ощущали себя моложе;

21% - старше.

Средняя разница четыре года с реальным возрастом.

Наибольший вариант занижения возраста - 21 год.

Максимальное завышение - 11 лет.

Феномен “ консервация возраста” - с возрастом значительно увеличивается число лиц, оценивающих себя более молодыми.

Среди тридцатилетних - 47% оценивают моложе, а более тридцати лет - 73%.

От чего зависит самоощущение?

Самоощущение возраста является результатом сопоставления своих личных достижений и возрастно-ролевых предъявляемых ожиданий, в том случае если достижения человека опережают ожидания человек ощущает себя старше, если наоборот - моложе (в тридцать шесть лет можно стать первый раз матерью или уже бабушкой).

Половые различия в особенностях я - концепции.

Кон: мужской я - образ содержит преимущественно информацию о трудовой деятельности, спортивных достижениях, характеристике сексуальности.

Женский - важна внешняя привлекательность.

Мужчины склонны переоценивать свои качества. Женщины более реалистичны. Мужская тенденция - соответствовать стереотипу мужественности.

Обозов: мужчины и женщины по - разному относятся к похвале и поощрению. Женщины в большей степени нуждаются в похвале и вознаграждении. Мужчины тоже нуждаются, но порой им достаточно самим высоко оценить себя. Зависимы в самооценке от мнения окружающих. Женщины больше нуждаются в доверительных интимных отношениях.

Я - концепция женщин - более индивидуализированы.

Я - концепция мужчин - более социализированы


<предыдущая страница | следующая страница>


Предмет и задачи детской и возрастной психологии

В начале появилась детская психология. Позже геронтология. В ХХ веке: акмеология (взрослый возраст). Детская психология изучена лучше

801.74kb.

15 12 2014
6 стр.


1. Предмет и задачи возрастной психологии. Ее теоретическое и практическое значение. Предмет

Предмет: закономерности психического развития человека в онтогенезе и особенности развития психики, сознания, личности и ее деятельности на каждой из возрастных стадий развития

1626.47kb.

14 12 2014
7 стр.


Тема Предмет и задачи дифференциальной психологии

Задачи дифференциальной психологии. Место дифференциальной психологии в системе психологического знания. Методологические подходы дифференциальной психологии. Направления развития

1584.64kb.

17 12 2014
8 стр.


01. Предмет психологии. Структура психологической науки. Практическая пси и ее задачи. Роль психологии в системе наук о человеке

Психология наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности пси – наука о психике, ее свойствах, состоянии, явлениях, развитии

2637.11kb.

17 12 2014
14 стр.


Тема Предмет, задачи, методы педагогической психологии

Экспериментальная педагогика и педагогическая психология первоначально трактовались как

452.39kb.

25 09 2014
1 стр.


1. Предмет и задачи общей психофизиологии

Психофизиология (психологическая физиология) — научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии

312.96kb.

01 10 2014
1 стр.


Мальцева Ольга Анатольевна Канд психол наук, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии Института психологии, педагогики, социального управления Тюм гу данные лекции

Охватывает очень широкую сферу деятельности

1623.47kb.

09 09 2014
9 стр.


Образ мира и психологическое изучение мышления

Почетными грамотами. Первое место разделили ассистент кафедры общей психологии В. В. Петухов, младший научный сотрудник кафедры возрастной психологии Г. В. Бурменская, младший науч

177.18kb.

26 09 2014
1 стр.