01. Предмет психологии. Структура психологической науки. Практическая пси и ее задачи. Роль психологии в системе наук о человеке.
Психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. пси – наука о психике, ее свойствах, состоянии, явлениях, развитии.
Предметом психологии как науки является психическая деятельность, психика, сознание человека. пси изучает психику в закономерностях ее развития; изучает общие закономерности психич. процессов и своеобразие их протекания в зависимости от усл. деятельности и от индивидуально-типологических особенностей человека.
Психика – свойство мозга – отражение объективного мира, необходимое субъекту для жизни и деятельности в нем, для управления своим поведением. Психика, как отражательная способность есть и у животных. Но высшей формой психики является сознание человека, которое возникло в процессе общественно-трудовой практики. Сознание неразрывно связано с языком, речью. Благодаря сознанию человек произвольно регулирует свое поведение. Психика - это
субъективное отражение объективного мира, на основе которого регулируется взаимодействие человека с внешней средой.
Идеалистический подход – психика как первичная самостоятельная субстанция, которая существует независимо от человека и от материального мира (Платон).
Дуалистический подход – природа психики двойственна: существуют низшие, материально обусловленные психические процессы (на основе рефлекторной дуги) и высшие, нематериальные (Декарт).
Материалистический подход – душа состоит из атомов, от движения которых зависят свойства души (Сократ)
Доказательства материальности психики:
Филогенетическое – с усложнением организации существа усложняется его психическая деятельность;
Онтогенетическое – с развитием человека усложняется его психическая деятельность;
Патопсихологическое – при нарушении целостности мозга происходит нарушение психической деятельности
Структура психологической науки. В отеческой и зарубежной литературе описан ряд систем психологии. К. К. Платонов предложил следующий проект:
А. Теоретическая пси. Общая пси, история психологии, философия психологии, методология психологии.
Б. Отраслевые психологии. Пси развития: зоопсихология, психологическая генетика, детская пси, пси старости, пси аномального развития.Педагогическая пси: пси обучения, пси воспитания (психология профтехобразования, дефектопсихология, трудотерапия, исправительно-трудовая пси). Медицинская пси: патопсихология, нейропсихология, психофармакология, клиническая пси, психогигиена. Пси труда: пси трудовая экспертиза, пси научной организации труда, инженерная пси. пси спорта, авиационная пси, космическая пси, военная пси.Юридическая пси: правовая пси, криминальная пси, оперативная пси, судебная пси, исправительно-трудовая пси. Общественная (социальная) пси: палеопсихология, историческая пси, пси религии, пси искусства, экономическая пси.
Б. Г. Ананьев в схемах основных проблем и наук о человеке приводит перечни разделов психологии, изучающие: а) человека как индивида и его онтогенез - общая пси, дифференциальная, возрастная, психофизиология, онтопсихофизиология; б) личность и ее жизненный путь - общая пси, дифференциальная, сравнительная, психолингвистика, пси отношений, пси учение о мотивации; в) человека как субъекта деятельности - пси познания, творчества, труда, общая пси и генетическая.
Практическая психология (ПП)- психология, ориентированная на жизненные запросы широкого круга образованных людей и направлена на образование людей, для которых она не является проф.знанием. В отличие от прикладной психологии, работающей строго в научных рамках, ПП опирается и на научную базу и на опыт практических психологов. Существенная часть ПП неразрывно связана с психотерапевтич работой. Др. области ПП занимаются вопросами пси бизнеса, вопросами тайм-менеджмента и личной успешности, шире - вопросами образования и развития личности.
Задачи практической психологии:
Решение научно-исследовательских задач ПП нацелено на изучение закономерностей развития и формирования личности, на разработку методологич основ деятельности практич психолога, способов, средств и методов проф применения психологич знаний в условиях различных социальных систем.
Решение прикладных задач ПП связано с психологическим обеспечением оптимального функционирования учреждений и организаций, труда персонала и отдельных индивидуумов. Это предполагает составление специальных обучающих программ; написание учебников и учебных пособий по ПП; разработку пси рекомендаций и методических материалов, программ подготовки и переподготовки кадров, пси обоснования деятельности служб ПП; создание проектов нормативных документов такой деятельности. Практические задачи определяются конкретными проблемами проф деятельности психолога: в учреждениях и организациях различного профиля, в специализированных пси кабинетах и центрах. Практические задачи определяются конкретными проблемами проф деятельности психолога: в учреждениях и организациях различного профиля, в специализированных пси кабинетах и центрах.
ПП имеет свои течения и школы. Наиболее известные школы психотерапевтического круга – психоанализ, транзактный анализ, трансперсональная пси, гештальт, арт-терапия, психосинтез, холодинамика. Внутри этих школ - еще несколько десятков разнообразных авторских школ.
Пять основных направлений практической психологии (расположены в порядке возрастания ответственности психолога за рез-ты своей проф. д-ти):
-
Психопрофилактика работа по предупреждению дезадаптации персонала организации, детей в образовательном учреждении, просветительская деятельность, создание благоприятного пси климата в учреждении.
-
Психодиагностика добывание пси информации о человеке или группе, конкретных знаний о конкретном человеке, полученных на основе обобщенной научной теории.
-
Пси коррекция - это целенаправленное воздействие на те или иные сферы психики клиента, ориентированное на приведение ее показателей в соответствие с возрастной нормой.
-
Пси консультирование обеспечивает человека необходимой пси инфой и создает ему условия для преодоления жизненных трудностей и продуктивного существования в конкр. обстоятельствах.
-
Психотерапия направлена на оказание помощи клиенту при решении серьезных психологических проблем в переструктурировании личности (при отсутствии проявления психического заболевания).
Каждое из направлений характеризуется специфическими задачами. Отличия между направлениями в степени стандартизации применяемых психологом средств. Наиболее стандартизированная психодиагностика, наименее - психол. консультирование и психотерапия, поскольку они открывают простор для творчества психолога и постоянного поиска неординарных решений.
Роль психологии в системе наук о человеке.
Классификационная схема Б.М.Кедрова представляет собой треугольник. Эта общая классификация наук, взаимосвязь трех главных разделов научного знания: естественных, социальных и философских наук. Между всеми тремя главными разделами стоит психология в качестве самост науки, изучающей психическую деятельность человека с естественноисторической стороны и с социальной стороны. Но еще теснее ее связь с логикой - частью философии. С выдвижением человека в центр современной науки, изменяется и положение психологии в общей системе научного познания. Пси становится важным орудием связи между всеми средствами познания человека, объединения различных разделов естествознания и общественных наук.
Психология: 1. По понятийному аппарату происходит из
философии 2.Методы использует из
естественных наук 3. Задачи решает
социально-педагогические
В общественных науках: потребность в психологии возникает при решении конкретных задач. Любая практическая рекомендация реализуется в действиях конкретных людей. Как она будет реализовываться зависит от псиособенностей этих людей.
Историческая, экономическая, этническая, юридическая, социальная, политическая ψ, психолингвистика и ψ искусств.
В естественных науках: изучение процесса биологической эволюции требует изучения не только строения и функций живых организмов, но также их поведения и психики.
Зоопсихология, сравнительная, общая, дифференциальная ψ и генетическая психофизиология.
В медицинских науках: многие заболевания могут возникать и протекать по-разному в зависимости от пси.особенностей больного. Пси свойства могут выступать в качестве фактора сопротивления или устойчивости к болезни. Пси состояния могут быть причиной болезней – психосоматических. Воздействие фармакологических веществ на психику больного и здорового человека.
Психофармакология, психотерапия, патопсихология, медицинская ψ нейропсихология.
В педагогических науках: цель воспитания –раскрытие способностей человека и формирование личности, соответствующей требованиям общества. Изучение процесса формирования личности: направленность, способности, мировоззрение, творч. потенциала. Для оптимизации обучения необходимо знание о закономерностях психич процессов: восприятия, памяти, мышления. П
едагогическая, возрастная, детская, специальная ψ.
В технических науках: потребность в психологии испытывают те науки, которые связаны с разработкой систем управления, созданием роботов, систем коммуникации и средств отображения информации.
Инженерная ψ, эргономика.
2. Классификация методов психологического исследования. Качественный и количественный анализ данных.
Методы научных исследований - приемы и средства, с помощью которых в науке получают достоверные сведения для построения научных теорий и выработки научных рекомендаций.
Развитие любой науки зависит от: - надежности методов, валидности методов.
Задача всех методов: адекватно выявить отношения между внешним протеканием процесса и его внутренней природой.
В психологию интегрированы методы других наук (гуманитарных, естественных и точных).
В отечественной психологии выделяются 4 группы методов (по Ананьеву):
1. Организационные методы:
-
сравнительный метод, заключается в рассмотрении отдельных механизмов поведения и психологических актов в процессе развития и в сравнении со сходными явлениями у других организмов. В детской психологии и психогеронтологии сравнительный метод выступил как метод «поперечных срезов», позволяющий выявить особенности развития на основании исследований одних и тех же характеристик в сравниваемых группах людей различного возраста, разного уровня развития.
-
лонгитюдинальный метод, это многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. Цель лонгитюдных исследований - регистрировать соматическое и психическое развитие личности.
-
комплексный. Программа комплексного междисциплинарного исследования определяется общностью изучаемого объекта и разделением функций между отдельными дисциплинами (напр., физического и психического развития).
2. Эмпирические методы:
а) обсервационные
-
самонаблюдение
-
объективное наблюдение
Свободное наблюдение – не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры.
Стандартизированное – заранее запланировано то, что наблюдается
Включённое наблюдение – наблюдатель участвует в процессе.
Стороннее и
внешнее наблюдение более объективны, чем
включённое и
внутреннее.
Основное преимущество метода объективного наблюдения заключается в том, что оно позволяет изучать психические процессы в естественных условиях. Основной недостаток метода наблюдения заключается в том, что психологическое состояние, личностные особенности наблюдателя могут влиять на результаты наблюдения. Определенную трудность представляет интерпретация данных.
б) Экспериментальные методы
-
метод психических реакций
-
психофизические методы (определение порогов и динамики чувствительности)
-
психометрические методы (исследование мнемических, перцептивных процессов)
-
в условиях труда
-
в условиях учения
-
в условиях игры
Экспериментальный метод предполагает следующее:
-
исследователь сам вызывает изучаемое им явление и активно воздействует на него;
-
экспериментатор может варьироватъ, изменять условия, при которых протекает явление;
-
эксперимент устанавливает допускающие математическую формулировку количественные закономерности.
в) Психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа)
г) Праксиметрические методы - анализ процессов и продуктов деятельности (оценка изделий и выполненных работ)
д) Биографические методы (анализ фактов, дат и событий жизненного пути человека)
е) Моделирование математическое; кибернетическое, необходимо для познания психических явлений, так и для воспроизведения в технических устройствах параметров, наиболее близких к этим явлениям, их информационной функции и саморегистрации.
-
Методы обработки данных
-
количественный анализ (математико-статистический) - применение математ. статистики, обработка данных на ЭВМ. Математико-статистические приемы обработки психологической информации. Математическая статистика, Корреляционный анализ, Факторный анализ, Регрессионный анализ, Контент-анализ, Дисперсионный анализ и т.д. Проверяется повторяемостью результатов.
-
качественный анализ (дифференциация материала по типам, группам).Описание случаев, не только наиболее полно отражающих типы и варианты психических явлений (номотетический подход), но и являющихся исключением или нарушением общих правил (идеографический подход). Обработка по типам, видам, категоризация. Связана с проблемой сопоставления результатов. Как сопоставить выраженность определенной психологической характеристики у различных людей.
-
Интерпретационные методы
-
Генетический (филогенетический, онтогенетический, социогенетический, исторический) Интерпретирует весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы стадии, критические моменты процесса становления психических функций, образований или свойств личности.
-
Структурный (определяются взаимосвязи между частями и целыми, т.е. функциями и личностью отдельными параметрами развития и организмом в определенный момент его жизни).
Классификация Немова:
Основной метод
| Варианты основного метода |
наблюдение
|
внешнее – внутреннее (самонаблюдение)
свободное – стандартизированное
включенное – стороннее
|
опрос
|
устный – письменный
свободный – стандартизированный
|
тест
|
тест-опросник
тест-задание
проективный тест
|
эксперимент
|
естественный – лабораторный
|
моделирование
|
математическое логическое
кибернетическое техническое |
следующая страница>