Перейти на главную страницу
Субботина Лариса Юрьевна
Структурно-функциональная организация
19.00.03 – психология труда, инженерная психология,
А В Т О Р Е Ф Е Р А Т
диссертации на соискание степени
доктора психологических наук
Ярославль – 2006
доктор психологических наук, профессор
доктор психологических наук, профессор
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке ЯрГУ им. П.Г.Демидова.
диссертационного совета,
Клюева Н.В.
Актуальность исследования
В современных условиях особое значение приобретает приспособление к информационной напряженности в профессиональной среде. Одной из адаптационных систем личности является психологическая защита. Исследования свидетельствуют, что психологическая защита определяет субъективный комфорт личности во всех ситуациях напряженности, в патологии, в профессиональной, в бытовой деятельности (З. Фрейд, А. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Эриксон, Р. Лазарус, Р. Плутчик, Ф.В. Бассин, А.А. Налчаджян, Ф.Е.Василюк, В.М.Воловик, Г.В.Грачев, Р.М.Грановская, Е.С.Романова, Л.Р. Гребенников, В.А. Ташлыков, И.М. Никольская, В.И. Журбин, Э.И. Киршбаум). Наличие у человека внутреннего ощущения беспокойства, боязливости, тревоги метафорически связывается с ощущением им какого-то недостатка; такие ощущения оказывают деструктивное влияние на психику, приводят к появлению сложных проблем в межличностных отношениях, к социальной и профессиональной неадекватности. Механизмы психологической защиты направлены на снижение эмоциональной напряженности, связанной с конфликтом, предотвращение дезорганизации поведения, сознания, психики. С этой точки зрения рассмотрение личности в одном из ее инвариантных проявлений – формировании защитного поведения - является важной научной задачей, включенной в систему фундаментальной проблемы личности. Проблема защитного поведения встает перед исследователями вопросов клинической психологии, психологии управления, психологии развития, психологии труда. Таким образом, исследование психологической защиты актуально и для решения частных научных задач.
Психологическая защита включена в триаду «личность - психологическая защита - защитное поведение» и должна быть рассмотрена как многоаспектное, многостороннее явление. На сегодняшний день наука не располагает единой концепцией, охватывающей такое сложное явление, хотя во многих направлениях (психоанализ, гуманистическая психология, теория личности в целом, психотерапия) имеются разработки, прямо или косвенно характеризующие данный феномен. Вместе с тем не выяснены фундаментальные закономерности и механизмы развития этого сложного явления, не определены конкретные инструментарии психологической защиты, отсутствует конструктивная классификация защитных механизмов, недостаточно проработана ее динамика в онтогенезе, специфика зависимости от рода деятельности, типология и многие другие. На фоне большого разнообразия мнений и взглядов особенно заметен (и, по сути, является следствием первого) дефицит методологических исследований психологической защиты, недостаточная разработанность методов и методик диагностики защитных механизмов и практически полное отсутствие прикладных процедур рационализации и оптимизации защитной структуры личности. Теоретический вакуум подобных исследований, приводит к нивелированию данного аспекта формирования личности. Общая тенденция нарастания напряженности в обществе и разных его сферах, имеет следствием усиление защитных форм поведения у человека. Это обусловливает социальный заказ на практическую разработку поставленных вопросов. В частных областях: формировании личности профессионала, сопротивлении новациям в организации, в процессе психологического консультирования в самых разных областях, в решении вопросов маркетинга и эффективной рекламы, в системе профессионального обучения и аттестации, в области клинической психологии и психотерапии, в воспитании и организации массовидного поведения мы постоянно имеем дело с разными формами психологической защиты. Работа с феноменом защиты открывает прямые пути совершенствования личностного поведения, для реабилитационных мероприятий в ситуациях переживания массового стресса (природные катастрофы, теракты, нахождение в «горячих точках», социальные и профессиональные конфликты и т.п.). Наиболее разработан вопрос защитных механизмов в клинической психологии (З. Фрейд, А. Адлер, К. Роджерс, Э. Эриксон, Ф.В. Бассин, В.М. Воловик, Б.Д. Карвасарский, В.А. Ташлыков, В.А. Абрамов, К.Р. Айдинян, Ф.Б. Березин, М.М. Коченов, И.И. Кутько, Т. Дж. Мак Глинн, Г.Л. Меткалф, А.Н. Михайлов, Р.К. Назыров, И.М. Осадчий, А.М. Прихожан, В.С. Ротенберг, Ю.С. Савенко, Г.К. Ушаков Ш. Ференци, R.S. Lazarus, D. Hamburg, I. Adams, RA. Emmons и др.) Это вполне согласуется с идеей Л.С. Выготского, что «сущность и природа изучаемых психологией явлений раскрываются в наиболее чистом виде в их крайних, патологических выражениях» (Л.С. Выготский, 1927).
Итак, актуальность исследуемой проблемы определяется как тенденциями развития научного знания, так и существующими потребностями социальной практики. Изучение психологической защиты важнейшая теоретическая и практическая задача, требующая актуального исследования и разработки.
Психологическая защита является сложной подструктурой личности, имеет структурно-уровневую организацию и состоит из многообразных комплексов психологических механизмов. Психологическая защита представляет сложную композицию различных компонентов (защитных механизмов, свойств личности, симптомокомплексов высших личностных образований: самооценки, самоактуализации; Я-Образа). Все эти образования репрезентированы в соответствующих моделях поведения, которые можно назвать защитными моделями.
Психологическая защита выступает как полиструктурное образование и является компонентом метасистемной организации личности. Психологическая защита встроена в структуру личности, обусловливает личностную направленность, формы устойчивости и сопротивляемости конфликтным влияниям и гармонизацию «Я-Образа».
Основные функции защиты - уменьшение тревоги (адаптационная), искажение восприятия с целью обеспечения личностного комфорта (регулятивная) определяют поведенческие модели и влияют на формирование типа личности.
В процессе профессионализации психологическая защита претерпевает структурные изменения, принципиально определяющие формирование личности профессионала и результативность деятельности.
Теоретическая и методологическая основа и концептуальные подходы. Работа основывается на ряде психологических и общенаучных концепций. Системный подход (П.К. Анохин, Б.Г. Ананьев, В.А. Барабанщиков, Д.Н. Завалишина, А.В. Карпов, Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков, Э.Г. Юдин); субъектно-деятельностный подход (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, Е.А. Климов, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн); психодинамическая концепция личности (З. Фрейд, А. Фрейд, А. Адлер, Г. Юнг, Э. Эриксон, К. Роджерс, К. Хорни, Э. Фромм); теория системогенеза профессиональной деятельности (В.Н. Дружинин, Д.Н. Завалишина, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.В. Карпов, В.Д. Шадриков); концепция саморегуляции деятельности и активности субъекта (Б.Г. Ананьев, Л.И. Анциферова, Б.В. Зейгарник, В.П. Зинченко, Е.А. Климов, О.А. Конопкин, А.А. Крылов, Г.С. Никифоров, Д.А. Ошанин, В.А Петровский); концепция профессионального становления личности (В.А. Бодров, Ю.М. Забродин, А.В. Карпов, Е.А. Климов, Ю.П. Поваренков, В.Д. Шадриков); интегративный подход (В.П. Зинченко, А.В. Карпов, В.В. Козлов, В.А. Мазилов, Н.П. Фетискин); онтологический подход (С.Л.Рубинштейн); современные теоретические и эмпирические исследования психологической защиты (Ф.В. Бассин, Ф.Е. Василюк, В.М. Воловик, Г.В. Грачев, Р.М. Грановская, А.А. Налчаджян, И.М. Никольская, Е.С. Романова, В.А. Ташлыков, G.C. Gleser, D. Ihilevich, U. Kragh, R. Lazarus, S. Folkman, M. Olff, R. Plutchik, H. Kellerman, H.R. Conte).
Методы исследования
Для решения поставленных задач использовался комплексный подход. Программа исследования включала как известные, так и авторские методики, при разработке которых учитывались основные принципы конструирования методик. Из общенаучных методов использовалось наблюдение, эксперимент, диагностические методы. Для обработки результатов методы математической статистики: корреляционный, факторный и кластерный анализ. Для обработки результатов эмпирического исследования применялись методы математической статистики (программа «STATISTICA 6.0»).
1. Психологическая защита имеет уровневую организацию и интегрирована в общую структуру психики. Основой для построения уровневой модели являются представления о системе деятельности. Психологическую защиту необходимо изучать в двойственной принадлежности системному и метасистемному уровням. Психологическая защита представляет собой интегративную систему, включающую уровни: метасистемный (защитная направленность личности), системный (собственно психологическая защита), уровень отдельных подсистем или субсистемный уровень (комплексы, диады защитных механизмов), компонетный уровень (элементная структура механизмов защиты, отдельные механизмы).
2. В основе строения психологической защиты лежит иерархический принцип Структурной единицей анализа психологической защиты является защитный механизм (субсистема первого порядка). Защитные механизмы связаны между собой и образуют единые структурные комплексы. Структурными компонентами психологической защиты выступают комплексы механизмов (имеющие множественные связи, образующие субсистемы второго порядка) и реже отдельные защитные механизмы или «диады» (пары механизмов, имеющие одиночные связи). Системообразующим фактором выступает «тревожность-адаптация». Один механизм защиты в общей структуре выступает доминирующим. Актуализация психологической защиты, выражающаяся в поведенческой модели, достаточно четко соотносится с каким-либо механизмом психологической защиты или их комплексом.
3. Основными функциями психологической защиты выступают адаптация и регуляция. Психологическую защиту необходимо рассматривать как специфическую функциональную систему деятельности, базовыми свойствами которой являются формирование адаптационных форм поведения и интегральная регуляция деятельности личности. В структурном образовании психологической защиты элементная структура отдельных механизмов свертывается и трансформируется в составляющие свойств более высокого порядка, или комплексов защитных механизмов.
4. Психологическая защита является подсистемой личности. Психологическая защита выполняет роль фактора, стимулирующего переход в развитии личности с одного уровня на другой. В процессе генезиса психологической защиты происходит трансформация последней по континуумам: асоциальная – социальная; непродуктивная – продуктивная; адаптивная – дезадаптивная; стабильная – ситуативная. Для конкретной личности может быть только одна психологическая защита, которая в зависимости от условий среды, нейродинамических свойств и жизненного опыта индивида приобретает устойчивый характер, преобразуясь в «типичный защитный стиль». В профессиональной деятельности психологическая защита может трансформироваться в «индивидуальный защитный стиль», трактуемый как устойчивая модель, стратегия профессионального защитного поведения.
5. Психологическая защита - метасостояние личностного уровня. Психологическая защита личности выступает «вторичным» относительно традиционных состояний (тревожности, самоизоляции и т.п.). Следовательно, психологическая защита личности может трактоваться как более сложное метасостояние. В этом контексте она приобретает свою уникальную специфику и принципиальное отличие от других психических состояний. Именно как метасостояние психологическая защита продуцирует регуляцию деятельности в ситуации стресса на всех уровнях интерактивной и когнитивной сложности, обеспечивая интегральный социально-личностный уровень адаптации. Формирующаяся модель поведения ориентирована на адаптацию к конфликтным обстоятельствам среды. Психологическая защита отражает степень конгруэнтности внешнего и внутреннего поведения личности, в результате чего обеспечивается целостность Я-Образа. Психологическая защита выступает на социально-личностном уровне своеобразным проявлением психологического закона компенсации дефектов.
6. Психологическая защита выполняет защитную функцию ограничения личности от недеференцируемого воздействия социума. Психологическая защита обеспечивает своеобразное обособление личности от внешнего мира, обеспечивая не только барьеры перед травмирующей информацией, но и психологическую границу между социально объективными факторами и личностно-субъективными образованиями. Бессознательные компоненты психологической защиты сочетаются с элементами сознательных оценок. Психологическая защита и совладающее поведение (coping) являются двумя фазами одного и того же процесса защиты от тревоги, где первая фаза («включения») реализуется формой классического защитного механизма, а вторая фаза (регулятивная модель поведения) – copingом.
7. Психологическая защита, реализуясь в профессиональной деятельности приобретают более сложные оперативные формы и превращается в явление третьего порядка сложности, включая в качестве детерминанты кроме врожденных и личностных факторов, еще и специфическое влияние профессиональной деятельности. Факт детерминации психологической защиты особенностями профессиональной деятельности подтвержден общностью структуры защиты у представителей одной профессии. Психологическая защита, типичная для профессиональной деятельности имеет мéньшую интегрированность структуры защитных механизмов, чем в ситуации не связанной с профессионализмом личности. Для профессионально-ориентированной структуры защиты характерна косность, стереотипия и наличие «диад». Метасистемный уровень психологической защиты в формировании личности профессионала выявляется на структуре самосознания. Психологическая защита непосредственно связана со структурой «Я-Образа» профессионала. Структура психологической защиты имеет существенные отличия у людей с высоким и низким самопринятием себя как профессионала в целом и на уровне отдельных компонентов.
8. При длительном и интенсивном воздействии стрессогеных профессиональных воздействий происходит распад или деструкция психологической защиты на отдельные, приобретающие относительную самостоятельность функционирования защитные механизмы или диадные блоки как правило очень ограниченного набора. Внутрисистемные связи ослабевают, и многие механизмы переходят в фоновую форму, активность оставшихся в доминирующем статусе механизмов резко возрастает, вызывая гипертрофированную шаблонизацию поведения. Следствием такой деформации является снижение адаптации к разнообразным профессиональным ситуациям. Чем выше стрессогенный опыт личности, тем меньшее количество защитных механизмов и с малой частотой связей использует личность. Прослеживаются три основных направления этой деформации: изменение количества используемых личностью защитных механизмов и соответствующих им моделей поведения; изменение числа связей и их тесноты в структуре психологической защиты; изменение силы психологической защиты. Диссоциация защитного поведения в наибольшей степени провоцируется физической угрозой жизни и здоровью и социальной ответственностью как профессиональным требованием.
9. Совокупность полученных результатов позволяет предложить концепцию психологической защиты как целостную систему знаний о психозащитной активности личности.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования. Научная новизна работы заключается в создании обобщающей концепции психологической защиты как определяющей детерминанты эффективности профессиональной деятельности, разработке теоретической модели психологической защиты, определении концептуального аппарата и классификации защитных механизмов, выявлении общих закономерностей и особенностей развития психологической защиты. В диссертации предложено решение проблемы психологической защиты в новой постановке: структурно-уровневой модели психологической защиты как метасистемы психологического функционирования личности. Реализован интегративный подход в объяснении феномена психологической защиты.
В данном исследовании впервые показано, что психологическая защита имеет многокомпонентную и многоуровневую структуру иерархического типа, образованную комплексом защитных механизмов, психических функций и личностных свойств. Сформулирована системно-структурная уровневая модель психологической защиты как составляющей личности. Научная новизна концепции состоит в том, что в ней раскрываются взаимоотношения в триаде «личность – психологическая защита – деятельность». Психологическая защита в этой триаде выполняет функцию психической регуляции формирования «Я-Образа» и адаптации в системе «деятельность - личность».
Конструктивное понимание психологии защитного поведения обеспечивается системоцентрической парадигмой. Рассмотрение психологической защиты как единой интегрированной системы противопоставлено традиционным представлениям о независимости отельных механизмов психологической защиты и позволяет существенно расширить объяснительные рамки данной категории, а также перейти к формированию концепции психологической защиты, как самостоятельного направления научного анализа.
Анализ психологической защиты с позиций интегративного подхода позволяет расширить представление о метасистемной организации психики и определить статус психологической защиты как особого конструкта, структурированного и устойчивого во времени. Выявленные типы, закономерности и феномены психологической защиты углубляют знание о таких психических функциях как адаптация и саморегуляция.
В теоретическом плане исследование защитного поведения вносит вклад в теорию личности и помогает объяснить ее функционирование. Рассмотрение защитного поведения в условиях профессиональной деятельности расширяет знание о становлении личности профессионала и содержании процесса профессионального развития.
Впервые показано принципиальное различие психологической защиты у представителей разного типа профессий (субъект-субъектных и субъект-объектных). Выявлены характеристики типичного защитного поведения в разных профессиях.
Разработанная модель психологической защиты включает характеристику закономерностей генеза психологической защиты и ее компонентов, что позволяет рассматривать феномен в общей динамике формирования психики и вносит вклад в возрастную и дифференциальную психологию. Данное исследование позволило уточнить системно-структурную картину механизма психологической защиты, что позволяет более конструктивно решать методические вопросы защиты.
Определена система критериев психологической защиты и основания для классификации защитных механизмов.
Установлено, что психологическая защита при соответствующих условиях может приобретать устойчивый характер и трансформироваться в защитный стиль. Разработана типология защитных стилей. Выявлены специфические феномены динамики психологической защиты в условиях профессиональной деятельности (феномен края, феномен деструкции и феномен деформации). Получены новые данные о генезисе психологической защиты, условиях ее дезадаптивного влияния на личность в системе социума.
Новыми являются разработанные и использованные в исследовании методические средства, с помощью которых экспериментально воспроизводилось и диагностировалось защитное поведение.
- Разработана типология моделей защитного поведения в условиях разнообразной профессиональной деятельности. Классификация психологической защиты дает возможность прогнозировать поведение человека в определенных ситуациях.
- Разработан диагностический комплекс, состоящий из авторских методик. Использование методического комплекса является необходимым для проведения психологических консультаций, оценки эффективности профессиональной деятельности, разработки систем обучения и воспитания и т.п.
- На основе предложенной теоретической модели психологической защиты разработана реабилитационная программа для военнослужащих, побывавших в «горячих точках».
- Разработаны тренинговые программы по преодолению внутренних барьеров людей в ситуации стрессов, предназначенные для решения практических задач помощи в труде, профессиональном становлении и самоопределении, в преодолении препятствий в своей деятельности.
- Предложенная концепция структурно-функциональной организации психологической защиты и практические выводы из нее являются необходимой основой для консультационной и корректировочной работы психологов в системе воспитания, обучения, реабилитации и консультации.
- Выявленные феномены деформации психологической защиты в условиях профессионализации обеспечивают дополнительный оценочный параметр для профессиональной аттестации работников.
- Выявленная типология защитных поведенческих моделей безработных позволяет предложить принципиально новые реабилитационные подходы в работе с данной категорией.
Основной объем научной информации по проблеме психологической защите сконцентрирован в фундаментальном психодинамическом направлении - прежде всего в психоанализе (З. Фрейд, А. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, О. Ранк, F. Alexander, S. Bernfeld, H. Hartmann, E. Kris) и гуманистической психологии (А. Бергсон, K. Ясперс, Ж.-П. Сартр, П. Рикер, Э. Фромм, К. Хорни, Г. Салливан, Э. Эриксон). Психоаналитики (З. Фрейд, А. Фрейд, К. Хорни, Г. Салливен, O. Fenichel) определили психологическую защиту как набор механизмов, которые направлены на устранение или сведение к минимуму негативных, травмирующих личность переживаний, сопряженных с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта. В рамках психоанализа сформулированы понятия «защитный механизм» (З. Фрейд), автоматизм и адаптивность защиты (А. Фрейд), социабельности (К. Хорни, Г. Салливен, O. Fenichel) и компенсационной роли в ситуации фрустрации (А. Адлер). В гуманистической психологии (Э. Эриксон, К. Роджерс, В. Франкл) психологическая защита выступает в качестве компонента мировоззренческой теории, объясняющей специфику личностного развития в системе субъект-объектных и субъект-субъектных отношений. В концепции «идентичности» Э. Эриксона психологической защите придается статус регулятивной структуры и сознательной регуляции.
Современное изучение психологической защиты тесно связано с анализом «эксвизитной ситуации» (Ф.В. Бассин, Ф.Е. Василюк, Э.И. Киршбаум, K.R. Parkes, L.I. Pearlin, C. Schooler); установки (Д.Н. Узнадзе, Ф.В. Бассин, Т. Шибутани, М.И. Бобнева); «совладающего поведения» (coping behavior) (A.G. Billings, R.H. Moos, K.R. Blankstein, G.L. Flett, E.B. Gelles, J.A. Krosnick, L.I. Pearlin, C. Schooler); стресса и тревоги (Г. Селье, J.L. Katz, C. Cooper, G.C. Gleser, M. Saks, T.F. Gallagher, R.S. Lazarus, H. Weiner, R.J. Vaernes, S. Folkman); теория адаптации (H. Hartmann, G. Vaillant ); концепция самооценки и формирования Я-Образа (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев). Наиболее полно проблема психологической защиты представлена как предмет клиники, патопсихологии, наркологии (В.Е. Рожнов, В.М. Банщиков, В.А. Ташлыков, В.М. Воловик, А.Б. Добрович, В.Д. Вид, В.С. Ротенберг, Р.А. Зачепицкий, Н.С. Курек, А.Н. Михайлов, И.М. Савельева, В.А. Дереча, Н.В. Яльцева, Б.М. Гузиков, В.М. Зобнев) и психологии развития на уровне детского возраста или пубертатных периодов (Дж. Блюм, М. Кляйн, В. Тауск, Р.М. Грановская, И.М. Никольская, С.К. Hapmoea-Бочавер, И.Л. Базенков, А.А. Бородина, W. Kliewer, E.K. Koplik). Практические попытки создать теорию психологической защиты отражены в психо-эмоциональной теории R. Plutchik (теория Эго-защит и эмоций) и структурной теории личности H. Kellerman; перцептивно-генетической теории Ulf Kragh’а. В рамках психотерапии и индивидуального консультирования изучение феномена психологической защиты связано с: выявлением и описанием проявлений тех или иных форм защитных механизмов (Ф.В. Бассин, Ф.Е. Василюк, В.М. Воловик, В.Д. Вид, Р.М. Грановская, Л.Д. Демина, А.Н. Михайлов, И.М. Никольская, И.А. Ральникова, В.С. Ротенберг, Е.С. Романова), классификацией и количеством механизмов защиты; (Ф.В. Бассин, Е.С. Романова, В.Н. Цапкин, N. Haan, D.S. Hоlmes) определением связи типа личности с выбором того или иного способа, стиля защитного поведения (А. Фрейд, В. Райх, Дж. Блюм, И.М. Никольская, Е.С. Романова, Л.Р. Гребенников). Большой практический интерес имеют немногочисленные работы, связанные с исследованием специфики психологической защиты у представителей различных профессий, социальных групп (Л.Д. Демина, И.А. Ральникова, И.А. Джидарьян). Перспективным является косвенное указание на роль психологической защиты в формировании личности в рамках теории самопознания (В.В. Знаков, Д. Бем); аспекте творческого потенциала (творческости мышления) (С.Л. Рубинштейн, Я.А. Пономарев, А.В. Брушлинский); духовного становления личности (В.Д. Шадриков); теории личностных конструктов (G. Kelly). Указанные исследования вносят существенный вклад в формирование научной базы знаний по частным аспектам психологии защитного поведения.
Разнообразие психологических концепций прямо или косвенно затрагивающих психологическую защиту, привели к разноречию определения ее сущности, категориальной принадлежности, понятийной неоднородности. Нет единства и в концептуализации психологической защиты. Взаимосвязи с конкретными личностными свойствами, роль психозащитной функции в профессиональной деятельности, целостной концепции психологической защиты в рамках указанных разработок не представлено. В анализе психологической защиты возникла «потребность в объединении разнородных отраслей знания» (Л.С. Выготский) Наибольшую сложность в определении психологической защиты представляет отнесение ее к конкретной сфере субъектной активности: психической деятельности, механизмам адаптации, компенсаторной деятельности и т.п. В настоящее время существует несколько подходов к определению психологической защиты: патологический феномен; нормальная адаптивная структура; механизм совладания в ситуации стресса.
В различных исследованиях феномен психологической защиты всегда является составной частью каких-либо других психологических структур: деятельности, установки, отношений личности, компенсации и др. и соответственно определяется как механизм, процесс, способ, форма поведения (реагирования), способность и т.п.
По мнению Ф.В. Бассина «психологическая защита представляет собой нормальный, широко обнаруживаемый механизм, направленный на предотвращение расстройств поведения и физиологических процессов при конфликтах сознания и бессознательного» (Ф.В. Бассин, 1969). В характеристике проблемы психологической защиты можно выделить противоречие – с одной стороны психологическая защита определяется как естественный, универсальный механизм, обеспечивающий сохранность личности (Ф.В. Бассин, А. Ребер, Р.А. Зачепицкий, В.С. Ротенберг, Б.В. Зейгарник, В.Н. Цапкин); с другой – один из возможных способов описания некоторых форм поведения, мыслительной деятельности или проявления аффективности (В.И. Журбин, М.К. Бурлакова, В.М. Волков, В.Д. Воловик), частный случай отношения больного к болезни (В.М. Банщиков, Н.В. Тонконогий), Ф.В. Бассин указывает на необходимость комплексного подхода в определении психологической защиты (Ф.В. Бассин, 1972). Многообразие определений психологической защиты свидетельствует об отсутствии единства в понимании его сущности, но одновременно и о многомерности данного явления. Одной из проблем выступает или неправомерное сужение понятия психологическая защита или его расширение. Например, психологическая защита понимается как частный защитный механизм (З. Фрейд, А. Фрейд, В.Ф. Бассин, В.А. Ташлыков, К.Р. Айдинян, О.Н. Арестова, Н.В. Калинина, И.Л. Базенков, Р.М. Грановская, Ю.С. Крижанская, Л.Д. Демина, И.А. Ральникова, А.А. Налчаджан, И.М. Никольская, Р.М. Грановская Е.С. Романова, D. Ihilevich, J.C. Gleser, U. Kragh) или форма психологической помощи населению или «чрезвычайная психологическая защита» как защита населения в условиях чрезвычайных ситуаций и техногенных катастроф, психологическая защита пациента при посещении врача, юридическая психологическая защита и даже как «центр психологической защиты помощи населению» (Дж. Рейнуотер, И. Вагин, В.П. Шейнов, Я. Филатов, В.Н. Панкратов, Е. Волков, С. Ключников и др.).
Работа выполнена на кафедре психологии труда и организационной психологии факультета психологии Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова
10 10 2014
4 стр.
Специальность 19. 00. 03 Психология труда, инженерная психология, эргономика
16 12 2014
1 стр.
Акмеологическая культура кадровой работы. Деловой этикет в управлении персоналом
01 10 2014
1 стр.
25 12 2014
1 стр.
Психология личности [Текст] : принципы общепсихол анализа : Учеб для вузов по спец. "Психология" / А. Г. Асмолов. М. Мгу, 1990. 367 с. Б. ц
17 12 2014
1 стр.
Существует множество теорий личности. Курс «Психология личности» дает представление студентам о разнообразии теоретических направлений, изучающих природу человека
17 12 2014
1 стр.
Курс «Психология личности» предназначен для студентов 3-го курса факультета психологии
01 10 2014
1 стр.
Специальность: 19. 00. 01 «Общая психология, психология личности, история психологии»
25 12 2014
3 стр.