Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3
На правах рукописи

Юсупова Юлия Леонидовна

Влияние контекстуальных факторов и свойств личности субъекта

на изменчивость его оценок

(на примере оценки личностных особенностей)

Специальность: 19.00.01 – «Общая психология,

психология личности, история психологии»

Автореферат

диссертации на соискание учёной степени

кандидата психологических наук

Челябинск – 2012

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Южно-уральский государственный университет» (НИУ)


Научный руководитель –

доктор психологических наук, профессор

Батурин Николай Алексеевич.




Официальные оппоненты:

Горелова Галина Газимовна, доктор психологических наук, профессор, Челябинский филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», профессор кафедры политологии и политического управления;
Прядеин Валерий Павлович,

доктор психологических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», профессор кафедры психологии человека.






Ведущая организация –

ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский государственный университет» 

Защита состоится 24 мая 2012 года в 12:00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.298.17 при ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет) (454080, г. Челябинск, пр. им. В. И. Ленина, 76, ауд. 363).


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО ЮУрГУ (НИУ) (454080, г. Челябинск, пр. им. В. И. Ленина, 87, корпус 3д).
Автореферат разослан «____» апреля 2012 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета Ю. В. Всемирнова

Общая характеристика работы
Актуальность исследования

Особенностью современной социальной действительности является нестабильность, заключающаяся в нарастании рассогласованности социальных перемен, объема изменений в мире, увеличении их скорости. Смена направлений и увеличение темпа изменений ведет к постановке вопроса об адекватном реагировании человека на это многообразие изменений, встает проблема оптимизации его отношений с внешним миром.

Взаимодействие с внешним миром, выстраивание взаимоотношений между людьми, отношение к себе, принятие решений в жизненных ситуациях и в производственной деятельности происходит с обязательным участием оценок. От адекватности таких оценок зависит адекватность поведения человека, эффективность принимаемых решений и общий результат деятельности или жизнедеятельности. При этом любые оценки обладают важным атрибутом – изменчивостью. Оценки меняются, и это может приводить к изменению их адекватности. С одной стороны, для оптимального выбора поведения необходимо соответствующим образом оценить происходящие изменения, людей, себя. С другой стороны, существуют определенные пределы изменчивости для разных ситуаций и объектов и прежде всего для самого оценивающего субъекта. Поэтому, изменчивость оценок является важным фактором, определяющим успешную адаптацию человека к изменяющимся условиям современного мира и адекватность принимаемых им решений.

Так как на оценки влияют многочисленные факторы, необходимо разобраться, как оценки зависят от них, чтобы понимать, как будут приниматься решения, основанные на этих оценках и как можно контролировать их изменение.

Проблематика оценивания в последнее время активно разрабатывается в России, но это преимущественно прикладные аспекты. В отличие от этого за рубежом ведутся активные исследования. Это связано, с одной стороны, с осмыслением самого феномена оценки в академической психологии в сторону его более расширенного понимания, а с другой стороны, с запросами, исходящими из различных областей практики. В теоретическом плане исследования оценок и оценивания открывают возможность более глубокого понимания оценок как психического процесса, назначение которого состоит в обеспечении регуляции поведения и деятельностичеловека и его взаимодействия с внешним миром.

В практическом плане полученные в ходе исследований данные имеют широкий диапазон внедрения: от процесса консультирования и отбора персонала до проведения экспертной оценки различного предназначения. Значимость изучения механизмов оценивания связана не только с важностью оценочных процессов в саморегуляции и активности любого человека, но и с их особой ролью в некоторых видах профессиональной деятельности. Возникновение сети сложных профессий с основной функцией оценки (менеджеры по персоналу, оценщики ущерба и риска и т.д.) послужило дополнительным стимулом для тщательной разработки научных представлений об оценочной функции психики человека. Кроме того, особенно актуальной становиться проблема обучения профессиональных оценщиков адекватному и точному оцениванию. При этом, несмотря на то, что деятельность во многом зависит от стабильности и изменчивости оценок, до сих пор этим проблемам не придавалось особого значения.



Степень научной разработанности проблемы

Проблема влияния оценок на жизнедеятельность человека не теряет своей актуальности (Edwards, 1954; Кроник, 1979; Трусов, 1980; Мехтиханова, 2000; Батурин, 1997) и активно разрабатывается учеными в рамках различных подходов (Allport, 1937; Майерс, 1997; Higgins,1996; Ананьев, 1935; Будасси, 1971; Рубинштейн, 1946; Субботин, 2002; Магун, 1983; Fazio at al. 1986; Bargh at al., 1992; Musch & Klauer, 2003; Zajonc 1980). Системный анализ оценочных явлений был осуществлен Н.А. Батуриным (1997, 2000). В общепсихологической теории оценивания описана структура оценочного акта, иерархические уровни оценочных явлений, различные виды и типы оценок.

Изменчивость оценок изучалась в рамках анализа изменчивости отношений (В.М. Бехтерев, А.Ф. Лазурский, С.Л. Франк,), изменений атиттьюдов (В.С. Магун, C.I. Hovland, N.J. Rosenberg), социальных установок (П.Н. Шихирев, А.Г. Асмолов), стереотипов (R. Hogan, J. Johnson, S. Brigs). Большое количество работ посвящено изменению оценок при изучении аффективных оценок и аффективного прайминга (P. Sritharan, B. Gawronski, R.E. Petty, G.V. Bodenhausen, R.J. Rydell, К.А. Ранганах, Б.А. Нозек). Изменчивость оценок на эмпирическом уровне изучалась также в рамках исследования оценочного стиля (И.М. Палей, И.П. Шкуратова, И.Н. Протасова, И.В. Выбойщик).

Изменчивость как атрибут любых оценок впервые была выделена Н.А. Батуриным в рамках теории оценки и оценивания (Батурин, 1997). Однако вопрос об изменчивости оценок рассмотрен только на теоретическом уровне и не проверен в эмпирических исследованиях.

Таким образом, актуальность данного исследования заключается в необходимости учета факторов, влияющих на изменчивость оценок, с одной стороны, и недостаточностью проработки данной проблемы в отечественной психологии, с другой стороны.

Поэтому цель данного исследования – выявить специфику изменчивости оценок личностных особенностей других людей под влиянием контекстуальных факторов и в зависимости от свойств личности субъекта.



Объект исследования: изменчивость оценок.

Предмет исследования: изменение оценок личностных особенностей под влиянием различных факторов

Задачи:

  1. Теоретически обосновать психологическое содержание изменчивости оценок, выделить и описать факторы, влияющие на изменение оценок.

  2. Разработать экспериментальные процедуры для исследования изменения оценок под влиянием контекстуальных факторов.

  3. Экспериментально исследовать особенности изменения оценок субъекта под влиянием такого контекстуального фактора, как дополнительная информация об индивидуальных особенностях оцениваемого человека.

  4. Экспериментально изучить особенности изменения оценок субъекта под влиянием такого контекстуального фактора, как формат предъявления информации об оцениваемом человеке и влияние формата информации на изменчивость оценок.

  5. Разработать процедуру определения индекса изменчивости оценок для изучения зависимости изменчивости оценок от личностных свойств субъекта.

  6. Исследовать особенности изменчивости оценок личностных особенностей других людей в зависимости от свойств личности оценивающего субъекта.

Основная гипотеза: оценки личностных особенностей других людей меняются под воздействием контекстуальных факторов и зависят от свойств личности оценивающего субъекта.

Гипотезы исследования заключаются в следующем:

  1. Предъявление дополнительной информации оценивающему субъекту об индивидуальных особенностях оцениваемого человека приводит к изменению оценок этих особенностей.

  2. Знаковая валентность предъявляемой оценивающему субъекту дополнительной информации влияет на изменение оценок личностных особенностей оцениваемого человека.

  3. Изменение оценок личностных особенностей человека зависит от особенностей формата предъявляемой информации оценивающему субъекту.

  4. Изменчивость оценок личностных особенностей других людей зависит от комплекса свойств личности оценивающих субъектов.

Теоретико-методологические основы исследования. Основные общенаучные принципы: принцип системности (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн) и принцип развития (С.Л. Рубинштейн).

Общепсихологическая основа работы: положения системного подхода к исследованию личности (Б.Ф. Ломов), положения о преемственности и непрерывности психики в целом (О.А. Аллахвердова, Б.С. Братусь, А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн, Г.К. Ушаков).

Частные научные концепции: теория отношений (В.Н. Мясищев), базовые положения общепсихологической теории оценивания (Н.А. Батурин), представления об оценочной функции эмоций (К. Изард, Е.П. Ильин), теоретико-методологические разработки в области изучения оценочных суждений и отношений (A.G. Greenwald, R.D. Goffin, R.H. Fazio, E.T. Higgins), положения, развиваемые в работах по социальной перцепции (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев).

Методы исследования

В соответствии с целью и задачами исследования применялись следующие методы: теоретический анализ, лабораторный эксперимент, метод экспертных оценок, тестирование, статистические методы.

Методы статистической обработки и анализа данных включили: методы описательной статистики, корреляционный анализ, парный критерий Уилкоксона, критерий Фридмана, T-критерий Стьюдента, дисперсионный анализ с повторными измерениями, однофакторный и многофакторный дисперсионный анализ. Расчеты осуществлялись с помощью компьютерных программ «STATISTICA» и «SPSS».

В исследовании были использованы следующие методики:



  1. Для диагностики точности оценки использовалась «Диагностическая процедура измерения точности оценок», разработанная группой сотрудников факультета психологии ЮУрГУ под руководством Н.А. Батурина и И.В. Выбойщик (Выбойщик и др, 2010).

  2. Для изучения свойств личности субъекта использовались 16-факторный опросник Р. Кеттелла (16 PF) (Кеттелл, Эбер, Тацуока, 1970; Выбойщик, 2000), Калифорнийский личностный опросник CPI (Гау, 1995).

Этапы исследования

Решение поставленных задач осуществлялось в три этапа, охватывающих период с 2007 по 2012 гг.



1 этап: 2007-2009 гг. Теоретический анализ литературы, изучение основных подходов и определение методологических основ проблемы, постановка целей и задач исследования.

2 этап: 2008-2010 гг. Проведение эмпирического исследования влияния контекстуальных факторов и свойств личности на изменчивость оценок.

3 этап: 2010-2011 гг. Обработка и обобщение результатов эмпирического исследования, их теоретическое осмысление, описание и оформление результатов исследования.

Эмпирическая база исследования. Всего на различных этапах исследования приняли участие 236 человек. В их числе: студенты психологического факультета Южно-Уральского Государственного университета, студенты различных факультетов колледжа права и финансов в возрасте от 18 до 22 лет (всего 184 человека) и работающие люди в возрасте от 23 до 37 лет (всего 51 человек).

Достоверность результатов, полученных в работе, обеспечивалась соответствием структуры и содержания текста положениям теории оценки и оценивания, выбором теоретических и эмпирических методов исследования в соответствии с поставленными целями и задачами, использованием валидных и надежных диагностических средств, идентичностью условий в экспериментальной и контрольной группах, использованием методов математической статистики и специализированных программ статистической обработки данных.

Научная новизна исследования.

Впервые сформулировано определение термина «изменчивость оценок», раскрыто содержание понятия «изменчивость оценок», описаны внутренние и внешние факторы, влияющие на каждый этап процесса оценивания и приводящие к изменению оценок.

Разработаны экспериментальные процедуры для исследования следующих контекстуальных факторов, влияющих на изменение оценок: дополнительная информация и формат предъявляемой информации.

Установлено влияние дополнительной информации в случае соответствующего содержания информации оцениваемому качеству и когда информация несет положительное или негативное значение.

Выявлены особенности влияния формата предъявляемой информации на изменчивость оценок. Определено, что оценочный формат информации влияет на изменчивость оценок в сторону увеличения изменчивости, если ее содержание соотносится с оцениваемыми особенностями и если эта информация не противоречит предыдущим оценкам человека.

Выявлено, что существует комплекс свойств личности субъекта, обуславливающих высокую и низкую изменчивость его оценок. Так люди с высокой изменчивостью оценок обладают личностными особенностями, связанными с неуверенностью в себе и подверженностью сторонним мнениям; людям же с низкой изменчивостью оценок свойственны ориентация на свое мнение и требовательность по отношению к другим людям.



Теоретическая значимость исследования

В результате теоретико-эмпирического исследования с позиции теории оценки и оценивания раскрыта психологическая сущность и дано определение изменчивости оценок, описаны внутренние и внешние факторы, влияющие на подпроцессы оценивания (отражение предмета оценки, актуализация оценочного основания, сравнение предмета оценки с оценочным основанием; и выражение результата сравнения).

В рамках изучения влияния контекста и свойств личности на изменчивость оценок расширены теоретические представления о свойствах оценок и оценочной функции психики, понимание закономерностей изменения оценок за счет экспериментального подтверждения влияния предъявления дополнительной информации и формата предъявляемой информации на изменение оценок субъекта.

Практическая значимость исследования определяется тем, что установленные в ходе исследования факты могут быть использованы для контроля изменчивости оценок в практической деятельности экспертов-оценщиков. Результаты проведенного исследования, его теоретические и эмпирические материалы могут быть использованы в учебных спецкурсах по темам, связанным с оценкой и оцениванием. Результаты исследования позволяют совершенствовать обучающие программы и тренинги для профессиональных оценщиков и специалистов, сталкивающихся с необходимостью принимать решения на основе оценки людей.

Разработанные экспериментальные процедуры для исследования изменчивости оценок под влиянием контекстуальных факторов и свойств личности могут использоваться для изучения влияния других факторов.

Результаты исследования внедрены в учебный процесс ФГБОУ ВПО «Южно-уральский государственный университет» (НИУ), используются при чтении лекций по дисциплинам «психология оценки и оценивания», «дифференциальная психология».

Положения, выносимые на защиту:

Изменчивость оценок – это общее свойство все видов оценок изменять степень выраженности оцениваемого свойства за счет изменений, происходящих в предмете оценки, оценочном основании, в процессе их сравнения и форме выражения оценок.

Появление новой информации об оцениваемом человеке приводит к изменению оценок его личностных особенностей. Содержание предъявленной информации оказывает значимое влияние на последующий процесс оценивания в том случае, если оно соответствует оцениваемому качеству.

Негативная информация, предъявляемая субъекту при оценке других людей, влияет на изменение оценок в сторону увеличения отрицательной валентности. Позитивная информация, предъявляемая субъекту при оценке других людей, влияет на изменение оценок в сторону увеличения положительной валентности.

Формат предъявляемой информации в виде текстовой информации влияет на оценки личностных особенностей других людей, если ее содержание имеет оценочный характер и соотносимо с оцениваемыми особенностями.

Люди с высоким и низким уровнями изменчивости оценок отличаются друг от друга комплексом свойств личности. Высокая изменчивость оценок субъекта определяется ориентированностью на внешнюю информацию об объекте и подверженностью сторонним мнениям и оценкам. Низкая изменчивость оценок субъекта определяется ориентированностью на свое мнение, чрезмерным контролем своего поведения и требовательностью к другим.



Соответствие диссертации паспорту научной специальности Отраженные в диссертации научные положения соответствуют области исследования специальности 19.00.01 – «Общая психология, психология личности, история психологии»: психическая жизнь и поведение человека. Соотношение поведения и деятельности. Детерминанты, определяющие психическую жизнь и поведение человека; сознание и познавательные процессы. Когнитивная психология; устойчивость и ситуативная обусловленность поведения. Черты личности, их диагностика. Психометрика. Конструирование и апробация опросников личностных черт; индивид, личность, индивидуальность. Соответствие подтверждается содержанием цели, предмета, объекта исследования, а также данными апробации результатов исследования.

Апробация диссертации

Основные результаты работы обсуждались на заседаниях кафедры психологической диагностики и консультирования ЮУрГУ – (Южно-уральский государственный университет) в 2010-2011 гг; на Всероссийских и региональных научных конференциях по психологии (Челябинск, 2008-2010), научных конференциях аспирантов и докторантов ЮУрГУ (Челябинск, 2009-2010), Европейском конгрессе по психологии (Норвегия, 2009), Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва, 2008), расширенном заседании кафедры психологической диагностики и консультирования (март, 2012).

По теме диссертационного исследования опубликовано 13 печатных работ, 2 из них – в резецируемых научных журналах, определенных ВАК РФ.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Список литературы включает 235 источников. Из них 106 на английском языке. Диссертация содержит 14 таблиц и 22 рисунка.



Основное содержание работы
Во введении обосновывается актуальность исследования темы, отражена степень ее разработанности в отечественной и зарубежной литературе, формулируются цель, объект, предмет и задачи исследования, характеризуется научная новизна, теоретическая и практическая значимость полученных результатов. Излагаются гипотезы и основные положения, выносимые на защиту.

Первая глава «Теоретико-методологические предпосылки исследования изменчивости оценок» состоит из трех параграфов. В первом параграфе «Оценка как фундаментальное психическое явление» рассматривается феномен оценки, показано разнообразие подходов к пониманию понятия оценки и его «вес» в психологических науках.

В психологии оценка и оценивание изучаются в различных отраслях: в общей психологии (Д. Брунер, Н.Н. Волоскова, Н.Н. Мехтиханова, В.Е. Субботин, О.К. Тихомиров, П. Фресс, A.G. Greenwald), социальной психологии (Д. Амодио, Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, Д. Канеман, А.А. Кроник, В.С. Магун, Л. Мартин Д. Майерс, А. Тверски, С. Чаикен), педагогической психологии (Б.Г. Ананьев, А.А. Девяткин, Д.А. Ершова), возрастной психологии (А.А. Будасси, А.И. Липкина, И.И. Чеснокова), в психологии эмоций (М. Арнольд, Е.П. Ильин, Дж. Клевленд, Р.С. Лазарус, К. Мерфи, S. Schachter).

Проведенный анализ показал наличие в различных концепциях двух основных компонентов, характерных для оценки: оценочная форма суждения и наличие критерия, то есть основания, по отношению к которому производится оценка. Кроме того, авторы выделяют как когнитивные оценки, так и оценки, которые производятся на эмоциональном уровне.

В теории оценки и оценивания Н.А. Батурина обобщены представления всех предыдущих исследователей и сформулировано определение термина оценки, выделены три уровня системы оценочных явлений (Н.А. Батурин). Первый уровень представляет собой процессуальные оценки. Второй уровень включает интегрально-устойчивые оценки. Третий уровень – это уровень личностных свойств. Н.А. Батурин выделяет несколько характеристик оценок: изменчивость, адекватность и точность, которые требуют дополнительного изучения. Из всех оценочных явлений процессуальные оценки подвержены наибольшей изменчивости.

Исходя из особенностей оценочного отражения в концепции Н.А. Батурина выделяется четыре процесса, и, соответственно, четыре компонента акта оценки: 1) отражение предмета оценки; 2) актуализация, выбор и/или реконструкция основания; 3) сравнение образа предмета оценки с оценочным основанием; 4) выражение оценки-результата.

Анализ исследований показал, что оценки присутствуют во всех сферах психической активности человека, они влияют на его самочувствие, поведение, характер, мотивацию и взаимодействие с миром предметов и людей. При этом процессуальное оценивание является обязательным условием осуществления процесса деятельности и вносит существенный вклад в его регуляцию. Более того, в связи с развитием целого ряда профессий, основной функцией которых является производство оценок, изучение процессов оценивания, и особенно обучение адекватному и точному оцениванию становиться актуальным вопросом.



Во втором параграфе «Изменчивость как свойство оценок» на основе теоретического анализа формулируется определение термина «изменчивость оценок». Термин «изменчивость оценок» был впервые введен в отечественную психологию в 1997 году Н.А. Батуриным для определения одной из характеристик оценок, описывающей их изменение во времени.

В рамках анализа исследований было определено, что в понятие «изменчивость» вкладывается несколько значений: изменчивость понимается как идея о том, что личность претерпевает непрерывные изменения на протяжении всей жизни человека; под изменчивостью понимается разнообразие, вариабельность признаков; а также неустойчивость, непостоянство оценок, связанное с ситуативными ошибками и изменение оценок в отчет на изменения в объекте, субъекте или ситуации.

При этом, с одной стороны, изменчивость оценок понимается как общее свойство любых оценок, с другой стороны, как индивидуальный способ оценивания, являющийся одним из стилей оценивания. В данном исследовании изучается изменчивость оценок, проявляющаяся в ответ на изменения в объекте.

Исходя из понимания оценки в теории оценки и оценивания сформулировано следующее определение. Изменчивость оценок – это общее свойство всех видов оценок изменять степень выраженности оцениваемого свойства за счет изменений, происходящих в предмете оценки, оценочном основании, в процессе их сравнения и форме выражения оценок. Определено, что изменчивость оценок связана с такими характеристиками оценок, как точность и адекватность, описана значимость изменчивости оценок для адаптации человека.



В третьем параграфе «Факторы, влияющие на изменчивость оценок» рассматривается влияние факторов различной природы на процесс оценивания.

Факторы, влияющие на оценки могут быть разделены на следующие группы: 1) особенности этапа развития, в котором пребывают субъект, объект и отражаемые в оценке отношения; 2) общие особенности функционирования базовых психических процессов (мышления, восприятия, эмоций), сопровождающих процесс оценивания; 3) индивидуальные особенности (в том числе и в первую очередь, личностные свойства) субъекта оценивания; 4) контекст оценивания: а) внутреннее эмоциональное и функциональное состояние субъекта; б) внешние естественные и искусственно заданные условия (Батурин, Выбойщик, 2011).

Необходимо отметить, что все эти факторы оказывают на влияние на каждый из подпроцессов оценивания: отражение предмета оценки, актуализацию оценочного основания, сравнение предмета оценки с оценочным основанием и выражение результата сравнения в когнитивной, аффективной или поведенческой форме.

Описаны особенности влияния различных факторов на оценки, изменение которых приводит к изменению адекватности оценки-результата.

Особое значение придается контекстуальным факторам, к которым относятся эмоциональное и функциональное состояния субъекта, а также внешние факторы, действующие в момент осуществления оценочного процесса и выражения его результата, и индивидуальным особенностям оценщиков. Так как большое значение для процесса оценивания имеет формирование оценочного основания, анализ этого процесса представляется наиболее важным. Выбор контекстуальных факторов и индивидуальных особенностей в качестве факторов, влияющих на оценки, в данной работе обусловлен, с одной стороны, необходимостью рассмотрения тех факторов, которыми можно управлять, с другой стороны, недостаточностью изученности данных факторов.


следующая страница>


Влияние контекстуальных факторов и свойств личности субъекта на изменчивость его оценок

Специальность: 19. 00. 01 «Общая психология, психология личности, история психологии»

424.25kb.

25 12 2014
3 стр.


14. Развитие личности в группе: возрастная периодизация

В жизни конкретного человека как индивида, его личность и психика представлены в неразрывном единстве. Одно не может быть оторвано от другого. Однако личность субъекта и психика су

66.92kb.

01 10 2014
1 стр.


6. Понятие о личности. Социализация личности. Структура психических свойств личности

Человек как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств является личностью

54.61kb.

25 12 2014
1 стр.


Оценка свойств смазочного масла. Априорное ранжирование факторов

Целью работы является расчёт эмпирических зависимостей, называемых частными желательностями и анализ свойств представленного смазочного масла

42.82kb.

15 12 2014
1 стр.


Влияние группы на поведение личности

Богатство связей предопределяет духовное богатство личности, выражает общественную, коллективную силу человека. Благоприятный психологический климат и доброжелательные отношения в

48.03kb.

11 09 2014
1 стр.


Нп «сибирская ассоциация консультантов»

России, как субъекта деятельности, и его развитие, как личности начинается вновь и вновь на каждом новом рабочем посту. Отсюда преждевременные психосоматические заболевания, пробле

62.39kb.

25 12 2014
1 стр.


Наследственная изменчивость

Наследственная, или генотипическая, изменчивость обусловлена изменениями генотипа; она бывает: комбинативной и мутационной

61.62kb.

04 09 2014
1 стр.


Рекомендации по тьюторскому сопровождению студентов, обучающихся в вуз

Воспитание студента представляется собой как целенаправленная деятельность педагога тьютора, содействующая максимальному развитию личности обучаемого, интеграцию его в контекст сов

54.4kb.

17 12 2014
1 стр.