Перейти на главную страницу
Движущие силы развития всегда врождённые и бессознательные.
Механизмы развития врождённые и основы личности закладываются в детстве, в дальнейшем структура личности изменяется.
Фрейд показал, что для развития человека главное значение имеет другой человек, а не предметы, которые его окружают.
ТЕОРИЯ ТРЁХ СТУПЕНЕЙ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ К. БЮЛЛЕРА (1879 - 1963).
1 стадия - инстинкт;
2 стадия - дрессура (навык);
3 стадия - интеллект.
Связывал с созреванием мышления, с окружающей средой, с аффективными принципами, с переживанием удовольствия, с детством. Главная закономерность - переход удовольствия с конца на начало действия.
1 стадия - удовольствия связанные с удовлетворением инстинктивных потребностей;
2 стадия - удовольствие связано с самим принципом (первичное удовольствие);
3 стадия - удовольствие переносится на начало, оно предвосхищает действия.
Бюллер перенёс эту схему на онтогенез (изучал обезьян).
Вундт - основной метод самонаблюдение.
Теория Бюллера равна теории рекапитуляции (биологическое повторение филогенеза в онтогенезе).
СОЦИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД.
Концепция Эриксона.
Бихевиоральное направление.
Теории социального научения.
Социальное влияние Бронфенбренера.
Концепция Эрика Эриксона.
Ученик Фрейда. Для развития личности очень важен социум. Автор психоисторического метода:
применение психоанализа к истории;
для понимания личности необходимо разобрать общество, в котором живёт данный человек (конкретные культурные условия).
Групповая идентичность - формируется благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание ребёнка ориентировано на социум, в котором он живёт (культурная среда).
Эго идентичность - создание у субъекта чувства устойчивости и непрерывности “ я”. Идентичность позволяет ощущать себя целостным, устойчивым, несмотря на окружающие изменения. Формирование эго идентичности проходит ряд стадий.
Понимание возраста иное, чем у Фрейда. Эриксон рассматривает развитие человека на протяжении всей жизни.
Жизнь - имеет восемь периодов. По Эриксону для каждой стадии характерны задачи, которые выдвигаются обществом, которые определяют этапы развития, зависящие от достигнутого уровня психологического развития и от общества, в котором живёт индивид. Существуют две линии развития: нормальная; аномальная. Жизнь - это борьба между двумя этими линиями. Переход от одной эгоидентичности к другой Э. Эриксон связывал с понятием “ кризиса” - это не конфликт, это не катастрофа, это поворотный пункт развития, это выбор между прогрессом и регрессом. Период усиливающейся уязвимости и возрастающего потенциала.
Кризис - это период с одной стороны наибольшей уязвимости, с другой стороны наибольшего потенциала.
Человеческое существование зависит от трёх процессов (структур), которые дополняют друг друга.
Соматические (телесные, биологические связанные с ростом, созреванием).
Психические (эгосинтез) - связаны с опытом индивида.
Культурные (этос) - нормы взаимоотношений людей.
ВОЗРАСТ |
НОРМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ |
АНОМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ |
I. Раннее младенчество (0 - 1 г.) |
Базальное доверие: взаимная любовь, привязанность, удовлетворение потребностей детей в общении и других потребностей. |
Базальное недоверие: плохое обращение матери с ребёнком, пренебрежение, лишение любви, резкое отлучение от груди, эмоциональная изоляция. |
II. Позднее младенчество (1 - 3 г.) |
Самостоятельность (автономия): уверенность в себе, ребёнок смотрит на себя, как на самостоятельного человека, но ещё зависимого от родителей. |
Сомнения в себе: гипертрофированное чувство стыда, сомнения в своих способностях, не признанность, недостаточное развитие элементарных навыков, желание скрыть ущербность от людей. |
III. Раннее детство (3 - 5 л.) |
Активность (инициатива): активное изучение внешнего мира, подражание взрослым, включение в поло-ролевое общение. |
Пассивность (вина): вялость, отсутствие инициативы, зависимость от других людей, подавленность, отсутствие признаков поло-ролевого общения. |
IV. Среднее детство (5 - 11 л.) |
Трудолюбие, прилежание: выраженное чувство долга и стремление к достижениям, развитие познавательных и коммуникативных умений и навыков, постановка и решение реальных задач, ориентация на будущее. |
Чувство собственной неполноценности: слаборазвитые навыки, избежание сложных задач и ситуаций соревнования, ощущение обречённости на посредственное существование, ощущение затишья перед бурей, робкое поведение, комфортность. |
V. Половая зрелость (11 - 20 л.) |
Жизненное самоопределение: развитие временной перспективы, самоопределение “ каким быть”, экспериментирование себя в разных ролях учения, чёткая половая поляризация, формирование личности и мировоззрения, способность быть лидером и подчинённым. |
Путаница ролей: смешение и смещение временных перспектив (мысли не только о будущем, но и о прошлом), стремление разобраться в себе, отношениях с миром, поло-ролевая фиксация (смешение форм поло-ролевого общения), путаница в мировоззрении, неумение сочетать лидерство и подчинение. |
VI. Ранняя взрослость (20 - 40, 45 л.) |
Близость к людям: стремление к контакту с людьми, желание и способность посвятить себя другим людям, рождение и воспитание детей, любовь и работа, удовлетворённость личной жизнью. |
Изоляция от людей: избежание людей, особенно близких интимных отношений, трудность характера, неразборчивость в отношениях, непредсказуемость общения, первые симптомы психических расстройств. |
VII. Средняя взрослость (40 - 60 л.) |
Творчество (генеративность): позитивная творческая работа над собой и другими людьми, зрелая, полноценная разнообразная жизнь, удовлетворённость семейными отношениями, обучение и воспитание нового поколения. |
Застой (стагнация): эгоизм, непродуктивность в работе, часто ранняя инвалидность, забота лишь о себе, всепрощение себя. |
VIII. Поздняя взрослость (60 и более) |
Полнота жизни: постоянные раздумья о прошлом, его спокойная взвешенная оценка, принятие прошлой жизни такой, какой она была, понимание и принятие неизбежной смерти. |
Отчаяние: ощущение того, что жизнь прожита зря, что время летит слишком быстро, прошлое оценивается негативно, потеря веры в себя и других людей, боязнь смерти. |
ПОСТНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД.
МЛАДЕНЧЕСТВО.
0 - 1 - Выготский, Эльконин.
0 - 2 - Крайг.
0 - 3 - Квинн.
0 - 18 - Бромлей.
Рождение.
Акт рождения - стресс для ребёнка. В последние минуты родов организм ребёнка вырабатывает большое количество адреналина и норадреналина, тем самым, компенсируя нехватку кислорода. Первые вздохи происходят с трудом после убирания жидкости из носовой полости, заполнения воздухом лёгких возникает крик. Иногда ребёнок некоторое время чихает и кашляет, возникает рефлективная реакция. Испытывает ли ребёнок боль установлено, что в его крови существуют болеутоляющие бета - эндорфины. Первые полчаса ребёнок ведёт активное существование - идеальное время для установления первых контактов.
Внешний вид.
Рост - 48 - 54, 56 см. Вес - 3,2 кг. Кожа покрыта для защиты творожным слоем; волосами, которые потом отпадают (ланига); голова вытянута (деформирована); гениталии припухлые.
Период приспособления к новым условиям - кардинальная смена типа дыхания. Переход на лёгочное дыхание - излишняя работа кровообращения. Перестраивается пищеварительная система, настраивается дольше (газы, боли в желудке). Изменяется система терморегуляции (в утробе - температура постоянная). Необходимо время для приспособления, нужно держать в тепле. Дети рождаются в разной степени приспособленными к жизни вне утробы.
В XIX в. Апгар предложила оценочную шкалу пяти показателей - по трёх балльной шкале.
ПОКАЗАТЕЛЬ |
СТЕПЕНЬ ВЫРАЖЕННОСТИ | ||
|
0 |
1 |
2 |
Сердцебиение |
Отсутствует |
Частота менее 100 ударов |
Более 100 ударов |
Дыхание |
Отсутствует |
Медленное нерегулярное |
Громкий крик |
Мышечный тонус |
Вялый |
Некоторая степень сгибания |
Активные движения |
Рефлективная возбудимость |
|
Слабо выражена (гримасы) |
Хорошо выражена (крик) |
Окраска кожи |
Синюшно - бледная |
Розовое тело, синюшно - коричневая |
Розовая |
Бондинг - процесс формирования эмоций, привязанности между родителями и ребёнком.
На влияние первых контактов родителей и ребёнка разные точки зрения: влияние не имеет принципиального значения; влияние имеет большое значение для формирования привязанности.
Ребёнок рождается с набором рефлексов (Крайг). Большинство из них исчезает. Остаются немногие.
До шестидесятых годов ХХ в. полагали, что возможности ребёнка ничтожны. Нет адекватных методов для выведения возможностей.
Ощущения.
Зрение - зрительный анализатор ещё не достиг совершенства, но ребёнок проявляет зрительную активность (реакция на свет). Уже на первой неделе ребёнок может направлять взгляд в одну точку на предмет (10 - 15 см от ребёнка). Ребёнок способен к концу первой недели реагировать на яркие выразительные игрушки (может собрать глаза в одну точку). Новорождённые предпочитают более сложные изображения простым, изогнутые линии - прямым.
Слух - ребёнок слышит уже в утробе матери, различает звуки, услышав звук, поворачивает голову, таким образом, анализаторные системы взаимосвязаны.
Обоняние - после шестнадцати часов ребёнок различает запахи.
Осязание - прикосновение ребёнок чувствует ещё в утробе, реагирует на прикосновения, температуру.
Вкус - новорождённый различает четыре вкуса: сладкий; горький; кислый; солёный. Предпочитает сладкий.
Новорождённый ребёнок способен к обучению.
Брунер, Калнинс: 1973 г. - эксперимент: пустышка малыша была присоединена к проектору, когда сосал - изображение чёткое и, наоборот. Быстро научился сосать при чёткости. Эксперимент изменили: сосёт - нечёткое. Ребёнок не сосал пустышку, быстро переучился.
Выводы:
Папоусек - эксперимент: научил ребёнка включать свет поворотом головы, но затем ребёнок терял интерес к этому занятию. Ситуация была изменена: свет включался, когда ребёнок поворачивал голову в другую сторону. Ребёнок тоже терял интерес.
Выводы:
подтверждения Калнинса, Брунера - мотив научения - получение новой информации;
Исследования новорождённых позволили выделить шесть состояний.
Глубокий сон - у ребёнка закрыты глаза, мышцы лица расслаблены, дыхание замедленное.
Неглубокий сон - закрыты глаза, дыхание неровное частое, под веками глаза двигаются, нельзя определить видит ли сон.
Дремота - либо хочет спать, либо только что проснулся; глаза открыты наполовину, дыхание неритмичное.
Пассивное состояние бодрствования - как будто, что - то рассматривает, глаза открыты, сосредоточенный взгляд, двигает руками и ногами.
Активное состояние бодрствования - ребёнок проявляет бурную активность, двигается всё тело, дыхание нерегулярное.
Плач - быстрое дыхание, движения.
Покачали ребёнка больше, спит. Со временем сон и бодрствование - равные. Приволирует состояние активного бодрствования.
Три эффективных способа успокоения ребёнка:
покачать;
на руки взять;
туго перепеленать (активность мышц снижается и ребёнок успокаивается).
Новорождённость - первый период жизни ребёнка.
Выготский: новорождённость - критический период. В период рождения происходит физическое, но не биологическое отделение от матери. Новорождённость - промежуточное звено между утробным и внутриутробным периодами. Биологически ребёнок не отделим от матери:
питание (молоко);
сон - основная форма существования;
поза - до четырёх месяцев во сне эмбриональная поза;
поведение - перемещения определяются взрослыми;
в последние месяцы развитие может происходить вне утробы (с семи месяцев).
Рождение (Выготский) - это не просто этап в развитии - это качественный скачок.
Развитие внутри утробы качественно отличается от развития вне утробы. Это различие определяется социальным фактором - социальной ситуацией развития. Все свои потребности ребёнок удовлетворяет через взрослого - центр жизни младенца.
Новорождённый - максимально биологическое существо, но Выготский опровергает эту точку зрения: новорождённый - это максимально социальное существо, зависит от социума.
Вся активность ребёнка направлена на привлечение внимания взрослого - это создаёт противоречия. С одной стороны, максимальная социальность (зависимость), с другой - минимальные возможности движения. Выготский видел в этом стимул развития, источник.
Центральное новообразование периода новорождённости:
Комплекс оживления - это эмоциональная, двигательная реакция ребёнка на появление в поле зрения матери (улыбка, акт движения, радость).
КО - свидетельствует о том, что ребёнок отличает мать от других;
КО - это первый акт движения (попытка воздействия на взрослых);
КО - это зарождение координации движений;
КО - психологический критерий конца кризиса новорождённости.
Существуют физиологические критерии конца кризиса - появление зрительного и слухового сосредоточения.
Существует медицинский критерий - приобретение ребёнком первоначального веса.
Новорождённые ведут себя по - разному: различия темпераментов (не по типам): лёгкие; трудные.
Психоанализ - травма кризиса новорождённости.
В первый месяц ребёнок приспосабливается к жизни безусловными рефлексами.
РАЗДРАЖИТЕЛИ |
РЕФЛЕКСЫ |
Действие яркого света Шлепок по переносице Хлопок руками возле головы Поворот головы направо Разведение локтей в стороны Нажатие пальцем на ладонь Нажатие пальцем на подошву Царапающие движения от пальцев к пятке Укол булавкой подошвы Поднятие ребёнка, лежащего животом вниз |
Глаза закрываются Глаза закрываются Глаза закрываются Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается Руки быстро сгибаются Пальцы сжимаются и разжимаются Сжимаются пальцы ног Большой палец ноги поднимается, а другие вытягиваются Колено и стопа сгибаются Пытается поднять голову, вытягивает ноги |
Комплекс оживления - переход от стадии новорождённости к стадии младенчества.
КОГНИТИВНАЯ СФЕРА МЛАДЕНЦА.
Ощущения.
Восприятия.
Мышление.
Память.
Представления.
Внимание.
У новорождённого есть ощущения. Наиболее развиты кожные. Высокоразвитые - вкусовые, обонятельные. Медленнее - слух, зрение.
Слух.
Есть предположение, что ребёнок слышит ещё в утробе. Но после рождения слуховой проход заполнен околоплодной жидкостью, поэтому ребёнок плохо слышит, но есть реакция на звук.
Зрение.
Восприятия и ощущения.
В формировании образа восприятия главная роль - действия. Поэтому необходимо сведение зрительных осей. Манипулирование предметами - рука лучший глаз (периодизация Пиаже).
Память.
Феномен узнавания: лица, предметы. Младенчество заканчивается, когда ребёнок узнаёт близких и родителей. На самом деле за некоторое время (латентный период), когда ребёнок не видит предмет, возникает забывание. Двухлетний ребёнок - латентный период несколько недель. К двум годам память может обеспечить рост психических процессов (т. н. “ сквозной” процесс).
Внимание.
В первые месяцы - непроизвольное внимание (как ориентировочный рефлекс). К двум месяцам может сам заинтересоваться, к пяти - берёт в рот и играет.
Зачатки произвольного внимания - к одному году.
Л. С. Выготский: “ Произвольное внимание начинается с указательного пальца”.
Мышление.
Характерно наглядно - действительное мышление. Отражение связей и отношений только в наглядной ситуации и выделяется с помощью действия. В 1,1 г. - способен подставить стул, если высоко. Решение простых практических задач исходя из собственного опыта и опыта других людей.
Речь.
Параллельно с развитием мышления. Четыре периода развития речи. Два из них выпадают на младенчество:
первоначальное овладение языком.
Подготовка словесной речи (от рождения - 1 г.).
Первые голосовые проявления - плач и крик (носят рефлекторный характер). Плачет - подходит взрослый. Знак - у меня не всё в порядке. В два - три месяца ребёнок начинает гулить, ворковать, экспериментировать гласными, в хорошем расположении духа. Даже лепет плюс согласные. Лепет и воркование - видимо, заложены генетически (т. к. проявляются у глухих детей). До восьми месяцев дети всех народов “ лепечут одинаково”, позже начинают улавливать интонации языка (эхология).
Существует ещё пассивная речь, которая развивается раньше, чем активная (где логика?). Расширение пассивного словаря с шести месяцев. Период активной речи: восемь - девять месяцев.
Первоначальное овладение языком.
1 стадия) - слов и предложений;
2 стадия) - двух или трёх словных предложений.
Первая стадия (от 1 г. - 1,5 лет) - первые слова отличаются своеобразием: слово может говорить и о предмете и о действии с предметом. Эти слова ситуативны - привязаны к ситуации, т.е. чужой не может понять речи ребёнка.
Вторая стадия (1,5 - 2 г.) - быстрый рост активного словаря. К двум годам - 250 - 300 слов, имеющих устойчивое и чёткое значение. К этому времени почти все буквы, кроме Р, Л, С, З, Ж, Ш (свистящие; шипящие).
АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА МЛАДЕНЦА.
Ребёнок ещё в утробе ощущает желанный он или нет.
Эмоции - первая форма связи ребёнка с окружающим миром. Через эмоции выражается отношение к внешнему миру и средство общения. Дефицит эмоционального общения и положительных эмоций оказывает отрицательное влияние на психическое, и даже физическое развитие. В младенческом периоде зарождаются и социальные эмоции - переживание человеком своего отношения к окружающим людям. Формируются, проявляются и закрепляются в межличностных отношениях.
“ Комплекс оживления” - реакция на близких.
Формируется эмоциональная реакция на похвалу - это предпосылка развития самосознания.
Эмпатические реакции: если мама огорчена, ребёнок реагирует на состояние. К концу первого года - попытки утешить маму. В этот период быстрое заражение отрицательными эмоциями. В развитии эмпатии - взрослые играют главную роль.
В период второго года жизни имеются большие предпосылки для развития отрицательных эмоций (предпосылка - есть опыт, но не развита речь и выплеск отрицательных эмоций).
На втором году появляется страх - возникает на изменения привычной обстановки плюс родители пугают, пытаясь добиться послушания.
Отклонения могут проявляться либо в недостаточном развитии - эмоциональная холодность - следствие развития поспитализма, эмоциональная длительная депривация (пример: у “ отказников” часто во взрослом состоянии эмоциональные нарушения).
Если ребёнок лишён родителей в шесть месяцев, то это может привести к развитию асоциального поведения.
Причины возникновения отклонений в эмоциональной сфере ребёнка:
срыв в привычном стереотипном поведении;
неправильное построение режима:
а) несоответствие режима индивидуальным особенностям;
б) частое нарушение режима;
неправильные воспитательные приёмы (запугивания, ограничения активности) плюс слишком большая порция эмоций приводят к переутомлению;
отсутствие необходимых условий для игры и самостоятельной деятельности (наличие сенсорной информации);
создание односторонней аффективной привязанности у ребёнка. Плохо, когда ребёнок видит постоянно только мать;
отсутствие единого подхода к ребёнку со стороны взрослых.
МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА МЛАДЕНЦЕВ.
Стержень личности. До сегодняшнего дня нет единых представлений о мотивах и потребностях. В этот период важен вопрос мотивации, ребёнок рождается с физиологическими потребностями.
Как появляются социогенные потребности?
Психоаналитический подход: основные потребности - либидо и тонатос.
В начале первые социальные мотивы - эгоизм, себялюбие. Младенец - “ чистейшее наслаждающееся Я”.
Пиаже: младенчество - доминирует эгоцентризм.
Солипсизм.
Выготский: младенец - максимальное социальное существо, так как зависит от взрослого.
Лисина: ведущий фактор - потребность в общении.
Божович: главная потребность - новые впечатления.
Маслоу: рождается с физиологическими потребностями плюс потребность в безопасности.
Эриксон: базальное доверие или недоверие к миру.
Потребность в безопасности - к стабильности, к упорядоченности, защите (А. Маслоу).
В зависимости от степени удовлетворения потребности в безопасности будет различаться базальное доверие или недоверие.
Формирование мотива достижения начинается со стремления ребёнка делать, что - то самостоятельно плюс социальная потребность (некоторые исследователи).
Я - КОНЦЕПЦИЯ.
В начале появилась детская психология. Позже геронтология. В ХХ веке: акмеология (взрослый возраст). Детская психология изучена лучше
15 12 2014
6 стр.
Предмет: закономерности психического развития человека в онтогенезе и особенности развития психики, сознания, личности и ее деятельности на каждой из возрастных стадий развития
14 12 2014
7 стр.
Задачи дифференциальной психологии. Место дифференциальной психологии в системе психологического знания. Методологические подходы дифференциальной психологии. Направления развития
17 12 2014
8 стр.
Психология наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности пси – наука о психике, ее свойствах, состоянии, явлениях, развитии
17 12 2014
14 стр.
Экспериментальная педагогика и педагогическая психология первоначально трактовались как
25 09 2014
1 стр.
Психофизиология (психологическая физиология) — научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии
01 10 2014
1 стр.
Охватывает очень широкую сферу деятельности
09 09 2014
9 стр.
Почетными грамотами. Первое место разделили ассистент кафедры общей психологии В. В. Петухов, младший научный сотрудник кафедры возрастной психологии Г. В. Бурменская, младший науч
26 09 2014
1 стр.