ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
001. Язык, как, впрочем, и любое другое явление, не может оставаться в состоянии покоя. Все его области, включая словарный состав, грамматику и фонетику претерпевают в процессе своей эволюции медленные, но постоянные изменения. Именно эти изменения, а также их движущие силы и составляют предмет истории языка.
002. Язык изменяется под влиянием самых разнообразных факторов, которые принято разделять на внешние (экстралингвистические) и внутренние (лингвистические). Внешние факторы лежат за пределами языка. Таковыми являются миграции народов, военные конфликты, культурные и экономические связи и другие исторические события или явления. Внутренние факторы – это факторы, которые заложены в самом языке. Они находят свои проявления в законах и закономерностях языкового развития, таких как, например, закон ассимиляции, закон упрощения, закон аналогии и т.д.
003. Изучение истории английского языка преследует несколько задач.
Прежде всего, изучение истории английского языка нацелено на то, чтобы раскрыть законы и закономерности языкового развития, знание которых должно помочь студентам осознать, что история английского, как и любого другого языка, - есть сложный процесс взаимосвязанной и взаимозависимой эволюции его грамматики, фонетики и словарного состава.
Английский язык имеет много особенностей, необъяснимых с позиций его современного состояния. Изучение истории языка призвано объяснить многие из этих особенностей: почему английская орфография настолько сложна и необычна; почему существительные, подобные слову «man», образуют множественное число путем звукового чередования; почему английский словарь имеет так много общего со словарем французского языка и т.д.
Еще одна цель предмета «История английского языка» состоит в том, чтобы научить студентов устанавливать связи между событиями, имевшими место в истории народа и языковыми фактами.
004. Очевидно, что источниками исторического изучения любого языка должны служить письменные свидетельства прошлого, древнейшие из которых датируются седьмым веком. Эти свидетельства помогают ученым восстановить грамматический строй и словарный состав древнеанглийского языка. Сравнительный анализ памятников письменности, принадлежащих различным периодам языковой истории, позволяет ученым судить о языковых изменениях. Между тем ни один из памятников прошлого не может предоставить наглядной картины фонетического строя и фонетических изменений. Эта часть языковой истории остается до известной степени гипотетической. О произношении судят по написанию, рифмованным текстам и по старым учебникам, в которых можно найти описания языка, в том числе и его фонетического строя.
005. История английского языка покрывает приблизительно 12-13 столетий. Это достаточно протяженный период времени, и для того, чтобы сделать изучение исторического развития языка удобным ученые разделяют этот период на более короткие промежутки времени. В современной науке существует несколько хронологических делений истории английского языка. Наиболее популярной является периодизация, предложенная английским ученым Г. Суитом. Согласно его предложению, вся английская история делится на три периода, которые называются древнеанглийский период (OE), среднеанглийский период (ME) и новоанглийский период (NE).
В основе данной периодизации лежит морфологический принцип. Он принимает во внимание тип окончания, составляющий характерную языковую черту того или иного этапа развития языка.
Old English
(700-1100)
|
Middle English
(1100 - 1500)
|
New English
(1500 - ...)
|
assa
|
asse
|
ass
|
sunu
|
sone
|
son
|
medo
|
meade
|
mead
|
Как свидетельствует таблица, древнеанглийское слово могло иметь любой гласный в качестве своего окончания (-a,-u -o,). Соответственно, древнеанглийский период называют периодом полных окончаний. К началу XIII века безударные гласные в конце слова были редуцированы до нейтрального звука [ə] (который на письме принял обозначение -e). В соответствии с этим среднеанглийский период называют периодом редуцированных окончаний. В ходе дальнейшего развития безударные окончания были полностью утеряны. Таким образом, новоанглийский – есть период утраченных окончаний.
Периодизация Г.Суита поддерживается и другими языковыми принципами. Один из таких принципов берет за основу развитие письменности.
Так, памятники древнеанглийского периода демонстрируют технику письма, общую для ряда древнегерманских языков. В соответствии с этим древнеанглийский период можно назвать периодом общегерманского письма.
В среднеанглийский период английское письмо начинает испытывать сильное влияние французской орфографии. Поэтому данный период можно определить как период франкоподобного письма. Наконец, новоанглийский период характеризуется поиском средств унификации письменных норм, и является, периодом унифицированного письма. К тому же граница между средне- и новоанглийским периодами сближается с 1475 годом, т.е. годом, когда в Британии начинало развиваться книгопечатание. Таким образом, новоанглийский период открывает еще и эру печатной письменности.
Следующий принцип, поддерживающий периодизацию Г. Суита, лежит в области словарного состава языка.
Древнеанглийский язык имел в своем словарном составе относительно небольшое число заимствованных слов, и древний период был периодом преимущественно исконного словаря. После норманнского завоевания (1066) английский язык начинает активно пополняться словами из французского языка. Таким образом, средний период – есть период французских заимствований. Наконец, в новоанглийский период процесс заимствований приобретает непрерывный характер. Как следствие английский язык пополняется словами из самых различных языков. В соответствии с этим новоанглийский период можно обозначить как период смешанного словаря.
Деление истории английского языка на три периода тесно связано с историей английского народа. Временные границы между периодами языковой эволюции сближаются с датами событий, которые играли важнейшую роль в истории английского государства. Так, например, граница между древне- и среднеанглийскими периодами (1100) сближается с датой норманнского завоевания (1066), а граница между средне- и новоанглийским периодами (1500) – с годом окончания войны между Алой и Белой розами (1485).
Наряду с тремя охарактеризованными периодами ученые выделяют еще один, который называют дописьменным. (PW). О состоянии языка в этот период ученые судят с помощью метода реконструкции, в основе которого лежат законы языкового развития и изучение памятников письменносмти других германских языков (в особенности готского).
006. Следует отметить, что границы между периодами являются условными. Развитие языка – это медленный и постепенный процесс. Большинство изменений (особенно в областях грамматики и фонологии) не заметны для жизни одного поколения. Поэтому и границы между периодами языкового развития нельзя рассматривать как строгие и четко очерченные.
|
|
THE SUBJECT MATTER OF THE ENGLISH LANGUAGE HISTORY
001. Language as well as any other social or natural phenomenon cannot be static. Its vocabulary, its grammar and its phonetic structure undergo gradual but persistent alterations. All these alterations and their driving power constitute the subject matter of language history.
002. Changes that occur in language during its evolution are caused by various factors. Traditionally these factors are divided into external (extra-linguistic) and internal (linguistic). External factors include different historical events which influence the development of language. Such are wars, cultural and economic contacts of people, migrations and so on. Internal factors are to be found in language itself. These factors are displayed in various laws and regularities, such as the law of assimilation, the law of simplification, the law of analogy and the like.
003. The study of the English language history has several objectives.
First of all history of English is aimed at uncovering the laws and actions ruling the evolution of the language. It will help the student to understand that the development of English as well as any other language is a complicated and interconnected evolution of its grammar, vocabulary and phonetic system.
The English language of today has a lot of properties which seem incomprehensible from the modern point of view. A careful study of the language history will help the student to understand what made English spelling so odd and complicated; why such nouns as «man» form their plurals by vowel interchange; why the English vocabulary has so much likeness to the vocabulary of French and so on.
One more objective of the English language history consists in coaching the students to establish ties between the history of the English people and the development of their language.
004. It is only natural that sources for historical study of any language are to be found in the written records of the past. The earliest written documents of the English language date back to the 7th century. They let the linguists reconstruct the grammatical system and the vocabulary of the Old English language. The comparison of the written records belonging to different periods of the language history lets the scholars reconstruct the linguistic changes. However there are no records which could give the picture of the phonetic development of the language. That is why this part of the English language history is to a certain degree hypothetical. The pronunciation is judged by a careful study of spelling, rhyme, and by the old descriptions.
005. The history of the English language covers approximately 12 hundred years. This is a very long stretch of time, and to make the study of the language development more convenient the scholars divide this stretch of time into smaller periods. There are several chronological divisions of the English language history. The most popular among them is the one put forward by the English scholar Henry Sweet. He suggested that the 12 centuries of the English language history should be divided into three sections. They are called Old English period (OE), Middle English period (ME) and New English period (NE).
Sweet’s periodisation is based upon the morphological principle. It takes into account the type of a word ending which made one of the specific features of the language at this or that stage of its development.
Old English
(700-1100)
|
Middle English
(1100 - 1500)
|
New English
(1500 - ...)
|
assa
|
asse
|
ass
|
sunu
|
sone
|
son
|
medo
|
meade
|
mead
|
As shown by the chart, an OE word could have any vowel in its ending (-a, -o, -u). Accordingly the OE period is called the period of full endings. Towards the 13th century all these vowels were levelled and appeared as the neutral vowel [ə] (spelt as -e). In accordance with this the ME period is called the period of levelled endings. Towards the NE period the unstressed vowel endings were lost. Thus, NE is the period of lost endings.
Sweet’s periodisation can be supported by several other principles. One of such principles takes as its basis the development of writing and the printing matter.
Thus, the written records of the OE period demonstrate writing habits common to most of the old Germanic texts. Therefore the OE period may be defined as the period of Germanic spelling. The ME period is distinguished by introduction of French habits into the matter of writing. Accordingly it may be called the period of French-like spelling. Finally the boundary between ME and NE is close to the year of 1475, the year when printing was introduced. Thus, the NE period is the period of printed writing.
Another principle may be found in the sphere of vocabulary.
The OE language contained a considerably small number of borrowed words, so the OE period was the period of Native vocabulary. ME is the period of French borrowings, for a great number of them were adopted by the English language after the Norman invasion. In the NE period the process of borrowing acquired an uninterrupted character. As a result the English vocabulary was replenished with words from many other world languages. Accordingly the NE period may be called the period of mixed vocabulary.
The division of the English language history into OE, ME and NE is also connected with the history of the English people. The Boundaries between the periods run close to the dates of very important events in the social history of the country. Thus the boundary between OE and ME (1100) is very close to the date of the Norman invasion (1066). The boundary between ME and NE (1500) is close to the year of 1485 - the end of the war between the Red and the White Roses.
In addition to the three periods described above the scholars also single out the so-called pre-written period (PW). The development of the language in this period left no evidence and the scholars have reconstructed this development hypothetically. The material for such reconstruction was provided by the written evidence of other Germanic languages (especially Gothic).
006. It should be noted that the boundaries between the periods are conventional. The development of a language is a slow and gradual process. Most of the changes (especially in the fields of grammar and phonology) cannot be observed within the life of one generation. That is why the boundaries between the periods cannot be viewed as strict and clearly cut.
|