Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Преподаватель – к.б.н. Грибкова О.В.

Аттестации по дисциплине «Антропология»
по направлению бакалавр психологии

Дисциплина изучается в течение одного семестра. Во время изучения дисциплины каждый студент обязан усвоить теоретическое содержание дисциплины, выполнить задания, предусмотренные планом практических занятий. Тематика практических занятий считается освоенной, если студент успешно отвечает на вопросы устных и письменных опросов. К итоговой аттестации допускаются только те студенты, которые освоили тематику практических занятий. В противном случае студент к итоговой аттестации не допускается.

Итоговая аттестация осуществляется в форме зачёта.



Содержание учебного курса

Раздел 1. Введение в антропологию. Морфология

Тема 1. Введение в антропологию

Антропология как наука: ее предмет, задачи, разделы и методы. История развития антропологии. Значение антропологии для студентов специальности «Психология».



Тема 2. Основы приматологии

Приматология. Характеристика и систематика отряда приматов. Сравнение человека и приматов: сходства и отличия.



Тема 3. Проблема сущности человека

Человек как био-социальное существо. Его преимущества перед остальными видами животных.



Тема 4. Морфология современного человека

Морфология: предмет, задачи, разделы и методы. Понятие конституции человека. Различные схемы конституций человека (Бунака, Галанта, Сиго, Кречмера, Шелдона). Возрастная антропология. Периодизация онтогенеза. Характеристика различных периодов жизни. Закономерности роста и развития. Возрастные изменения половой, эндокринной, костной систем. Экзогенные и эндогенные факторы развития и роста. Показатель Хольцингера. Характеристика биологического возраста. Критерии биологического возраста (зубной, скелетный критерии, половое развитие).



Раздел 2. Эволюция приматов и человека

Тема 1. Происхождение приматов, гоминид и человека

Происхождение приматов, гоминид и человека. Основные этапы эволюции приматов. Факторы. Время и место происхождения человека. Теории моно- и полицентризма.



Тема 2. Основные гипотезы и теории происхождения человека – критический анализ

Гипотезы и теории происхождения человека («водные» гипотезы Я. Линдблада, Э. Харди, «саванная» гипотеза, гипотеза о первичной роли крупных мутаций Г.Н. Матюшина, симиальная теория антропогенеза Ч. Дарвина, трудовая теория Ф. Энгельса). Сравнительный анализ гипотез и теорий происхождения человека: достоинства и недостатки.



Тема 3. Становление человеческих особенностей: теории и гипотезы

Основные человеческие особенности. Факторы и критерии гоминизации. Анализ теорий и гипотез становления человеческих особенностей.



Тема 4. Развитие социальности у приматов, гоминид и человека

Формы социальности у приматов, гоминид и человека. Структура сообществ. Система брачных отношений.



Тема 5. Основные стволы и ветви современного человека

Расоведение. Расы. Расовые признаки. Классификации рас (Я.Я. Рогинского и М.Г. Левина, Г.Ф. Дебеца, В.В. Бунака, В.П. Алексеева). Очаги расообразования, происхождение рас. Причины расообразования. Адаптивные признаки человека. Критика расизма.



Тема 6. Теории этногенеза

Понятие этногенеза. Теории этногенеза. Этнос, нация, народность.


Самостоятельное изучение тем:

1.Закономерности роста и развития.

2.Онтогенез, периоды онтогенеза, теория онтогенеза.

3.Возрастная периодизация организма.

4.Рост человека: дифференциальность и эквифинальность.

5.Характеристика новорожденного и ребенка грудного возраста.

6.Раннее и первое детство.

7.Перипубертатный период (характеристика adrenarche и gonadarhe).

8.I и II зрелый возраст и его характеристика.

9.Старость как завершающий этап антропогенеза.

10.Акселерация и ретардация развития.

11.Характеристика биологического возраста.

12.Критерии биологического возраста.

13.Скелетный возраст.

14.Зубной возраст.

15.Возрастные особенности эндокринной системы.

16.Возрастные изменения половой системы.

17.Понятия раса, нация, народность.



18.Критика расизма.

Вопросы к зачету

  1. Предмет Антропологии. Задачи, методы, разделы антропологии. Связь с другими наукам. Значение Антропологии для специальности "Психология".

  2. Доказательство животного происхождения человека. Рудименты и атавизмы.

  3. Место человека в зоологической классификации.

  4. Черты сходства и отличия обезьяны и человека.

  5. Отряд приматы и его эволюция.

  6. Теория антропогенеза (Ч. Дарвин).

  7. Время и место происхождения (Homo sapiens). Гипотезы моно- и полицентризма.

  8. Социальные аспекты происхождения человека.

  9. Факторы антропогенеза.

  10. Австралопитеки – начальная стадия антропогенеза.

  11. Образ жизни австралопитеков.

  12. Олдувайская культура.

  13. Питекантроп. Время появления. Сходство и отличие от австралопитека.

  14. Характеристика архантропов. Образ жизни.

  15. Характерные черты Homo habilis.

  16. Палеоантропы – древние люди. Внешний облик и характеристика неандертальцев.

  17. Образ жизни неандертальца. Ашельская культура.

  18. Загадка неандертальцев.

  19. Неоантропы – люди современного типа.

  20. Теории происхождения Кроманьонцев.

  21. Факторы и критерии гоминизации (трудовая теория Ф. Энгельса).

  22. Схема эволюции приматов (по Е.Н. Хрисанфовой).

  23. Морфология человека, разделы, методы и предмет.

  24. Закономерности роста и развития.

  25. Онтогенез, периоды онтогенеза, теория онтогенеза.

  26. Возрастная периодизация организма.

  27. Рост человека: дифференциальность и эквифинальность.

  28. Характеристика новорожденного и ребенка грудного возраста.

  29. Раннее и первое детство.

  30. Перипубертатный период (характеристика adrenarche и gonadarhe).

  31. I и II зрелый возраст и его характеристика.

  32. Старость как завершающий этап антропогенеза.

  33. Акселерация и ретардация развития.

  34. Характеристика биологического возраста.

  35. Критерии биологического возраста.

  36. Скелетный возраст.

  37. Зубной возраст.

  38. Возрастные особенности эндокринной системы.

  39. Возрастные изменения половой системы.

  40. Половое развитие.

  41. Экзогенные факторы, влияющие на рост и развитие человека.

  42. Эндогенные факторы, влияющие на рост и развитие человека. Показатель Хольцингера.

  43. Взаимодействие наследственных и средовых факторов и их влияние на рост и развитие организма.

  44. Понятие конституции человека. Теории конституции.

  45. Схемы конституций человека.

  46. Схема Сиго.

  47. Схема Кречмера.

  48. Схема Бунака.

  49. Схема Галанта.

  50. Схема Шелдона.

  51. Связь телосложения и психики по схемам Кречмера и Шелдона.

  52. Адаптивные черты человека.

  53. Географическая изменчивость человека.

  54. Этническая антропология (расоведение).

  55. Видовое единство человека.

  56. Расовые признаки.

  57. Адаптационное значение расовых признаков.

  58. Нация и раса.

  59. Классификация рас.

  60. Евразийская раса.

  61. Азиатско-американская раса.

  62. Австрало-негроидная раса.

  63. Теория моно- и полицентризма.

  64. Факторы расообразования.

  65. Критика расизма.

  66. Этнография. Основные черты этноса.

Преподаватель – к б. н. Грибкова О. В. Аттестации по дисциплине «Антропология» по направлению бакалавр психологии

Тематика практических занятий считается освоенной, если студент успешно отвечает на вопросы устных и письменных опросов. К итоговой аттестации допускаются только те студенты, котор

48.92kb.

15 12 2014
1 стр.


Программа для подготовки к государственному экзамену по специальности

«Психолог. Преподаватель психологии» обобщить и систематизировать знания по психологии, приобретенные в процессе обучения в Университете

449.2kb.

15 12 2014
3 стр.


Рабочая программа по дисциплине «Латинский язык» по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «Бакалавр») для студентов очного и заочного отделения

С. Г. Лукина кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Ижевского юридического института(ф) рпа минюста России

624.93kb.

11 09 2014
4 стр.


Учебно-методическое объединение по классическому университетскому образованию РФ

Бакалавр по направлению подготовки 022000 – Экология и природопользование в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности, указа

612.27kb.

17 12 2014
4 стр.


Вопросы для подготовки к государственному экзамену по направлению подготовки «Психология»

Предмет психологии. Специфические особенности и классификация психических явлений. Место и роль психологии в системе наук о человеке

30.27kb.

10 09 2014
1 стр.


Экзаменационные вопросы по дисциплине «Педагогическая антропология»
24.46kb.

18 12 2014
1 стр.


Семенова Людмила Викторовна

Психолог, преподаватель психологии, специализация "Психологическое консультирование"

43.05kb.

13 09 2014
1 стр.


«бакалавр» Профиль филологическое образование

Фгос впо по направлению подготовки 050100. 62 Педагогическое образование квалификация

820.01kb.

03 09 2014
7 стр.