Конспект урока внеклассного чтения в 11 классе
«Екатерина 11 в литературе»
Цели урока: дать представление о Екатерине Великой как о просвещенном монархе, покровительнице искусств, одаренной литературным талантом, об отношении к Екатерине ее современников.
Оборудование урока: презентация « Екатерина 11 в литературе», текст «Сказка о царевиче Хлоре».
Методические приемы: рассказ учителя, показ презентации, сообщение ученика, сжатый пересказ сказки, комментированное чтение фрагмента сказки, повторение изученного ранее, межпредметные связи ( с историей).
ХОД УРОКА.
1.Сообщение темы и цели урока.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ:
-Значение царствования Екатерины 11 велико, результаты его определили дальнейшую судьбу России. Но сегодня мы поговорим о Екатерине Великой как о человеке, одаренном литературным талантом, восприимчивом и чутком к явлениям окружающей жизни, как о человеке, принимавшем деятельное участие в литературе своего времени.
-Вспомним вехи биографии Екатерины 11.
. 2Сообщение заранее подготовленного ученика, показ презентации, слайды № .
3. Рассказ учителя с демонстрацией слайдов.
- Екатерина вспоминала: «У меня были хорошие учителя- несчастье с уединением». Годы, горькие испытания грубое общество приучили ее искать утешения и радости в чтении. Любимыми авторами стали Тацит, Вольтер, Монтескье. На престол Екатерина вступила высокообразованной женщиной.
-Круг интересов Екатерины в области искусства широк и разнообразен, лишь музыка была ей чужда и непонятна.
-В 1767 году Екатерина написала руководство комиссии о сочинении проекта нового уложения, реформирования правовой системы.
-В основу «Наказа» легли сочинения французских просветителей Дидро, Вольтера, Монтескье.
-В одной из глав «Наказа» Екатерина вкратце излагает мысли о воспитании. Впоследствии подробно развивает их в аллегорических сказках «О царевиче Хлоре» и «О царевиче Февее» и, главным образом, в «Инструкции князю Н.Салтыкову» ( воспитателю внуков Екатерины).
- «сказка о царевиче Хлоре» ( 1781 год) сочинена в назидание 4-хлетнему внуку Александру. Несколько слащавая, даже наивная нравоучительная сказка призвана была способствовать формированию важнейших качеств будущего императора.
(Чтение фрагмента сказки с целью демонстрации манеры письма Екатерины и затем пересказ фабулы сказки учеником).
-Вскоре после появления «Сказки о царевиче Хлоре» она становится хорошо известной. Уже в 1782 году Г.Р.Державин создает бессмертную оду «Фелица», заимствуя имя для главной героини из царицыной сказки.
-Для великих князей написаны Екатериной «Записки касательно российской истории». Внуков она лично воспитывала до семи лет, составила для них целую учебную библиотеку, в которую вошли ее собственные сочинения.
-Начало публичной литературной деятельности Екатерины относятся к 1769 году, когда она стала вдохновительницей и активной сотрудницей сатирического журнала «Всякая всячина». Екатерина пишет статьи, вступает в полемику с журналом Н.Новикова «Трутень».
-Екатериной написано пять комедий. Хотя литературные достоинства их невелики: мало действия, несложная интрига, однообразная развязка, написаны в духе и по образцу французских комедий- они все же интересны тем, что на посмеяние выставлены чисто русские пороки и являются русские типы.
-В 1783 году Екатерина деятельно участвует в «Собеседнике любителей российского слова», издававшемся при Академии Наук, под руководством Е.Р.Дашковой. Здесь Екатерина поместила ряд сатирических статей, озаглавленных общим именем «Были и Небылицы». Цель их- сатирическое изображение слабостей и смешных сторон общества, часто изображались приближенные к Екатерине лица.
-В последующие годы ( 1785- 1790) Екатерина написала 13 пьес, не считая драматических « пословиц» на французском языке, предназначенных для постановки на сцене Эрмитажного театра.
-В 1779 году внимание Екатерины привлекли масоны, а пребывание в Петербурге графа Калиостро подвигло на изучение масонской литературы, вооружило ее против масонства. В течение 1785-1786 годов пишет три комедии, в которых осмеивает масонство: «Обманщик», «Обольщенный», «Шаман Сибирский».
-Попробовала свои силы Екатерина и в качестве переводчика. Она переделала для русской сцены «Виндзорских кумушек» Шекспира.
-Императрица пишет и сюжеты для комических опер. Сюжеты заимствует из народных сказок и былин, лишь опера «Горе-богатырь Косометович» заключает в себе элементы современности: в ней высмеивается шведский король Густав Третий.
-Не обошла вниманием Екатерина и эпистолярный жанр. Многие годы переписывалась с Вольтером, французскими энциклопедистами, подкрепляя дружбу щедрыми подарками.
(Чтение учителем отрывка из письма Екатерины Вольтеру)
-К чести Екатерины нужно отметить, что к своему творчеству относилась весьма скептически ( зачитать отрывок из письма Екатерины Гримму в презентации).
-Но все же богатое литературное творчество Екатерины Великой, включившее в себя пьесы, сказки для детей, исторические сочинения, статьи, письма, автобиографические Записки, очевидный талант и чувство языка всегда привлекали к ней современников, да и после ее кончины интерес не угас.
-Певцом Екатерины называют Г.Р.Державина.(Показ слайда).
Его ода «Фелица» , случайно попавшая на глаза Е.Дашковой и представленная Екатерине, произвела на императрицу сильное впечатление. Автор был щедро награжден, обласкан и приближен ко двору.
Фелица- персонаж царицынской сказки- отождествляется с самой Екатериной. Она пример добродетели. Образ соответствовал представлениям о просвещенном правителе, благодетеле для своих поденных, справедливом и неприхотливом в быту.
Образ идеальный, но в то же время соответствовал и реальности. Державину не пришлось кривить душой, он пел без лести.
Получив царский подарок, растроганный до глубины души, Державин пишет стихотворение «Благодарность Фелице».
-Не всегда обращение к личности Екатерины было столь же приятным ей. Пример тому-творчество Д.И.Фонвизина, удостоенного похвалы Екатерины, когда он в 1769 году, приглашенный в Петергоф, читал ей комедию «Бригадир». Но писатель вызвал и гнев императрицы, вступив с ней в острую полемику в знаменитых «Вопросах Фонвизина и ответах сочинителя «Былей и Небылиц» (императрицы Екатерины 11).
Цель «Вопросов и Ответов», по словам Фонвизина, - «составлять неиссыхающий источник размышлений, извлекающих со дна истину, толь возлюбленную монархине нашей».
-В 1793 году в «Санкт-Петербургском Меркурии», издававшемся И.А.Крыловым, было помещено стихотворение «Умирающая кокетка». Сатирическая виньетка, полу-басня, полу-сказка бичует один из традиционных пороков, ставших предметом сатиры,- кокетство. Цель и смысл этого загадочного стихотворения, направленного, очевидно, против Екатерины, объясняется отношением Крылова к Екатерине- личности, к ее полицейским методам борьбы с неугодными ей коллегами – литераторами (Новиковым, Радищевым, который томился в крепости за «крамольное» произведение «Путешествие из Петербурга в Москву»).
-Крылову очень хотелось вступиться за Радищева. Но как? Автора журнала «Почта Духов» Екатерина и слушать не станет: он сам на подозрении. И тогда Крылов пишет оду императрице, в высокопарных выражениях, столь любимых ею, прославляет ее добродетели, но и обращается с прямым призывом:
О сколь блаженны те державы,
Где, к подданным храня любовь,
Монархи в том лишь ищут славы,
Чтоб, как свою, щадить их кровь!
-Внешним поводом для написания оды служит торжественное заключение мира со Швецией 3 августа 1790 года. Всячески воспевая Екатерину 11, Крылов призывает щадить жизнь подданных не только на войне, но и в мирной жизни, напоминает, что она «друг Музам», что она «наукам храмы ставит, порок разит, невинность славит, дает художествам покой».
-Тираж оды был очень мал. Крылову, в сущности, нужен был только один читатель- Екатерина 11.
- Образ великой самодержицы создает и А.С.Пушкин. В «Капитанской дочке» Екатерина дана слишком традиционно, «культурно» - она словно «срисована» с известных описаний. Шкловский заметил по этому поводу: «Он дает Екатерину по портрету Боровиковского. Портрет относится к 1791 году… На портрете Екатерина изображена в утреннем летнем платье, в ночном чепце; около ее ног –собака; за Екатериной- деревья и памятник Румянцеву».
Вероятно, Пушкин не хотел изобразить точный портрет императрицы, не хотел показать свое отношение к ее личности. Может быть, он считал ее такой же самозванкой, как и Пугачев? Ведь Екатерина узурпировала власть, значит, «контрмера» - бунт- была неминуема?
Выходит, что в «Капитанской дочке» представлена борьба двух самозванцев! У Пушкина образ Екатерины – это «парсуна», портрет кисти придворного живописца. Не потому ли он «пародирован» с такой узнаваемой точностью? Пугачева на власть «помазал» народ , доведенный до крайности, Екатерину- обманутое, замороченное условностями дворянство. Там- голод, здесь- честь. Одно другого стоит.
4.ИТОГ. Можно по-разному относиться к Екатерине Великой, одно несомненно: она была очень интересна, неоднозначна, талантлива.