Методическая разработка урока в 4 классе
Третьякова Ирина Ивановна, учитель начальных классов
МБОШИ «Гимназия-интернат № 34»
г. Нижнекамска Республики Татарстан
Тема: Знакомьтесь: синонимы! Замечательные, славные, незабвенные, достославные, друзья поэтов знаменитых и писателей маститых (конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе гимназии-интерната № 34
г. Нижнекамска Республики Татарстан
).
Задачи урока:
знать понятия «синоним», «синонимический ряд»;
уметь подбирать синонимы к предложенным словам, составлять синонимические ряды, находить синонимы в тексте.
Цели:
обучающие – познакомить учащихся с понятиями синоним и синонимический ряд;
сформировать умение подбирать синонимы к словам;
формировать умение использовать синонимы в устной и письменной речи;
развивающие – развивать речевую и мыслительную деятельность учащихся;
воспитательные – воспитывать интерес к русскому языку.
Тип урока: изучение нового материала.
Технология: урок-диалог с элементами урока-практикума.
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Планируемый результат: в ходе урока учащиеся получат знания о синонимах и синонимическом ряде, узнают об использовании синонимов в художественных текстах и их роли в устной и письменной речи; научаться распознавать синонимы в текстах, объяснять свою точку зрения, делать выводы.
Оборудование к уроку: мультимедийное оборудование, презентация по теме «Синонимы», толковый словарь русского языка, словарь синонимов, раздаточный материал, тест для проверки усвоения изученного материала по теме «Синонимы».
Ход урока:
I. Актуализация прежних знаний.
1. Организационный момент.
2. Индивидуальная работа у доски. (Слайд 3.)
На доске нарисованы два домика (домик для многозначных слов и домик для омонимов) и магнитами прикреплены карточки, на которых напечатаны пары словосочетаний. Одному из учеников даётся задание разместить эти пары по «своим» домикам.
Вид на море – вид спорта
шёлковое полотно – полотно конвейера
курносый нос – нос самолёта
свадебный наряд – наряд милиции
лист бумаги – капустный лист
кузнечный горн – звонкий горн
вращающийся вал – городской вал
ловить мяч – ловить момент
Остальные ученики работают устно, отвечая на вопросы учителя.
3. Беседа по вопросам (проверка домашнего задания). (Слайд 4.)
- Что такое «лексика»?
- Какая наука о языке изучает лексику?
- Какие слова называются однозначными? многозначными? Приведите примеры.
- Что такое «омонимы»? Приведите примеры.
- Что такое «омофоны»? Приведите примеры.
После опроса учитель вместе с классом проверяет, правильность выполнения индивидуальной работы у доски.
II. Формирование новых понятий и знаний.
-
Словарная работа. (Слайд 5.)
Громада, громоздить, громоздкий, громадный.
- Что обозначает слово «громада»? Объясните значение этого слова.
- А теперь давайте проверим значение этого слова по словарю. Один из учеников находит слово по толковому словарю и читает его значение (словарь заранее подготовлен учителем). Значение слова можно записать в тетрадь.
Громада – огромный предмет, что-нибудь очень большое.
(Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова.)
2. Лексическая разминка. (Слайд 6.)
Задание: подберите к данным словам другие прилагательные, которые характеризуют предмет, обозначая его признак – большой размер.
Громоздкий, громадный…
Работа ведётся с классом. Ученики называют прилагательные, обозначающие большой размер, и записывают их в тетрадях.
(Слайд 7.) Проверь сам себя.
Громоздкий, громадный, огромный, большущий, великий, внушительный, здоровенный, крупный, колоссальный.
3. Беседа с классом. Объяснение нового материала.
- Слова, которые вы сейчас записали в тетрадях, относятся к одной части речи?
- Эти слова имеют одинаковое или разное написание?
- Каково лексическое значение этих слов?
ВЫВОД (Слайд 8.): Ребята, слова одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое значение, называются синонимами.
4. Запись темы урока.
- Посмотрите внимательно на тему нашего урока. Скажите, что в ней необычного? Какой секрет прячется в теме сегодняшнего урока?
(В названии темы урока используются синонимы: замечательные, славные, незабвенные, достославные).
- Каково значение этих слов? (Очень хорошие, исключительные по своим достоинствам.)
- Синонимы встречаются среди разных частей речи. (Слайд 9.)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Слайд 10.)
Вышли мышки как-то раз (
ходьба на месте)
Поглядеть, который час (
повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами).
Раз, два, три, четыре (
хлопки над головой в ладоши).
Мышки дёрнули за гири (
руки вверх и приседание с опусканием рук).
Вдруг раздался страшный звон (
хлопки перед собой).
Убежали мышки вон (
бег на месте).
- В начале урока мы записали с вами ряд синонимов, лексическое значение которых называет большой размер.
(Слайд 11.) Группа синонимов, состоящая из двух или более слов, называется синонимическим рядом. Могут быть синонимические ряды
-
существительных (работа – труд – дело - занятие),
-
прилагательных (влажный – мокрый - сырой),
-
глаголов (бежать – спешить - торопиться),
-
наречий (тут - здесь),
-
фразеологизмов (переливать из пустого в порожнее – носить воду решетом).
- Ребята, я написала для вас стихотворение про любимую вам всем школьную переменку. Давайте выразительно его прочитаем. (Один из учеников читает стихотворение.)
(Слайд 12.)
Что случилось в пятом классе?
Что за шум здесь, что за гам?
Скачут Таня, Витя, Саша,
Прыгают Наташа с Машей.
Засмеялись Толя с Пашей,
Прыснули от смеха Даши,
Захихикал и Захар.
Мимо парт несётся Сонька,
А за ней бежит Алёнка,
Мчатся, никого не видя,
Женька, Оля, Надя, Дима,
И летят во весь опор
Лена, Галя и Егор.
А в сторонке, у окошка,
Очень тихо, про себя,
Учит правило, наверно,
Ученик – отличник Гена.
Что же здесь произошло?
Это просто ПЕРЕМЕНА!
Словом, всё здесь хорошо!
- Посмотрим, кто больше всех найдёт в этом стихотворении слов-синонимов и составит из них синонимические ряды.
(Слайд 13.) Проверь себя.
Случилось – произошло;
шум – гам;
скачут – прыгают;
засмеялись – прыснули – захихикал;
несётся – бежит – мчатся – летят;
очень тихо - про себя.
- Как вы думаете, для чего нужны синонимы? Какую роль они играют в нашей речи?
(Синонимы делают нашу речь более выразительной, красивой, помогают избегать повторов.)
(Слайд 14.)
- Писатели в своих произведениях нередко используют синонимы, так как они помогают наиболее точно выразить мысль. Работая над лексикой своих произведений, писатели выбирают из множества слов то, которое наиболее верно передает нужный оттенок смысла. Читатель часто и не догадывается, что за тем или иным словом стоял целый ряд синонимов, слов-конкурентов, из которых автору нужно было выбрать одно, самое меткое. Это можно проследить только в рукописных черновиках произведения.
- Послушайте стихотворение С.Я.Маршака. Найдите в нём слова-синонимы и подумайте, с какой целью автор использует их в своём стихотворении. (Слайд 15.)
Уговорились я и мама
Дождаться выходного дня
И посмотреть ги-ги-то-пама…
Нет, ги-попо-тото-попама…
Нет, ги-тото-попо-потама…
Пусть мама скажет за меня!
Вошли в открытые ворота
И побежали мы вдвоём
Взглянуть на ги… на бегемота.
Мы чаще так его зовём.
Я думаю, гиппопотама
Зовут так трудно для того,
Чтоб сторож из глубокой ямы
Пореже вызывал его.
(Ученики находят в стихотворении синонимы (бегемот – гиппопотам) и определяют их роль в данном стихотворении.)
Стихотворение С.Я.Маршака предназначено для детей. Оно весёлое, шуточное, и именно синонимы помогают создать такое настроение. Мы с вами определили ещё одну роль синонимов в художественном тексте.
III. Формирование умений и навыков. (Слайд 16.)
1. Работа с тренировочными упражнениями.
1) Тренировочное упражнение № 1 (раздаточный материал). (Самостоятельное выполнение упражнения с последующей проверкой.)
(Слайд 17.)
Задание: отметить последовательно прилагательные по степени возрастания признака.
Большущий, исполинский, огромный, большой.
(Слайд 18.)
Божественный, красивый, роскошный, прекрасный.
2) (Слайд 19.) Тренировочное упражнение № 2 (раздаточный материал). (Самостоятельное выполнение упражнения с последующей проверкой.) Задание выполняется по вариантам (3 варианта по два слова на каждый).
Задание: подберите синонимы к данным словам:
Скупой, кидать, очи, спешить, неприятель, товарищ.
(Слайд 20.) Проверь себя.
Скупой – жадный;
кидать – бросать;
очи – глаза;
спешить – торопиться;
неприятель – враг;
товарищ – друг, приятель.
3) (Слайд 21.) Тренировочное упражнение № 3 (раздаточный материал). (Устное выполнение упражнения).
Задание: найдите в ряду синонимов разговорные и просторечные слова. Какие из них содержат эмоционально-оценочные признаки?
Болтать – разговаривать
порицание – головомойка
бродить – болтаться
дуться – сердиться
искать – копаться
4) (Слайд 22.) Тренировочное упражнение № 4 (раздаточный материал). (Самостоятельное выполнение упражнения с последующей проверкой.) Упражнение выполняется письменно по группам (для каждой группы по одному номеру).
Задание: Спишите предложения. Вместо точек вставьте стоящие в скобках слова в нужном падеже.
1) Партизаны отразили все ... противника.
Вся природа ждала ... весны.
(атака, наступление)
2) Учитель регулярно проводил ... с родителями.
Он оплатил на почте ... по телефону.
(беседа, разговор)
3) Из окна открывался красивый ... на море.
... в романах Тургенева играет важную роль.
(вид, пейзаж)
- Какой вывод можно сделать из данного упражнения?
(Синонимы не всегда могут сочетаться с одним и тем же словом)
2. Работа с текстом.
Задание: прочитайте диалог. (Слайд 23.)
Ученики пришли навестить своего одноклассника Толю. Мальчик не ходил в школу: сломал ногу, играя в футбол.
- Здравствуй, Толя! – сказали ребята своему другу.
- Здравствуйте! Как я рад всех вас видеть! – сказал Толя.
- У нас для тебя много хороших новостей, - сказали ребята.
- Проходите, садитесь. Рассказывайте, что происходит в школе, - сказал Толя.
- К нам в класс пришёл новый ученик, - сказал Саша, не дожидаясь, когда эту новость сообщит кто-то другой.
- А ещё мы всем классом ходили в музей. Там открыли новый выставочный зал, - сказала Надя.
- Жаль, что я не был там вместе с вами, - грустно сказал Толя.
- Ничего, вот поправишься, и мы непременно сходим туда с тобой, - сказали ребята.
- Вам понравился этот текст?
- Что портит этот текст? (Повторяющееся слово «сказал».)
- Что необходимо сделать, чтобы данный текст стал более выразительным? Как избежать подобных повторов? (Необходимо заменить слово «сказал» близкими по значению словами - синонимами.)
- Давайте попробуем исправить этот текст, используя слова для справок.
(Слайд 24.)
Слова для справок: воскликнуть, проговорить, поинтересоваться, выпалить, сообщить, произнести, ответить.
2. Подведение итогов урока. Беседа по вопросам (Рефлексия).
(Слайд 25.)
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Какие слова называются синонимами?
- Что такое синонимический ряд?
(Слайд 26.)
- Будут ли являться синонимами следующие слова: интерес, интересный, интересоваться? Почему?
- Будут ли являться синонимами следующие слова: чудесный, красота? Почему?
3. (Слайд 27.) Проверка усвоения нового материала. Самостоятельная работа.
1. Подберите синоним к слову БОРОТЬСЯ.
А) состязание
Б) сражаться
В) борьба
2. Какое из данных слов не является синонимом к слову АККУРАТНЫЙ?
А) чистоплотный
Б) опрятный
В) аккуратно
3. Какая из данных строк является синонимическим рядом?
А) добрый – участливый – человеколюбие
Б) лёгкий – воздушный – невесомый
В) молодость – юность - молодеть
(Слайд 28.)
Домашнее задание:
1) выучить теоретический материал параграфа «Синонимы»;
2) выполнить упражнение (по усмотрению учителя);
3) индивидуальное задание: написать небольшой рассказ (сочинение) с использованием синонимов, синонимы подчеркнуть.
Литература:
1. Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений: ок.5000 синонимических рядов: более 20 000 синонимов. – М.: Русские словари: АСТ: Астрель: Хранитель, 2006.
2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. Русский язык, 5 класс. – М.: Просвещение, 2007.
3. Беляева О.В., Даценко О.А. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 5 класс. – М.: ВАКО, 2009.
4. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: Кн. для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1992.
5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеол. выражений / Российская АН. Ин-т рус. яз.; Российский фонд культуры. – М.: Азъ Ltd., 1992.