Урок русского языка в 5 классе
Путешествие в страну Лексика
(Повторение изученного материала по теме «Лексика»)
Составитель:
Арсланова Гульнара Флюровна
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №88
Уфа - 2012
Путешествие в страну Лексика
(Повторение изученного материала по теме «Лексика»)
-
Учитель: Ребята, сегодня мы должны отправиться в путешествие с целью повторения изученного на последних уроках материала. Объект нашего путешествия — страна Лексика, а чтобы попасть туда, как в сказках, необходимо ответить на три вопроса. Ответим?
1. Орфографическая задача: вставить пропущенные буквы в словах, устно подбирая проверочные слова.
Разд..ваться в тишине, по..виться внезапно, к..чаться на качелях, осв..щать комнату, ст..новиться белым, ув..зать в грязи, изм..нять привычке, заст..влять писать, разд..лить на части, в..днеется на горизонте, уд..вляться лазури неба.
Как называется такая орфограмма?
2. Синтаксическая пятиминутка: объяснить наличие \ отсутствие запятой.
Улыбнулись сонные березки растрепали шёлковые косы.
Вот солнце в облаках мигает и иней на снегу сверкает.
(С.А. Есенин)
3. Что изучает раздел науки о языке, который называется « Лексикой»?
Учитель: Испытание прошли. Молодцы! Ну а теперь в путь.
***
II. Учитель: первая станция, где мы остановимся, называется...
Чтобы узнать, послушайте стихотворение. Это упражнение 3.
Дорога
Подумайте только, как много
Значений у слова дорога.
Дорогой зовут автостраду,
И тропку, бегущую рядом,
И шлях, что лежит на равнине,
И путь каравана в пустыне.
И шаг альпиниста по круче
К вершине, упрятанной в тучах,
И след корабля над волнами,
И синие выси над нами...
А скоро пополнится новым
Значеньем привычное слово.
Представьте: готова ракета
К прыжку на другую планету.
Прощаясь с её экипажем,
Стоящим у звезд на пороге,
Мы просто и буднично скажем:
До встречи! Счастливой дороги!
Подумайте только, как много
Значений у слова дорога.
( В. Остен)
-
Какое здесь ключевое слово?
-
Какие значения имеет слово дорога в этом стихотворении? Выпишите их.
-
Таким образом, куда мы прибыли, на какую станцию?
-
Расскажите о жителях этого городка.
-
Как еще называются такие слова ( одинаковые или близкие по лексическому значению)?
-
Определите род и склонение всех выписанных существительных- синонимов.
Учитель: второй город. Это...
Узнаем, выполнив задания
Упражнение 4.
1. Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт;
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд.
2. Золотые нивы,
Гладь и блеск озёр,
Светлые заливы,
Без конца простор.
-
Какое слово встречается в обоих текстах?
-
Что значит золотые скорлупки и золотые нивы?
-
Итак, город называется как?
-
Что это за город, кто там живет?
-
Морфологический разбор слова золотые.
-
Объясните постановку тире в первом предложении.
Учитель: следующая станция... Прежде чем остановиться в этом городе, узнаем, название.
Упражнение 5.
Шёл я с сумкой за плечом,
Вижу, бьёт в овраге ключ.
Наклонившись над ключом,
Уронил я в воду ключ.
Шарю я в ключе по дну,
Над водою спину гну.
Если ключ я не найду,
Как домой я попаду?
( В. Лифшиц)
-
Как называется город?
-
Чем отличаются жители города Омонимы от многозначных слов?
- Выполняем упражнение 6. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
1. В темноте с..деть было неприятно. 2. Бабушка начала с..деть. 3. Апельсины — пло.. цитрусового дерева. 4. По реке проплывает пло.. .
-
Всегда ли слова-омонимы пишутся одинаково? Приведите примеры.
Учитель: Едем дальше. Впереди город, довольно большой...
Какой город, узнаем, прочитав стихотворение.
Упражнение 7.
Вьюга снежная, пурга,
Напряди нам пряжи,
Взбей пушистые снега
Словно пух лебяжий.
Вы, проворные ткачи —
Вихри и метели,
Дайте радужной парчи
Для косматых елей.
( С.Я. Маршак)
-
Найдите слова, одинаковые или похожие по смыслу. Как мы их называем?
-
Кто живет в этом городе?
-
Выпишите из текста однокоренные слова, выделите их корень.
-
Найдите предложение с обращением. Объясните постановку запятой в таких предложениях.
Учитель: последняя станция. Как вы думаете, как называется?
-
Чем отличаются жители города Антоним от жителей Синонима?
-
Подводить итог по сегодняшнему уроку я хочу, выполнив упражнение 8.
Слово — дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти.
( Л.Н. Толстой)
-
Как вы понимаете значение этого высказывания?
-
Найдите антонимы.
-
Назовите морфологические признаки глаголов в данном предложении.
***
III. Домашнее задание.
П. 64 — 69, упр. 363, 364