Урок русского языка в 5 классе по теме: «Повторение изученного в разделе «Фонетика. Графика. Орфоэпия»».
Разработала Е. М. Светлова
Цель: повторить изученное в разделе «Фонетика. Графика. Орфоэпия».
Задачи:
1) повторение ключевых терминов темы, изученных орфограмм;
2) закрепление навыков фонетического разбора слова, навыков работы с орфографическим словарём, предупреждение речевых и грамматических ошибок; отработка навыков работы с тестом;
3) формирование коммуникативной компетенции путём работы в группах;
4) побуждение познавательного интереса к урокам русского языка.
Тип урока: повторения и закрепления знаний, умений и навыков.
Форма урока: работа в группах.
Оборудование и оформление урока. Учитель заранее готовит карточки с заданиями, оформляет доску, сдвигаются парты для того, чтобы члены каждой из пяти групп могли коллективно выполнять задания.
Ход урока.
Слово учителя. Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок: вы будете работать в группах, поэтому сможете советоваться друг с другом при выполнении заданий, будете принимать коллективные решения, а также вам нужно будет оценить работу каждого члена вашей группы. Я надеюсь, что вы подойдёте объективно к выставлению оценок.
Цель нашего занятия – повторить и закрепить те знания и умения, которые вы получили при изучении раздела «Фонетика. Графика. Орфоэпия».
Фронтальный опрос. Вспомним термины.
- Что такое фонетика?
- Что изучает графика?
- Что изучает орфоэпия?
- Что такое орфография?
Задание 1. Каждая группа получает задание составить звуковую запись слов.
1 гр. Полёт, вокзал. 4 гр. Шьёшь, мёд.
2 гр. Вьётся, близкий. 5 гр. Просьба, несчастный.
3 гр. Живёшь, тянуть.
Задание выполняется на листах формата А4, транскрипция записывается крупными печатными буквами, листы с выполненными заданиями прикрепляются к магнитной доске, чтобы учитель и члены остальных групп могли проверить правильность выполнения задания.
Задание 2. Прочитайте скороговорку. Какой согласный звук повторяется в ней чаще других? Охарактеризуйте этот звук.
1 гр. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
2 гр. Ялик с якорем у Яшки, якорь есть и на тельняшке. Моряк Яшка.
Словарная работа. Ялик – небольшая двухвёсельная или четырёхвёсельная шлюпка.
3 гр. Шесть мышат в шалаше шуршат.
4 гр. Ужа ужалила ужица, ужу с ужицей не ужиться.
5 гр. Четыре чёрненьких чернявеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж.
Учащиеся характеризуют звуки: [с], [й'], [ш], [ж], [ч'].
Задание 3. Расставьте ударения в словах, произнесите правильно. Исправьте речевую ошибку, допущенную в предложении.
Учащиеся имеют право пользоваться орфографическим словарём.
1 гр. Хозяева, цемент, украинский, ходатайство.
На этих соревнованиях я всех победю.
2 гр. Намерение, документ, договор, баловать.
Евонное выступление мне понравилось больше.
3 гр. Звонит, красивее, ждала, занята.
Текст написан очень понятливым языком.
4 гр. Свекла, повторим, столяр, средства.
Я ложу тетрадку на учительский стол.
5гр. Инструмент, начала, углубить, щавель.
Меня не интересуют ихние проблемы.
Задание 4. Вставьте пропущенные буквы, расскажите, каким правилом вы руководствовались.
1 гр. Ц..кл, ц..линдр, ц..ркуль, ц..ган, ц..плёнок.
2 гр. Ш..лк, ш..пот, ш..в, ш..к, ш..рох.
3гр. Гла..кий, дер..кий, лё..кий, мя..кий, хру..кий.
4 гр. Вкус..ный, влас..ный, жалос..ный, радос..ный, ужас..ный.
5 гр. З..рно, н..сти, пл..чо, св..рло, х..дьба.
Листы с выполненными заданиями представители каждой группы прикрепляют к магнитной доске, рассказывают правило, а учитель и члены остальных групп проверяют правильность выполнения задания.
Задание 5. Каждая группа получает задание в тестовой форме.
1 гр. В каком слове произносится звук [о]?
А) обычай В) включённый (+)
Б) яблоко Г) современный
2 гр. В каком слове произносится гласный звук [а]?
А) счастливый В) частушки
Б) рябины Г) пятый (+)
3 гр. В каком слове последний звук – глухой, твёрдый согласный?
А) клюв (+) В) сон
Б) ключ Г) плющ
4 гр. В каком слове последний звук – звонкий, мягкий согласный?
А) рожь В) дождь
Б) луг Г) мой (+)
5 гр. В каком слове произносится согласный звук [д]?
А) дело В) семнадцать
Б) подкова Г) звезда (+)
Задание 6. Отгадайте загадку, выполните фонетический разбор слова-отгадки.
1 гр. День и ночь стою на крыше,
Нет ушей, но всё я слышу,
Вдаль гляжу, хотя без глаз,
На экране мой рассказ. (Антенна)
2 гр. В полотняной стране
По реке-простыне
Плывёт пароход
То назад, то вперёд,
А за ним такая гладь,
Ни морщинки не видать. (Утюг)
|
3 гр. Бьют Ермилку по затылку,
Он не плачет, только носик прячет. (Гвоздь)
4 гр. Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не иду,
Покуда он идёт. (Дождь)
5 гр. Дед
в шубу одет,
Наружу мех,
Пугает всех. (Медведь)
|
Учащиеся выполняют задание и дают на проверку другой группе.
Рефлексия.
- Какое задание показалось вам самым сложным?
- Комфортно ли вам было работать в группах?
Учитель подводит итоги урока, члены каждой группы выставляют друг другу мотивированные оценки.