Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Приложение 1
Стереотип социальный - относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта — группы, человека, события.

Предрассудок - суждение, основанное на негативном обобщении и стереотипах вместо фактов, касающихся данного случая, поведения, отдельного человека или группы.



Предрассудок - это принятое в психологии понятие, означающее предвзятое отношение к кому-либо на основе его принадлежности к конкретной группе или категории людей. Не все предубеждения являются предрассудками. Ими можно назвать те предубеждения, которые не рассеиваются даже при наличии убедительных доказательств их безосновательности. Признаком предрассудка является категоричная оценка другого человека или группы людей.

Психологи называют разные причины формирования предрассудков. Одни считают их следствием особого стиля воспитания, другие - следствием потребности классифицировать людей, так как это упрощает восприятие окружающего мира, третьи считают их частью “житейской мудрости” той или иной культуры.

Предрассудки поддерживаются через стереотипы.

Журналист Уолтер Липман придумал термин стереотип для обозначения обобщенных убеждений, которых мы придерживаемся по отношению к группам людей, - наших мыслей о том, что представляют собой члены этих групп.

Стереотипы - это знания о людях, накопленные как в личном опыте общения, так и из других источников, которые обобщаются и закрепляются в сознании людей в виде устойчивых представлений. Стереотипы являются одним из видов социальной установки. Они весьма широко используются человеком при оценке людей, ибо упрощают, облегчают процесс познания, т.е. отсекая сразу же огромное количество информации и сосредотачивая наше внимание на наиболее вероятных вариантах развития событий. Собственно, это и есть механизм формирования стереотипов: наиболее часто встречающееся фиксируется и превращается в единственно возможное.

Стереотипы содержат в себе общественный опыт людей и отражают общее и повторяющееся в их повседневной практике. Они формируются во время совместной деятельности людей путем акцентирования сознания человека на тех или иных свойствах, качествах явлений окружающего мира, которые хорошо известны, видны или понятны, по крайней мере, большому количеству людей.

Стереотипы часто эмоционально окрашены симпатиями и антипатиями, в зависимости от которых одно и то же поведение получает разную оценку. То, что применительно к себе называют настойчивостью, у чужака расценивается как упрямство.

Несмотря на обоснованность или необоснованность, истинность или ложность стереотипов, все они являются неотъемлемым элементом любой культуры и уже самим фактом своего существования оказывают воздействие на психологию и поведение людей, влияют на их сознание и межнациональные контакты.

Наши стереотипы могут быть старыми, подаренные нам прошлыми поколениями; они могут быть нашими собственными, сформулированные на основе личного опыта.

Еще один источник стереотипов - поверхностное знание предмета, о котором выносится суждение. К примеру, как вы думаете, кто больше страдает в неволе от ограничения возможности летать: орел или воробей? Как ни странно орел страдает меньше, чем многие другие птицы, даже живя в сравнительно небольшом вольере. Дело в том, что и в природе орлы почти не летают, а в основном планируют. В противоположность этому, воробей вообще не переносит неволи и в клетке очень быстро погибает.

Многие особо жестокие стереотипы касаются правил приличия, норм поведения, поскольку они вкладывались в нас посредством запретов, осуждений, а то и насмешек или наказаний.

Вряд ли вы будете слушать с удовольствием соседа, шумно прихлебывающего чай из чашки. А вот японская церемония чаепития предполагает, что участвующие в ней должны с шумом втягивать чай из миниатюрных чашек, выражая тем самым свое наслаждение и благодарность гостеприимным хозяевам.

Стереотипы жестко встроены в нашу систему ценностей, являются составной частью и обеспечивают своеобразную защиту наших позиций в обществе. По этой причине использование стереотипов имеет место в каждой межкультурной ситуации.

Без употребления этих предельно общих, культурно специфических схем оценки, как собственной группы, так и других культурных групп, невозможно обойтись.

Зависимость между культурной принадлежностью того или иного человека и приписываемыми ему чертами характера обычно не является адекватной. Люди, принадлежащие различным культурам, обладают разным пониманием мира, что делает коммуникацию с единой позиции невозможной. Руководствуясь нормами и ценностями своей культуры, человек сам определяет, какие факты и в каком свете оценивать. Это существенно влияет на характер нашей коммуникации с представителями других культур. Национальные стереотипы - это наиболее яркий пример.

Иногда бывает, что люди имеют позитивные стереотипы относительно групп, против которых они имеют негативные предубеждения. Например, люди, которым не нравятся сограждане азиатского происхождения, могут, тем не менее, считать их умными и хорошо воспитанными.



Например, при общении с оживленно жестикулирующими во время разговора итальянцами у немцев, привыкших к другому стилю общения, может сложиться стереотип экспрессивных и неорганизованных итальянцев. Итальянцы, в свою очередь, приобретут стереотип о немцах, как о холодной и сдержанной нации и т.д.

Люди сохраняют свои стереотипы, даже, несмотря на противоречащую им действительность, поэтому в ситуации межкультурных контактов важно уметь эффективно обходиться со стереотипами, то есть осознавать их и уметь от них отказываться перед фактом их несоответствия реальной действительности.

Приложение 1 Стереотип

Стереотип социальный относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта — группы, человека, события

37.82kb.

16 09 2014
1 стр.


Стереотип (stereotypes)

Стереотип (stereotypes) это односторонний, преувеличенный и, как правило, основанный на предубеждениях взгляд, свойственный социальной, этнической группе или классу

139.08kb.

11 10 2014
1 стр.


’33 Концепт (культурный, языковой), стереотип, национальный характер
161.32kb.

11 10 2014
1 стр.


Концепт, стереотип, национальный характер: соотношение понятий
56.86kb.

11 10 2014
1 стр.


Сравнительный анализ понятий эталон, прототип и стереотип в контексте проблемы восприятия человека человеком
183.08kb.

25 12 2014
1 стр.


Олдос Хаксли Двери восприятия, Рай и ад

Рай и ад рай и ад предисловие приложение III приложение IV приложение VIII

1341.25kb.

01 09 2014
9 стр.


Обобщение знаний учащихся о двух способах проверки слов с безударными гласными в корне

Русский язык. 3 кл. В 2ч учеб./Т. Г. Рамзаева. 13-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2008

42.26kb.

15 10 2014
1 стр.


Дорогой читатель, пожалуйста, прими мои наилучшие и добрые пожелания

Сознание Кришны – это не стереотип, а вечно динамичная, развивающаяся жизнь, в которой каждый из нас и Гуру, и

2895.78kb.

11 09 2014
13 стр.