Перейти на главную страницу
Нам остаются только поцелуи,
Мохнатые, как маленькие пчелы,
Что умирают, вылетев из улья.
(О. Мандельштам.)
Он носом, хорошеньким, как построчный пятачок,
Обнюхал приятное газетное небо.
(В. Маяковский.)
Шуток
(В. Маяковский.)
О, тихая моя свобода.
И неживого небосвода
Всегда смеющийся хрусталь.
(О. Мандельштам.)
«…ломаю ночь».
(О. Мандельштам.)
…И я теперь учу дневник
Царапин грифельного лета.
(О. Мандельштам.)
«…жизнь смололась».
(В. Маяковский.)
Выстелить твой уходящий шаг.
(В. Маяковский.)
«Масштабной карты души человека составить нельзя».
(А. Платонов.)
(Б. Пастернак.)
Сухую грусть на дно очей.
(Б. Пастернак.)
3 занятие. Работа олицетворения в тексте.
«Осенний холодный дождь порол землю». (А. Платонов.)
(М. Горький.)
«Шипенье пенистых бокалов». А. Пушкин.
«Перекрахмаленный нахал». А. Пушкин.
«Черные фраки носились врозь и кучами тут и там». Н. Гоголь.
«Приходил коротковатый старичок в изумленных очках». И. Бунин.
«Что, прошло у вас горло?» А. Чехов.
«Ликует буйный Рим». М. Лермонтов.
Синекдоха. Ты что же, Пушкиным себя воображаешь?
«По домам идет Европа». А. Твардовский.
В нашем кружке ребята создают интересные модели, но не хватает нам рабочих рук: у нас их пока только семь.
5 занятие. Работа сравнения в тексте.
Сравнение.
«Жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, такая пустая и глупая шутка». М. Лермонтов.
«Жизнь, как тишина осенняя, подробна». Б. Пастернак.
«Я живу, как кукушка в часах». А. Ахматова.
«Как вино, печаль минувших дней». А. Пушкин.
«Природа – сфинкс». Ф. Тютчев.
«В гибком зеркале природы звёзды – невод, рыбы – мы, боги – призраки у тьмы». В. Хлебников.
Сопоставление.
«Как океан объемлет шар земной, земная жизнь кругом объята снами». Ф. Тютчев.
«И нам сочувствие дается, как нам дается благодать». Ф. Тютчев.
«На всем та кроткая улыбка увядания, что в существе разумном мы зовем божественной стыдливостью страданья». Ф. Тютчев.
На плечах головушка, как пивной котел…
Стал он татарином помахивать,
Стал он татаровей поколачивать…
…30 молодцев без единого…
Не могут они сошки с земельки повыдернуть…
…оратай-оратаюшко
Брал эту сошку одной ручкой,
Сошку с земельки повыдернул…
(Из русских былин.)
Вороне где-то бог послал кусочек сыру…
На ту беду лиса близохонько бежала… ( И. Крылов.)
Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться,
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал волк…
«Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать», -
Сказал и в темный лес ягненка поволок. (И. Крылов.)
А без ума перенимать,
И боже мой, как худо!
Кто обезьян видал, те знают,
Как жадно все они перенимают. (И. Крылов.)
И дельный разговор вели между собой,
Как вдруг из подворотни
Дворняжка тявкнула на них. (И. Крылов.)
Сказал Орел однажды ей с презреньем:
«Как ты, бедняжка, мне жалка,
Со всей твоей работой и с уменьем!» (И. Крылов.)
«Если б был я маленький, как великий океан».
(В. Маяковский.)
«Высокое косноязычие тебе даруется, поэт».
(Н. Гумилев.)
«Звонко-звучная тишина».
(В. Брюсов.)
«Люблю я пышное природы увядание».
(А. Пушкин.)
Ты в себе не сумлевайся:
Ты мужчина хоть куда.
Только сдвинь корону набок,
Чтоб не висла на ушах.
(Л. Филатов.)
Чуть слышно, бесшумно
Шуршат камыши.
(К. Бальмонт.)
Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
(К. Бальмонт.)
Вижу: выжжена южная жизнь.
(В. Маяковский.)
Неподражаемо лжет жизнь:
Сверх ожидания, сверх лжи.
(М. Цветаева.)
Я колдую. Вихри чую. Грею сбрую я коню.
Конь мой спорый, топи,
Боры, степи, горы пролетим.
(К. Бальмонт.)
В огромном городе моем – ночь.
Из дома сонного иду – прочь,
А люди думают: жена, дочь.
А я запомнила одно: ночь.
(М. Цветаева.)
Занятие 10. Работа стилистически окрашенной лексики в тексте.
«Допустим, ты свое уже оттопал». (А. Твардовский.)
«Что ж, сынок, коли нету у тебя родни, оставайся при нас… Был у нас сын, по нём тебя Петром кличем… Был, да быльём порос, а теперь вот двое со старухой кулюкаем…» (М. Шолохов.)
Но в полночь нет уж той отваги;
Порастрясло нас; нам страшней
И косогоры, и овраги;
Кричим: полегче, дуралей! (А. Пушкин.)
Тот равнодушно освидетельствовал:
- Революционное вполне. (А. Платонов.)
«Свет есть электромагнитные волны, и скорость света есть предельная скорость во вселенной. И сам свет есть предельное и критическое состояние материи. За светом начинается другая вселенная, материя уничтожается. Могущественнее, напряженнее света нет в мире энергии. Свет есть кризис вселенной. И Вогулов нашел способ перенапряжения, скучения световых электромагнитных волн. Тогда у него получился ультрасвет, энергия, рвущаяся обратно в мир к «нормальному» состоянию…»
(А. Платонов.)
- Основание? - строго спросил гость.
- Да, признаться, без основания, - сконфузившись, ответил Иван.
- Безобразие, - осудил гость Ивана.» (М. Булгаков.)
- Точно так, целых 4 штуки.
- Боже мой! Воображаю, что теперь будет в квартире. Ну и что же они?
- Да ничего-с.
- А Федор Павлович?
-За ширмами поехали и за кирпичом. Перегородки будут ставить.
-Черт знает что такое!
- Во все квартиры, Филипп Филиппович, будут вселять, кроме вашей. Сейчас собрание было, выбрали новое товарищество, а прежних – в тень.
-Ай-яй-яй... Фить-фить.» (М. Булгаков.)
Занятие 12. Работа синонимов и антонимов в тексте. Антитеза.
«Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий?» (С. Есенин.)
«Он добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности». (А. Пушкин.)
«Ленивый бывает таковым больше от расположения тела, а праздный - больше от расположения души». (Д. Фонвизин.)
Не считай недруга овцой – считай волком. (Пословица.)
«Война и мир». Л. Толстой.
«Я царь – я раб, я червь – я бог». (Г. Державин.)
Где умному горе, там дураку веселье. (Пословица.)
Безличное – вочеловечить,
Несбывшееся – воплотить. (А. Блок.)
«Мне грустно, потому что весело тебе». (М. Лермонтов.)
Без вас хочу сказать вам много,
При вас я слушать вас хочу. (М. Лермонтов.)
«Хочу печали любви и счастию назло». (М. Лермонтов.)
Занятие 13. Работа омонимов в тексте.
«Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису». (С. Маршак.)
«Всё перемелется – будет мукой!»
Люди утешены этой наукой.
Станет мукою, что было тоской?
Нет, лучше м`укою! (М. Цветаева.)
Поэта далеко заводит речь. (М. Цветаева.)
Не знаю, чья была вина…
Закат замлел за дымкой пара,
Алея, как поток вина… (В. Брюсов.)
Не под дождем – постоим да подождем.
(М. Шолохов.)
«Служить бы рад – прислуживаться тошно». (А. Грибоедов.)
Из газетных публикаций:
«Настающее настоящее»;
«И быт, и бытие»;
«Убежденно и убедительно излагает свои мысли»;
«Наша комета - это знамение и знамя мира, а не войны».
Союзник – сообщник
Удачный – удачливый
Советник – советчик
Лирический – лиричный
(Н. Гоголь.)
«Выжил, глупый барин, из ума! .. пройдох и плутов… поддевал на уду!»
(Н. Гоголь.)
«Какие мы с тобой теперь птицы сделались! Высокого полета! Теперь же я задам перцу всем этим охотникам подавать просьбы и доносы». (Н. Гоголь.)
«Шарик обладал каким-то секретом покорять сердца людей». (М. Булгаков.)
«Все чувства в Ленском помутились, и молча он повесил нос». (А. Пушкин.)
«Я историк, - подтвердил ученый и добавил ни к селу ни к городу: - Сегодня на Патриарших будет интересная история». (М. Булгаков.)
Листолет, копытит. (С. Есенин.)
Радугоглазый, взорлим, испавлинятся, декабрый, любвишка.
(В. Маяковский.)
Подробничать. (Ф. Достоевский.)
Крылышкуя, времири, зинзивер, смешики, смейво. (В. Хлебников.)
«В полном молчании вошедшие в гостиную созерцали этого кота». (М. Булгаков.)
«Слова последних утешений». (А. Ахматова.)
«Бывает так: какая-то истома…» (А. Ахматова.)
«Руками я замкнула слух». (А. Ахматова.)
«Мой путь осиянный». (А. Ахматова.)
«Трепещет страстной мукой стих». (И. Северянин.)
«В тайне почивает Русь». ( А. Блок.)
«Душа вкушает хладный сон». (А. Пушкин.)
Занятие 18. Работа заимствованной лексики в тексте.
«- Вы бы, - говорит, - как кавалер и у власти, сводили бы меня, например, в театр…
…В театре она и развернула свою идеологию во всём объеме…
…А хозяин держится индифферентно…
… И конфузится докушивать…». (М. Зощенко.)
«Микроб энергии делал ненужной вечность – довольно короткого мига, чтобы напиться жизнью досыта и почувствовать смерть, как исполнение радостного инстинкта».
(А. Платонов.)
«На баррикады сердец и душ». (В. Маяковский.)
«В первый раз отрекаюсь скандалить». (С. Есенин.)
«-Вызываю на дуэль! – проорал кот, пролетая над головами на качающейся люстре».
(М. Булгаков.)
«Театра злой законодатель, непостоянный обожатель очаровательных актрис, почетный гражданин кулис». (А. Пушкин.)
«Меж тем как сельские циклопы (кузнецы) перед медлительным огнем российским лечат молоточком изделье легкое Европы (карету), благословляя колеи и рвы отеческой земли». (А. Пушкин.)
«Прощай, свободная стихия (море)!» (А. Пушкин.)
«Ямщик лихой, седое время, везет, не слезет с облучка». (А. Пушкин.)
Искатель новых приключений,
Я вас бежал, отечески края;
Я вас бежал, питомцы наслаждений,
Минутной младости минутные друзья. (А. Пушкин.)
«Томительная ночи повесть (бессонница)». (Ф. Тютчев.)
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;..
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин. (А. Пушкин.)
«Вьюга злится. Вьюга плачет…» (А. Пушкин.)
«Ко мне, мой друг, сюда, сюда!» (А. Пушкин.)
Лениво дышит полдень мглистый;
Лениво катится река. (Ф. Тютчев.)
«Все во мне, и я во всем». (Ф. Тютчев.)
Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня. (К. Бальмонт.)
Август – звезды.
Август – астры.
Куст рябины
Ржавой – август. (М. Цветаева.)
«И скучно и грустно, и некому руку подать». (М. Лермонтов.)
«И верится, и плачется, и так легко, легко». (М. Лермонтов.)
За все тебя благодарю я:
За тайные мучения страстей,
За горечь слез, отраву поцелуя,
За месть врагов и клевету друзей;
За жар души, растраченной в пустыне,
За все, чем я обманут в жизни был…
Устрой лишь так, чтобы тебя отныне
Недолго я еще благодарил. (М. Лермонтов.)
Ох, лето красное!
Любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. (А. Пушкин.)
Как над горячею золой
Дымится свиток и сгорает,
И огнь, сокрытый и глухой,
Слова и строки пожирает:
Так грустно тлится жизнь моя. (Ф. Тютчев.)
Жизни некий преизбыток
В знойном воздухе разлит. (Ф. Тютчев.)
«Речью неискусной занять ваш ум мне не дано». (М. Лермонтов.)
«И я забыл твой голос нежный». (А. Пушкин.)
«Легкокрылая мне изменила радость». (А. Пушкин.)
Вдали мелькают торопливо
В исканьях жадных корабли. (М. Лохвицкая.)
Занятие 23. Работа синтаксического параллелизма в тексте.
Сколько их? Куда их гонят?
Что так жалобно поют? (А. Пушкин.)
Что ты значишь, скучный шепот?
Укоризна или ропот мной утраченного дня? (А. Пушкин.)
Как дымный столп светлеет в вышине!
Как тень внизу неуловима!.. (Ф. Тютчев.)
Дремлющих кленов шатер.
Только в мире и есть, что лучистый
Детски задумчивый взор. (А. Фет.)
Я слезы лил, но ты не снизошла. (А. Блок.)
Не свыкайся, не свыкайся, молодец, с девицей.
Не сокол ронит слезы- крылышки,
Скачет молодец по дороженьке,
Горьки слезы льет из ясных очей.
По поднебесью плывут –
Наши стройные казаки
Под Измаил-город идут. (Русские народные песни.)
Волнуйся подо мной, угрюмый океан. (А. Пушкин.)
Сей пламень развился на воле,
И, не томясь, не мучась доле,
Я просиял б – и не погас! (Ф. Тютчев.)
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь? (Ф. Тютчев.)
О ночь, ночь, где твои покровы,
Твой тихий сумрак и роса! (Ф. Тютчев.)
Одни говорят – надкус сделан, другие - нету.
А я вывернул карманы – всякое, конечно, барахло на пол вывалилось – народ хохочет.
А мне не смешно. Я деньги считаю.
Сосчитал. Обращаюсь к даме:
- Докушайте, - говорю, - гражданка. Заплачено.
А дама не двигается. И конфузится докушивать.
А тут какой-то дядя ввязался.
- Давай, - говорит, - я докушаю.
И докушал, сволочь. За мои-то деньги.
Сели мы в театр. Досмотрели оперу. И домой…» (М. Зощенко.)
Занятие 27. Асиндетон. Полисиндетон.
«…И вдруг подходит развратной походкой к блюду и цоп с кремом и жрет.
А денег у меня – кот наплакал. Самое большое, что на три пирожных. Она кушает, а я с беспокойством по карманам шарю, смотрю рукой, сколько у меня денег. А денег – с гулькин нос.
Съела она с кремом, цоп другое. Я аж крякнул. И молчу. Взяла меня такая буржуазная стыдливость. Дескать, кавалер, а не при деньгах.
Я хожу вокруг нее, что петух, а она хохочет и на комплименты напрашивается.
Я говорю:
- Не пора ли нам в театр сесть? Звонили, может быть.
А она говорит:
- Нет.
И берет третье.
- Натощак, - не много ли? Может вытошнить.
А она:
- Нет, - говорит,- мы привыкши.
Тут ударила мне кровь в голову.
- Ложи, - говорю, - взад.
А она испугалась. Открыла рот, а во рте зуб блестит.
В нашем кружке ребята создают интересные модели, но не хватает нам рабочих рук: у нас их пока только семь
25 09 2014
1 стр.
Антонимы – слова с противоположным значением
25 09 2014
1 стр.
Многозначность (полисемия) – наличие у одного и того же слова нескольких связанных между собой значений
16 12 2014
1 стр.
Стилистические приемы и выразительные средства английского языка
03 09 2014
1 стр.
Цель занятия: познакомить с выразительно – изобразительной ролью перифразы в тексте, формировать умение находить перифразы в тексте, определять их значение, использовать в речи
26 09 2014
1 стр.
Дидактический материал для развития проверки техники чтения; раздаточный материал
18 12 2014
1 стр.
Обычно каждый был одновременно и отдельной тотемической группой и назывался по имени тотемного животного. Опишите животное – тотем вашего региона. Какое тотемное животное может быт
14 10 2014
1 стр.
Коноваленко В. В., Коноваленко св. Дидактический материал по коррекции произношения звуков К, К', Г, Г', X, X'. М: «гном-пресс», 1999
15 12 2014
4 стр.