Приложение.
Космические корабли.
Наши авиаконструкторы изобрели и построили много кораблей: «Восток», «Буран», «Восход», «Протон», «Союз».
Внешне «Восток», первый корабль, на котором человек совершил первый полет, выглядел очень просто: шарообразный спускаемый аппарат – это кабина космонавта и состыкованный с ним приборно-агрегатный отсек. Между собой они соединялись с помощью четырех стяжных металлических лент. Перед входом в атмосферу во время спуска ленты разрывались, и спускаемый аппарат продолжал движение к Земле, а приборный отсек сгорал в атмосфере. Общая масса корабля составляла 4,73 т. Он был полностью автоматизированным кораблем, но в случае необходимости космонавт мог перейти на ручное управление. Кабина пилота находилась в спускаемом аппарате. Внутри нее имелись все условия, необходимые для жизни космонавта и поддерживаемые с помощью систем жизнеобеспечения, терморегуляции и регенерирующего устройства. Они устраняли излишние углекислый газ, влагу и тепло; пополняли воздух кислородом; поддерживали постоянное атмосферное давление. В оснащение корабля входили все современные радиосредства, обеспечивающие двустороннюю связь, управление кораблем с Земли и производившие необходимые измерения. В приборно-агрегатном отсеке размещались служебные системы, баки с топливом и тормозная двигательная установка.
Следующим этапом по созданию орбитальных станций стали многоцелевые космические корабли серии «Союз» второго поколения. «Союз» сильно отличался от своих предшественников не только большими размерами и внутренним объемом, но и новыми бортовыми системами. Стартовая масса корабля составляла 6,8 т, длина — более 7 м, размах солнечных батарей — около 8,4 м. Корабль состоял из трех отсеков: приборно-агрегатного, орбитального и спускаемого аппарата.
Космический аппарат «Союз» имел большие возможности. Он мог совершать маневры в космосе, осуществлять поиск другого корабля, сближаться и причаливать к нему. Корабль мог осуществлять автономный полет и пилотирование без участия Земли. Система жизнеобеспечения «Союза» позволяла космонавтам работать в кабине корабля без скафандров. Особенностью «Союза» стала система ручного управления. Она позволяла разворачивать корабль и контролировать поступательное движение при причаливании. С помощью ручного управления стало возможным производить ручное манипулирование кораблем. Практически все системы, имеющиеся на корабле, были автоматизированы.
Новый трехместный транспортный корабль «Союз Т» представлял собой усовершенствованный вариант «Союза». Предназначался он для доставки экипажа на орбитальную станцию «Салют», а после выполнения программы обратно на Землю; для проведения исследований в орбитальных полетах и других задач. «Союз Т» был очень похож на своего предшественника, но в то же время имел существенные отличия. В оснащение корабля входила новая система управления движением, включающая в себя цифровой вычислительный комплекс. С его помощью производились быстрые расчеты параметров движения, автоматическое управление аппаратом с наименьшим расходом топлива.
В настоящее время идет разработка нового космического корабля «Русь». Предполагается, что он будет иметь форму конуса, весить около 13 тонн, вмещать в себя экипаж из 6 человек и до 500 кг груза. Предназначается он для полетов на Луну, а в дальнейшем и на Марс.
Таким образом, несмотря на уже существующие космические корабли, нас ждет много новых и интересных открытий в области кос
скафандр
-
Я хочу вам рассказать про историю космического скафандра, его возникновение и конструкцию.
-
Необходимость создания скафандра возникла еще в начале 30-х годов. Дело в том, что летчики – испытатели даже в кислородных шлемах не могли подняться на высоту больше 12 км из-за пониженного атмосферного давления. На этой высоте азот, растворенный в тканях человека, начинает переходить в газообразное состояние, что приводит к возникновению болевых ощущений.
-
После войны группа конструкторов создала первые послевоенные скафандры, получившие название ВВС-01 и ВВС-04. Они представляли собой герметичные комбинезоны из прорезиненной ткани, в котором крепились несъемные откидные шлемы и кислородные маски. Излишки давления на высоте стравливались специальным клапаном.
-
Вообще, разработка скафандров поначалу складывалась у нас не очень хорошо. Дело в том, что существующие наработки скафандров были бесполезны в случае разгерметизации корабля в космосе. И конструкторы тут были не причем – им дали задание разработать защитный костюм, рассчитанный на спасение космонавтов только после приземления или приводнения спускаемого модуля.
-
До полета Гагарина оставалось всего 8 месяцев. За это время был создан скафандр СК-1.
СК-1
Всего существует 3 класса скафандров:
-
Спасательные скафандры – служат для защиты космонавтов в случае разгерметизации кабины или при значительных отклонениях параметров газовой среды от нормы
-
Скафандры для работы в открытом космосе на поверхности космического корабля или вблизи его.
-
Скафандры для работы на поверхности небесных тел.
СК-1 был скафандром первой категории. Он использовался во время всех полетов кораблей первой серии «Восток».
СК-1 «работал» в паре со специальным теплозащитным комбинезоном, который надевался космонавтом под основной защитный костюм. Костюм был не просто одеждой, он представлял собой целое инженерное сооружение с вмонтированным в него трубопроводами системы вентиляции, поддерживавшей необходимый тепловой режим тела и удалявшей влагу с продуктами дыхания.
В непредвиденных условиях, система жизнеобеспечения скафандра вместе с системой жизнеобеспечения кабины «продлевали»существование космонавтов на 10 суток. В случае разгерметизации кабины автоматически закрывалось прозрачное «забрало» - иллюминатор шлема- и включалась подача воздуха из баллонов корабля.
Но у него был существенный недостаток. Его мягкая оболочка под действием внутреннего избыточного давления всегда стремиться принять форму тела вращения и распрямиться. Согнуть какую-либо ее часть, скажем рукав или штанину, не тек просто, и чем больше внутреннее давление, тем труднее это сделать. При работе в первых космических скафандрах из-за их относительно низкой подвижности, космонавтам приходилось затрачивать немалые дополнительные усилия, что в итоге вело к повышению интенсивности обменных процессов в организме. Из-за этого, в свою очередь, приходилось увеличивать массу и габариты запасов кислорода, а так же блоков системы охлаждения.
Так же был создан СК-2. По сути это тот же СК-1, только для женщин. Он имел немного другую форму, учитывающую их физиологические особенности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сейчас специалисты работают над созданием нового типа скафандров, которые будут отличаться от предшественников меньшим весом, большим набором возможностей. Главным преимуществом таких костюмов является мобильность и удобство использования.