Применение статистических методов обработки данных для определения эффективности тестовых заданий для данной группы учащихся
Толкачева Ирина Юрьевна (
[email protected]),
Технический институт(филиал) Якутского Государственного Университета
Им.М.К.Аммосова в г.Нерюнгри (ТИ(ф)ЯГУ)
Аннотация
В работе приводятся основные выводы применения статистических методов обработки данных на основе созданной программы в электронных таблицах Excel для определения эффективности тестовых заданий для определенной группы испытуемых.
В последние годы в российской сфере образования наблюдается усиление интереса к методам объективного контроля результатов обучения, в частности, к педагогическим тестам. К сожалению, на практике нередко используются неэффективные задания которые оказались слишком трудными или слишком легкими для данной группы учащихся, т.е. задания, которые не являются тестовыми.
Для проверки полученных на занятиях по информатике знаний был составлен соответствующий компьютерный тест из 15 заданий по теме «Виды алгоритмов», по результатам которого была составлена матрица тестовых результатов, в которой 1 обозначаются правильные и 0 - неправильные ответы испытуемых (таб.1)
№
|
X1
|
X2
|
X3
|
X4
|
X5
|
X6
|
X7
|
X8
|
X9
|
X10
|
X11
|
X12
|
X13
|
X14
|
X15
|
1
|
1
|
1
|
0
|
0
|
1
|
1
|
0
|
0
|
1
|
1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
2
|
1
|
1
|
0
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1
|
3
|
0
|
0
|
1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
4
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
1
|
1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
5
|
1
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
1
|
1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1
|
6
|
0
|
1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1
|
0
|
1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
7
|
0
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
0
|
8
|
1
|
0
|
1
|
1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
9
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
0
|
0
|
1
|
0
|
1
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
10
|
0
|
0
|
0
|
1
|
0
|
1
|
0
|
0
|
1
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
0
|
таб.1
Для проверки эффективности тестовых заданий для данной группы учащихся, с данными таб.1 была создана программа в электронных таблицах Excel. Программа рассчитана на максимальное число тестируемых – 30, максимальное число тестовых заданий – 20. При помощи данной программы преподаватель сможет, создавая свои тесты или используя уже готовые, будь они в бумажном или компьютерном варианте, исключать «ненужные» задания, которые оказались слишком трудными или слишком легкими для данной группы учащихся, т.е. задания, которые не являются тестовыми.
Коррелируемость задания с критерием (rxу) - представляет собой более точную и технологичную меру дифференцирующей способности задания. Коррелируемость проверяется посредством расчета коэффициента корреляции R
xу, где символом r обозначается так называемый
классический коэффициент корреляции Пирсона, или один из его вариантов. Нулевая корреляция свидетельствует об отсутствии у задания системных свойств, присущих тесту. Чем выше значения R, тем больше эффективность данного задания для данной группы учащихся. Особенно заметно эффективность повышается при R > 0,4. Был рассчитан коэффициент корреляции между результатами испытания по соответствующему заданию (ККЗ) и суммой баллов по всем заданиям.
Вычисляя коэффициенты корреляции для всех заданий теста, была построена диаграмма (рис.1), по которой можно увидеть какие тестовые задания обладают наибольшей эффективностью. Это задания с номерами 4,5,7,9,10,11,12,13, т.е. эти задания являются наиболее эффективными по сравнению с другими заданиями для данной группы учащихся, используя задания подобного типа можно эффективно проверить знания учащихся по данной теме (в диаграмме ось X- номера заданий, ось Y- значения коэффициента корреляции)

Рис.1
Известно, что практические умения опираются на знания учащимися основных сведений по любому предмету. Следовательно, контроль за их сформированностью должен протекать одновременно за усвоением знаний обучающихся.
Сочетание различных видов тестов на одну и ту же тему может дать наиболее полную картину подготовленности тестируемой группы учащихся и каждого отдельно. Тестирование является экономной, целенаправленной и индивидуализированной формой контроля. При такой форме выявляются конкретные пробелы в знаниях, проверяется, насколько осознанно учащиеся владеют теоретическим материалом, как они умеют применять знания на практике.
Преимущество тестов еще в том, что даже при достаточно незаинтересованном отношении учащегося к своим результатам и его нежелании систематически и упорно отрабатывать один и тот же материал, он просто "обречен на успех", поскольку грамотный составитель — тестолог опирается на принцип повтора, находя все новые возможности предъявления материала под иным углом зрения.
Грамотно сконструированные тесты должны акцентировать внимание на самой важной информации, раскрывать внутреннюю логику того или иного фрагмента любой дисциплины. При разработке тестов в большинстве случаев предпочтение отдается не механической целесообразности, а возможности активизировать ассоциативные связи.
Литература:
-
Журнал “Информатика и Образование”, №9 – 2001 г;
-
Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. М.: Адепт, 1998. 217 с.
-
Петровский Е.И. “Проверка и оценка знаний учащихся”, Москва, 1999 г.