Перейти на главную страницу
Экспериментальное гендерное исследование. Две группы испытуемых примерно одного возраста (не менее 15-20 человек в каждой). Методики: СПА Роджерса-Даймонд и Индекс жизненной удовлетворенности ИЖУ Неугартена, “Личностная биография” О.И. Моткова. В каждой группе используется один и тот же набор из трех методик. Рекомендуется проведение работы двумя студентами.
МОТКОВ О.И. Методика "Личностная биография"./Газ. “Школ. психолог”, 1998, № 38, с. 8-9 (файл “98Г - Личн. биография” в папке “Студентам”, РС)
ОПРОСНИК ПРИСПОСОБЛЕННОСТИ. Руководство./Адапт. Рукавишников А.А., Соколова М.В. М.:
Когито-Центр, 2001, 19 с. (для испытуемых 14 – 25 лет, д.б. шаблоны-ключи!)
С помощью повторного тестирования одной и той же группы испытуемых по методикам “Уровень субъективного контроля” Д. Роттера, “Базовые стремления”, “Культурологические тенденции” или “Образ жизни” О.И. Моткова (или: “Личностная биография” - его же) изучается степень стабильности самооценок локуса контроля и других личностных характеристик у учащихся с различной успеваемостью. Для соотнесения данных первого и второго обследования применяется статистический метод ранговой корреляции по Спирмену. Группа испытуемых – 40-50 человек примерно одного возраста (две подгруппы – с преобладанием оценок 4-5 и с оценками 2-3). Работа над курсовой для двух студентов.
БОЛОТОВА А.К., МАКАРОВА И.В. Прикладная психология. М.: Аспект-Пресс, 2001, 383 с.(УСК – Уровень субъективного контроля, САТ – “Самоактуализационный тест” Гозмана Л.Я., Томас, Шмишек, ДДО, и др.)
МОТКОВ О.И. Методика "Базовые стремления” /Газ. “Школ. психолог”, 1998, № 35, с. 8-9
МОТКОВ О.И. Методика “Культурологические тенденции” - файл на кафедре психологии личности ИП РГГУ (С:/Мои документы/Мотков/Студентам - методики/2001-Культурол. тенденции)
МОТКОВ О.И. В гармонии с собой и миром (Газ. “Школ. психолог”, 1998, № 21-22,, с.8,9 – Методика “Образ жизни”
МОТКОВ О.И. Методика "Личностная биография"./Газ. “Школ. психолог”, 1998, № 38, с. 8-9 (файл “98Г - Личн. биография” в папке “Студентам”, РС)
С помощью методик “Личностная биография” и “Индекс жизненной удовлетворенности” изучаются связи самооценки своей гармоничности и удовлетворенности жизнью испытуемых с выраженностью ведущих типологических тенденций (корреляции с данными по методике “Индивидуально-типологический опросник ИТО” Л.Н. Собчик).
МОТКОВ О.И. Методика "Личностная биография"./Газ. “Школ. психолог”, 1998, № 38, с. 8-9 (файл “98Г - Личн. биография” в папке “Студентам”, РС)
Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. М.: Ин-т прикл. психологии, 1998 - 512 с. (ИТО - с. 46-54, 404; ДМО - с. 55-71, 405 и 406)
Практическая психодиагностика./Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара: Бахрах, 1998
(С. 274 – Методика К. Леонгарда; Методика измерения ригидности, 50? – с. 145)
Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. Л-д: Медицина, 1988 - 248 с.
МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ребенка к школе. М.: КЛФ Беляков, Логос, 1993 (ДДЧ)
Практическая психодиагностика./Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара: Бахрах, 1998 (Тест Спилбергера – с. 59; ТФАР(Тревожность, фрустрация, агрессия, ригидность) – с. 141; Опросник депрессивных состояний Зунге- Т.И. Балашовой – с. 82)
РАМЕНДИК Д.М., РАМЕНДИК М.Г. Загляни внутрь себя. М.: ИИП,, 2001, 192 с. (Направленность, личностные установки- ценности, УСК, Несуществ. Животное, Свобдный. Рисунок)
“Базовые стремления” О.И. Моткова, тест ИЖУ. Испытуемые – по 20-30 человек каждого пола, примерно одной возрастной группы. Рекомендуется проведение работы двумя студентами.
МОТКОВ О.И. Методика "Базовые стремления” /Газ. “Школ. психолог”, 1998, № 35, с. 8-9
МОТКОВ О.И. Методика "Личностная биография"./Газ. “Школ. психолог”, 1998, № 38, с. 8-9 (файл “98Г - Личн. биография” в папке “Студентам”, РС)
Практическая психодиагностика./Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара: Бахрах, 1998 (САН – Самочувствие. Активность. Настроение – с. 17; Тест Спилбергера – с. 59; Тест Г. Айзенка ТФАР(Тревожность, фрустрация, агрессия, ригидность), 40? – с. 141; Опросник депрессивных состояний Зунге- Т.И. Балашовой – с. 82; Методика измерения ригидности, 50? – с. 145)
МОТКОВ О.И. Методика "Психологическая культура личности"./Газ. “Школ. психолог”, 1999,
№ 15, с. 8-9 (файл “98Г – Психол. культура” в папке “Мотков- Студентам”, РС)
Практическая психодиагностика /Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара: Бахрах, 1998,
(с. 288--297 - методика диагностики уровня субъективного контроля УСК Д. Роттера)
БОЛОТОВА А.К., МАКАРОВА И.В. Прикладная психология. М.: Аспект-Пресс, 2001, 383 с.(С. 226 - УСК, с. 234 - САТ Гозмана Л.Я., с. 297 – тест К. Томаса, с. 259 – опросник Г. Шмишека, с. 268 – опросник ДДО Е.А. Климова, и др.)
7. Исследование гармоничности образа жизни студентов разного пола
(или школьников) и ее соотношения с успеваемостью
Аннотация – используются методики “Образ жизни” О.И. Моткова, “Шкала само-эффективности” Шварцера-Ерусалема и “Определение вероятной продолжительности жизни” Р. Аллена и Ш. Линди. Две группы испытуемых М и Ж пола – не менее 20 человек в каждой.
Литература
Абрамов М.С. Аэробика и мы. Ташкент: Медицина, 1990 (Методика Продолжительность жизни)
БАЙЕР К., ШЕЙНБЕРГ Л. Здоровый образ жизни. М.: Мир, 1997; 368 с. (С. 13 - … здоровье – это не просто отсутствие болезней, а состояние физического, психического и социального благополучия. Благополучие касается всех аспектов жизни человека, а не только его физической формы. Необходимо гармоническое сочетание социального, физического, интеллектуального, карьерного, эмоционального и духовного элементов в жизни. …Ни одним из них нельзя пренебрегать, если стремишься к здоровью и благополучию. С. 13. Установка на благополучие. С.15 – Благополучие – это удовольствие от длинных, наполненных событиями дней. Высокий уровень благополучия (10 пунктов). С. 17 – Общая оценка здорового поведения (7 п.). С. 21 – Психическое здоровье… главный фактор, определяющий качество нашей жизни. От него в значит. ст. зависят личное счастье чел., его профессиональные успехи, взаимоотношения с др. людьми и все аспекты физического здоровья. С. 29 – Оценка эмоционального благополучия… Как стать более активными. С. 36 – Общие принципы борьбы со стрессом. С. 37 – Способы быстрого снятия стресса)
МОТКОВ О.И. В гармонии с собой и миром ( методика "Образ жизни личности") /Газ. “Школ. Психолог” 1998, № 21-22, с. 8-9
Шварцер Р., Ерусалем М., Ромек В. Русская версия шкалы общей само-эффективности.
Шварцера и М. Ерусалема. / Иностр. Психология, № 7, 1996
8. Исследование связи психологической атмосферы в семье с уровнем конструктивности личности старшеклассников (студентов и др. групп)
Аннотация – используются методики: Шкала Ф. Фидлера, Личностная биография и Психологическая культура личности. Психол. атмосфера оценивается не только старшеклассником, но и его близкими, с которыми он проживает в одной квартире. Желательно также обследование родственников испытуемого и по остальным методикам. Но главное – соотнесение с помощью ранговой корреляции данных основных испытуемых по используемым методикам. Тема рекомендуется для работы двух студентов.
Литература
МОТКОВ О.И. Методика "Психологическая культура личности"./Газ. “Школ. психолог”, 1999, № 15, с. 8-9 (файл “98Г – Психол. культура” в папке “Мотков- Студентам”, РС)
МОТКОВ О.И. Методика "Личностная биография"./Газ. “Школ. психолог”, 1998, № 38, с. 8-9 (файл “98Г - Личн. биография” в папке “Студентам”, РС)
Практическая психодиагностика /Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара: Бахрах, 1998
(С. 645 – Шкала Ф. Фидлера “Определение психологической атмосферы в группе”)
9. Сравнительный анализ ценностей личности старшеклассников мужского и женского пола (студентов) – Тема и для дипломной работы
Аннотация- применяются методики: СЖО Д. А. Леонтьева, Личностная биография и Культурологические тенденции О.И. Моткова, методика “Свободный выбор ценностей” ЕБ. Фанталовой. Соотносятся не только данные лиц М и Ж пола, но и внутригрупповые связи между результатами по разным методикам . Тема для проведения двумя студентами.
Литература
МОТКОВ О.И. Методика "Личностная биография"./Газ. “Школ. психолог”, 1998, № 38, с. 8-9 (файл “98Г - Личн. биография” в папке “Студентам”, РС)
МОТКОВ О.И. Методика “Культурологические тенденции” (файл РС “Культурологические тенденции” в папке “Мотков – Студентам”)
МУСЕК Я. Система ценностей посткоммунистической Европы в переходный период/ Ж. “Иностр. психология”, 1997, № 8, с. 17-22 (С. 18 – В моей модели ценности понимаются как мотивы или мотивационные цели высокого уровня обобщенности… обобщ-ые и относительно согласованные представления о высоко значимых для нас целях и событиях… Шварц и Билски, 1987 - Ц. явл-ся: 1) представлениями или убеждениями по поводу желаемых конечных состояний, которые проявляются в широком круге ситуаций; 2) управляют выбором и оценкой действий и событий и 3) упорядочены в соответствии с их относит. важностью. Ц. занимают высший уровень иерархии. … (фактор., кластерный анализ) иерархич. стр-ра Ц…. разные уровни в зависимости от степени их обощенности… 4-уровневая иерархия Ц: Макроизмерения - Дионисийские Ц. (Типы Ц. - Гедонизм, Могущество), Аполлонийские Ц. (Типы Ц. - Нравственность, Самореализация). Гедонизм ® (Ц. сред. порядка) Чувственность, Здоровье ® (Отдельные Ц) приятная жизнь, развлечения , здоровье…; Могущество ® … Статус, Патриотизм, Достижения, Успех ® … репутация, деньги, власть, любовь к своей стране…; Нравственность ® Традиционные, Демократические, Социальные ® честность, свобода, мир, семейное счастье; Самореализация ® Познавательные, Культурные, Самоактуализация, Духовные ® мудрость (ОМ - гармония), красота, личностный рост, вера в Бога...
С. 19 - … раньше всего в жизни чел. … возникают Ц., связанные с удовлетворением чувственных и физических потребностей. На след. стадии появляются Ц., связанные с успехом, достижениями и репутацией. Позже …становятся все более значимыми Ц., регулирующие его обязанности и ответственность. И наконец, он достигает того уровня, когда все более увелич-ся направленность на Ц. внутр. жизни, духовной жизни и самотрансценденции. (В Словении, студенты- желат-сть) с 1988 по 1994… значит. рост дионисийских Ц. … аполлонийские Ц. оставались примерно на одном уровне… С. 20 - …рост индивидуализма, соперничества и национализма (Ц. статуса, чувственности, безопасности и патриотизма).1995– на 1 месте гармония с любовным партнером (ОМ – чел. стремится к гармонии на всех уровнях ценностей), 2-ом – личная независимость, 3 – хор. материальное положение, 4 – руководящая должность, 5 – уважаемое общественное положение. С 1993 по 1995 … явное снижение значимости материальных и властных Ц. у студентов.
(На Западе – Коулмен, Хьюзен, 1985) …постмодернистские смешанные ценностные ориентации… состоят из соединения традиционной мотивации достижения с ориентацией на антиавторитаризм, самоактуализацию и осовение информационных технологий.
РАМЕНДИК Д.М., РАМЕНДИК М.Г. Загляни внутрь себя. М.: ИИП,, 2001, 192 с. (Направленность, Личностные установки- ценности, УСК, Несуществ. Животное, Свободный Рисунок)
РОДЖЕРС К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994
С. 213 - 214 - Иссл-ие Ч. Моррисом ценностей студентов из разных стран с использованием факторного анализа данных. Morris, C.W. Varieties of Human Value. Univ. of Chicago Press, 1956
С. 215 - … люди борются за нахождение своего собственного образа жизни… Быть тем, кто ты есть…
С. 216 - Вместо того, чтобы быть фасадом, как будто этот фасад - он сам, он подходит ближе к тому, чтобы быть самим собой… клиент уходит от подчиняющего его образа того, кем он “должен быть”.
ЛЕОНТЬЕВ Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 1992, 16 с.
ФАНТАЛОВА Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. Самара: Бахрах, 2001
(Методика “Свободный выбор ценностей” - с. 39 и с.66)
МОТКОВ О.И. Методика "Личностная биография"./Газ. “Школ. психолог”, 1998, № 38, с. 8-9 (файл “98Г - Личн. биография” в папке “Студентам”, РС)
МОТКОВ О.И. В гармонии с собой и миром ( методика "Образ жизни личности") /Газ. “Школ.
Психолог” 1998, № 21-22, с. 8-9
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ психол. тестов. Личность, мотивация, потребность. М.: АСТ, 1997, с.232 - (ЛД – Личностный дифференциал)
МОТКОВ О.И. Методика "Личностная биография"./Газ. “Школ. психолог”, 1998, № 38, с. 8-9 (файл “98Г - Личн. биография” в папке “Студентам”, РС)
МОТКОВ О.И. Анкета “Оценка силы признаков гармоничности личности” (См. файл на каф. психологии личности: С:/Мои документы/Мотков/Студентам – методики/Оценка признаков гармоничности личности
LIFE LINE и другие новые методы психологии жизненного пути. Сост., ред. Кроник А.А. М.: Прогресс-Культура, 1993 (См. статью Паниной Н.В. Индекс жизненной удовлетворенности. С. 107 - 114 - с одноименным тестом)
Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. М.: Ин-т прикл. психологии, 1998 - 512 с. (ИТО - с. 46-54, 404; ДМО - с. 55-71, 405 и 406)
МОТКОВ О.И. Методика "Личностная биография"./Газ. “Школ. психолог”, 1998, № 38, с. 8-9 (файл “98Г - Личн. биография” в папке “Мотков - Студентам”, РС)
МОТКОВ О.И. Методика "Психологическая культура личности"./Газ. “Школ. психолог”, 1999, № 15, с. 8-9 (файл “98Г – Психол. культура” в папке “Мотков- Студентам”, РС)
МОТКОВ О.И. Влияние туристско-краеведческой деятельности (ТКД) на развитие личностной гармонии старшеклассников/ Ж. “Дополнит. образование”, 2002, № 7 и № 8 (Использовались авторские методики “Психол. культура личности”, “Личностная биография”, “Экспертная оценка гармоничности личности”, “Психол. портрет учащихся”, ИЖУ – Индекс жизненной удовлетворенности Неугартена, ДМО – Диагностика межличностных отношений Л.Н. Собчик)
МОТКОВ О.И. Развитие творчества у детей. Журн. "Дополнит. образование", 2000 - № 4 с. 9 – 13
(упрощенные варианты тестов Торренса и авторские методики изучения творческих способностей)
КРАТКИЙ ТЕСТ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. Фигурная форма. М.: ИНТОР, 1995, 48 с.
Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. М.: Ин-т прикл. психологии, 1998 - 512 с. (ИТО - с. 46-54, 404; ДМО - с. 55-71, 405 и 406)
МОТКОВ О.И. Методика "Психологическая культура личности"./Газ. “Школ. психолог”, 1999, № 15, с. 8-9 (файл “98Г – Психол. культура” в папке “Мотков- Студентам”, РС)
МОТКОВ О.И. Влияние туристско-краеведческой деятельности (ТКД) на развитие личностной гармонии старшеклассников/ Ж. “Дополнит. образование”, 2002, № 7 и № 8 (Использовались авторские методики “Психол. культура личности”, “Личностная биография”, “Экспертная оценка гармоничности личности”, “Психол. портрет учащихся”, ИЖУ – Индекс жизненной удовлетворенности Неугартена, ДМО – Диагностика межличностных отношений Л.Н. Собчик)
МОТКОВ О.И. В гармонии с собой и миром ( методика "Образ жизни личности") /Газ. “Школ.
Психолог” 1998, № 21-22, с. 8-9
МОТКОВ О.И. Методика “Базовые стремления” /Газ. “Школ. Психолог” 1998, № 35, с. 8-9 (см.
файл “98Г- Базовые стремления” в папке “Мотков – Студентам”, РС)
Практическая психодиагностика /Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара: Бахрах, 1998
14. Изучение связи уровня самоактуализации с уровнем конструктивности и гармоничности личности студентов (или других групп)
Аннотация - С помощью корреляционного анализа соотносятся уровень конструктивности
(и все ее компоненты) с уровнем общей самоактуализации (и ее отдельными компонентами). Используются методики Самоактуализационный тест САТ и “Личностная биография”.
МАСЛОУ А. Психология бытия. М.: Рефл-бук, 1997 (тест САМОАЛ Н.Ф. Калиной)
МОТКОВ О.И. Методика "Личностная биография"./Газ. “Школ. психолог”, 1998, № 38, с. 8-9 (файл “98Г – “Личностная биография” в папке “Мотков - Студентам”, РС)
БОЛОТОВА А.К., МАКАРОВА И.В. Прикладная психология. М.: Аспект-Пресс, 2001, 383 с.(С. 297 – тест К. Томаса,; с. 234 – тест на самоактуализацию САТ и др.)
МОТКОВ О.И. Методика "Психологическая культура личности"./Газ. “Школ. психолог”, 1999, № 15, с. 8-9 (файл “98Г – Психол. культура” в папке “Мотков- Студентам”, РС)
Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. М.: Ин-т прикл. психологии, 1998 - 512 с. (ИТО - с. 46-54, 404; ДМО - с. 55-71, 405 и 406)
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
курса, отделения (днев. или веч.), научного руководителя, города и года.
На других листах: Общая цель исследования и Задачи работы (расшифровывают шаги осуществления Цели), База исследования (где и когда проводится) и Группа испытуемых (кто, сколько человек, пол, возраст, место учебы или работы), Методы исследования (перечисление с указанием названия каждого, авторов, изучаемых показателей по каждому методу, способов математической обработки первичных и обобщенных данных).
Параграф 1 - Введение: Краткий обзор исследований по данной теме, основные понятия, проблема и гипотеза исследования.
Параграф 2 - Процедура проведения исследования (его организация: где и когда проведено, обстановка, кто проводил, этапы работы экспериментатора и обследуемых во времени, бланки ответов испытуемых).
Параграф 3 - Анализ и обсуждение результатов исследования: Приводятся
Первичные результаты в таблицах по методике 1… и их анализ (анализ средних, процентов), затем - по методике 2… и их анализ, и так далее. После этого дается Анализ и обсуждение обобщенных результатов по всем методикам (собранных в отдельные Таблицы обобщенных результатов…, их рангов, коэффициентов корреляции или достоверности различий). Проводится анализ корреляционных связей между различными показателями методик (или Анализ достоверности различий между выделенными группами испытуемых по изучаемым показателям - анализ коэффициентов достоверности различий). Во всех таблицах в Примечаниях давать расшифровку каждого показателя; особо выделять значимые на 5% и 1% уровне коэффициенты корреляции или различий. Обсуждается, о чем говорят те или иные корреляционные связи или различия, какие выводы можно сделать.
Параграф 4 - Выводы и рекомендации. Кратко - не более 5 - 7 выводов. Рекомендации по результатам анализа полученных данных даются для самих испытуемых (с целью оптимизации их саморазвития), или для педагогов, родителей, преподавателей вуза (с целью гармонизации их стиля и способов взаимодействия с испытуемыми) - в зависимости от темы курсовой работы.
Примерные nемы контрольных и курсовых работ
Сравнительное изучение социально-психологической адаптированности старшеклассников (студентов) мужского и женского пола
15 12 2014
1 стр.
При выборе темы курсового исследования студент руководствуется примерным перечнем курсовых работ, подготовка курсовых работ с идентичными темами в одной группе допускается только п
18 12 2014
1 стр.
Темы курсовых работ по «Теоретической грамматике английского языка» (4 курс фдпо)
10 10 2014
1 стр.
Роль русскоязычной прессы в странах бывшего СССР : на примере деятельности одной страны или конкретного издания
13 10 2014
1 стр.
Твердая и карликовая головня пшеницы. Система защитных мероприятий по борьбе с болезнями зерновых культур
14 12 2014
1 стр.
Даны планы семинарских, практических занятий, тематика контрольных и курсовых работ, нормативный материал и списки учебной и специальной литературы
30 09 2014
12 стр.
Физико-географическая характеристика Кыргызстана и использование этих особенностей при проведении экскурсий. (Л. 3)
17 12 2014
1 стр.
Темы курсовых работ на кафедре фотоники и физики микроволн для студентов 2-го курса
02 10 2014
1 стр.