Перейти на главную страницу
имени М.В. Ломоносова
Факультет политологии
На правах рукописи
Смоляк Дмитрий Владимирович
Политические институты, процессы и технологии
кандидата политических наук
Москва – 2011
Диссертация выполнена на кафедре российской политики факультета политологии МГУ имени М. В. Ломоносова
Научный руководитель: |
доктор философских наук, профессор Коваленко Валерий Иванович |
Официальные оппоненты: |
доктор политических наук, профессор Попов Александр Вадимович кандидат экономических наук, доцент Толмачев Олег Михайлович |
Ведущая организация: |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет путей сообщения» |
на заседании Диссертационного совета по политическим наукам
Автореферат разослан « 1 » сентября 2011 г.
Ученый секретарь диссертационного совета Д 501.001.47 кандидат философских наук, доцент
|
|
А.Л. Демчук |
Постоянство перемен в процессе формирования государственной политики вызывает интерес к исследованию факторов их изменений, осознанию возможных направлений их эволюции и совершенствования. Существенную роль в формировании государственной политики играют правящие элиты, стиль деятельности государственных управляющих, качество политических команд и лидеров государства, что свидетельствует о том, что одним из важнейших разделов государственной политики явялется государственное управление1. В условиях глобализирующегося мира важно видеть и то, что на обновление управленческих механизмов и технологий существенно влияет и деятельность международных институтов и организаций, бизнес-структур, а также различных некоммерческих организаций, которые в ряде случаев достаточно быстро приспосабливаются к текущей ситуации и овладевают новыми приемами продвижения своих целей в экономическом и политическом пространствах. Немаловажной причиной обновления механизмов формирования стратегий государственной политики становится необходимость осмысления идеологии и образцов управления в зарубежных странах, достижений политико-управленческой теории, а также опыта идущих реформ.
При этом необходимо подчеркнуть, прежде всего то, что научная характеристика механизмов государственной политики должна согласовываться с национальным опытом государственного управления, а также закладывать в оценочную базу представления о характерных для общества традициях, культурных и цивилизованных особенностях его развития. Новые формы взаимоотношений в государстве неизбежно складываются на «институциональных развалинах прошлого» и при игнорировании характерных для страны идей и взаимоотношений неизбежно «загораживают путь» перспективным стратегиям общественного развития2.
В России теория государственного управления и политики является по большей части отраслью юридической и отчасти экономической науки, что оказывает определенное влияние на саму суть указанного понятия. На самом деле понятие «государственная политика» в политологии должно носить более общий характер, поскольку оно включает в себя регулирование и управление в политической, социальной, экономической и как следствие – в финансовой сферах. Ведущая роль во всех этих сферах отводится государству, деятельность которого направлена на удовлетворение интересов общества, с одной стороны, с другой – на расширение степени своего влияния на это общество. Государственное управление и политика как система включают в себя целостный комплекс взаимосвязанных между собой элементов и направлений, таких, как национальная политика, международная политика, социальная, экономическая политики и т.д.3
На современном этапе развития мировой системы в экономической политике государств все большее значение приобретает финансовая сфера, на что указывает мировое движение капитала, развитие рынков ценных бумаг, появление таких международных финансовых институтов, безусловно, оказывающих воздействие и на политические цели и ориентации, как Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд и др. Дальнейшее развитие процесса глобализации приводит к возникновению все более тесной взаимосвязи экономик различных стран, и изменение экономической ситуации в одной из них влечет за собой соответствующие изменения в другой и затем в виде цепной реакции переносится на другие государства.
Финансовый сектор на сегодняшний день пронизывает все сферы жизни общества. Выделение финансовых средств на развитие реального сектора, развитие бизнеса осуществляются посредством финансовых корпораций и частных банков в форме кредита. Как известно, предоставление кредита происходит на основе возвратности, а ценой кредита является процент. Уровень процентной ставки как по кредитам, так и по депозитам, зависит от уровня ставки рефинансирования, действующей в стране. Уровень ставки рефинансирования, в свою очередь, устанавливается и регулируется таким финансовым институтом, как Центральный банк. Данное направление финансовой политики носит название процентной политики государства.
Вопрос о роли процентной ставки в финансовой политике государства был и остается достаточно дискуссионным. В истории политико-экономической мысли явно прослеживается два противоположных подхода. Согласно первому, процентная ставка является одним из главных инструментов регулирования финансово-кредитных отношений и как следствие – интервенции банковского капитала. Согласно второму, процентная ставка выполняет роль вознаграждения представителей финансового сектора с точки зрения его вклада в развитие национального производства и повышение качества жизни населения.
Как показывает ситуация мирового финансового кризиса, применение данного инструмента финансовой политики на сегодняшний день не является в сложившихся своих формах оптимальным способом стабилизации экономического положения. Это обстоятельство вызывает необходимость реформирования указанного инструмента финансовой политики, а также выработки новых механизмов государственной политики в области регулирования экономики. Эффективность данных мер зависит от выработки и реализации грамотных политических решений в области функционирования финансовой сферы государства, что свидетельствует о значительном расширении сферы политики и вызывает тенденцию к неуклонному увеличению объема научных знаний в политологической сфере. Причем расширяющийся поток таких знаний выражается не только в увеличении числа смежных дисциплин, но и в сближении их по методам познания. Это, конечно, не ведет к превращению политологии в основу всех наук, однако, ее интенсивное развитие уже сегодня, буквально на глазах, изменяет структуру и форму общественной науки4.
Исследованию такого направления финансовой политики, как процентная политика посвящено также немало работ, раскрывающих ее суть, происхождение, роль в экономике государства и механизмы ее регулирования. Упоминания о проценте можно встретить в трудах таких известных экономистов, как А. Смит, В. Петти, Д. Рикардо. Наиболее же основательно данная проблема рассмотрена К. Марксом в его широко известной работе «Капитал». Последующие варианты концепции процента получили свое воплощение в резонансных работах Дж. Кейнса и М. Фридмена7.
Как известно, экономика так же, как и политика, развивается в рамках определенных циклов. Процентная политика на каждой стадии цикла имеет свои закономерности. Данная проблема нашла свое отражение в трудах таких отечественных ученых, как Н.Д. Кондратьев, А.И. Бельчук, Л.А. Мендельсон, И.А. Трахтенберг, Е.С. Варга, С.М. Меньшиков, Г.М. Куманин, С.П. Аукуционек, А.В. Полетаев и И.М. Савельева, М.А. Сажина, В.Е., Деменьтьев и ряда других8. В зарубежной литературе наиболее значимой концепцией, раскрывающей проблемы циклического развития, до сих пор остается концепция К. Маркса, интерес к которой повышается тем, что цикличность развития промышленности, установленная автором для XIX века, повторяется и в условиях господства монополий. Среди зарубежных авторов более позднего и современного периода можно отметить, прежде всего, К. Жугляра, П. Боккара, С. Кузнеца, А. Кляйнкнехта, Э. Манделя, Г.О. Менша, У. Ростоу, К. Фримена, Г. Эмбера, Ф. Броделя, Дж. Китчина, Й. Шумпетера, Х. Уэрта Де Сото и др.9. Проблематика концепции длинных циклов также находит свое отражение и в социально-политической области исследований, в частности, в работах И. Валлерстайна, А.Г. Франка, М. Фуэнтеса, М. Фриберга, Дж. Голдстоуна, Д. Роджерса, Й. Хубера, С. Тарроу, К.-В. Бранда и др10.
В рамках проведенных исследований были установлены основные принципы и механизмы государственной политики, достаточно подробно проанализированы основные ее направления – государственная экономическая политика, государственнная социальная политика, государственная внешняя политика и т.д. В части финансовой и процентной политики было установлено место финасовой политики в системе государственной политики, определена природа процента, выявлена взаимосвязь циклического развития и колебания процентных ставок. Вместе с тем, открытыми остаются вопросы областей и сфер реализации финансовой политики, вопросы природы возникновения циклов в политике и экономике, их трансформации, а также вопросы влияния учетной ставки на сложившуюся экономическую и политическую ситуацию в государстве.
Данная цель обуславливает необходимость решения следующих задач:
В качестве предмета анализа выступают основные направления трансформации характера процентной политики в зависимости от приоритетов государственной экономической политики.
Общенаучная методология позволила выявить теоретико-методологические особенности подходов теории государственного управления и политики, осмыслить содержание понятия «система государственной политики», а также содержание ее методов и элементного состава.
В качестве наиболее эффективных подходов к исследованию места финансовой политики, в частности процентной политики, в системе государственной политики выступают структурно-функциональный, формально-логический, институциональный подходы с опорой на описательно-индуктивный метод.
Закономерности трансформации процентной политики в условиях циклического развития, а также опыт реализации процентной политики России, США и Европейского союза исследовались на основе исторического, сравнительного методов с применением элементов системно-функционального анализа, синтеза, обобщения, прогнозирования, позволяющих выявить общее и особое в ее реализации.
В исследовании были использованы существующие концепции и модели государственного управления и политики, общественного блага, теоретико-методологические основы процентной политики как направления финансовой политики, представленные в современной научной литературе.
В работе были использованы труды российских и зарубежных политологов, экономистов, социологов, философов и историков.
Положения работы могут способствать более полному пониманию сущности финансовой политики как целостной системы, раскрытию основных закономерностей трансформации ее приоритетов, роли процентной политики в государственной экономической политике, обозначению основных недостатков и последствий применения ставки рефинансирования как основного инструмента регулирования финансовой сферы, а также указать на необходимость выработки новых механизмов государственного регулирования финансовой сферы.
Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, характеризуется степень ее научной разработанности, формулируются цель и задачи исследования, указываются теоретико-методологические и эмпирические основы работы, раскрываются ее научная новизна, теоретическая и практическая значимость.
Первая глава диссертационной работы – «Финансовая политика как направление государственной политики» - посвящена рассмотрению теоретико-методологических подходов к анализу государственной политики и исследованию места финансовой политики в системе государственной политики.
В диссертации отмечается, что финансовые процессы на сегодняшний день далеко выходят за рамки национальных государств и их объединений вследствие дальнейшего развития процессов глобализации, следовательно для обеспечения устойчивого развития мирового сообщества требуется разработка и реализация грамотных политических решений в регулировании финансовой сферы. Иначе говоря, главной задачей государства является максимально эффективное использование имеющихся финансовых ресурсов для достижения максимального роста качества жизни населения. Поскольку обеспечение благосостотяния граждан является прямой задачей национального правительства, то обозначенное выше обстоятельство определяет государственный характер финансовой политики.
Анализ теоретико-методологических подходов, представленный в исследовании, позволяет сделать вывод, что несмотря на то, что многие из них, по сути, отражают многие важные аспекты финансовой политики, при рассмотрении областей ее применения они все же не раскрывают ее сущности во всей полноте. В одном случае финансовая политика рассматривается только как бюджетный процесс, осуществляемый либо на общегосударственном, либо на региональном уровнях, в другом наибольший упор делается на банковскую сферу и фондовый рынок, в третьем финансовая политика, по сути, сводится к формированию источников финансовых средств государства. При этом в рассмотренных концепциях вопросы эффективного использования государственных финансовых ресурсов, регулирования денежного обращения, доходов и расходов населения, а также вопросы регулирования курса валюты подробно не освещены. Однако именно они составляют основу финансовой политики.
Анализ финансовой политики, и ее места в государственной политике через призму такого понятия, как «экономическая политика позволяет сделать вывод, что финансовая политика есть государственная экономическая политика, направленная на эффективное использовании государственных финансовых ресурсов, регулирование доходов и расходов государства, формирование и исполнение государственного бюджета, на примененеие механизмов налогового регулирования, управление денежным обращением и воздействие на курс национальной валюты12.
Данное определение наглядно показывает, что финансовая политика является направлением государственной экономической политики, которая в свою очередь являет собой систему мероприятий, проводимых правительством в области управления экономикой, придания определенной направленности экономическим процессам в соответствии с соответствующими целями и задачами. При этом в представленном определении финансовой политики четко определены сферы ее реализации: регулирование доходов и расходов, формирование государственного бюджета, регулирование денежного обращения, воздействие на курс национальной валюты.
Рассматриваемая с точки зрения общественного благосостояния, финансовая политика государства призвана обеспечивать поддержание стабильного уровня цен, рост реальных доходов населения, а также грамотное распределение средств, обеспечивающее поступательное развитие всех сфер жизнедеятельности общества, что в конечном итоге является залогом социальной, а вместе с тем и политической стабильности. Кроме того, финансовая стабильность государства обусловливает рост его конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности и тем самым способствует усилению его позиций на международной арене.
В области регулирования денежного обращения финансовая политика реализуется, прежде всего, посредством регулирования системы предоставления кредитов, займов, субсидий, системы банковских вкладов, установлении норм обязательных резервов для банковского сектора. Одним из инструментов, используемых при проведении данной политики, является процентная ставка или ставка рефинансирования, уровень которой устанавливается таким финансовым институтом, как Центральный банк.
В экономической науке регулирование процентной ставкой Центральным банком носит название процентной политики государства, которая в самом общем виде может быть определена, как одно из направлений финансовой политики государства и представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение уровня процентных ставок в целях развития и регулирования денежно-кредитной сферы.
В исследовании также отмечается, что сущность процентной политики зависит от приоритетов экономической политики государства и может носить либо социально-ориентированный характер, если осуществляется в интересах всех членов общества, либо корпоративный характер, если осуществляется в корыстных целях отдельной группы лиц. В последнем случае манипулирование ставкой рефинансирования превращается в один из основных инструментов для формирования доходов банковского и финансового секторов и, как следствие, приводит к усилению влияния данных групп на выработку государством политического курса и раскручиванию кризисных явлений в экономической жизни государства.
Во второй главе «Процентная политика государства в условиях циклического развития мировой системы» рассматриваются особенности трансформации процентной политики в условиях смены фаз циклического развития мировой системы. В исследовании отмечается, что в политической науке исследование пространственно-временной динамики политических систем имеет важное значение для понимания механизмов и закономерностей политического развития, особенно для понимания процессов модернизации и демократизации. Несмотря на распространенность представлений о линейном развитии политических систем, в частности, об их однонаправленном поступательном движении, в современной западной и российской политической науке присутствуют и другие подходы. Среди них особое место занимают циклические и волновые модели, которые способны описывать разные типы и режимы изменения политических систем — эволюционный, инволюционный, круговой, колебательный, «скачкообразный» и др13.
Необходимость анализа процентной политики государства в условиях смены цикликлических фаз обусловлена прежде всего тем, что на определенном этапе смена характера процентной политики является причиной изменения самих фаз цикла. Указанное обстоятельство открывает возможности для дальнейшего прогнозирования развития мировой финансовой системы, в том числе, и для предвидения возможных кризисов. Другими словами, применение циклически-волнового подхода к анализу финансовой политики обусловлено влиянием финансовой политики на характер циклического развития.
В диссертационном исследовании автором выделяются следующие этапы цикличиского развития мировой системы: этап домонополистического капитализма в условиях промышленного цикла (конец XVIII-1918 г.); этап монополистического развития мировой системы (с 1918 г. по 1980 гг.) и современный этап развития (с 1980 г. по настоящее время). На каждом из указанных этапов рассматривается трансформация роли процентной политики в экономической политике государства, а также проводится подробный анализ реализации финансовой политики в странах Европы и США.
По результатам проведенного анализа автором делается вывод о том, что абсолютизация учетной ставки как одного из инструментов достижения финансовой стабилизации ведет к развитию кризиса, к его дальнейшему углублению и к последующей социально-политической дестабилизации. Данное обстоятельство ставит под сомнение применение процентной политики в качестве эффективного направления антициклической, а следовательно и антикризисной политики государства, что вызывает необходимость ее реформирования в том смысле, что процентной политике не должна отводиться решающая роль в процессе стабилизации финансовой системы и преодолении кризиса.
Автором также отмечается, что существенное влияние на характер циклического развития мировой системы, в том числе, и на характер процентной политики, оказывает ряд факторов, в частности: расширение числа политических и экономических акторов, деятельность которых оказывает существенное влияние на выработку политической стратегии государств и, как следствие, на выработку курса экономической политики14; изменение баланса сил в мире. Последнее, в частности, стало особенно заметным в период после Второй мировой войны и оказало огромное влияние на процесс воспроизводства в условиях характерной для Запада рыночной экономики, а как следствие – и на характер делового национального цикла. В числе факторов можно выделить и формирование государственно-монополистических комплексов, приведшее к изменению характера государственной политики по регулированию экономической сферы, что сделало возможным изменение цикла и оказание существенного влияния на харктер его протекания. Следует отметить и значение научно-технической революции, а также дальнейшее развитие и углубление процесса глобализации.
Все указанные факторы вызывают серьезные затруднения в выявлении дальнейших закономерностей динамики учетных ставок, особенно на современном этапе.
Третья глава «Российский и западный опыт реализации процентной политики» посвящена анализу опыта реализации процентной политики в России, США и Евопейском союзе. В главе также проводится анализ роли Центрального банка в реализации процентной политики государства.
Непосредственный анализ реализации процентной политики России, США и Европейского союза, проведенный в диссертационном исследовании, позволяет сделать вывод, что данное направление финансовой политики носит противоречивый характер, который заключается в том, что с одной стороны государство, проводя жесткую процентную политику (или политику повышения учетной ставки), ограничивает финансовую активность внутри государства и в тоже время способствует притоку капитала из-за границы. Это первоначально приводит к экономическому и в определенной степени политическому подъему страны. Однако чрезмерный рост инвестиций приводит к образованию финансовых «пузырей» и раскручиванию инфляции. Это заставляет государство ужесточать процентную политику, что может привести к кризису платежеспособности многих предприятий вследствие невозможности возврата ссуд по более высоким процентам и как результат – к кризису всей системы. С другой стороны, если государство проводит мягкую процентную политику, оно тем самым способствует усилению финансовой активности внутри страны, что в конечном итоге приводит к расширению денежной массы в обращении и росту цен. В этих условиях государство снова вынуждено проводить жесткую процентную политику, которая также приводит к кризису платежеспособности не только предприятий, но и населения в целом и, более того, приводит к кризису во всей мировой системе.
Все вышесказанное в полной мере относится и к проблемам и задачам реализации инновационного потенциала России. Осуществление инновационной политики Российского государства должно утверждать себя в рамках разрабатываемых инновационных программ, в которых должны быть предусмотрены исполнители, сроки исполнения, разработка соответствующей законодательной базы, меры стимулирования, источники финансирования15. Последний компонент программы предполагает выработку грамотной финансовой политики, базирующейся на ряде принципов: принципе централизации, сбалансированности, директивности и транспарентности. Реализация данных принципов обеспечит возможность для минимизации негативных последствий процентной политики.
Во-первых, централизация финансовых ресурсов в руках государства, а также подчинение финасового сектора целям развития производства и масимального повышения качества жизни в противовес целям максимизации прибыли в совокупности с тщательным анализом и прогнозированием прироста объемов реального производства или конечного продукта при выделении инвестиций на развитие той или иной отрасли экономики обусловливает трансформацию функции процентной политики как средства сдерживания уровня инфляции. Во-вторых, обеспечение сбалансированного развития всех сфер жизнедеятельности общества будет способствовать поступательным темпам роста объема конечного продкута (или валового внутреннего продукта) и, как следствие, росту конкурентоспособности государства на международном уровне, что приведет к исчезновению необходимости в процентной политике как в инструменте привлечения инвестиций и обеспечения должного уровня конкурентоспособности государства. В-третьих, превращение финансового сектора из посредника, стремящегося к максимиации объемов собственной прибыли, в одно из звеньев, полностью подконтролных целям госудаственной финансовой политики, будет способствовать реализации принципа директивности и транспарентности. А это, в коненчом итоге, станет основой для реализации главной цели государственной экономической политики – максимального роста качества жизни населения. В этих условиях значение учетной ставки будет сведено к роли «вознаграждения» работников финансового сектора, которое будет носить фиксированный характер и увеличиваться пропорционально темпам развития экономики.
1. Смоляк Д.В. Место финансовой политики в системе государственной политики // Современное право. М. № 4(1). 2010. С 19-23 (0,5 п.л.).
Диссертация выполнена на кафедре российской политики факультета политологии мгу имени М. В. Ломоносова
14 12 2014
1 стр.
Международных стандартов финансовой отчетности, общепринятых принципов бухгалтерского учета. Проанализирован опыт формирования учетной политики в сша, Великобритании, Германии и Фр
25 12 2014
4 стр.
Ия трансмиссионного (передаточного) механизма денежно-кредитной политики, под которым в современной экономической науке понимают влияние мер, принимаемых денежными властями в облас
08 10 2014
1 стр.
Значимость гендерной политики возрастает по мере совершенствования политической системы общества и развития демократических институтов
01 10 2014
1 стр.
Круглый стол «Механизмы финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге»
10 09 2014
1 стр.
Проект «рц для нпо ко» работает при финансовой и организационной поддержке гу «Управление внутренней политики акимата Костанайской области» в рамках конкурса социально-значимых про
17 12 2014
1 стр.
Диссертация выполнена на кафедре социальной политики и управления социальными процессами Академии труда и социальных отношений
18 12 2014
4 стр.
При абсолютной эффективности рынка механизмы формирования ожиданий участниками не являются экстраполирующими и вся необходимая информация нам известна из цен
15 10 2014
1 стр.