Перейти на главную страницу
Изучение конкурентов и условий конкуренции в отрасли требуется фирме в первую очередь для того, чтобы определить в чём её преимущества и недостатки перед конкурентами и сделать выводы для выработки фирмой собственной успешной конкурентной стратегии и поддержания конкурентного преимущества.
Определение собственной конкурентоспособности предприятия является неотъемлемым элементом маркетинговой деятельности любого ХС.
Оценка конкурентной позиции фирмы требуется для:
Достижение этой цели возможно лишь при наличии оперативной и объективной методики оценки конкурентоспособности.
Наиболее известные методики оценки конкурентоспособности[16]:
Преимущества метода: при наличии достоверной информации об объёмах реализации метод позволяет обеспечить высокую репрезентативность оценки.
Недостатки метода: исключает проведение анализа причин происходящего и осложняет выработку управленческих решений.
2) Метод, использующий в качестве основного подхода оценку товара/услуги предприятия.
Этот метод базируется на рассуждении о том, что конкурентоспособность производителя тем выше, чеи выше конкурентоспособность его продукции. В качестве показателя, оценивающего конкурентоспособность товара/услуги используют соотношение двух характеристик: цены и качества. Наиболее конкурентоспособен товар , имеющий оптимальное соотношение этих характеристик:
КТ=К/Ц
где: К- показатель качества товара;
Ц- показатель цены товара;
Кт - показатель конкурентоспособности товара.
Чем выше разница между потребительской ценностью товара для покупателя и ценой. которую он за него платит, тем выше запас конкурентоспособности товара доля потребителя.
Преимущество метода: он учитывает наиболее важный критерий, влияющий на конкурентоспособность предприятия - конкурентоспособность товара.
Недостатки метода: позволяет получить весьма ограниченное представление о преимуществах и недостатках в работе предприятия, так как конкурентоспособность предприятия принимает вид конкурентоспособности товара и не затрагивает другие аспекты.
3) Метод, основанный на теории эффективной конкуренции.
Согласно этой теории наиболее конкурентоспособными являются те предприятия, где наилучшим образом организована работа всех подразделений и служб. На эффективность деятельности каждой из служб оказывает влияние множество факторов - ресурсов фирмы. Оценка эффективности работы каждого из подразделений предполагает оценку эффективности использования им этих ресурсов. В основе метода лежит оценка четырёх групповых показателей или критериев конкурентоспособности[16].
Критерии и показатели конкурентоспособности предприятия.
Критерии и показатели конкурентоспособности |
Роль показателя в оценке
|
Правило расчета показателя |
1 |
2 |
3 |
1.1.Издержки производства на единицу продукции, руб. 1.2.Фондоотдача, тыс. руб.
1.3.Рентабельность товара, %.
1.4.Производительность труда, тыс. руб./ чел.
|
Отражает эффективность затрат при выпуске продукции. Характеризует эффективность использования основных производственных фондов.
Характеризует степень прибыльности производства товара.
Отражает эффективность организации производства и использования рабочей силы. |
Валовые издержки; Объём выпуска продукции. Объём выпуска продукции; среднегодовая стоимость основных производственных фондов. Прибыль от реализации х 100 %; Полная себестоимость продукции. Объём выпуска продукции; Среднесписочная численность работников.
|
2.Финансовое положение предприятия. 2.1.Коэффициент автономии.
2.2.Коэффициент платёжеспособности.
2.3.Коэффициент абсолютной ликвидности.
2.4.Коэффициент оборачиваемости оборотных средств |
Характеризует независимость предприятия от заемных источников.
Отражает способность предприятия выполнять свои финансовые обязательства и измеряет вероятность банкротства.
Отражает качественный состав средств, являющихся источниками покрытия текущих обязательств.
Характеризует эффективность использования оборотных средств. Соответствует времени, в течение которого оборотные средства проходят все стадии производства и обращения. |
Собственные средства предприятия; Общая сумма источников финансирования. Собственный капитал; Общие обязательства.
Денежные средства и быстрореализуемые ценные бумаги; Краткосрочные обязательства. Выручка от реализации продукции; Среднегодовой остаток оборотных средств.
|
3. Эффективность организации сбыта и продвижения товара. 3.1.Рентабельность продаж, %.
3.2.Коэффициент затоваренности готовой продукцией.
3.3.Коэффициент загрузки производственной мощности.
3.4.Коэффициент эффективности рекламы и средств стимулирования сбыта. |
Характеризует степень прибыльности работы предприятия на рынке, правильность установления цены товара.
Отражает степень затоваренности готовой продукцией. Рост показателя свидетельствует о снижении спроса. Характеризует деловую активность предприятия, эффективность работы службы быта Характеризует экономическую эффективность рекламы и средств стимулирования сбыта.
|
Прибыль от реализации х 100 %; Объём продаж.
Объём нереализованной продукции; Объём продаж.
Производственная мощность. Затраты на рекламу и стимулирование сбыта; Прирост прибыли от реализации.
|
4.Конкурентоспособность товара. 4.1.Качество товара.
4.2.Цена товара. |
Характеризует способность товара удовлетворять потребности в соответствии с его назначением. -
|
Комплексный метод.
-
|
Во вторую группу объеденены показатели, отражающие эффективность управления оборотными средствами: независимость предприятия от внешних источников финансирования, способность предприятия расплачиваться по своим долгам, возможность стабильногоразвития предприятия в будущем.
В третью группу включены показатели, позволяющие получить представление об эффективности управления сбытом и продвижением товара на рынке средствами рекламы и стимулирования.
И в четвёртую группу - показатели конкурентоспособности товара: качество товара и его цена.
В связи с тем, что каждый из этих показателей имеет разную степень важности для расчета коэффициента конкурентоспособности предприятия (ККП), эксертным путём были разработаны коэффициенты весомости критериев.
Расчет критериев и коэффициента конкурентоспособности предприятия производится по формуле средней взвешенной арифметической [16]:
ККП=0,15 ЭП + 0,29 ФП + 0,23 ЭС + 0,33 КТ
где: ККП - коэфициент конкурентоспособности предприятия;
ЭП - значение критерия эффективности производственной деятельности предприятия;
ФП - значение критерия финансового положения предприятия;
ЭС - значение критерия эффективности организации сбыта и продвижения товара на рынке;
КТ - значение критерия конкурентоспособности товара;
0,15; 0,29; 0,23; 0,33 - коэффициенты весомости критериев.
ЭП = 0,31И + 0,19Ф + 0,40РТ + 0,10П
где: ЭП - критерий эффективности производственной деятельности предприятия;
И - относительный показатель издержек производства на единицу продукции;
Ф - относительный показатель фондоотдачи;
РТ - относительный показатель рентабельности товара;
П - относительный показатель производительности труда;
0,31; 0,19; 0,40; 0,10 - коэффициенты весомости показателей.
ФП = 0,29 КА + 0,20 КП 0,36 КЛ + 0,15 КО
где: ФП - критерий финансового положения предприятия ;
КА - относительный показатель автономии предприятия;
КП - относительный показатель платежеспособности предприятия;
КЛ - относительный показатель ликвидности предприятия;
КО - относительный показатель оборачиваемости оборотных средств;
0,29; 0,20; 0,36; 0,15 - коэффициенты весомости показателей.
ЭС = 0,37РП + 0,29КЗ + 0,21КМ + 0,14КР
где: ЭС - критерий эффективности организации сбыта и продвижения товара;
РП - относительный показатель рентабельности продаж;
КЗ - относительный показатель затоваренности готовой продукцией;
КМ - относительный показатель загрузки производственных мощностей;
КР - относительный показатель эффективности рекламы и средств стимулирования сбыта;
0,37; 0,29; 0,21; 0,14 - коэффициенты весомости показателей.
Расчёт критерия конкурентоспособности товара проводится по формуле, представленной в первом методе.
В общем виде алгоритм расчета коэффициента конкурентоспособности промышленного предприятия предусматривает три последовательных этапа:
Этап 1-й. Расчет единичных показателей конкурентоспособности предприятия 1.1-4.2 (табл.) и перевод показателей 1.1-3.4 в относительные величины (баллы).
Для перевода показателей 1.1-3.4 в относительные величины производится их сравнение с базовыми показателями. В качестве базовых показателей (базы для сравнения) могут выступать:
Этап 2-й. Расчёт критериев конкурентоспособности предприятия по представленным выше формулам.
Этап 3-й. Расчет коэффициента конкурентоспособности предпрития (ККП).
Данная оценка конкурентоспособности предприятия охватывает все наиболее важные оценки хозяйственной деятельности промышленного предприяти, исключает дублирование отдельных показателей, позволяет быстро и объективно получить картину положения предприятия на отраслевом рынке. Использование в ходе оценки сравнения показателей за разные промежутки времени дает возможность применять этот метод как вариант оперативного контроля отдельных служб.
Конкурентный статус фирмы (КСФ) характеризует предпосылки достижения фирмой того или иного уровня конкурентного преимущества, т. е. главной цели конкурентной борьбы на рынке.
Эти предпосылки определяются:
YКПФ= f (КСФ)
Главная задача в определении КСФ - оценка степени достаточности развития стратегического потенциала фирмы (СПФ) и условий внешней маркетинговой среды для поддержания на высоком уровне КПФ. Для этого должны быть выполнены следующие действия:
YКСФ = f (СПФ, DНР )
Принципы количественной оценки уровня КСФ состоят в следующем:
Формируют следующие оценочные показатели условий для КПФ (т. е. показатели КСФ), определяемых внешней и внутренней сферами:
а) Условия, формируемые совокупным воздействием детерминантов <национального ромба>, оцениваются следующими показателями:
;
,
где ,
- показатели совокупного воздействия детерминантов за весь и за z-й этап ЖЦКПФ, соответственно;
отношение числа благоприятных к общему числу факторов, формируемых g -м детерминантом в z-й этапе ЖЦКПФ; a g z - коэффициент значимости g -ог детерминанта для z-ог этапа ЖЦКПФ.
б) Условия, формируемые стратегическим потенциалом фирмы, оцениваются показателями
;
;
;
,
где - показатель оценки i-ог элемента стратегического потенциала фирмы по соответствию j-ог ресурса фирмы требованиям, отвечающим целям фирмы в z-ом этапе ЖЦКПФ;
- коэффициент значимости i-ог элемента стратегического потенциала в z-ом этапе ЖЦКПФ;
- коэффициент соответствия j-ог ресурса фирмы требованиям, отвечающим целям фирмы в z-ом этапе ЖЦКПФ; СПФ, СПФz , СПiz - показатели соответствия стратегического потенциала целям фирмы по формированию КПФ за весь ЖЦКПФ, z-й этап ЖЦКПФ, i-ог элемента стратегического потенциала за z-й этап ЖЦКПФ, j-ог вида ресурса фирмы за z-й этап ЖЦКПФ, j-ог вида ресурса фирмы за весь ЖЦКПФ, соответственно.
Обобщающими оценками КСФ будут:
а) за z-й этап ЖЦКПФ1
б) за весь ЖЦКПФ КСФ
Количественную оценку уровня КСФ используют для последующего анализа причин наиболее существенного расхождения между фактическими и требуемыми значениями параметров СПФ, выявления степени положительного (или отрицательного) влияния внешних факторов на уровень КПФ и выработки на основе такого анализа наиболее актуальных целей стратегического развития фирмы.
Результаты оценки уровня КСФ сводят в аналитические таблицы, с помощью которых анализируют уровень КСФ в следующих разрезах:
Оценка КСФ, формируемого стратегическим потенциалом фирмы в фазе _______________________ ЖЦКПФ
Элементы стратегического потенциала
|
Виды ресурсов фирмы (J) |
Итоговая оценка по элементу | ||||||
Технические |
Технологические |
и т.д. |
| |||||
фирмы (J) |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
СПiz |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
... |
23 |
1. Способность к макроэкономическому анализу ситуации в стране и за её пределами. |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Способность к своевременному обнаружению актуальных нужд, потребностей и запросов потенциальных потребителей. |
|
|
|
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
|
|
16. Способность обеспечить эффективную разработку и реализацию стратегической программы технического и социального развития фирмы. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Итоговая оценка по ресурсу |
1,0
|
- |
СПjz |
1,0 |
- |
СПjz |
|
СПФz |
Сводная оценка КСФ, формируемого стратегическим потенциалом фирмы
|
Виды ресурсрв фирмы (J) |
Итоговая | |||||
Фазы ЖЦКПФ (z)
|
Технические |
Технологические |
и т. д. |
оценка по фазе ЖЦКПФ | |||
|
![]() |
СПjz |
![]() |
СПjz |
|
СПФz | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
... |
16 | |
1. Зарождение |
|
|
|
|
|
| |
2. Ускорение роста |
|
|
|
|
|
| |
3. Замедление роста |
|
|
|
|
|
| |
4. Зрелость |
|
|
|
|
|
| |
5. Спад |
|
|
|
|
|
| |
Итоговая оценка по виду ресурса |
1,0
|
СПj |
1,0 |
СПj |
|
СПФ |
Оценка КСФ, формируемого детерминантами "национального ромба"
Детерминанты "национального ромба"(g ) |
Фазы (этапы) ЖЦКПФ (z) |
Итоговая | ||||||
Технические |
Технологические |
и т.д. |
оценка за весь ЖЦКПФ | |||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
... |
17 |
1. Параметры факторов |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Стратегия фирм, их структура и соперничество |
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Параметры спроса |
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Родственные и поддерживающие отрасли |
|
|
|
|
|
|
|
|
Итоговая оценка по ресурсу |
-
|
1,0 |
![]() |
- |
1.0 |
![]() |
|
![]() |
Сводная оценка уровня КСФ
Фазы (этапы) |
Оценки уровня КСФ, формируемые |
Обобщающая | |
ЖЦКПФ (z) |
стратегическим потенциалом фирмы (СПФz) |
детерминантами "национального ромба" |
оценка КСФ |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Зарождение |
|
|
|
2. Ускорение роста |
|
|
|
3. Замедление роста |
|
|
|
4. Зрелость |
|
|
|
5. Спад |
|
|
|
Итоговая оценка по сфере формирования КСФ |
СПФ |
![]() |
КСФ |
0 < КСФ < 0,4 - слабая позиция;
0,5< КСФ< 0,7 - средняя позиция;
0,8<КСФ <1,0- сильная позиция.
Неодходимость и важность проведения исследований конкуренции на рынке отмечается не только руководителями отделов маркетинга предприятий, действующих на рынке, но и в научных труда
30 09 2014
3 стр.
Теоретические и технологические основы организации маркетингового исследования как основы разработки и реализации туристского продукта
16 12 2014
7 стр.
Мап россии анализ состояния конкуренции на рынке труб. При подготовке материалов использовались данные предприятий-производителей труб и сырья для их производства, гтк россии, Госк
14 10 2014
4 стр.
И компаний на сетевом рынке. В частности, модель показывает возможные последствия появления продуктовых инноваций для структуры рынка
23 09 2014
1 стр.
Данный процесс может предусматривать различные изменения: от смены логотипа и визуального оформления бренда до изменения позиционирования и маркетингового продвижения товаров на ры
06 10 2014
1 стр.
Закон о конкуренции – Федеральный закон «О защите конкуренции» №135-фз от 26. 07. 2006г с последующими изменениями и дополнениями
09 09 2014
3 стр.
По мнению фас россии, ключевыми проблемами развития конкуренции на российском фармацевтическом рынке являются
10 10 2014
1 стр.
Продолжающееся снижение положительного сальдо по внешней торговле на фоне быстро растущего импорта заставляет говорить о существенном ухудшении условий конкуренции на внутреннем ры
08 10 2014
1 стр.