Тема 1.8 «Целостный педагогический процесс, как предмет изучения педагогики».
-
Понятие «процесс», «структура», «педагогический процесс».
-
Целостный педагогический процесс.
-
Компоненты ЦПП.
-
Структура ЦПП.
-
Функции ЦПП.
-
Этапы ЦПП.
Процесс – явление, протекающее во времени и пространстве, внутри которых происходит смена состояний, приводящая, в свою очередь, к смене стадии развития.
Педагогический процесс соответствует этому определению, т.к. имеет свою структуру, протекает в определенное время, в определенных пространственных условиях.
С момента своего зарождения воспитание оформилось, как целостный процесс. Уже в первоначальных формах воспитания, обрядах, ритуалах, играх происходила не только трансляция знаний, но и опыт деятельности старших поколений.
Благоприятное влияние на становление ЦПП оказали во второй половине 19 в. тенденции интеграции наук о человеке.
Новый этап в разработке ПП связан с деятельностью П.Ф. Каптерева: «Педагогический процесс включает в себя две основные характерные черты:
- систематическую помощь саморазвитию организма;
- всестороннее усовершенствование личности…»
« Не школа обуславливает каким быть педагогическому процессу, а, напротив, педагогический процесс не остается неизменным, он подвижен влияниям общественной среды, возраста и личности воспитанника».
П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, С.Л.Рубинштейн, Б.Г. Ананьев и др.
Педагогический процесс - основополагающая категория педагогики, процесс, в котором достигается цель образования и воспитания путем взаимодействия воспитателей и воспитуемых, т.е. в этом процессе происходит изменение учащегося, его движение в развитии путем взаимодействия.
Процесс ( с лат. – «изменение, движение вперед»).
Главная характеристика педагогического процесса –
целостность, подключающаяся подчиненность всех составляющих его процессов единой цели: образовательной, развивающей и воспитательной.
ЦПП – целенаправленный процесс взаимодействия учителя и ученика. Деятельность обоих сторон в этом процессе является одинаково значимой и ценной.
Структуру системы составляют выделенные по принятому категорию компоненты, а также связи между ними.
Компоненты системы – педагоги, воспитуемые, условия воспитания.
Сам ПП характеризует: цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигнутые при этом результаты.
Образующие систему компоненты:
-
целевой, включающий все многообразие целей и задач педагогической деятельности;
-
содержательный, отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу. Определен в специальных программах.
-
деятельностный, характеризует формы, способы средства организации и осуществления, взаимодействие педагога и воспитуемых, их сотрудничество, без которых не может быть достигнут конечный результат.
-
результативный – отражает эффективность его протекания, характеризует доступные изменения в соответствии с поставленными целями.
Основные функции ЦПП:
-
Образовательная. Состоит в том, что процесс обучения направлен прежде всего на творческой деятельности.
-
Развивающая. Состоит в формировании и развитии психических процессов, свойств и качеств личности.
-
Воспитательная. Состоит в том, что в процессе обучения формируются нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир и др.
Педагогические процессы имеют повторяющийся циклический характер, т.е. в них можно обнаружить одни и те же этапы, определяющие последовательность развития самого процесса.
Главные этапы:
-
Подготовительный. Создаются надлежащие условия для протекания процесса в соответствии с заданными целями. Поставить направленную цель, определить задачи процесса невозможно без диагностики, поэтому должна быть процедура, направленная для выяснения условий и обстоятельств благодаря которой будет протекать ЦПП. Важно на этом этапе все взвесить, учесть и рассчитать. Итоговым документом подготовительного этапа являются план работы.
-
Основной. Взаимодействие педагогов и учеников, использование форм, методов, средств взаимной связи, создания условия для эффективного взаимодействия, стимулирования процесса воспитания.
-
Заключительный. Завершает цикл педагогического процесса по средствам анализа достигнутых результатов. Анализируя - обучаемся.
Учебно-воспитательный процесс не развивается стихийно. Педагогический процесс разбивается на отдельные циклы – отрезки. Внутри каждого цикла существует своя логика.
Если учитель пытается что-то изменить в своем процессе, то он должен хорошо понимать к чему могут привести его изменения.