Перейти на главную страницу
Как мы уже отмечали, в СПТ развитие компетентности в общении происходит не естественным путем, а с помощью специальных приемов, заключающихся в создании особых ситуаций воздействия. Такими структурными единицами тренинга могут быть: «межличностная ситуация» как любая совокупность обстоятельств [33], «номер» как объединенный единой предметно-дидактической направленностью комплекс взаимосвязанных процедур и средств работы ведущего [35], "коммуникативное задание" [52], «эмоциогенная ситуация» как ситуации-катализаторы эмоциональных состояний [65]. Иногда они имеют названия техник, понимаемых как связующее звено между естественным процессом групповой динамики и психологическим воздействием, либо упражнений, игр или процедур. В качестве основного направления развития компетентности в общении мы будем рассматривать приобретение участниками тренинга знаний, умений и опыта человека, связанных с многообразием общения, для познания себя и своих возможностей в максимально широком диапазоне различных форм общения, выработанных всей историей культуры. По мнению М.С.Кагана, "только имея перед глазами всю эту картину (многообразия форм общения - авт.) можно правильно понять действительный масштаб и подлинное значение "мира общения", не сводя его, как это обычно делается, к межличностным духовным контактам" [42, стр.251]. Все это поможет полноценно использовать все таящиеся в общении возможности саморазвития человека, совершенствования межличностных отношений.
При таком подходе к СПТ многочисленная группа обладает гораздо большим преимуществом, нежели малая, т.к. в ней возможно организовать гораздо большее количество разнообразных форм общения.
Поэтому такой структурной единицей нашего СПТ нами будет рассматриваться форма общения. Термин "форма общения" достаточно распространен в научной литературе, но не имеет точного толкования. На наш взгляд, понятие "форма общения" наиболее близко к понятию "жанр общения" как обозначение единства содержания и способа общения. В качестве теоретической базы для выделения форм общения мы будем опираться на работу М.С.Кагана, где он, в соответствии с морфологией общения, выделяет следующие формы общения индивидуального субъекта:
- практическое (общение в совместной творчески-преобразовательной деятельности);
- практически-духовное (обрядово-ритуальное, разнообразные игровые действия);
- духовное с подлинным субъектом (личные контакты и переписка, направленные на формирование самодельной духовной связи между людьми);
- духовное с квазисубъектом (самообщение, в т.ч. анкеты и тесты, общение с художественными персонажами и образами людей прошлых эпох);
- духовное с субъективизированным объектом (общение с природой через слайды или выходом на природу, общение с животными) [42].
Включение разнообразных форм общения позволяет значительно расширить круг ранее рассмотренных методических приемов СПТ. Помимо тренинговых приемов и собственных разработок, мы включили в программу занятий приемы психологического воздействия из других сфер работы с многочисленными группами. Это элементы культурно-массовой работы, актерского тренинга и режиссуры практической педагогики для взрослых, методов творческого самовыражения и др.
Ниже мы предлагаем описание основных форм общения, которые считаем возможным организовывать в тренинге для участников многочисленной группы:
Групповая дискуссия. Специфика применения этой формы работы в многочисленной группе заключается в том, что большинство групповых дискуссий будет происходить без участия психолога. Это связано с тем, что в основном групповая дискуссия идет в микрогруппах по 8-10 человек, за исключением отдельных случаев общегруппового обсуждения. Здесь существует опасность того, что дискуссия может быть неконструктивной.
Ситуация групповой дискуссии на уровне участия всей группы также имеет свои плюсы и минусы. Негативной стороной является то, что в виду большого количества, не все участники могут высказываться; положительный момент - дополнительная тренировка выступления перед большой аудиторией, когда от участника требуется большее усилие, чем при выступлении на уровне малой группы. У психолога должны быть разработаны средства включения участников в обсуждение( создание у выступающего чувства психологической защищенности, собственная малоактивность и молчание, благоприятное пространственное расположение участников и т.д.).
В основном, групповая дискуссия будет касаться анализа формы общения, анализа итога "прохождения" этой формы и анализа личностной проблемы участника.
Ролевые игры. Они могут разыгрываться в группах по 8-10 человек и в общей группе. Мы выделяем и сценарно оформляем три этапа в проведении ролевой игры: распределение ролей и описание игровой ситуации, игровое решение предложенной ситуации, сбор высказываний наблюдающих участников ("Как это воспринималось со стороны?") и самих исполнителей ("Как вы себя чувствовали в этой ситуации?"). В заключении возможна интерпретация ведущего по поводу исполнения ролевой игры.
Предполагается использовать ситуационно-ролевые игры, где демонстрируются эффективные способы разрешения затруднительных ситуаций. Следует обратить внимание на то, что выбор ситуации должен быть значим для участников занятий, а также соответствовать целям занятий. Кроме этого перед проведением ролевой игры желателен "разогрев" участников, преследующий цель повысить их способность к нестандартному поведению.
На наших занятиях ролевые игры позволят индивидуализировать ролевые проявления участников в предполагаемых обстоятельствах, задаваемых собственным сценарием или сценарием, предложенным ведущим занятий.
Психогимнастика. По степени сложности выполнения для участников упражнения мы разделим на 3 группы:
а) развлекательны упражнения (они применяются без предварительной разминки, не несут в себе особой смысловой нагрузки и используются для эмоциональной разрядки и снятия излишнего напряжения).
б) разминочные упражнения (используются для создания игровой атмосферы и настроя участников на экспериментирование собственным поведением, снятия шаблонов повседневного общения и изменения двигательно-пространственных стереотипов).
в) упражнения на развитие невербальных языков общения (тактильный, визуальный, мимический и пантомимический) способствуют развитию культуры общения и увеличивают способы усиления коммуникативной выразительности участников, тренировка их использования в зависимости от ситуации и возможности переключения с одного на другой.
Кроме этого, психогимнастические упражнения позволяют создавать ситуации развития, т.к. "отключая" привычный способ речевого общения, психолог вынуждает участников находить контакт друг с другом новым для них способом. Косвенный эффект использования невербальных заданий, особенно с элементами тактильного контакта, способствует быстрому сокращению психологической дистанции между участниками.
Проективный рисунок. Применяется для самовыражения, а также для диагностики внутренних проблем участников. Уже сам по себе процесс изображения, трансформирования на языке образов красок и образов личностнозначимого материала может играть положительную роль, способствовать осознанию внутреннего мира, конфликтов, проблем, выделению и выражению существенного в них. Может помочь участникам выявить и понять свои трудновербализуемые проблемы и переживания.
Танцевальные упражнения. Они являются эффективным средством сплочения и снятия психофизического утомления. Кроме этого, они позволяют участникам овладеть через танец закрепленными в культуре средствами общения.
Песенные упражнения. Служат для усиления чувства общности и снятия психологической дистанции. Возможно осуществление в различных по размеру группах - общегрупповое пение в кругу, песенные соревнования между группами ("кто кого перепоет?"), конкурс отдельных исполнителей - "гитара по кругу", песенный диалог между мужскими и женскими подгруппами.
Элементы аутотренинга для снятия нервно-психического напряжения и восстановления участников, управления эмоциональным состоянием, для ослабления негативно окрашенных переживаний.
Медитативные упражнения - для погружения в мир субъективной реальности, самообщения сопровождающееся положительными эмоциональными переживаниями.
Слайд - фильмы.. Могут обслуживать различные виды релаксации (настраивающая, мобилизующая, тонизирующая, воодушевляющая, успокаивающая). Являются обогащением разнообразных форм общения - общение с субъективизированным миром объектов: с природой, с животными, с литературно-сказочными персонажами, с "людьми былого", с художественными образами.
Кроме этого, слайд-программы позволяют включить актуальное сознание участников в более широкий, чем собственная микросреда, контекст восприятия окружающего мира.
Могут использовать элементы гештальт-терапии, НЛП, психосинтеза, психоанализа, транзактного анализа и т.д.
Концентрируя на занятиях ту совокупность форм общения, которая обычно если и реализуется у кого-то во всей полноте, то лишь в длительное время, мы надеемся за короткий срок достичь некоторого "взрывного" эффекта качественных изменений состояний, мироощущений участников и их взаимоотношений.
Схожий взгляд на воздействие через смену форм общения мы находим у В.И.Кабрина. Для обозначения этого явления он предлагает термин "транскоммуникация" как переход из одного коммуникативного мира в иной с иным масштабом и качеством культуры. Это преображает личность и высвобождает новый потенциал энергии [42]. Аналогичный подход к организации занятий у Ю.Н.Емельянова - "трансситуативное научение" как организация сквозного взаимодействия вкладов участников и совокупность обстоятельств, составляющих межличностную ситуацию [34].
Помимо концентрации необходимо осуществление синтеза форм общения, т.е. соединение структурных единиц тренинга в некий целостный процесс. Для этого мы должны представлять, в какой последовательности должны организовываться формы общения, их уместность с точки зрения развития группы и их связь.
Естественно, при этом с методической точки зрения важна не столько сама форма общения, сколько то, как именно она используется. Программа тренинга строится из структурных единиц, каждая из которых предполагает свой собственный механизм воздействия в плане создания субъект-субъектного общения в группе. Поэтому действия психолога должны выстраиваться в такую цепь, которая предусматривает чередование его действий и ответных действий участников группы. Такая "диалогическая" стратегия психологического воздействия (Г.А.Ковалев, [54]) позволяет рассматривать СПТ как совместное творчество ведущего и участников.
Мы предлагаем выстраивать в СПТ последовательность форм общения согласно рассмотренным в 1.1.1. схемам перехода "закрытого" общения к "открытому", от наиболее простых форм общения - "игрового" общения - через "личностное" к "творческому". То есть сначала будут использоваться разминочные и танцевально-песенные задания. Затем могут включаться психогимнастические упражнения с акцентом на тактильном языке общения. На наш взгляд, это является наиболее быстрым способом сокращения психологической дистанции. Когда фаза неформальных отношений укреплена и сформировалась атмосфера психологической безопасности, общение еще больше усложняется. Здесь можно переходить к таким формам общения, в которых затрагивается непосредственно личность (групповые дискуссии, ролевые игры, художественно-творческие задания, игровая психодиагностика) и увеличивается вербальный компонент общения. В заключение уже возможна открытая обратная связь по поводу восприятия друг друга без облегчающих игровых приемов.
Таким образом, в качестве основного методического приема развития компетентности в общении мы будем использовать в процессе тренинга концентрацию и синтез разнообразных форм общения.
ПРОЦЕССЫ ГРУППОВОЙ ДИНАМИКИ.
Как мы уже отмечали, одна из задач психолога при проведении СПТ в многочисленной группе заключается в создании ее целостности и ускоренном прохождении малопродуктивных фаз развития группы ("предтренинг", "перестройка") к основной рабочей фазе ("собственно тренинг").
Помимо традиционных способов развития группы, существующих в СПТ (например, психогимнастики с использованием невербальных языков общения для сокращения психологической дистанции), в качестве основного средства для развития целостности многочисленной группы мы будем использовать прием перегруппировки участников.
Методической основой этого приема является положение М.Бубера о двух основных установках в общении [21]. Противоположностью отношений "Я" и "ОНО" является отношение "Я" и "ТЫ", где возможно свободное "вхождение" в другого человека, радость эмоционального сближения с ним. Там, где отношения "Я" и "ТЫ" выходят за рамки диады, образуется общность, сплоченная группа - "МЫ". Отмечая феномены "МЫ" и "ОНИ" как исходные формы человеческого общения, Б.Ф.Поршнев отмечал: "Субъективная сторона всякой реально существующей общности людей, всякого коллектива конституируется путем этого двуединого и двустороннего психологического явления, которое мы обозначили выражением "МЫ и ОНИ", путем отличения от других общностей, коллективов, групп людей вовне и одновременного уподобления в чем-либо людей друг другу "внутри" [98, стр.107].
Таким образом, системообразующим звеном наличия целостности любой группы является "чувство МЫ". В нашем тренинге создание этого общегруппового чувства ”МЫ” осуществляется подбором процедур, разъединяющих большую группу на отдельные общности (по различным критериям) и процедур, объединяющих всех участников занятий вместе. В результате за короткое время каждый участник многократно оказывается членом различных общностей и многократно переживает чувство близости, единения с людьми.
Диалектическая спираль реализации этого способа интеграции общностей в целях развития отношений между участниками - создание общего "МЫ" предстает в следующем виде: интеграция - распад на отдельные общности - интеграция на новом уровне общности.
Близкая идея такого способа сплочения была высказана, в частности, А.С.Золотняковой [39]. Ряд авторов также считает наиболее общими движущими силами группового процесса СПТ механизмы групповой интеграции и последующей индивидуализации [47]. По мнению Г.А.Китайгородской, деление на подгруппы дает возможность оперативно управлять структурой взаимодействия, включать в нее всех участников, обеспечивать их равную и высокую познавательную активность, а также быстро осуществлять "обратную связь" по контролю и коррекции их действий [52]. Этот способ успешно обеспечивает постоянную активную вовлеченность участников занятий в общение. Постоянное взаимодействие с меняющимися партнерами дает возможность каждому правильно увидеть себя как бы со стороны.
Что касается характера образуемых общностей, то мы выделяем и будем организовывать следующие типы сплочения:
Поэтому нами учитывается большая роль эмоциональных колебаний в жизни многочисленной группы, т.к. они проявляются в ней особенно ярко. Предполагается, что высокий уровень групповой динамики будет создаваться не сразу, а "волнообразно" - т.е. чередованием все нарастающих настроений. При выборе очередного состояния будем ориентироваться на стратегию "противодействия групповой тенденции". Мы считаем, что продолжение ведущим работы в русле групповой тенденции ведет к "затуханию" динамики группы, тогда как движение против нее способствует дальнейшей активизации группы. Не дожидаясь, пока очередное настроение пойдет на спад (в момент его максимального развития), психолог может предложить ситуацию с прямо полярным эмоциональным настроем: эмоциональное-рациональное взаимодействие, разговор-молчание, активные-малоподвижные упражнения и т.д. Это позволяет, условно говоря, планировать партитуры эмоциональных настроений.
Другая идея А.Н.Лутошкина заключается в том, что важным фактором сплочения является совместно прожитая и пережитая ситуация. Она не обязательно радостная, может быть и отрицательная, главное - в ее интенсивности. "Пребывание людей в одной эмоциональной ситуации, переживание ими одного эмоционального состояния способствует созданию общности, их единения" [65, стр.46]. На наших занятиях мы собираемся использовать это положение.
На наш взгляд, организация общения находится в тесной связи с организацией пространства. Считая, что создание специального пространства играет большую роль в тренинге, его разработка была вынесена нами как специальная задача исследования.
На сегодня существует уже достаточно материала, где зафиксирована эта связь. Подобные исследования проводятся в русле таких направлений, как "психология среды" [Ittelson, Proskanski, Pivlin], "архитектурная психология" [Canter], "проксемика" [Hall], "социальная экология" [Moos, Insel], "экистика". В них зафиксирована отчетливая связь между общением и условиями предметно-пространственной среды. Обнаружены и исследованы феномены "личной дистанции", которая делится на интимную (0-45 см), персональную (45 см - 120 см), социальную (10 см - 400 см) и публичную (> 4 м ); "персонального пространства", "ориентации" общающихся; "социопетальности" (способствующей общению) и "социофугальности" (препятствующей) среды (Osmond), "равновесия 3-х компонентов" - визуального контакта, дистанции и персональной "открытости", где интенсивный контакт по одному компоненту снимает другие [, 7, 73, 120].
Исследование пространственного компонента в человеческих взаимоотношениях "...дает возможность связывать между собой психологические и средовые параметры, что, в свою очередь, позволяет определять некоторые психологические требования (выд. авт.) к организации жилой среды человека..." (М.Хейдметс, [119, стр.27]). При этом оптимальность среды общения определяется, в первую очередь, степенью ее изменения в соответствии с нуждами субъекта. Наличие субъективного "чувства контроля" над ситуацией улучшает психологическое состояние человека и содействует эффективности его деятельности [132].
Мы считаем, что в существующих исследованиях по СПТ роль оптимальной организации пространства явно недооценена.
Речь идет о том, что для такого сложного вида человеческих контактов, как общение, нужна специальная среда. Предлагаемые способы изменения среды общения в практике психологических методов чаще всего касаются либо изменения ориентации участников по отношению друг к другу, либо использования специальной мебели и аппаратуры [40]. Поэтому нами специально были разработаны следующие требования относительно среды общения:
Характеристики пространства |
Характеристики общения |
а ) камерное, уютное, масштабом соразмерное человеку, |
т.к. сам человек является центральным элементом в общении. Его не должны подавлять яркость и монументальность интерьера. |
б ) наличие различных пространств для общения (или одного, но трансформируемого пространства), |
т.к. общение осуществляется в разных формах (игровое, личностное, творческое), которые могут переходить друг в друга. Каждой форме общения должно соответствовать свое, адекватное ей пространство. |
В ) возможность изменения помещения, |
т.к. общение - это всегда диалог, субъект - субъектное взаимоотношение, оно характеризуется взаимовлиянием, взаимозаменяемостью. Взаимовлияние распространяется и на пространство.
|
г ) необычность, нестандартность интерьера, |
т.к. в стандартной ситуации возможно лишь стандартное общение. Для подлинного общения нужна необычная ситуация, дающая возможность участникам отойти от привычных стереотипов и начать глубокое общение. |
Д ) возможность создания уникального пространства, |
т.к. общение - всегда уникально и неповторимо(каждый человек, группа - уникальность), поэтому ему нужно свое уникальное пространство, которое участники сами могут создавать для себя. |
Форма общения |
конфигурация пространства |
разрез пола, потолка
|
расположение участников |
ЛЕКЦИЯ
|
|
|
|
ДИСКУССИЯ |
|
|
|
ОБСУЖДЕНИЕ |
|
|
|
НЕСТРУКТУ-РИРОВАННОЕ ОБЩЕНИЕ |
|
|
|
ГРУППОВАЯ ДИСКУССИЯ |
|
|
|
ИГРОВОЕ ОБЩЕНИЕ |
|
|
|
Проведение СПТ накладывает особые требования к роли психолога. С одной стороны, важно не переоценивать эту роль, с другой - помнить, что его поведение в группе всегда "инструментально" [139], т.е. любое его проявление воспринимается в контексте группового занятия. Ведущий в первую очередь является ответственным за развитие ее (группы) особого психологического климата, выступающего существенной предпосылкой развертывания всех остальных значимых тенденций группового процесса [99].
Помимо требований к роли психолога, указанных в литературе, мы считаем необходимым дополнить их, исходя из специфики предлагаемой модели СПТ.
Речь идет об увеличении диапазона ролевого репертуара ведущего. В связи с тем, что психологу необходимо организовывать различные формы общения, он должен быть максимально "многофункциональным", т.е. уметь исполнять функции режиссера, ведущего, гитариста, артиста, диск-жокея, консультанта, исследователя и т.д. Возможно создание "группы поддержки" для психолога, где эти функции распределены между несколькими людьми. Кроме этого, психолог должен учитывать специфику психологической работы с многочисленной группой, т.е. обладать такого рода социально-психологической компетентностью.
В МНОГОЧИСЛЕННОЙ ГРУППЕ
Данный вариант описывает проведение конкретного шестидневного тренинга в многочисленной группе (количество участников - 70 человек).
1 ДЕНЬ. Он начинается с того, что ведущий информирует участников тренинга о специфике занятий. Сюда входит знакомство с основными принципами, нормами поведения и общения на занятиях, а также с правилами построения программы тренинга - импровизационность, концентрация и синтез различных форм общения, совместное творчество участников и ведущего в построении занятий. По окончании вступительной части ведущий отвечает на возможные вопросы.
Затем ведущий предлагает участникам проделать работу по определению цели своего участия в этом тренинге. В результате совместного обсуждения формулируются следующие варианты ответов: «Хочу научиться общаться», «Решить свои проблемы», «Интересно просто посмотреть», «Узнать новую информацию», «Найти друга». Затем участники разбиваются на пять подгрупп, согласно каждой из названных целей. Каждая подгруппа обсуждает возможные пути реализации своей цели в тренинге. Затем подводится итог этого обсуждения, в ходе которого ведущий показывает степень реалистичности этих целей. Смысл данного упражнения заключается в возможности перестройки участниками своих первоначальных ожиданий и их конкретизации.
Для создания атмосферы доброжелательности и сокращения психологической дистанции ведущий использует психогимнастические упражнения, которые строятся по принципу «от простого к сложному»: «Сбор рукопожатий», «Атомы и молекулы», «Слепое доверие», «Диалог рук», «Общение взглядом» (здесь и дальше описание упражнений см. в 3.2.). После этого участникам предлагаются танцевально-песенные упражнения. В результате этого создается первоначальное общегрупповое сплочение участников. Дальнейшее общение предполагается в микрогруппах по 8-10 человек. Для этого с помощью игры «Ручеек» участники разбиваются по парам для последующего объединения в микрогруппы «по симпатиям».
Созданным таким образом микрогруппам предлагается дискуссионная тема, например, «Любой ли контакт является общением?». После того, как каждая группа выскажется о результатах своей работы, ведущий дополняет ее информацией о существующих психологических разработках этой проблемы. В результате данного обсуждения участники смогут перейти от эмоционального типа сплочения, возникшего во время психогимнастических упражнений, к рациональному, а также начать более близкое знакомство друг с другом.
По окончании занятия ведущий кратко подводит итоги развития общения в группе за первый день.
2 ДЕНЬ. Он начинается с того, что ведущий предлагает участникам поделиться впечатлениями о предыдущем занятии. (В дальнейшем данная процедура становится традиционной.) Таким образом осуществляется «ввод» участников в ситуацию тренинга. Для облегчения процесса высказывания ведущий может предложить сделать это в игровой форме: разбиться на три подгруппы в зависимости от степени удовлетворенности занятиями - «Не доволен», «Доволен», «Очень доволен». Получив таким образом обратную связь от участников, ведущий, после совместного анализа, продолжает занятие.
По просьбе ведущего группа делится на мужскую и женскую подгруппы, которые располагаются друг против друга. Такое деление создает новый тип сплочения и задает конфронтацию с другой половиной.
Для предотвращения центрации в микрогруппах только на участников своей подгруппы ведущий предлагает игровой прием «Хождение в гости». При этом один-два участника каждой группы идут в другие группы, чтобы поделиться своими переживаниями по поводу тренинга. Для последующего усиления межгруппового взаимодействия включается игра «Королевство». По правилам, каждая группа должна «отвоевать» у других как можно больше пространства зала. После заключительной танцевальной разминки участникам дается домашнее задание: Изобразить на бумаге свои впечатления «Я до и во время тренинга».
В отличие от предыдущих, эта часть книги очень субъективная и написана уже другим языком. В ней я коснусь некоторых секретов своей работы как тренера. Она будет носить скорее методический, нежели научный характер. Этот материал предназначен тем, кто вовлечен в тренинги, собирается их проводить или уже проводит. Я попытаюсь показать свою творческую лабораторию, «внутреннюю кухню» подготовки тренера, которая бывает недоступна участникам. Эта часть, в отличие от предыдущего описания, является своего рода «взглядом изнутри» на профессию практического психолога. При этом уточняю, что речь идет о восприятии тренера, который работает в условиях многочисленной группы (свыше 40 человек).Здесь я делюсь своим личным опытом, тем, что важно в подготовке и проведении тренинга, о создании особой тренерской роли, о том, какие бывают трудные ситуации и как из них выходить, фрагменты из последних тренингов.
Кроме того, я хотел бы познакомить вас со своими любимыми, часто применяемыми тренинговыми приемами, упражнениями и процедурами. Они собраны в каталог «Игротека для взрослых», который представляет собой «срез» современных методов и средств организации психотренинга, студийно -театральной и клубной педагогики, художественного творчества и танцевальной дискотеки.
В качестве центральных процессов тренинга мы выделяем два процесс развития компетентности в общении участников тренинга и процесс развития многочисленной группы из диффузного до не
17 12 2014
5 стр.
Педагогический процесс соответствует этому определению, т к имеет свою структуру, протекает в определенное время, в определенных пространственных условиях
01 10 2014
1 стр.
Создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении, формировать умение отстаивать свою позицию
30 09 2014
1 стр.
Общение людей друг с другом – чрезвычайно сложный и тонкий процесс. Неэффективность в общении может быть связана с полным или частичным отсутствием того или иного коммуникативного
09 10 2014
1 стр.
Формирование компетентности всех участников образовательного процесса в области икт
16 12 2014
1 стр.
25 09 2014
5 стр.
Характеристика и специфические особенности жанра телефонного делового общения, порядок и методы развития навыков коротких и емких бесед
17 12 2014
1 стр.
Одна из задач школы в современных условиях развития общества – формирование у учащихся навыков самостоятельного приобретения знаний, формирование информационной компетентности
14 10 2014
1 стр.