Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Урок – исследование

«Какое значение имеет образ Христа

в поэме А.Блока «Двенадцать»?

Цели:

  1. Ввести учеников в процесс познания.

  2. Создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении, формировать умение отстаивать свою позицию.

  3. Включить эмоциональную сферу ребенка, обратиться к его чувствам, пробудить заинтересованность каждого в изучении данного произведения.

  4. Выработать общеучебные умения: работать в группе, умение творчески интерпретировать текст, умение распределить информацию по степени новизны и значимости, умение обобщить знания.

Структура урока:

  1. Вступительное слово учителя

  2. Стадия вызова. Мозговой штурм.

  3. Стадия осмысления текста.

  4. Рефлексия.

Ход урока.

1.Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы будем работать в технологии развития критического мышления. Работать нам будет, может быть не очень легко, но , надеюсь , интересно. А девизом нашего урока предлагаю взять слова Блока:

И вечный бой! Покой нам только снится.

Сквозь кровь и пыль

Летит степная кобылица и мнет ковыль.

2. Стадия вызова. Мозговой штурм.

Одни воспринимают образ Христа в финале поэмы А.Блока «Двенадцать» как кощунство, так как Блок поставил Христа впереди убийц. Другие: «Христос чужд революции и ее идеалам»

Начать урок мне хочется с вопроса:

»Как бы вы итерпретировали образ Христа в поэме «Двенадцать»?

А вот как сам Блок писал об этом:

» Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа. И тогда же я записал у себя: «К сожалению, Христос». Что Христос идет перед ними – несомненно. Дело не в том, достойны ли они его, а страшно то, что опять он с ними и другого пока нет, а надо другого?»

3. Стадия осмысления

Инсерт – (разметка текста)

« +« - понял

«-» - не понял

«!« - не согласен

«?» - вызывает вопрос

Заполнение таблицы


Знаю

Хочу узнать

Узнал










Задай вопрос

Вопросы «толстые» и «тонкие»

Объединимся в группы.

Задания по группам:

1.Каждый формулирует вопрос

2. Вопросы обсуждаются в группе

3. Выбирается самый удачный вопрос

4. Группа продумывает ответ на него.

5. Заслушиваются вопросы и ответы групп, обмениваются мнениями.

Например: 1 группа

Толстый вопрос:

Почему поэма называется «Двенадцать»?

Тонкие вопросы:

1.Почему Блок выбирает эпитет «божьем» в первой строфе?

«Ветер, ветер на всем божьем свете»

(Ответ: Рисует образ Творца как напоминание о созданном им мире, ведь это он создал Землю и человека на ней, а потому несет за него ответственность.)

2. Кому верит старушка?

(Ответ: Богородице, потому что вера в Нее – это вера, которую люди впитывали в себя с молоком матери, а большевики – это что – то новое, непонятное)

3. Как Блок относится к духовенству?

(Иронично. Он полагал, что если бы в России было истинное духовенство, оно бы пришло к мысли о сродстве революционных и христианских идей)

4.Как относятся к религии 12? «Эх,эх без креста»

(Свобода понимается как активное неприятие религии)

5.»Мировой пожар в крови

Господи, благослови!

Может ли Творец благословить подобное?

(Творец никогда не благословит на убийство, потому что одна из заповедей Христа «Не убий»)

2 группа


Толстый вопрос

Что можно сказать о системе ценностей 12 красногвардейцев?

(В системе ценностей 12 явлениями одного порядка предстают: лущить семечки, чесать темечко, проводить времечко и полоснуть ножичком. Чудовищное пренебрежение к жизни другого человека, основа которого полное духовное одичание , забвения себя как человека.)

Тонкие вопросы

!. Как эпизод убийства Катьки связан идейно и композиционно с образом Христа?

(Христос выступает как воплощение идеи прощения грешных, то есть убийц)

«Эх, эх согреши

Будет легче для души!»

2. Почему 8 глава заканчивается словом «Скучно!»

(Это говорит о душевной пустоте 12)

3 группа

Кластер

отсканировано 08.12.2009 10-04.bmp

Случайно ли образ буржуя дан на перекрестке? Что такое перекресток?

Как вы понимаете «человек – вопрос»?

Почему «человек – вопрос» стоит на том месте, где находится сердце распятого на кресте Христа?

Можно ли сказать, что основной вопрос поэмы связан не с противостоянием старого и нового, а с судьбой человека в мире, который разрушен?

3. Стадия рефлексии.


  • Дополните кластер.

  • Заполнение таблицы:»ЗХУ»

Знал

Хочу узнать

Узнал

Появление Христа не случайно. Этот образ постоянно присутствует в поэме.

1.Почему несомненно Христос?

2.Почему страшно, что он опять с ними?

3.Что значит «надо другого? О ком это?


1.Христос не волен в самом себе, ибо не вправе оставить слабое и несовершенное творение – человека – наедине с тем миром злобы,который этим же человеком создан.

2.Страшно от повторения бессмысленного по сути – похода начатого под именем Христа, ибо он не принес ни мира , ни добра.



3.Если он с ними , а не другой, то есть надежда, что смута и тьма в душах людских уступят миру света, добра. Без него такой надежды нет, поэтому поэма начинается с черного цвета и заканчивается все – таки белым.




Знакомство с оценкой поэмы «Двенадцать» Петром Струве.(Индивидуальное задание. Работа с интернет – ресурсами)

  • «Но все – таки «Двенадцать» – величайшее достижение Блока. В нем он мощно преодолел романтизм и лиризм в совершенно новой, своей форме сравнялся с Бальзаком и Достоевским. С Бальзаком – в объективном изображении мерзости и порока; с Достоевским, кроме того, - в духовном, пророческом видении, что в здешнем мире порок и мерзость смежны со святостью и чистотой в том смысле, что не внешняя человеческая стена, а только какая – то чудесная, незримая, внутренняя черта их разделяет – в живой человеческой душе, за которую в земном, неизбывно борются Бог и Дьявол»

  • Учитель:Согласны ли вы с такой оценкой?



  • Заключительное слово учителя

Можно по – разному относиться, что показал Блок в поэме, к ее героям, их миру. Можно соглашаться или не соглашаться с автором, но нельзя признать, что поэма «Двенадцать» - великое произведение об одной из наиболее страшных эпох в истории России, ибо революция – это беспощадная схватка Бога и Дьявола за душу человеческую. Поэма «Двенадцать» - честнейшая попытка понять свою страну и свой народ. Не осудить или оправдать, а понять. И именно в этом непреходящее значение Блока и его творчества.

Домашнее задание: Синквейн «Революция»

Исследование «Какое значение имеет образ Христа в поэме А. Блока «Двенадцать»? Цели: Ввести учеников в процесс познания

Создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении, формировать умение отстаивать свою позицию

45.98kb.

30 09 2014
1 стр.


Поэма А. А. Блока «Двенадцать»

Цели урока: 1 образовательные: показать полемический характер поэмы А. А. Блока «Двенадцать», её художественные особенности; повторение понятий: стиль, жанр, композиция, символ

128.31kb.

27 09 2014
1 стр.


Контрольная работа по поэме А. Блока «Двенадцать» История создания поэмы

События. Как изображены герои Петруха и его товарищи, их отношение к произошедшему

57.96kb.

23 09 2014
1 стр.


Перечень примерных вопросов для самостоятельной работы по дисциплине «Исследование систем управления»

Какое значение для проведения исследований имеют такая характеристика процесса управления, как, цели организации?

58.88kb.

11 10 2014
1 стр.


Бессмертие или воскресение Предисловие

В своей новой книге он проводит тщательное библейское исследование че­ловеческой природы как неразделимого целого и развивает мысль о том, какое значение это имеет для нашей будуще

4356.05kb.

09 10 2014
19 стр.


Идея феноменологии'

Философский (рефлексивный) образ мыслей. — Противоречия познава­тельной рефлексии в натуралистической установке. — Дво­якая задача истинной критики познания. — Истинная кри­тика по

592.8kb.

17 12 2014
4 стр.


Исследование мочи имеет большое диагностическое значение не только при заболеваниях почек, но и многих других органов и систем организма

Данное исследование, соответствуют требованиям образовательных стандартов. (2)

609.82kb.

14 12 2014
8 стр.


Урок курса «Синтаксис и пунктуация»

Какое из перечисленных слов имеет значение «лицо или организация, кому предназначено почтовое отправление»?

128.91kb.

11 10 2014
1 стр.