Перейти на главную страницу
2) развивающие: развитие умений и навыков лирико-эпического произведения; совершенствовать выразительное чтение и умение анализировать поэтический текст; совершенствовать умение учеников делать самостоятельные выводы после знакомства с произведением поэта.
3) воспитательные: воспитание интереса к творчеству А. А. Блока,
воспитывать внимание к слову, определить отношение автора к событиям революции 1917 года.
Проверка готовности к уроку; приветствие учителя.
Россия в судьбе и творчестве Блока — это совершенно
Познакомимся с творческой историей поэмы «Двенадцать».
(основывается на материалах 56-й записной книжки).
«8 января. Весь день — "Двенадцать"».
«11 января... Нет уж, не то время, не та музыка.— Музыка какая (если... желтое)?»
«15 января.., — Мои «Двенадцать» не двигаются. Мне холодно. Неужели дело в Луначарском или, даже, в Ленине? Это же — "конец исторического процесса". Дело также не в Румынии, не в Финляндии, не в Украине».
«22 января... Звонил Есенин, — рассказывал о вчерашнем «утре России» в Тенишевском зале. Гизетти и толпа кричали по адресу его, А. Белого и моему: «изменники». Не подают руки. Кадеты и Мережковские злятся на меня страшно. Статья «искренняя», но «нельзя простить». — Господа, вы никогда не знали России и никогда ее не любили! Правда глаза колет».
«25 января... Думы, думы — и планы, столько, что мешает приняться за что-либо прочно. А свое бы писать (Иисус)».
«27 января... Пишу о "Праматери" в издательстве Сабашниковых. «Двенадцать».
«28 января. «Двенадцать». «29 января... Сегодня я — гений».
«18 февраля... Что Христос идет перед ними — несомненно. Дело не в том, «достойны ли они Его», а страшно то, что опять Он с ними, и другого пока нет; а надо Другого — ? — Я как-то измечен».
«9 марта... Бурная злоба и что-то особенно скребет на душе. О.Д.Каменева (комиссар театрального отдела) сказала Любе: «Стихи Александра Александровича («Двенадцать») — очень талантливое, почти гениальное изображение действительности. Анатолий Васильевич Луначарский будет о них писать, но читать их не надо (вслух), потому что в них восхваляется то, чего мы, старые социалисты, больше всего боимся. Марксисты умные, может быть, и правы. Но где же опять художник и его бесприютное дело?»
Вообще «Двенадцать» - парадоксальное произведение. Оно написана в январе 1918 года, то есть по горячим следам, через два месяца после Октябрьской революции. Осознать значение события современнику очень сложно - «большое видится на расстоянье». Поэма удивляла еще современников Блока. По утверждению В. Маяковского, «одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие - славу ей». Но если поэма о революции, почему в поэме не изображены революционные действия, вожди революции? Почему в центре эпического повествования – погоня за «изменницей» Катькой (проституткой вообще-то) и ее убийство?
Разберемся сначала в вопросах жанра, стиля и композиции.
Ученики: «Двенадцать» - эпическая поэма, как будто составленная из отдельных зарисовок, картинок с натуры, быстро сменяющих одна другую. Динамичность и хаотичность сюжета, выразительность эпизодов, из которых складывается поэма, передают неразбериху, которая царила и на улицах, и в умах.
Учитель: Есть ли в поэме лирические мотивы? Как проявляет себя автор?
Ученики: Автор не является героем поэмы, его позиция проявляется косвенно: в том, что и как он изображает; в начальной картине-пейзаже, в конце поэмы.
Учитель: Композиция, отражающая стихию революции, определяет стилевое разнообразие поэмы. «Слушайте музыку революции», - призывал Блок. В поэме и звучит эта музыка.
Как Блок передает «музыку революции»? Какие ритмы вы
В очи бьется
Красный флаг.
Раздается Мерный шаг.
Вот - проснется
Лютый враг (гл.11)
Слышен городской романс. Он интересно обыгрывается: начало знакомое, а дальше - пошел разгул:
Не слышно шуму городского,
Над невской башней тишина,
И больше нет городового -
Гуляй, ребята, без вина!
Часто встречается частушечный мотив:
Запирайте етажи
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба –
Гуляет нынче голытьба!
Прямо процитирована революционная песня:
Вперед, вперед,
Рабочий народ!
Кроме того, в поэме бросаются в глаза лозунги: «Вся власть Учредительному Собранию!», доносятся обрывки разговоров: ...И у нас было собрание... ...Вот в этом здании...
Вся эта разноголосица, какофония, треск выстрелов («Трах-тарарах-тах-тах-тах-тах!») сливаются в единое целое.
Подробнее показана Катька. Здесь и внешность: «зубки блещут жемчугом», «больно ножки хороши», «толстоморденькая», и образ жизни: «у ей керенки есть в чулке», «с офицерами блудила», и притягательное обаяние: «из-за удали бедовой // В огневых ее очах, // Из-за родинки пунцовой // Возле правого плеча...».
Что, Катька, рада? - Ни гу-гу...
Лежи ты, падаль, на снегу!
Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!
Мотив ненависти наблюдается в семи главах поэмы. Ненависть проявляется и как святое чувство:
Злоба, грустная злоба
Кипит в груди...
Черная злоба, святая злоба... и как святотатство:
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей в Святую Русь -
В кондовую, В избяную, В толстозадую!
Эх, эх, без креста!
...И идут без имени святого
Все двенадцать - вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль...
И дальше отряд идет «державным шагом», интонация меняется, становится торжественной.
Ветер, вьюга, снег - постоянные блоковские мотивы; символика цвета: «Черный вечер./ Белый снег», кровавый флаг; число «двенадцать», «пес безродный», Христос.
Во-вторых, необходимо обратиться к записной книжке поэта, к записи от 18 февраля. Почему поэту «страшно, что опять Он с ними» ? Изна-
Появление Христа, может быть, залог будущего света, символ лучшего, справедливости, любви, знак веры. Он «и от пули невредим», и он мертвый - «в белом венчике из роз».
Познакомимся с оценкой поэмы «Двенадцать», которая была дана Петром Струве: «Но все-таки "Двенадцать" — величайшее достижение Блока. В нем он мощно преодолел романтизм и лиризм в совершенно новой, своей форме сравнялся с Бальзаком и Достоевским. С Бальзаком — в объективном, достигающем грандиозности изображении мерзости и порока; с Достоевским, кроме того, — в духовном, пророческом видении, что в здешнем мире порок и мерзость смежны со святостью и чистотой в том смысле, что не внешняя человеческая стена, а только какая-то чудесная, незримая, внутренняя черта их разделяет — в живой человеческой душе, за которую, в земном, неизбывно борются Бог и Дьявол, Мадонна и Содом».
— Согласны ли вы с такой оценкой?
Ответы учеников.
5. Тест по поэме «Двенадцать».
Каждому ученику раздаётся тест, в котором нужно выбрать правильный вариант ответа.
б) в поэме двенадцать главных героев;
в) в поэме двенадцать эпизодических героев;
г) временные рамки поэмы – двенадцать часов.
а) частушка;
б) городской романс;
в) пословица;
г) молитва.
3. Композиция поэмы в литературоведении получила определение:
а) кольцевой;
б) хронологической;
в) «метельной»;
г) «пунктирной».
4. В поэме 27 героев. Старый мир сравнивается:
а) с псом;
б) с попом;
в) с буржуем;
г) со старушкой.
5. Цветовая символика ассоциируется с образом времени: с крушением чёрного старого мира, с верой поэта в упорядоченное будущее – в его «белые одежды», наконец, с кровавым, переходным настоящим, которому соответствует сочетание красного, чёрного, белого цветов. Но в поэме есть ещё один цвет. Какой?
а) фиолетовый;
б) коричневый;
в) серый;
г) жёлтый.
6. Русская интеллигенция восприняла образ Христа в финале поэмы по-разному. Найдите в многоголосии концепций мнение Блока.
а) Христа ведут на расстрел большевики;
б) Если вглядеться в столбы метели на этом пути, то увидишь «Иисуса Христа»;
в) В образе Христа – спасение душ Петрухи, его одиннадцати товарищей, всей разбойной России;
г) Христос – революция, двенадцать - апостолы новой веры.
6. Подведение итогов урока.
Ученики: Можно по-разному относиться к тому, что показал Блок в поэме, к ее героям, их миру. Можно соглашаться или не соглашаться с автором, но нельзя не признать, что поэма «Двенадцать» — великое произведение об одной из наиболее страшных эпох в истории России, ибо революция — это беспощадная схватка Бога и Дьявола за душу человеческую. Поэма «Двенадцать» — честнейшая попытка понять свою страну и свой народ. Не осудить или оправдать, а понять. И именно в этом непреходящее значение Блока и его творчества.
7. Выставление и комментирование оценок.
(Учитель дает общую оценку работы класса на уроке, далее выставляет оценки отдельным ученикам и кратко комментирует эти оценки)
Урок окончен, до свидания.
1. Блок А. А. Стихотворения. Поэмы / А. А. Блок. – М.: Советский писатель, 1982. – 506с.
2. Долгополов Л. К. Александр Блок: Личность и творчество / Л. К. Долгополов. – Л.: Наука, 1980. – 246с.
3.Егорова Н. В., Золотарёва И. В. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века. 11 класс. – М.: ВАКО, 2002 год. – 304 с.
4. Ломтев С. В., Терновский А. В. А. А. Блок. Стихотворения. Поэма. – М.: Дрофа, 2001. – 208с.
5.Русская литература ХХ века. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / Л. А. Смирнова, О. Н. Михайлов, А. М. Турков; Под ред. В. П. Журавлёва. – М.: Просвещение, 2005. – 399с.
Цели урока: 1 образовательные: показать полемический характер поэмы А. А. Блока «Двенадцать», её художественные особенности; повторение понятий: стиль, жанр, композиция, символ
27 09 2014
1 стр.
И еще:«…Поэма написана в ту исключительную и всегда короткую пору, когда проносящийся революционный циклон производит бурю во всех морях- природы, жизни и искусства»
30 09 2014
1 стр.
События. Как изображены герои Петруха и его товарищи, их отношение к произошедшему
23 09 2014
1 стр.
Мысли о революции и судьбе человека в эпоху колоссальных свершений Блок выражает в статье «Интеллигенция и Революция», в поэмах «Скифы» и «Двенадцать»
30 09 2014
1 стр.
Создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении, формировать умение отстаивать свою позицию
30 09 2014
1 стр.
Дневное заседание. Начало в 12 часов вступительное слово заведующей Музеем-квартирой А. А. Блока Лидии Владимировны Пушкаревой
09 10 2014
1 стр.
Но «Медный всадник» поэма не только социально-философская, но и историческая. Ведь особое место в ней занимают размышления поэта о судьбах России, о ее историческом развитии. Центр
26 09 2014
1 стр.
Некрасов н а. Какие чувства вызвала у меня поэма н а некрасова «мороз, красный нос»
30 09 2014
1 стр.