Раздел 2.
Самоанализ управленческой деятельности по направлению:
организация деятельности методической службы как условие развития
профессиональной компетентности педагогов
Многие теоретики и практики считают, что методическая работа в ДОУ представляет собой целостную, системную деятельность, которая основана на достижениях современной науки и практики. Именно этот вид деятельности способствует совершенствованию и развитию профессиональной компетентности педагогов.( К.Ю.Белая, Л.М.Волобуева, Н.П.Лосева, и др.) Опираясь на исследования теоретиков, свой практический опыт, я утверждаю, что методическая работа была и остается важной составной частью деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Достичь эффективного результата в методической деятельности способен профессиональный педагогический коллектив. Проектируя работу в данном направлении, я не хотела ломать и реорганизовывать всю систему методической работы в ДОУ, а лишь внести определенные изменения в самой системе через:
- планирование и организацию методической службы;
- грамотное использование педагогического потенциала дошкольного образовательного учреждения;
- прогнозирование повышения профессиональной квалификации специалистов ;
- введение контекстного, проектного, ситуационного управления (ситуационное управление- это сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку, положение), с целью изменения поведения объекта и подготовки педагога к инновационной деятельности.
Проблема:
Переосмысливая свою собственную деятельность, я образно сравниваю её с «полем», нельзя сказать «непаханым»- но иногда кажется таким необъятным, что одному человеку проконтролировать весь спектр деятельности в учреждении невозможно. Нужна команда, служба.
Осуществление методической работы одним человеком, связано с определенными трудностями:
- это огромный поток входящей и исходящей информации из внешней среды;
- это затрата времени на обработку данной информации ( анализ, печатание);
- человеческий ресурс (болезнь, отпуск, исполнение обязанностей, повышение квалификации и т.д.);
- предъявление новых требований к системе методической работы (в государственной политике, на муниципальном уровне - департаментом образования нашего города).
Усиление результативности методической работы с педагогическими кадрами требует поиска новых форм ее организации.
Цель: создать методическую службы в дошкольном образовательном учреждении.
В рамках данной проблемы были сформулированы и поставлены определенные задачи.
Задачи:
- оказание помощи педагогам исходя из актуальных ожиданий самого педагога;
- развитие профессиональной компетентности педагогов;
- развитие гибких коммуникативных умений;
-содействие сплоченности педагогического коллектива, успешности и оптимизации деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения.
Таким образом, передо мной стала задача создания системы управления педагогическим коллективом по развитию профессиональной компетентности.
Представляю самоанализ своих управленческих действий, которые были сделаны для модернизации методической работы, а именно создания и функционирования методической службы.
Состояние системы на начальном этапе:
Результаты городского муниципального мониторинга качества образования, по блоку № 4 «Уровень обеспеченности педагогическими кадрами, успешности учреждения» выглядит следующим образом:
№
|
Критерии по блоку 4
Уровень обеспеченности педагогичес-кими кадрами, успешности учреждения»
|
Блок 4.
Уровень обеспеченности образовательных учреждений педагогическими кадрами, уровень успешности учреждения
|
|
Критерии
|
Показатели
|
Уровень эффектив-ности контроля
|
Суммарная количественная оценка
|
4.1
|
Качество кадрового состава педагогических коллективов образовательных учреждений
|
- доля педагогов ВО
- доля педагогов пенсионного возраста
-доля педагогов высшей и первой квалификационной категории;
- доля педагогов прошедших курсы ПК
|
Образовательные учреждения, в которых уровень обеспеченности педагогическими кадрами и их квалификация находится на оптимальном уровне
|
|
4.2.
|
Успешность педагогического коллектива
|
- участие педа-гогов в конкурсах ПНПО.
-наличие грантов
- участие педаго-гов в конкурсе
« Педагог года»;
-участие в работе экспертных групп регионального и муниципального уровня
|
Образовательные учреждения, в которых обеспе-ченность педаго-гическими кадрами и их квалификация находится на допустимом уровне
|
|
4.3
|
|
|
Образовательные учреждения, в которых обеспечен-ность педагогичес-кими кадрами и их квалификация находится на критическом уровне
|
МБДОУ ДСКВ
№ 88
«Одуванчик»
|
В основу концепции изменения системы методической работы я положила идею (замысел):
- методическая работа с педагогическими кадрами построена «на доверии и понимании»;
- в педагогическом коллективе на смену отношениям подчинения должны прийти отношения сотрудничества;
- к ценностям в ДОУ должна относится «индивидуальность, как одна из высших ценностей» теория Дейла Карнеги.
Исходя, из выше изложенного методическая работа должна соответствовать актуальным ожиданиям общества, городской системе дошкольного образования и ожиданиям самих педагогов. Анализ потенциала развития системы методической службы и повышения профессиональной компетентности педагогического коллектива, я провела на основе технологии «SWOT- анализа», где определила:
S-
силы – преимущества в деятельности дошкольного образовательного учреждения;
W- слабости – недостатки в деятельности дошкольного образовательного учреждения;
O-
возможности – факторы внешней среды, использование которых даст преимущества дошкольному образовательному учреждению на рынке, среди всех образовательных учреждений города Нижневартовска;
T-
угрозы –факторы внешней среды, которые могут потенциально ухудшить
положение дошкольного образовательного учреждения на рынке, а именно: ДОУ будет не конкурентоспособным.
Алгоритм SWOT-анализа
№
|
Внешний фактор, влияющий на реали-зацию идеи создания методической служ-бы и повышения профессиональной компетентности
|
Оценка влияния внешнего фактора
|
Благоприятные возможности для реализации идеи
|
Риски и неблагоприятные возможности для реализации идеи
|
1
|
Политика
|
|
Специфика российской системы образования и темпы ее модернизации предъявля-ют жесткие требования к управленческой деятельности в современных условиях.
|
2
|
Экономика
|
Человеческий капитал- это сформированный в результате самообразования и накопленный конкретным человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообраз-но используются в ДОУ.
|
Экономия расходов на трудовых ресурсах привела к потере качества и количества сотрудников
|
3
|
Социум
|
Социальный капитал существует только во взаимоотношениях индивидов. Социальный капитал есть качество социальных связей
|
В современных организациях человек для организации оказывается важнее, чем организация для человека. (он не привязан к организации и может в любой момент уволиться)
|
4
|
Технологии
|
Происходят объективные изменения в содержании управленческой деятельности. Внедряются новые технологии «Проектное управление».
|
|
5
|
Другие факторы
|
На смену отношениям подчине-ния приходят отношения сотрудничества
|
|
№
|
Внутренний фактор, влияющий на реалии-зацию идеи создания методической службы и повышения профес-сиональной компетентности
|
Оценка влияния внутреннего фактора
|
Сильная сторона фактора для реализации идеи
|
Слабая сторона фактора
для реализации идеи
|
1
|
Система
управления
|
Умение видеть педагога в раз-витии, в процессе деятельнос-ти. Формированию в нем потребности в изменениях.
|
Простраивание деятельности ДОУ, ориентированную на достижение целей, обеспечивающих дальнейшее развитие.
|
2
|
Кадры
|
Работа над собственными взглядами ценностями и вос-приятием. Работа над собствен-ными базовыми знаниями и методами.
|
Работа над собственным поведением и действиями.
|
3
|
Информационное обеспечение
|
Административная команда владеет ИТК.
|
Старое программное обеспе-чение. Отсутствие мульти-медийного оборудовния.
|
Итоговый «SWOT- анализ»
Анализ внутренней среды
МБДОУ ДСКВ № 88 «Одуванчик»
|
Анализ внешней среды
МБДОУ ДСКВ № 88 «Одуванчик»
|
-
Преимущества системы работы с педагогическими кадрами, которые будут являться опорой для создания и реализации методической службы, повышения профессионального уровня педагогических кадров нашего ДОУ.
|
-
Strengths (S) – сильные стороны
1.Самообразование педагогов;
2. Курсовая подготовка педагогов;
3. Содействие в аттестации
педагогических кадров;
4. Сопровождение деятельности вновь
пришедших педагогов, через
наставничество;
5. Внедрение в профессиональную
деятельность педагога «Портфолио
достижений»
|
-
Opportunities (O) – возможности
-
Создание системы корпоративного обучения в ДОУ, за счет собственного педагогического ресурса.В данном случае я, рассматриваю корпоративную подго-товку как систему внутрифирменного обучения, объединенной единой концеп-
цией в рамках стратегии развития ДОУ.
Конечная цель, которого является дости-
жение слаженности в работе команды и
способности достигать высоких команд-
ных результатов. Преимущества корпо-
ративного обучения я вижу в следующем:
-четкая ориентация на конечный результат,
экономит деньги, сплачивает коллектив в
единую команду,объединенную общими
целями и технологиями работы, а также
укрепляет корпоративную культуру
учреждения.
-
Обеспечение роста профессионального мастерства педагогов;
-
Развитие способности работать в междисциплинарной команде.
|
-
Выявлены внутренние проблемы в системе работы с педагогическими кадрами.
|
-
Weaknesses (W) - слабые стороны
1.Низкий уровень у педагогов в овладении
ИТК . (информационно-коммуникативными
технологиями)
|
1.Невозможность в полном объеме компен-сировать естественную убыль педагоги-ческих кадров;
2.Не владение педагогами «мягкими способ-
ностями» или «гибкими навыками».(терми-ны немецкого и американского менеджмента предполагающие межличностные коммуни-кации, работу в команде, умение принимать решения) .
3.Низкий профессиональный уровень вновь пришедших педагогов.
4.Частая смена руководителя дошкольного образовательного учреждения.
|
следующая страница>