Перейти на главную страницу
Самара - 2009
Работа выполнена на кафедре русской классической литературы и методики преподавания литературы государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный педагогический университет»
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор
Прокофьева Алла Георгиевна
доктор педагогических наук, профессор
Тараносова Галина Николаевна
кандидат педагогических наук, доцент
Скобелева Оксана Олеговна
образования»
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» (443099, г. Самара, ул. М.Горького, 65/67).
Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте ГОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» 19 ноября 2009 г. Режим доступа https://pgsga. ru
Автореферат разослан « » ноября 2009 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета,
кандидат педагогических наук С.В.Левина
Педагогическое образование, являясь составной частью системы образования России, решает актуальную задачу кадрового обеспечения. Работающие в системе педагогического образования специалисты призваны стать носителями новых идей, сохраняющими и приумножающими лучшие традиции отечественного образования и мирового опыта. Успех проводимой в Российской Федерации модернизации образования во многом зависит от готовности педагогических кадров к ее реализации. Новые условия существования образовательной среды, обновление содержания образования, инновационных форм и методов обучения, все возрастающие требования к качеству знаний, усложнение форм организации урока требуют повышенного внимания к профессиональной компетентности и формированию готовности будущего учителя к выполнению своих функциональных обязанностей.
Для современного образования во всем мире значимой является тенденция к усилению ориентации на субъективный опыт обучающегося, развитие творчества в сочетании с ответственностью учителя за результат своих действий.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» подчеркивается: развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, быть мобильными, динамичными, конструктивными специалистами, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Чтобы реализовать эту цель, нужно не только обновить содержание и технологии образования, но, прежде всего, подготовить учителя, способного решать эти сложные социально-педагогические задачи. Однако результаты психолого-педагогических и социологических исследований (В.А. Сластенин, В.С. Собкин, С.Г. Вершловский и др.) и анализ реальной школьной практики показывают, что не все учителя готовы к решению этих задач, ибо профессиональная компетентность современного учителя и его ментальность недостаточно соответствуют требованиям модернизации базового образования.
Необходимость устранения недостатков в профессиональной подготовке современного учителя актуализирует вопросы, связанные с содержанием педагогического образования. Особенно много проблем возникает в связи с преподаванием такого непростого школьного предмета как литература, который включает в себя не только знания о литературе, но и саму литературу (тексты) как вид искусства.
Нерешенные проблемы в области преподавания литературы, подготовки к нему словесников и возможности использования в этом процессе краеведения и определили выбор темы исследования.
В последние годы существенно изменился взгляд на школьное краеведение. Долгое время обращение к краеведению было фрагментарным, нередко носило утилитарный характер. Современный школьный литературный курс, построенный на культурологической основе с учётом регионализации образования, требует иного подхода: выделения в литературном краеведении основного и регионального компонента и включения их в процесс обучения.
Краеведение, становясь одним из стержней регионализации образования, неся интегративное начало, должно войти в вузовское литературное образование, ибо использование краеведения помогает формированию целостной картины мира в сознании будущих учителей-словесников и даёт возможность преподавателю повышать уровень компетентности, вырабатывать новые технологии в обучении литературе, что и определяет актуальность проблемы нашего исследования.
Краеведческий материал, кроме того, является эффективным средством проведения внутрипредметных связей на занятиях литературы, создания определенного эмоционального настроя, определения личностного отношения к литературному произведению.
Проблема проведения внутрипредметных связей стала разрабатываться в последние годы, и использование краеведческого материала как средства проведения внутрипредметных связей ещё не нашло достаточного теоретического обоснования и требует поисков новых, эффективных путей и приёмов включения его в систему вузовского и школьного литературного образования.
Важность и актуальность рассматриваемых проблем послужили основанием для выбора темы исследования: «Формирование профессиональной компетентности будущего учителя-филолога в области литературно-краеведческой деятельности в системе непрерывного образования».
- поэтапного включения краеведения в процесс литературного образования (школьник – студент – учитель);
- целенаправленной подготовки к литературно-краеведческой деятельности будущих учителей-филологов через систему спецкурсов, спецсеминаров и т.д.;
- соблюдения системы включения краеведения в основной и региональный литературные курсы в деятельности учителя-филолога;
- регулярно организованного обмена опытом учителей для повышения уровня их профессиональной краеведческой компетентности.
Цели и гипотеза определили задачи исследования:
- изучить современное состояние проблемы использования краеведения в литературном образовании и компетентности учителя, занимающегося литературным краеведением;
- выявить состояние краеведческих знаний учащихся старших классов, студентов-филологов и учителей- словесников и определить значимость этих знаний в литературном образовании;
- определить цели, формы, условия, способы включения краеведения в учебный процесс на каждом этапе литературного образования;
- рассмотреть возможности проведения компетентным учителем-филологом уроков с использованием внутрипредметных связей краеведческого характера и выработать пути повышения педагогической компетентности к включению краеведения в учебный процесс;
- проверить экспериментально компетентность будущего учителя-филолога на этапе организации им элективного курса в школе.
Теоретической основой исследования послужили идеи и положения, разработанные в теории профессиональной педагогической подготовки (С.В. Алексеев, Ю.К. Бабанский, Вершловский, В.В. Краевский, Ю.Н. Кулюткин, Н.И. Пономарева, В.А. Сластёнин, М.Н. Скаткин, В.П. Соломин, Г.С. СухобскаяА.В. Усова, Н.М. Яковлева и др.); в теории общей и педагогической деятельности и развития личности (Б.Г. Ананьев, В.А. Андреев, Л.И. Божович, Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластёнин, Ю.Г. Иванов, В.А. Якунин и др.), в историко-культурной теории деятельности Л.С. Выготского, в теории моделирования и конструирования содержания образования педагогического процесса (В.П. Беспалько, Н.Ф. Талызина и др.), в концепции краеведческого подхода в обучении (А.В. Даринский, П.В. Иванов, А.Е. Сейненский; работы об учителе и его творчестве (Т.Г. Браже, М.Г. Качурин, В.А. Кан-Калик, А.К. Маркова и др.)
Методологическую основу исследования составили философские положения о всеобщей связи, взаимообусловленности, развитии и целостности явлений и процессов, педагогические концепции личностно-деятельностного и функционально-системного подхода; основополагающие труды по педагогике, психологии, литературоведению, методике преподавания литературы.
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач применялись теоретические и эмпирические методы. Методы теоретического и экспериментального исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, вузовских и школьных программ, учебно-методических трудов, констатирующий и формирующий эксперимент. Методы эмпирического исследования: наблюдение за учебным процессом, беседы с учителями и студентами; анкетирование и анализ работ; статистические методы обработки данных и контрольная проверка выдвигаемой гипотезы.
1. Изучено литературное наследие Курманаевского района Оренбургской области и определены педагогические пути его использования в обучении литературе.
2 Установлена зависимость осуществления внутрипредметных связей в процессе получения региональных знаний краеведческого характера от компетентности учителя.
3. Представлена литературная разработка занятий элективного курса как этапа роста компетентности учителя-словесника.
1. Теоретически определён и опытно-экспериментальным путём проверен комплекс педагогических условий для использования краеведения в обучении литературе, способствующий успешному развитию профессиональной компетентности в системе непрерывного образования.
2. Определены роль и место краеведения в профессиональной подготовке будущих учителей-филологов, разработаны пути повышения краеведческой компетенции учителя-словесника
3. Разработана программа элективного курса по литературному краеведению для студентов и старшеклассников (на материале Оренбургской области и одного из её районов – Курманаевского) и предложено её методическое обеспечение.
Основные теоретические и методические положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры русской классической литературы и методики преподавания литературы ОГПУ (2005,2006,2007,2008); на внутривузовских, всероссийских и международных конференциях: 1) Третьих Лазаревских чтениях: Традиционная культура сегодня: теория и практика: Всероссийская научная конференция с международным участием. Челябинск, 21-23 февраля 2006 г.; 2) на Бочкарёвских чтениях: XXX Зональная конференция литературоведов Поволжья. Самара, 6-8 апреля 2006 года; 3) на Всероссийской студенческой научной конференции, посвящённой 30-летию факультета педагогики и психологии РГУ им. С.А.Есенина « Обучение и воспитание школьников как фактор формирования личности» (Рязань, 15-16 февраля 2007 года); 4) на XXVIII преподавательской конференции «Современные факторы повышения качества профессионального образования» (Оренбург, 2007); 5) на XXIX преподавательской научно-практической конференции «Интеграция науки и образования как условие повышения качества подготовки специалистов» (Оренбург, апрель 2008); 6) на Четвёртых Лазаревских чтениях: Лики традиционной культуры: прошлое, настоящее, будущее: Международная научная конференция. Челябинск, 15-17 мая 2008 г.; 7) на Всероссийской научно-практической конференции «Регионально ориентированные исследования филологического пространства» (Оренбург, 2008).
В первой главе «Теоретические основы использования краеведения в процессе литературного образования и формирование профессиональной компетентности будущего учителя-филолога в области этой деятельности», состоящей из четырёх параграфов, рассматриваются проблемы компетентности учителя, роль литературного краеведения в системе непрерывного образования школьников, студентов, учителей.
В работе представлена историография проблемы, её терминологическое поле и основные теоретические положения, прослеживаются подходы к использованию краеведения в системе непрерывного литературного образования.
Эффективность преподавания литературы определяется компетентностью учителя. Компетентность понятие многоаспектное и многогранное. Говоря о содержательной стороне этого понятия, мы особое внимание уделили литературно-краеведческой подготовке учителя. Современное педагогическое понятие компетентность определяется как адекватная ориентация человека в определенной области деятельности.
Мы вслед за А.Л.Бусыгиной, А.К. Марковой, считаем, что профессионально компетентным является такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности учащихся.
Для того чтобы преподавать литературу с учетом современных требований, нужно разобраться в том, какими компетенциями должен обладать будущий учитель-филолог и определить место в них краеведения.
Большую роль краеведение может сыграть в профессионально-педагогических компетенциях, которые позволяют личности применить свои организаторские, конструктивные способности к использованию теоретических и методологических основ своей профессии. Безусловно, литературно-краеведческие знания входят в общенаучные компетенции, которые дают общее направление и профессионального и культурного развития личности.
Особое внимание в своём исследовании мы уделили определению и содержанию термина «литературное краеведение».
Во второй половине XX века учеными-краеведами и методистами Э.Г.Беккером, Н.А. Милоновым, А.Г. Прокофьевой, М.Д. Янко и др. были определены основные направления в использовании литературного краеведения в учебном процессе, которые учитываются в нашем исследовании.
Литературное краеведение играет значительную роль в развитии познавательных интересов, даёт возможность студентам и учащимся проявить себя и реализовать через систему занятий, факультативов, элективных курсов.
Проанализировав современное состояние проблем развития компетентности учителя литературы, использования литературного краеведения в учебном процессе, мы определили место и роль краеведения в литературном образовании школьника – студента – учителя. Современные исследования свидетельствуют о том, что студенту-филологу необходимы литературно-краеведческие знания и умения для дальнейшей профессиональной деятельности.
Говоря о непрерывности системы литературного образования, вслед за А.Г. Прокофьевой мы выделяем в краеведении основной и региональный компоненты и останавливаемся на более узком понимании регионального компонента. Опираясь на современную концепцию использования краеведения в преподавании литературы на основе художественного осмысления пространства, мы рассматриваем два пути использования краеведения.
Во-первых, местный материал, привлекаемый обычно лишь как дополнительные сведения, в силу значимости их для определенного региона, является основой для развития регионального компонента литературного образования.
Во-вторых, имеется достаточно литературно-краеведческого материала, который является важным источником познания русской литературы и должен быть выделен как один из основных компонентов в основном курсе российского литературного образования.
На основе опыта краеведческой работы в ряде областей России, местных образовательных концепций и анализа краеведческих пособий, данных нашего эксперимента мы делаем вывод о необходимости системного, последовательного изучения литературы родного края в контексте литературы всероссийской, классической и подготовки к этой работе учителя литературы со студенческой скамьи.
Формирование профессиональной компетентности будущего учителя-филолога в области литературно-краеведческой деятельности в системе непрерывного образования
12 10 2014
5 стр.
Организация непрерывного образования в системе «школа – вуз» в современной России 7
13 10 2014
9 стр.
Формирование у будущих учителей технологии профессиональной компетентности по руководству творческой деятельностью школьников
15 12 2014
3 стр.
15 12 2014
4 стр.
25 09 2014
5 стр.
Главные характеристики уровня (профессионализм, мастерство, результативность, индивидуальность)
11 09 2014
1 стр.
Сборник «Материалы деятельности городской школы молодого учителя «Учитель как менеджер-организатор образовательного процесса» определяет условия, обуславливающие повышение професси
16 12 2014
5 стр.
Я-концепции. Развитость я-концепции педагога, то есть его индивидуальной модели собственной профессиональной деятельности, ее целей и средств, связана с глубинными психологическим
25 09 2014
1 стр.