Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2 ... страница 8страница 9
Наталья Александровна КОНДРАТЕНКО

кандидат социологических наук,

доцент кафедры социологии и политологии

ФГБОУ ВПО Тульский государственный университет

Особенности организации непрерывного образования в системе «школа-вуз» в современной России

Содержание



Введение 3

Глава 1. Организация непрерывного образования в системе «школа – вуз» в современной России 7

1.1. Профилизация образования на старшей ступени школы как механизм подготовки к непрерывному образованию 7

1.2. Компетентностный подход в образовании как условие эффективной подготовки к продолжению образования 31

Глава 2. Оптимизация процесса функционирования непрерывного образования в системе «школа – вуз» 52

2.1. Региональные тенденции развития профильной школы 52

2.2 Обеспечение преемственности общего среднего (полного) и высшего профессионального образования 76

Заключение 108

Библиография 113

Приложения 133




Введение

В условиях гуманизации, гуманитаризации, информатизации современного общества образование становится наиболее приоритетной ценностью, обеспечивающей социальную мобильность, адаптивность, конкурентоспособность личности, что предопределяет необходимость всеобщности, доступности, непрерывности образования.

Непрерывность образования особенно актуализируется в трансформирующихся обществах, к которым принадлежит современная Россия. Ее интеграция в единое информационно-образовательное пространство детерминирует реализацию концепции непрерывного образования с учетом социокультурной специфики страны. Непрерывное образование определено в Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2006 – 2010 годы как «процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение всей жизни на основе использования системы государственных и общественных институтов и в соответствии с потребностями личности и общества»1.

Подготовку к непрерывному образованию следует рассматривать как одну из основных социальных функций института образования. Особенно важным является реализация этой функции на стадии перехода от общего среднего (полного) к высшему профессиональному образованию, поскольку на данном этапе формируются мотивы и необходимые компетентности для обучения в течение жизни. В настоящее время институт образования в России не в полной мере выполняет обозначенную функцию, теоретические положения концепции не достаточно эффективно реализуются на практике, что обуславливает несоответствие качества подготовки выпускников школ требованиям, предъявляемым на высшей ступени образования, снижает эффективность взаимодействия профессионального образования и рынка труда.

Все вышеизложенное определяет теоретическую и практическую важность изучения подготовки к непрерывному образованию для оптимизации этого процесса в условиях трансформации современного российского общества.

В основе исследования лежат положения и выводы ведущих российских и западных ученых, специализирующихся в области непрерывного образования. Анализ базировался на совокупности принципов, приемов и методов, применяемых в социологии, социальной педагогике, социальной психологии и социологии молодежи. Использовались институциональный и структурно-функциональный подходы, сравнительный и системный анализы, а также такие методы исследования, как анализ статистических данных, вторичный анализ результатов исследования. При сборе эмпирических данных применялись методы опроса (массовый и экспертный) и анализ документов.



Эмпирическую базу работы составили социологические исследования, выполненные в 2000 – 2007 годах, в том числе при участии и под руководством автора.

    • «Социально-педагогический мониторинг системы среднего образования г. Тулы» (2001 – 2007 гг.): мониторинг (массовый опрос, анкетирование). Руководители: И.В. Беляева, Н.А. Кондратенко. Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования взрослых – Информационно-аналитический центр г. Тулы (МОУ ДОВ – ИАЦ г. Тулы): Общий массив опрошенных – 2000 человек. Выборка репрезентативна по полу и возрасту. Ошибка выборки не превышает 3 %.

    • «Участие школьников г. Тулы в конкурсах различного уровня в 2006 – 2007 учебном году» (2007 г.): экспертный опрос. Руководители: О.И. Подкопаева, Н.А. Кондратенко; МОУ ДОВ ИАЦ г. Тулы. Объем выборочной совокупности – 78 человек. Ошибка выборки не превышает 3 %.

    • «Социальная адаптация студентов к общественным переменам в России» (2001 – 2007 гг.): мониторинг (массовый опрос, анкетирование). Руководитель: И.А. Батанина. Лаборатория социально-политических исследований ТулГУ. Общий массив опрошенных – 1300 человек. Выборка репрезентативна по полу и возрасту. Ошибка выборки не превышает 3 %.

    • «Оценка эффективности приоритетного национального проекта «Образование» в школах, победивших в конкурсных отборах в 2006 – 2007 годах и внедряющих инновационные программы» (2007 г.): экспертный опрос. Руководители: А.С. Панин, Н.А. Кондратенко. МОУ ДОВ – ИАЦ г. Тулы. Объем выборочной совокупности – 16 человек. Ошибка выборки не превышает 3 %.

    • «Качественные и количественные показатели деятельности образовательных учреждений г. Тулы» (2004 – 2006 гг.): мониторинг (экспертный опрос). Руководители: И.В. Беляева, Н.А. Кондратенко, МОУ ДОВ – ИАЦ г. Тулы. Общий массив опрошенных – 240 человек. Ошибка выборки не превышает 3 %.

    • «Вопросы преемственности общего среднего и высшего профессионального образования в г. Туле» (2006 г.): массовый опрос (анкетирование). Руководители: И.А. Батанина, И.В. Беляева, Н.А. Кондратенко; Лаборатория социально-политических исследований ТулГУ, МОУ ДОВ – ИАЦ г. Тулы. Объем выборочной совокупности – 900 человек. Выборка репрезентативна по полу и возрасту. Ошибка выборки не превышает 3 %;

    • «Осуществление инновационной деятельности и использование современных образовательных технологий в общеобразовательных учреждениях г. Тулы» (2006 г.): экспертный опрос. Руководители: Л.А. Исаева, О.И. Подкопаева, Н.А. Кондратенко. МОУ ДОВ – ИАЦ г. Тулы. Объем выборочной совокупности – 78 человек. Ошибка выборки не превышает 3 %.

    • «Современная система образования» (2004 г.): массовый опрос (анкетирование). Руководитель: Шумилова О.Е. Лаборатория социологических исследований и изучения общественного мнения МУ Центр социально-психологической помощи молодежи «Шанс». Объем выборочной совокупности – 248 человек. Выборка репрезентативна по полу и возрасту. Ошибка выборки не превышает 3 %.

    • «Социально-психологический портрет абитуриента» (2000 – 2001 гг.) мониторинг. Руководитель: И.А. Батанина, лаборатория социально-политических исследований ТулГУ. Общий массив опрошенных – 608 человек. Выборка репрезентативна по полу и возрасту. Ошибка выборки не превышает 3 %.

Для комплексного освещения проблемы исследования использовались также и другие источники информации: данные федеральной и региональной статистики; официальные документы федеральных и региональных органов власти Российской Федерации; материалы межведомственных комиссий, аналитические доклады и записки по интересующей проблематике.

Положения и выводы монографии дополняют сферу научного познания о механизмах, формах, критериях эффективности и методах исследования такой социальной функции института образования, как подготовка к непрерывному образованию, позволяют расширить основу для дальнейших теоретических и практических разработок проблемы. Выводы и предложения могут найти применение в практической деятельности образовательных учреждений. Материалы исследования могут быть использованы законодательными органами федерального, регионального уровней при подготовке предложений по реформированию системы образования. Результаты исследования могут быть включены в разработку учебных курсов по общей и прикладной социологии, а также социологии образования и социологии молодежи.



следующая страница>


Особенности организации непрерывного образования в системе «школа-вуз» в современной России Содержание глава Организация непрерывного образования в системе «школа – вуз»

Организация непрерывного образования в системе «школа – вуз» в современной России 7

1740.67kb.

13 10 2014
9 стр.


Педагогическая готовность учителя-исследователя к диагностико-технологической деятельности в условиях диверсификации образования (в системе «вуз интернатура») 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
710.1kb.

15 12 2014
4 стр.


Саулин Василий Иванович формирование профессиональной компетентности будущего учителя-филолога в области литературно-краеведческой деятельности в системе непрерывного образования

Формирование профессиональной компетентности будущего учителя-филолога в области литературно-краеведческой деятельности в системе непрерывного образования

480.05kb.

12 10 2014
5 стр.


Программа IX международной научно-практической конференции

«проблемы экономики, информатизации, обучения и воспитания в системе непрерывного образования»

202.72kb.

13 10 2014
1 стр.


Астана, 2005 Введение Концепция непрерывного педагогического

Непрерывного педагогического образования педагога новой формации республики казахстан (проект)

227kb.

14 12 2014
1 стр.


Воспитания в системе непрерывного образования республики казахстан

Республикасы үздіксіз білім беру жүйесіндегі тәрбие тұжырым-дамасы Білім және ғылым Министрінің № бұйрығымен бекітіліп, Республиканың үздіксіз білім беру ұйымдарына ұсынылады

605.93kb.

17 12 2014
4 стр.


Воспитания в системе непрерывного образования республики казахстан

Республикасы үздіксіз білім беру жүйесіндегі тәрбие тұжырымдамасы Қр білім және ғылым Министрінің 2009 жылғы 16 қарашадағы №521 бұйрығымен бекітіліп, Қазақстан Республикасының үзді

245.94kb.

15 10 2014
1 стр.


Анализ воспитательной работы гбоу санаторная школа-интернат №76 северного окружного управления образования департамента образования г. Москвы за 2011/2012 учебный год

Гоу санаторная школа-интернат №76 работает под руководством директора школы, заслуженного учителя России Гордеевой З. В

336.26kb.

16 12 2014
3 стр.