Уровни и категории учителя
|
Главные характеристики уровня (профессионализм, мастерство, результативность, индивидуальность)
|
Характер затруднений, недостатков, ошибок
|
Прогноз профессионального роста и рекомендации
|
1
|
2
|
3
|
4
|
6.
Учитель-
профессионал
|
Постоянное стремление к саморазвитию, наличие предыдущих позитивных уровней. Психолог, осуществляющий все поиски «от ученика» и для ученика; исследователь, умеющий изучить эффективность нового; новатор идей; мастер, владеющий багажом современной науки.
|
Затруднения преодолеваются с постоянным выигрышем; специальное создание ситуаций затруднений для совместного обсуждения с учениками путей их разрешения.
|
|
5.
Учитель
исследователь
|
Стремление и умение изучать и оценивать значимость своих идей или новых приёмов других учителей, оценивание эффективности, оптимальности выбора.
|
Затруднения, сопровождающие исследование.
|
|
4.
Учитель- новатор.
|
Поиск и использование отдельных оригинальных приёмов или целостных оригинальных систем обучения и воспитания. Творчество («открытие для других»). Эффективность в поисках нового. Чёткая ориентация на психическое развитие учащихся как главный результат труда. Индивидуальность.
|
Затруднения, сопровождающие поиск и внедрение нового в практику.
|
|
3.
Учитель-мастер
|
Владение высшими образцами известных в науке и практике приёмов. Повседневное решение нестандартных педагогических задач («открытие для себя»). Устойчивая высокая эффективность. Оптимальность (работа без перегрузок). Стремление учитывать развитие учащихся. Передача опыта другим учителям.
|
Затруднения и даже ошибки может использовать для достижения хорошего результата и постановки новых целей.
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
2.
Учитель
|
Овладение основами профессии, применение известных в науке и практике приёмов. Повседневное решение нестандартных задач («открытие для себя»). Положительная результативность и эффективность. Преимущественная ориентация на знания (а не на развитие) учащихся.
|
Затруднения при овладении новыми профессиональными приёмами побуждают думать, указывают на слабые места.
|
|
1. Учитель-стажёр (после
ВУЗа)
|
Вхождение в практику профессии, опробование своих сил. Первые положительные результаты.
|
Затруднения и недостатки, связанные с практическим освоением профессиональных знаний, умений и навыков, могут указывать на слабые места, могут тормозить, разрушать деятельность.
|
|
0. Профессию учителя лучше оставить
|
Отсутствие интереса к ученику, отсутствие интереса к профессии, к своему профессиональному развитию, отрицательная результативность, негативные последствия воздействия на ученика.
|
Устойчивые недостатки и ошибки без стремления осознать их причины и устранить.
|
|
С помощью предложенных в таблице эталонов оцените уровень своей профессиональной компетентности, отнесите себя к какой-либо категории профессионализма.
Диагностика характера педагогического общения (на основе методики В. А. Кан-Калика).
1
|
2
|
3
|
Открыт, не боится открыто выразить свои чувства
Динамичен, гибок в общении, легко разрешает возникшие проблемы, тушит возможные конфликты
Индивидуализирует общение с различными учащимися
Стимулирует инициативу
|
5 4 3 2 1
5 4 3 2 1
5 4 3 2 1
5 4 3 2 1
|
Думает только о престиже, старается во что бы то ни стало держаться за свою социальную роль
Не гибок, не видит проблем и не умеет заметить намечающегося конфликта
Общается только сверху вниз, одинаково со всеми, не дифференцируя своего общения
Авторитарен, не терпит возражений
|