Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Н.Г Красноруцкая

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО

РАЗВИТИЯ СТУДЕНТА - БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ

Гуманизация и личностная ориентация общего и высшего образования за­ставляют сегодня по новому осмыслить природу педагогической деятельнос­ти и пути подготовки к ней. Гуманизация педагогического образования пред­полагает реально функционирующую систему, обеспечивающую единство непрерывного общекультурного, социально-нравственного и профессиональ­ного развития личности будущего педагога. В этих условиях цель педагоги­ческого образования предстает как непрерывное общее и профессиональное развитие личности студента, как интеграция личностной позиции будущего педагога (мотивационно-ценностное отношение к педагогической деятельно­сти) и его профессиональных знаний и умений (профессиональная компетен­тность). Прежде всего, она должна быть направлена на преодоление наблюда­ющего разрыва между учителем-человеком, гражданином и учителем-специа­листом. Это единство характеризуется таким уровнем развития личности бу­дущего учителя, на котором действия и поступки детерминируются не столько внешними обстоятельствами, сколько опосредуются внутренними условиями, самосознанием, мировоззрением, установками, всем характером мотиваци-онно-потребностной сферы.

Личностное развитие и профессиональный рост педагога как органичес­кое единство возможно тогда, когда в процессе профессионализации (выбор профессии педагога, профессиональное обучение, осуществление педагоги­ческой деятельности), осуществляется целенаправленное разрешение ряда противоречий. Прежде всего, это противоречие, возникающее в смысловом пространстве личности между актуализирующимся в индивидуальном созна­нии эталоном личности педагога и Я-концепции. В этом случае Я-концепция является ядром, и, соответственно, вершиной жизненных смыслов. Эталон личности педагога, становясь целью его развития, постепенно занимает место на вершине смысловой иерархии, подчиняя своим параметрам, как смысло­вое пространство педагога, так и пространства объективных явлений. Таким образом, становление педагога как профессионала во многом опосредовано развитием его Я-концепции. Развитость Я-концепции педагога, то есть его ин­дивидуальной модели собственной профессиональной деятельности, ее целей и средств, связана с глубинными психологическими механизмами становле­ния педагогического мастерства.

68

В связи с этим многие ученые придают особое значение глубинным регу­ляторам социальной ориентации учителя, ценностно-смысловым структурам его личности, ведущую роль среди которых играет профессиональное само­сознание. Новейшие философские, педагогические и психологические иссле­дования рассматривают профессиональное самосознание как генетически фундаментальную подструктуру личности, определяющую эффективность ее социального и профессионального поведения. Следовательно, профессиональ­но-личностное развитие студента во многом предопределяется уровнем его профессионального самосознания. Профессиональное самосознание студен­та рассматривается в качестве сложной личностно-профессиональной Я-кон­цепции - системы представлений студента о самом себе как личности и буду­щем учителе, о социальном значении и личностном смысле педагогической деятельности.



За время обучения студента педагогической специальности происходит становление Я- концепции учителя. Осознание самого себя как субъекта педа­гогической деятельности составляет сущность профессионально-педагогичес­кого самосознания студента (Я-концепции}.

Результаты эмпирических исследований профессионально-педагогическо­го самосознания показывают, что эффективность преподавания, так или ина­че, предопределяется позитивной Я - концепцией учителя. Следовательно, со­вершенствование школьной системы образования необходимо начинать с пе­дагогического образования, с позитивного формирования Я-концепции студен­та. Роберт Берне по этому поводу отмечает, что гораздо проще способствовать позитивной трансформации Я-концепции студента, чем пытаться на более по­здних этапах менять установки и стиль преподавания учителей. Поэтому ха­рактер и направление личностного развития студентов - будущих учителей имеет не меньшую важность, чем его академические успехи.

Обращение к личности будущего педагога как субъекту общения, познания и социального творчества повышает и роль самого студента в освоении педа­гогической профессии. Перед каждым студентом стоят индивидуальные зада­чи: за время обучения развить в себе такие профессиональные качества, сфор­мировать такой уровень подготовки к работе по специальности, выработать в себе такие личностные качества, которые позволят решать сложные задачи образования и воспитания подрастающего поколения. Студенту сегодня необ­ходимо четко представлять цель и задачи своей деятельности, видеть пути профессионально-педагогического становления. Сегодня важно, чтобы студент осознавал, что новой школе нужен новый учитель, который может и хочет ра-ботать с детьми, создавать условия для их развития, который способен пробу­дить у учащихся потребность в саморазвитии и самообразовании.

69





Многочисленные исследования отмечают огромную силу позитивной Я-концепции учителя, которая способна выполнять мотивирующую роль, ори­ентировать на творчество в педагогической деятельности, развивать самопо­нимание, самооценку и самоконтроль в профессиональном и повседневном поведении. При этом успехи будущего педагога заключаются не только в том, чтобы быть лучшим студентом, отличником, а выражаются в активном отно­шении, как к собственным внутренним резервам, так и возможностям, кото­рые предоставляет образовательная система педагогического вуза.

Следовательно, для формирования профессионально-педагогического са­мосознания студента необходимы условия для самореализации личности пе­дагога, выявление его личностных качеств, потенциальных возможностей, своеобразия педагогического поведения и деятельности, оказания ему помо­щи в познании самого себя и своих возможностей, в его самодвижении к ко­нечному результату. Для этого необходимо получение информации о сложив­шейся Я - концепции - образа студента о самом себе как будущем учителе.

В этих целях было проведено исследование среди студентов 1-5 курсов педагогического факультета, обучающихся по специальности учитель техно­логии и предпринимательства.

Изучение личности будущего учителя технологии, его мотивационно-цен-ностного отношения к приобретаемым знаниям и умениям, к будущей педаго­гической деятельности связано с качественными изменениями в трудовой под­готовке школьников, гуманизацией технологического образования, возросши­ми требованиями к профессиональным и личностным качествам учителя тех­нологии, с одной стороны, и дефицитом образованности, профессиональной компетентности, духовности и индивидуальности, с другой.

Целью исследования являлось:


  • исследование системы представлений студентов специальности "Техноло­
    гия и предпринимательство" о своем профессионально-личностном уровне;

  • получение информации о студенте для создания портрета личности сту-­
    дента как будущего учителя технологии и внедрения в практику рекоменда­
    ций, направленных на стимулирование личностного и профессионального раз­
    вития и саморазвития студента.

Исходя из специфики профессиональной подготовки будущего учителя тех­нологии, требований к его профессионально-личностным качествам, были выделены следующие компоненты структуры профессионального самосозна­ния (Я-концепции) студента - будущего учителя технологии:

  • мотивационно-ценностное отношение к педагогической деятельности;

  • уровень самовосприятия самого себя как будущего учителя технологии;

  • самооценка профессионально-важных качеств учителя технологии;
    система профессиональных приоритетов, идеалов.

70

На этом основании, в качестве диагностируемых показателей уровня сфор­мированное™ профессионально-педагогического самосознания студентов выделены: мотивация, личностный смысл педагогической деятельности, опыт рефлексии, представленность в структуре Я-концепции профессиональной са­мооценки, сформированность профессиональных идеалов.

В результате исследования с использованием батареи тестовых методик, состоящих из тестов, анкет, опросников, а также метода контент-анализа "Кто Я", рефератов, сочинений, были получены следующие результаты:

Таблица 1

№ п/п

Показатели

Низкий уровень в %

Средний уровень в%

Высокий уровень

в%


1.

Мотивация

36

48

16

2.

Смысл педагогической деятельности

38

48

14

3.

Рефлексия

40

46

14

4.

Самооценка

35

41

24

5.

Профессиональные идеалы

41

37

22

Мотивационный показатель выявлен на основе изучения мотивов выбора профессии учителя технологии и мотивов обучения по специальности "Тех­нология и предпринимательство". Анализ мотивов выбора специальности "учи­тель технологии" показал, что 43% опрошенных студентов 3-5 курсов выбра­ли эту специальность, исходя из интереса к предмету, наличия у них склонно­стей и способностей к педагогической деятельности, что свидетельствует об их социально-педагогической направленности. Остальные - 57% студентов мотивируют свой выбор желанием иметь высшее образование, престижным названием специальности, возможностью по окончании вуза иметь гаранти­рованное место работы, сложившимися обстоятельствами. Данная группа мо­тивов не является показателем педагогической направленности личности. Ис­следования среди студентов вузов России также показывают, что только около половины поступающих в педагогические вузы, имеют интерес к профессии педагога или склонности к педагогической профессии.

Изучение мотивов учения студентов показали, что студенты 3-5 курсов учат-ся исходя из своего познавательного интереса (24 %); стремления лучше под-

71

готовиться к самостоятельной педагогической деятельности (21 %), чтобы*

получить диплом (17 %).

Сопоставляя мотивы выбора педагогической профессии с мотивами уче­ния по специальности, можно сделать вывод, что мотивы выбора профессии в большей степени опосредуют мотивы учения студента на педагогическом фа­культете КГУ.

Следующий показатель - смысл педагогической деятельности рассматри­вается нами как отношение студента к данному виду деятельности. Как видно из таблицы для 38% опрошенных студентов специальности "Технология и предпринимательство" педагогический труд не стал личностно значимым, не является делом, которому они хотят посвятить свою жизнь.

Современное представление Я-концепции учителя характеризуется таким понятием как рефлексия. Это связано с тем, что отличительной чертой педаго­гической деятельности является ее высоко рефлексивный характер. Рефлек­сия представляет собой конструирование и удержание определенного образа Я. Типичными признаками рефлексии учителей является адекватная и крити­ческая оценка многообразных сторон собственной личности и педагогичес­кой деятельности, ясное понимание причин своих творческих успехов и не­удач, продвижения развития у себя новых знаний и умений.

Исследование уровня развития рефлексии у студентов специальности "Тех­нология и предпринимательство" проводилось с помощью теста и метода кон­тент-анализа "Кто Я?" По данным исследования у 40% опрошенных студен­тов рефлексия развита слабо. Только 18 % студентов в своих самоописаниях указали профессионально важные качества учителя технологии.

Наиболее высокий рейтинг среди всех показателей имеет самооценка сту­дентов своих личностных и профессиональных качеств. Это свидетельствует о том, что студенты в своем большинстве понимают те требования, которые предъявляет к ним общество. Интерес представляет самооценка студентов уровня своих знаний по профилирующим дисциплинам, 51% опрошенных студентов отметили, что их вполне удовлетворяют знания, 32% выпускников самокритично оценивают свою готовность к будущей профессиональной дея­тельности.

Сформированность профессионального идеала будущего учителя в нашем исследовании является также важным показателем профессионально-личнос­тного развития студента, его профессионального самосознания. Из данных, представленных в таблице видно, что 37% исследуемых студентов не имеют ясного представления об эталоне современного учителя, 41% имеют неустой­чивый идеал, и только 12% студентов имеют представление об эталоне учите­ля технологии. В ответах на вопрос, какими личностными качествами должен

72
обладать учитель технологии, студенты младших курсов выделили эмоцио­нальные качества учителя (терпение, доброта, упорство, любовь к детям). Стар­шекурсники выделили профессиональную направленность личностных качеств (организованность, требовательность к себе и ученикам, профессионализм, деловитость, образованность, знание предмета).

Таким образом, на основании проведенных исследований сформирован­ности у студентов профессионально-педагогического самосознания (Я-кон­цепции учителя) можно сделать следующий вывод: большинство исследуемых студентов 3-5 курсов имеют средний уровень сформированности профессио­нального самосознания, который характеризуется невысоким показателем сформированности рефлексивных процессов, ограниченным представлением о самом себе как личности и как о будущем учителе технологии, они невысо­кого мнения о достоинстве и значении своей профессии, но достаточно само­критично оценивают уровень развитости своих личностных и профессиональ­ных качеств.

Данные исследования позволили сделать ряд рекомендаций:



  • организация самопознания профессионально-личностных качеств на за­
    нятиях педагогики, психологии, методики преподавания технологии, во время
    прохождения педагогической практики;

  • использование различных форм, методов формирования адекватного оце­
    ночного отношения к себе и к другим, развития самооценки профессионально
    важных качеств учителя технологии (деловые игры, творческие проекты, тре­
    нинги, педпрактика, самохарактеристика, составление профессиограмм и др.);

  • включение в программу подготовки учителей вопросы психологического
    консультирования.

Калмыцкий государственный университет

Современное студенчество: социальные ценности и нравственные ориентации. Элиста: КалмГУ, КТИ (филиал) ПГТУ, 2005. – 132с.




                                                                                                                   73

Профессиональное самосознание как средство профессионально-личностного развития студента будущего учителя технологии

Я-концепции. Развитость я-концепции педагога, то есть его ин­дивидуальной модели собственной профессиональной деятельности, ее целей и средств, связана с глубинными психологическим

108.85kb.

25 09 2014
1 стр.


Мбдоу г. Новосибирска «Детский сад №6«Остров детства» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально – личностного развития детей»

Кроме того, экологическое воспитание можно и нужно рассматривать как одну из составных частей социально – личностного развития ребенка – дошкольника, которое является одним из прио

203.52kb.

16 12 2014
1 стр.


Сборник публикаций моу «нмц», «Инновационная деятельность как условие профессионально-творческого развития и саморазвития», Губкин 2006 «Изучение фоновой темы по математике «Многогранники»

«Использование элементов технологии учебных циклов Г. Г. Левитаса на уроках русского языка»

132.88kb.

13 10 2014
1 стр.


Название проблемной группы «Тьюторское сопровождение одарённых учащихся»

Методическая тема «Технология тьюторского сопровождения учащихся как средство реализации личностного потенциала учащихся»

68.49kb.

08 10 2014
1 стр.


Основные направления социально-личностного развития детей в дошкольном образовательном учреждении

В соответствии с «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» обеспечение социально-личностного развития детей одна из задач дошкольного образования

50.03kb.

17 12 2014
1 стр.


Темы рефератов: Типы лидеров Теории лидерства Деиндивидуализация в организациях и самосознание Групповое мыщление

Механизм создания имиджа лидера, социальные технологии, харизма как социальное явление

36.55kb.

10 10 2014
1 стр.


Трансформатор будущего

Актуальность исследования. Одной из первоочередных задач развития экономики любой страны является стимулирование перехода на энергосберегающие технологии. Не секрет

237.07kb.

13 10 2014
1 стр.


Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников

И в каждом огромный запас положительной энергии, направленный на созидание, а не на разрушение. Использование фольклора на занятиях позволяет детям сравнить «как было» и «как есть»

43.42kb.

14 12 2014
1 стр.