Н.Г Красноруцкая
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ
КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО
РАЗВИТИЯ СТУДЕНТА - БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ
Гуманизация и личностная ориентация общего и высшего образования заставляют сегодня по новому осмыслить природу педагогической деятельности и пути подготовки к ней. Гуманизация педагогического образования предполагает реально функционирующую систему, обеспечивающую единство непрерывного общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности будущего педагога. В этих условиях цель педагогического образования предстает как непрерывное общее и профессиональное развитие личности студента, как интеграция личностной позиции будущего педагога (мотивационно-ценностное отношение к педагогической деятельности) и его профессиональных знаний и умений (профессиональная компетентность). Прежде всего, она должна быть направлена на преодоление наблюдающего разрыва между учителем-человеком, гражданином и учителем-специалистом. Это единство характеризуется таким уровнем развития личности будущего учителя, на котором действия и поступки детерминируются не столько внешними обстоятельствами, сколько опосредуются внутренними условиями, самосознанием, мировоззрением, установками, всем характером мотиваци-онно-потребностной сферы.
Личностное развитие и профессиональный рост педагога как органическое единство возможно тогда, когда в процессе профессионализации (выбор профессии педагога, профессиональное обучение, осуществление педагогической деятельности), осуществляется целенаправленное разрешение ряда противоречий. Прежде всего, это противоречие, возникающее в смысловом пространстве личности между актуализирующимся в индивидуальном сознании эталоном личности педагога и Я-концепции. В этом случае Я-концепция является ядром, и, соответственно, вершиной жизненных смыслов. Эталон личности педагога, становясь целью его развития, постепенно занимает место на вершине смысловой иерархии, подчиняя своим параметрам, как смысловое пространство педагога, так и пространства объективных явлений. Таким образом, становление педагога как профессионала во многом опосредовано развитием его Я-концепции. Развитость Я-концепции педагога, то есть его индивидуальной модели собственной профессиональной деятельности, ее целей и средств, связана с глубинными психологическими механизмами становления педагогического мастерства.
68
В связи с этим многие ученые придают особое значение глубинным регуляторам социальной ориентации учителя, ценностно-смысловым структурам его личности, ведущую роль среди которых играет профессиональное самосознание. Новейшие философские, педагогические и психологические исследования рассматривают профессиональное самосознание как генетически фундаментальную подструктуру личности, определяющую эффективность ее социального и профессионального поведения. Следовательно, профессионально-личностное развитие студента во многом предопределяется уровнем его профессионального самосознания. Профессиональное самосознание студента рассматривается в качестве сложной личностно-профессиональной Я-концепции - системы представлений студента о самом себе как личности и будущем учителе, о социальном значении и личностном смысле педагогической деятельности.
За время обучения студента педагогической специальности происходит становление
Я- концепции учителя. Осознание самого себя как субъекта педагогической деятельности составляет сущность профессионально-педагогического самосознания студента
(Я-концепции}.
Результаты эмпирических исследований профессионально-педагогического самосознания показывают, что эффективность преподавания, так или иначе, предопределяется позитивной Я - концепцией учителя. Следовательно, совершенствование школьной системы образования необходимо начинать с педагогического образования, с позитивного формирования Я-концепции студента. Роберт Берне по этому поводу отмечает, что гораздо проще способствовать позитивной трансформации Я-концепции студента, чем пытаться на более поздних этапах менять установки и стиль преподавания учителей. Поэтому характер и направление личностного развития студентов - будущих учителей имеет не меньшую важность, чем его академические успехи.
Обращение к личности будущего педагога как субъекту общения, познания и социального творчества повышает и роль самого студента в освоении педагогической профессии. Перед каждым студентом стоят индивидуальные задачи: за время обучения развить в себе такие профессиональные качества, сформировать такой уровень подготовки к работе по специальности, выработать в себе такие личностные качества, которые позволят решать сложные задачи образования и воспитания подрастающего поколения. Студенту сегодня необходимо четко представлять цель и задачи своей деятельности, видеть пути профессионально-педагогического становления. Сегодня важно, чтобы студент осознавал, что новой школе нужен новый учитель, который может и хочет ра-ботать с детьми, создавать условия для их развития, который способен пробудить у учащихся потребность в саморазвитии и самообразовании.
69
Многочисленные исследования отмечают огромную силу позитивной Я-концепции учителя, которая способна выполнять мотивирующую роль, ориентировать на творчество в педагогической деятельности, развивать самопонимание, самооценку и самоконтроль в профессиональном и повседневном поведении. При этом успехи будущего педагога заключаются не только в том, чтобы быть лучшим студентом, отличником, а выражаются в активном отношении, как к собственным внутренним резервам, так и возможностям, которые предоставляет образовательная система педагогического вуза.
Следовательно, для формирования профессионально-педагогического самосознания студента необходимы условия для самореализации личности педагога, выявление его личностных качеств, потенциальных возможностей, своеобразия педагогического поведения и деятельности, оказания ему помощи в познании самого себя и своих возможностей, в его самодвижении к конечному результату. Для этого необходимо получение информации о сложившейся Я - концепции - образа студента о самом себе как будущем учителе.
В этих целях было проведено исследование среди студентов 1-5 курсов педагогического факультета, обучающихся по специальности учитель технологии и предпринимательства.
Изучение личности будущего учителя технологии, его мотивационно-цен-ностного отношения к приобретаемым знаниям и умениям, к будущей педагогической деятельности связано с качественными изменениями в трудовой подготовке школьников, гуманизацией технологического образования, возросшими требованиями к профессиональным и личностным качествам учителя технологии, с одной стороны, и дефицитом образованности, профессиональной компетентности, духовности и индивидуальности, с другой.
Целью исследования являлось:
-
исследование системы представлений студентов специальности "Техноло
гия и предпринимательство" о своем профессионально-личностном уровне;
-
получение информации о студенте для создания портрета личности сту-
дента как будущего учителя технологии и внедрения в практику рекоменда
ций, направленных на стимулирование личностного и профессионального раз
вития и саморазвития студента.
Исходя из специфики профессиональной подготовки будущего учителя технологии, требований к его профессионально-личностным качествам, были выделены следующие компоненты структуры профессионального самосознания (Я-концепции) студента - будущего учителя технологии:
-
мотивационно-ценностное отношение к педагогической деятельности;
-
уровень самовосприятия самого себя как будущего учителя технологии;
-
самооценка профессионально-важных качеств учителя технологии;
система профессиональных приоритетов, идеалов.
70
На этом основании, в качестве диагностируемых показателей уровня сформированное™ профессионально-педагогического самосознания студентов выделены: мотивация, личностный смысл педагогической деятельности, опыт рефлексии, представленность в структуре Я-концепции профессиональной самооценки, сформированность профессиональных идеалов.
В результате исследования с использованием батареи тестовых методик, состоящих из тестов, анкет, опросников, а также метода контент-анализа "Кто Я", рефератов, сочинений, были получены следующие результаты:
Таблица 1
№ п/п
|
Показатели
|
Низкий уровень в %
|
Средний уровень в%
|
Высокий уровень
в%
|
1.
|
Мотивация
|
36
|
48
|
16
|
2.
|
Смысл педагогической деятельности
|
38
|
48
|
14
|
3.
|
Рефлексия
|
40
|
46
|
14
|
4.
|
Самооценка
|
35
|
41
|
24
|
5.
|
Профессиональные идеалы
|
41
|
37
|
22
|
Мотивационный показатель выявлен на основе изучения мотивов выбора профессии учителя технологии и мотивов обучения по специальности "Технология и предпринимательство". Анализ мотивов выбора специальности "учитель технологии" показал, что 43% опрошенных студентов 3-5 курсов выбрали эту специальность, исходя из интереса к предмету, наличия у них склонностей и способностей к педагогической деятельности, что свидетельствует об их социально-педагогической направленности. Остальные - 57% студентов мотивируют свой выбор желанием иметь высшее образование, престижным названием специальности, возможностью по окончании вуза иметь гарантированное место работы, сложившимися обстоятельствами. Данная группа мотивов не является показателем педагогической направленности личности. Исследования среди студентов вузов России также показывают, что только около половины поступающих в педагогические вузы, имеют интерес к профессии педагога или склонности к педагогической профессии.
Изучение мотивов учения студентов показали, что студенты 3-5 курсов учат-ся исходя из своего познавательного интереса (24 %); стремления лучше под-
71
готовиться к самостоятельной педагогической деятельности (21 %), чтобы*
получить диплом (17 %).
Сопоставляя мотивы выбора педагогической профессии с мотивами учения по специальности, можно сделать вывод, что мотивы выбора профессии в большей степени опосредуют мотивы учения студента на педагогическом факультете КГУ.
Следующий показатель - смысл педагогической деятельности рассматривается нами как отношение студента к данному виду деятельности. Как видно из таблицы для 38% опрошенных студентов специальности "Технология и предпринимательство" педагогический труд не стал личностно значимым, не является делом, которому они хотят посвятить свою жизнь.
Современное представление Я-концепции учителя характеризуется таким понятием как рефлексия. Это связано с тем, что отличительной чертой педагогической деятельности является ее высоко рефлексивный характер. Рефлексия представляет собой конструирование и удержание определенного образа Я. Типичными признаками рефлексии учителей является адекватная и критическая оценка многообразных сторон собственной личности и педагогической деятельности, ясное понимание причин своих творческих успехов и неудач, продвижения развития у себя новых знаний и умений.
Исследование уровня развития рефлексии у студентов специальности "Технология и предпринимательство" проводилось с помощью теста и метода контент-анализа "Кто Я?" По данным исследования у 40% опрошенных студентов рефлексия развита слабо. Только 18 % студентов в своих самоописаниях указали профессионально важные качества учителя технологии.
Наиболее высокий рейтинг среди всех показателей имеет самооценка студентов своих личностных и профессиональных качеств. Это свидетельствует о том, что студенты в своем большинстве понимают те требования, которые предъявляет к ним общество. Интерес представляет самооценка студентов уровня своих знаний по профилирующим дисциплинам, 51% опрошенных студентов отметили, что их вполне удовлетворяют знания, 32% выпускников самокритично оценивают свою готовность к будущей профессиональной деятельности.
Сформированность профессионального идеала будущего учителя в нашем исследовании является также важным показателем профессионально-личностного развития студента, его профессионального самосознания. Из данных, представленных в таблице видно, что 37% исследуемых студентов не имеют ясного представления об эталоне современного учителя, 41% имеют неустойчивый идеал, и только 12% студентов имеют представление об эталоне учителя технологии. В ответах на вопрос, какими личностными качествами должен
72
обладать учитель технологии, студенты младших курсов выделили эмоциональные качества учителя (терпение, доброта, упорство, любовь к детям). Старшекурсники выделили профессиональную направленность личностных качеств (организованность, требовательность к себе и ученикам, профессионализм, деловитость, образованность, знание предмета).
Таким образом, на основании проведенных исследований сформированности у студентов профессионально-педагогического самосознания (Я-концепции учителя) можно сделать следующий вывод: большинство исследуемых студентов 3-5 курсов имеют средний уровень сформированности профессионального самосознания, который характеризуется невысоким показателем сформированности рефлексивных процессов, ограниченным представлением о самом себе как личности и как о будущем учителе технологии, они невысокого мнения о достоинстве и значении своей профессии, но достаточно самокритично оценивают уровень развитости своих личностных и профессиональных качеств.
Данные исследования позволили сделать ряд рекомендаций:
-
организация самопознания профессионально-личностных качеств на за
нятиях педагогики, психологии, методики преподавания технологии, во время
прохождения педагогической практики;
-
использование различных форм, методов формирования адекватного оце
ночного отношения к себе и к другим, развития самооценки профессионально
важных качеств учителя технологии (деловые игры, творческие проекты, тре
нинги, педпрактика, самохарактеристика, составление профессиограмм и др.);
-
включение в программу подготовки учителей вопросы психологического
консультирования.
Калмыцкий государственный университет
Современное студенчество: социальные ценности и нравственные ориентации. Элиста: КалмГУ, КТИ (филиал) ПГТУ, 2005. – 132с.
73